Патенты автора Каримбаев Тельман Джамалдинович (RU)

Изобретение относится к способам изготовления деталей из композиционных материалов, а именно к способам изготовления преформ рабочих лопаток вентилятора авиационного двигателя из композиционного материала. Способ осуществляют путем того, что к основе поочередно пришивают стежками фиксирующей нити из арамидного материала множество слоев армирующего волокна. Причем предварительно формируют по меньшей мере две отдельные части преформы. Части, образующие внешнюю поверхность преформы, включают участок, образующий профильную часть лопатки, и участок, образующий хвостовик лопатки. При этом количество слоев армирующего волокна хвостовика лопатки превышает количество слоев армирующего волокна профильной части лопатки. Затем соединяют отдельные части преформы таким образом, чтобы на внешней поверхности преформы рабочей лопатки находился слой армирующего волокна с максимальным количеством стежков фиксирующей нити. Технический результат заключается в повышении стойкости хвостовика рабочей лопатки вентилятора из композиционного материала к фреттинг-износу. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к изготовлению металлической накладки для упрочнения передней кромки лопатки вентилятора. Осуществляют изготовление двух заготовок, диффузионную сварку заготовок в пакет с внутренней полостью, крутки и пневмоформовку пакета. Внутреннюю полость пакета формируют путем фрезерования заготовок с обеспечением профиля усиленной части накладки радиусом переменной величины и боковых стенок с заданной толщиной. Перед диффузионной сваркой в полость пакета устанавливают технологический вкладыш, повторяющий форму полости пакета с нанесенным на него антисварочным покрытием. Затем осуществляют сборку пакета и последующее вакуумирование его полости. В результате обеспечивается точная конфигурация внутренней полости накладки. 11 з.п. ф-лы, 6 ил., 2 пр.
Изобретение относится к технологии формования деталей, состоящих из композиционного материала на основе термоактивной матрицы, а именно к способу изготовления деталей из волокнистого полимерного композиционного материала. Способ изобретения включает операции: на одной из рабочих поверхностей жесткой пресс-формы собирают преформу из сухого волокнистого наполнителя и вспомогательных материалов, герметизируют собранную пресс-форму, осуществляют пропитку преформы при заданной температуре под действием вакуума, контролируют изменение температуры стеклования и охлаждение преформы. Удаление вспомогательных материалов осуществляют при достижении значения текущей температуры стеклования, превышающей комнатную температуру. После этого размещают на поверхности, пропитанной связующим преформы, жесткий пуансон, герметизируют пресс-форму, перемещают ее в рабочую камеру автоклава, повышают температуру в автоклаве до величины, обеспечивающей переход связующего в жидкое состояние. Затем дополнительно подают в пресс-форму через рабочую камеру автоклава связующее, повышают давление в автоклаве и окончательно уплотняют преформу до требуемого объема. Выдерживают и отверждают деталь при заданных температуре и давлении и извлекают последнюю из автоклава. Технический результат изобретения заключается в исключении увеличения пористости в виде расслоений, растрескиваний и насыщения воздухом объема наполнителя за счет удалении вспомогательных материалов с поверхности детали при температуре частичной полимеризации связующего. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области измерения, в частности определения механических свойств материалов. Способ заключается в возбуждении колебаний образца композиционного материала в виде прямоугольной пластины со свободными краями и определении частот и картин форм собственных колебаний пластины. Причем экспериментально полученные картины форм колебаний разделяют на три группы, к первой из которых относят формы колебаний пластины с узловыми линиями, параллельными меньшей стороне прямоугольной пластины, ко второй группе - формы колебаний с узловыми линиями, параллельными большей стороне пластины, и к третьей - с узловыми линиями, параллельными обеим сторонам пластины, а характеристики композиционного материала определяют путем перебора значений модуля упругости, модуля сдвига и коэффициента Пуассона, подставляя их в математическую модель пластины и сравнивая каждый раз вычисленную частоту колебаний для каждой формы колебаний с частотами и формами колебаний, полученными экспериментально. По частотам и формам колебаний, отнесенным к первой группе, определяют модуль упругости с индексом оси, параллельной большей стороне - Еx, по частотам и формам колебаний второй группы определяют модуль упругости с индексом оси, параллельной меньшей стороне - Еy, по частотам и формам третьей группы - модули сдвига Gxy, Gxz, Gyz. Определение девяти упругих постоянных (Еx, Еy, Еz, vxy, vxz,, Gxy, Gxz, Gyz) осуществляют в следующей последовательности: сначала осуществляют перебор значений модуля упругости, затем модуля сдвига и на заключительном этапе - коэффициента Пуассона. Перебор значений модуля упругости, модуля сдвига и коэффициентов Пуассона завершают в момент расчетного выявления всех экспериментально полученных форм и частот колебаний пластины. Техническим результатом является создание способа определения механических свойств ортотропного композиционного материала посредством возбуждения колебаний последнего. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении накладки передней кромки композиционной лопатки вентилятора газотурбинного двигателя. Заготовку из титанового сплава профилируют в вертикальной и горизонтальной плоскостях. После профилирования производят прямое выдавливание заготовки с формированием усиленной передней части накладки. При этом образуют запас материала для формирования боковых стенок накладки. Затем осуществляют обратное выдавливание заготовки с формированием боковых стенок накладки. В обоих случаях выдавливания используют штамп, пуансон и матрица которого имеют в поперечных сечениях основной формообразующий профиль. В вертикальной и горизонтальной плоскостях профиль пуансона и матрицы соответствует профилю заготовки в этих плоскостях. Далее в поперечных сечениях накладки формируют V-образный профиль боковых стенок путем гибки в штампе. Затем осуществляют профилирование усиленной передней части и боковых стенок накладки в изотермических условиях в режиме сверхпластичности титанового сплава и скручивание накладки но заданной пространственной кривой. В результате обеспечивается повышение прочности и надежности получаемой накладки. 5 з.п. ф-лы, 18 ил., 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области лопаточных машин, в частности к конструкции композиционных лопаток осевых вентиляторов и компрессоров авиадвигателей. Лопатка лопаточной машины содержит профилированное перо, комлевую часть, а также хвостовик типа «ласточкин хвост» и выполнена из ориентированных слоев композиционного материала, соединенных между собой связующим материалом. Хвостовик изготовлен с боковыми контактными поверхностями, вогнутыми с каждой стороны в тело лопатки. Боковые контактные поверхности хвостовика выполнены криволинейными как части наружной или внутренней поверхности тора и ограничены расположенной внизу хвостовика выпуклой поверхностью в виде части поверхности тора. В верхней части боковые контактные поверхности хвостовика соединены через боковые поверхности комлевой части с профилированными поверхностями пера. Изобретение позволяет уменьшить напряженность лопатки в зоне перехода пера в хвостовик, повысить прочность лопатки и снизить сдвиговые напряжения в хвостовике лопатки. 4 ил.

