Патенты автора Шаталов Константин Васильевич (RU)

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к стандартным образцам. Предложен стандартный образец для метрологического обеспечения измерений термоокислительной стабильности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, содержащий химически чистый н-ундекан, характеризующийся тем, что дополнительно содержит додекан при следующем соотношении компонентов, мас.%: н-ундекан 15,0 и додекан 85,0. Также предложен стандартный образец, содержащий химически чистый н-ундекан, химически чистый додекан и химически чистое сераорганическое соединение - 1-гептантиол при следующем соотношении компонентов, мас.%: додекан 85,0, 1-гептантиол 0,05 и н-ундекан - остальное. Технический результат изобретения - повышение достоверности результатов измерения термоокислительной стабильности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, сокращение продолжительности процесса аттестации лабораторных установок ДТС-2 и ДТС-4, на которых определяют термоокислительную стабильность топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, расширение номенклатуры стандартных образцов для метрологического обеспечения испытаний нефтепродуктов. 2 н.п. ф-лы, 6 табл.

Изобретение относится к химмотологическому анализу моторных масел. Описан способ определения кондиционности моторного масла для дизельных двигателей, включающий отбор образца отложений с фильтроэлементов, обезвоживание этого образца, разделение на три пробы и определение компонентного и элементного составов, отличающийся тем, что дополнительно определяют гранулометрический и фазовый составы образца отложений, для чего первую пробу делят на части, каждую из которых подвергают экстракции индивидуальным растворителем: н-гептаном, спирто-толуольной смесью, взятом в соотношении 1:1, дихлорметаном, после чего каждую суспензию в произвольной последовательности фильтруют через общий мембранный фильтр с размером пор 0,45 мкм, получают суммарный концентрат экстрактов и суммарные осадки на мембранном фильтре, которые доводят сушкой до постоянного веса и разделяют на две равные части, в одной из которых определяют фазовый состав образца, а другую часть смешивают с одной из исходных проб, подвергают озолению, полученную смесь золы растворяют в водном растворе азотной кислоты, взятом в соотношении 1:1, смешивают с оставшейся частью концентрата экстрактов и определяют в этой смеси элементный состав, и при суммарном содержании смол, асфальтенов, карбенов и карбоидов в отложениях (∑ CAKK) ≤ 50 мас.%, суммарном содержании железа, алюминия, олова и меди (∑ FeAlSnCu) ≤ 4000 ppm и суммарном содержании кальция и цинка (∑ CaZn) ≥ 1500 ppm моторное масло для дизельных двигателей считают кондиционным. Технический результат - повышение точности и достоверности определения кондиционности моторных масел за счет расширения перечня выполняемых анализов и увеличения полноты исследований. 1 табл., 1 ил., 1 пр.

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств топлив различного компонентного, углеводородного и фракционного состава и, в частности, к оценке склонности дизельных топлив к нагарообразованию с использованием двигателя внутреннего сгорания со сжатием воздуха и последующей подачей топлива с самовоспламенением и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся исследованиями различных видов топлив для дизельных двигателей. Для оценки склонности дизельных топлив к нагарообразованию обеспечивают работу двигателя моторной установки на анализируемом дизельном топливе в течение заданного отрезка времени 300±10 с и заданного значения степени сжатия двигателя 18,0 ед. при частоте вращения коленчатого вала 15±0,15 с-1 с углом опережения впрыска топлива 13 град. до верхней мертвой точки и количеством подаваемого в двигатель топлива 0,22±0,08 см3/с при температуре охлаждающей жидкости 100±2°С, температуре форсунки 38±3°С, температуре воздуха на впуске в двигатель 65±1°С, температуре масла в картере 50-65°С. Перед проведением испытаний анализируемого топлива дополнительно осуществляют испытания в идентичных условиях контрольного топлива, состоящего из смеси декагидронафталина и н-гексадекана, взятых в объемном соотношении 4:1. Производят оценку склонности анализируемого топлива к нагарообразованию по количеству нагара на нагарнике, размещаемом в предкамере двигателя моторной установки на днище поршня механизма изменения степени сжатия. Склонность анализируемого топлива к нагарообразованию оценивают по коэффициенту нагарообразования, рассчитываемому как отношение массы нагара на нагарнике, полученной на анализируемом топливе, к массе нагара на нагарнике, полученной на контрольном топливе. Технический результат: повышение достоверности и информативности оценки склонности дизельных топлив к нагарообразованию за счет приближения условий испытаний к реальным условиям работы современных дизельных двигателей. 4 табл.

Изобретение относится к области аналитической химии. Предложен стандартный образец для метрологического обеспечения испытаний по измерению смазывающей способности топлив для реактивных двигателей, состоящий из химически чистого 1-децена, в количестве 100,0 мас.%. Также предложен стандартный образец, состоящий из химически чистого н-ундекана, в количестве 100,0 мас.%. Технический результат изобретения - расширение номенклатуры стандартных образцов для метрологического обеспечения испытаний нефтепродуктов, повышение достоверности результатов измерения смазывающей способности топлив для реактивных двигателей и сокращение продолжительности процесса аттестации аппарата ВОС-100 и лабораторного стенда ПСТ-3, на которых определяют смазывающую способность топлив для реактивных двигателей. 2 н.п. ф-лы, 5 табл.

