Патенты автора Позняк Михаил Иванович (RU)

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Щелевое уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса содержит корпус с уплотнительной поверхностью, плавающее кольцо, выполненное из отдельных секторов (6), уплотнительный выступ (5) центробежного колеса насоса и упругое демпферное кольцо (7). При этом кольцо (7) установлено коаксиально между уплотнительной поверхностью корпуса и наружной поверхностью плавающего кольца. Изобретение направлено на исключение механического касания элементов насоса о статорные элементы щелевого уплотнения и обеспечение безаварийной работы при прохождении первой критической (резонансной) скорости вращения ротора за счет гашения энергии колебаний центробежного колеса упругим демпферным кольцом. 4 ил.

Изобретение относится к области турбонасосостроения. В лопастном насосе 2 корпус 1 выполнен с коническим участком, в котором размещено рабочее колесо 3 с втулкой 4. Предвключенная осевая ступень 5 с лопастями 6 установлена перед входом в лопастной насос 2 и имеет длину , определяемую соотношением: , где Dн - наружный диаметр ступени, βлн - угол установки лопастей на входе на периферии. Повышаются кавитационные качества и кпд лопастного насоса при относительно невысоком напоре. 1 ил.
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в отраслях техники, где применяются газовые турбины, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Лабиринтное уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора газовой турбины, содержащее корпус, имеющий уплотнительную лабиринтную втулку и уплотнительный бандаж ротора газовой турбины, коаксиальный лабиринтной втулке. Причем уплотнительная лабиринтная втулка выполнена из отдельных секторов. Между лабиринтной втулкой и корпусом уплотнения установлено упругое демпферное кольцо. При этом уплотнительные выступы лабиринтной втулки размещены между выступами уплотнительного бандажа. Такое исполнение конструкции лабиринтного уплотнения газовой турбины исключает механическое касание элементов конструкции турбины о статорные элементы лабиринтного уплотнения и обеспечит безаварийную работу при прохождении первой критической (резонансной) скорости вращения ротора за счет гашения энергии колебания турбины упругим демпферным кольцом. 4 ил.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей с продолжительным временем работы при использовании любых компонентов топлива, как высококипящих, так и низкокипящих. Центробежная турбина содержит корпус, диск рабочего колеса центробежной турбины с лопаточным венцом и бандажом, сопловой аппарат, согласно изобретению на диске рабочего колеса центробежной турбины 3 с противоположной стороны от лопаточного венца 6 с бандажом выполнен выступ-противовес 5, образующий лабиринтное уплотнение 11 с корпусом турбины 1 и равный по массе лопаточному венцу с бандажом. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции, снижение веса ТНА, повышение надежности при длительной работе ТНА на высоких скоростях вращения и при высоких температурах рабочего тела после газогенератора, устранение осевой силы, действующей на турбину. 1 ил.

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в отраслях техники, где применяются газовые турбины, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Входной патрубок газовой турбины содержит кольцевой газовый коллектор, корпус турбины и центральную перегородку, размещенную на противоположной к входу в коллектор стороне. Центральная перегородка выполнена из двух частей с зазором, при этом одна ее часть соединена с кольцевым газовым коллектором, другая соединена с корпусом турбины. Зазор между частями выполнен в виде щелевого лабиринтного уплотнения. Изобретение позволяет повысить надежность входного патрубка газовой турбины на форсированных режимах с сохранением высоких энергетических показателей - к.п.д. и пропускной способности за счет обеспечения возможности «дышать» кольцевому газовому коллектору и исключить появление «паразитных» вихрей газа внутри коллектора, снижающих к.п.д. и пропускную способность турбины. 3 ил.

Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения. ТНА включает входной патрубок (1) пониженного давления, корпус (2) с размещенными в нем на валу центробежным насосом (3) и турбиной (4), подшипниковую опору (5), тормозное устройство. Тормозное устройство выполнено в виде оппозитно размещенных на корпусе (2) поршневых камер (6), в которых штоки (9) поршней (10) контактируют с диском турбины (4). Предпоршневые полости (7) камер (6) сообщены с выходом из насоса (2) первым трубопроводом (11), а через второй трубопровод (12) и жиклер (13) сообщены с входным патрубком (1), обеспечивая отвод штока (9) поршня (10) от соприкосновения с диском турбины (4) во время работы ТНА. В запоршневых полостях (8) камер (6) размещены возвратные пружины (14). Изобретение направлено на сохранение работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении ЖРД, что достигается уменьшением нагрева подшипников за счет сокращения выбега ротора от рабочих оборотов до его полного останова. 1 ил.