Изобретение относится к турбомашинам для газотурбинных двигателей, а более точно касается роторного узла для газотурбинного двигателя, оборудованного системой лопаток

Изобретение относится к области ракетных или реактивных двигательных установок

Изобретение относится к слоистым материалам, а более конкретно касается устройства для получения многослойной заготовки для изготовления слоистых изделий

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для экспериментального определения окружной прочности кольцевых элементов конструкций

Изобретение относится к конструкции рабочих колес из композиционного материала компрессора газотурбинного двигателя, преимущественно газотурбинного, и позволяет при его использовании снизить напряжения во всех элементах рабочего колеса за счет многопараметрической оптимизации напряжений

Изобретение относится к области производства прочных композиционных материалов

Изобретение относится к газотурбинным двигателям и может быть использовано в осевых вентиляторах, компрессорах и турбинах авиационных турбореактивных двигателей и наземных газотурбинных установок

Изобретение относится к области газотурбостроения, а именно к конструкциям рабочих лопаток осевых вентиляторов и компрессоров турбомашин, в частности газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области энергетики, а более точно касается ветровых энергетических установок, производящих электрическую энергию за счет использования силы потока воздуха

Изобретение относится к области газотурбостроения, а именно к конструкциям рабочих лопаток осевых компрессоров, в частности, газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно к изготовлению рабочих колес турбомашин, которые могут использоваться в средах с высокими и очень высокими температурами, в том числе и при отсутствии охлаждения, и, в частности, к изготовлению неметаллических рабочих колес турбин перспективных высокооборотных газотурбинных двигателей

 


Наверх