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет в качестве разгонных блоков многоразового включения и с продолжительным временем работы. Центробежный насос включает корпус (1) насоса, центробежное рабочее колесо (2), диффузорный канал (3) с языком (4) диффузора, подшипниковую опору (5). На периферии спирального одновиткового канала выполнены дополнительные полости (6), (7), перепускные отверстия (8) и перепускной трубопровод (9). При работе насоса жидкость из полости (6) через отверстия (8) сбрасывается через трубопровод (9) в полость (7), что обеспечивает равномерность эпюры давления под рабочим колесом (2). Это исключает «появление» радиальной силы, действующей на подшипниковую опору 5. Изобретение направлено на повышение работоспособности подшипниковой опоры ТНА при длительной работе на различных режимах по оборотам, что достигается значительным уменьшением радиальной силы, действующей на центробежное колесо и, следовательно, на подшипниковую опору. 3 ил.

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники. Изобретение направлено на расширение диапазона применения лопастного насоса по расходу жидкости при обеспечении надежного охлаждения подшипника и повышения антикавитационных качеств лопастного насоса. Для этого после винтового насоса (8) во входном коллекторе (2) входного патрубка (1) выполнена кольцевая камера (10), отверстиями (13) соединенная со щелями (12) лопаток (11) направляющего аппарата (3). За камерой (10), между коллектором (2) и валом (4) выполнено щелевое уплотнение (9). 3 ил.

Изобретение относится к турбонасосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД верхних ступеней ракет многоразового включения. Изобретение решает задачу работоспособности подшипников ТНА в условиях воздействия вакуума при многократном включении ЖРД, что достигается уменьшением нагрева подшипников. Для этого турбонасосный агрегат включает корпус 1, ротор с центробежным насосом 2, турбину 3, подшипниковую опору 4, входной патрубок насоса низкого давления 5, выход из насоса высокого давления 6, камеру высокого давления 7, трубопровод 8, обратный клапан 9 и жиклер 10. При останове двигателя давление за насосом падает до нуля. При этом закрывается обратный клапан 9 и жидкий компонент из камеры высокого давления 7 через жиклер 10 под действием паров компонента топлива поступает в подшипниковую опору, охлаждая подшипники. Использование изобретения позволит уменьшить нагрев подшипников, что улучшит условие их работы и повысит надежность многократного включения (запуска) двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к шнекоцентробежным насосам и может быть использовано в тех областях машиностроения, где требуется применение насосов, перекачивающих жидкости с содержанием растворенного и свободного газа. Изобретение решает задачу расширения диапазона кавитационной устойчивости насоса, повышает энергетические характеристики и уменьшает его массу и габариты. Для этого в шнекоцентробежном насосе, включающем корпус 1, дренажную полость 2, входной патрубок 3, вал ротора 4, шнек 5, центробежное колесо 7 и импеллер 8, вал 4 выполнен полым. Полая часть вала соединена отверстием 6 с межлопаточным каналом шнека, а отверстием 9 с полостью импеллера. Полость импеллера щелевым зазором по валу 11 соединена с полостью дренажа 2. Использование изобретения расширяет диапазон кавитационной устойчивости работы насоса, повышает энергетические характеристики и снижает массу и габариты насоса. 1 ил.

Изобретение относится к центробежным насосам и может быть использовано в тех областях машиностроения, где требуется применение насосов с очень высокими антикавитационными свойствами. Шнекоцентробежный насос включает ротор, на валу (1) которого последовательно установлены бустерный шнек (2), подшипниковая опора (3) на пилонах (4), предвключенный шнек (5) и центробежное колесо (6). Между бустерным и предвключенным шнеками (2), (5) размещен направляющий лопаточный аппарат (7), который совмещен с пилонами (4) подшипниковой опоры (3). Входная и выходная части лопаток направляющего аппарата (7) загнуты по направлению вращения ротора. Изобретение направлено на повышение всасывающей способности насоса и кавитационного коэффициента быстроходности. 2 ил.

НАСОС // 2491449
Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в ТНА ракетной техники

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в турбонасосных агрегатах ракетной техники

Изобретение относится к конструкции сопловых аппаратов малорасходных активных турбин с парциальным подводом газа и может быть использовано в энергетическом машиностроении

Изобретение относится к конструкции насосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и может быть использовано в авиационной и ракетной технике

Изобретение относится к роторным гидромашинам объемного вытеснения и может быть использовано в общем машиностроении

Изобретение относится к конструкции осевого насоса и может быть использовано в насосостроении

Изобретение относится к роторным гидромашинам объемного вытеснения и может быть использовано в общем машиностроении

Изобретение относится к роторным гидромашинам объемного вытеснения и может быть использовано в общем машиностроении

Изобретение относится к роторным гидромашинам объемного вытеснения и может быть использовано в общем машиностроении

 


Наверх