Изобретение относится к области определения детонационной стойкости авиационных бензинов. Предложена автоматизированная система определения сортности авиационных бензинов, содержащая одноцилиндровый инжекторный двигатель с наддувом, нагрузочную машину с измерителем крутящего момента, компрессор, воздухопровод, ресиверы, форсунку, топливопровод, где установлен расходомер топлива, расходомер воздуха, характеризующаяся тем, что в головке цилиндра двигателя выполнена сообщенная с камерой сгорания двигателя цилиндрическая проточка, в которой установлен датчик давления цилиндровых газов с образованием со стороны камеры сгорания двигателя полости, при этом объем этой полости составляет не более 0,02 объема камеры сгорания двигателя, автоматизированный модуль управления содержит регистратор изменения давления цилиндровых газов, связанный с датчиком давления цилиндровых газов, и программный блок обработки информации, к входам которого подключены расходомер топлива, расходомер воздуха и измеритель крутящего момента, а емкость для топлива выполнена в виде раздельных бачков, параллельно подключенных через индивидуальные запорные клапаны к топливопроводу подачи топлива в форсунку. Технический результат: повышение точности и достоверности определения сортности авиационных бензинов с одновременным сокращением продолжительности испытаний. 1 табл., 4 ил.

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к стандартным образцам для измерения коррозионной активности в динамических условиях топлив для реактивных двигателей. Стандартные образцы для метрологического обеспечения испытаний по измерению коррозионной активности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, содержащие химически чистые декалин и 1-метилфанталин, дополнительно содержат додекан, при следующем соотношении компонентов, мас.%: додекан 70,00-85,0, декалин 11,5-29,5, 1-метилнафталин - остальное. Технический результат изобретения - повышение достоверности результатов измерения коррозионной активности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях и сокращение продолжительности процесса аттестации установки ЦИТО-М, на которой определяют коррозионную активность топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, расширение номенклатуры стандартных образцов для метрологического обеспечения испытаний нефтепродуктов. 4 табл.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания, преимущественно входящих в состав моторных стендов, и может быть использовано для проведения испытаний двигателей в заводских условиях, ремонтных организациях, исследовательских учреждениях и учебных заведениях. Автоматизированная система управления процессом смазки поршневого двигателя внутреннего сгорания, содержит масляный картер 1 двигателя с испытуемым моторным маслом, забираемым масляным насосом 3 для подачи его в контур масляной системы, в которую дополнительно введены запорный элемент 22, фильтроэлемент 18 с обводной магистралью 19, датчики перепада давления 20 и вязкости масла 21. Температурный режим масла в системе смазки поддерживается водомасляным теплообменником 6. Для ускоренного нагрева масла до оптимального температурного режима установлен нагреватель 17, подключенный к исполнительному механизму 23, управляемому программным блоком управления 14. Управление температурным режимом и состоянием моторного масла в системе смазки осуществляется автоматически программным блоком управления 14, датчиками температуры 15, 16, датчиком вязкости 21, датчиком перепада давления 20, запорным элементом 22 и клапанами с датчиками температуры охлаждающей жидкости 12, 13. Технический результат: повышение точности результатов исследования моторного масла за счет исключения долива необходимого объема масла в картер во время проведения испытания с одновременным уменьшением продолжительности испытания, исключая остановки двигателя, что повысит диагностику ДВС. 1 ил.

Изобретение описывает стандартные образцы для метрологического обеспечения испытаний по измерению химической стабильности топлив для реактивных двигателей, содержащие химически чистые углеводороды, характеризующиеся тем, что содержат декалин, 1-децен и н-ундекан при следующем соотношении компонентов, % масс.: декалин 48-67, 1-децен 2-18 и н-ундекан - остальное. Также изобретение описывает стандартные образцы для метрологического обеспечения испытаний по измерению химической стабильности топлив для реактивных двигателей, содержащие химически чистые углеводороды, характеризующиеся тем, что содержат н-ундекан, декалин и 1-метилнафталин при следующем соотношении компонентов, % масс.: декалин 12-23, 1-метилнафталин 2-5, н-ундекан - остальное. Технический результат - повышение достоверности результатов измерения химической стабильности топлив для реактивных двигателей и сокращение продолжительности процесса аттестации установки, на которой определяют их химическую стабильность, расширение номенклатуры стандартных образцов для метрологического обеспечения испытаний по измерению химической стабильности различных топлив. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 6 табл., 3 пр.

Изобретение относится к способам испытаний топлив и масел на моторных установках с использованием теплообменников как на линиях подачи масла, так и охлаждающей жидкости и может быть использовано в автоматизированных системах управления технологическими процессами оценки качеств топлив и масел, как создаваемых новых, так и модернизируемых для конкретных двигателей. Автоматизированная установка для испытания топлив и масел при различных режимах эксплуатации двигателя, содержащая двигатель 1 с системой смазки 2 и рубашкой 3 охлаждения, блок управления 15, при этом установка дополнительно содержит в системе смазки двигателя водомасляный теплообменник 19 закрытого типа, датчик температуры масла 21 и запорный клапан 23. Для создания стабильной топливовоздушной смеси заданного состава предусмотрен модуль 18, связанный с камерой сгорания двигателя через впускной патрубок 26 подачи воздуха в одноцилиндровый двигатель 1. В модуле 18 установлено демпфирующее устройство 27, связанное с источником воздуха воздухопроводом, в котором установлены датчик 28 и регулятор 29 расхода воздуха. Демпфирующее устройство 27 представляет собой емкость, объем которой равен 200 рабочим объемам цилиндра двигателя 1. Внутри емкости установлены две перегородки, расположенные в шахматном порядке на расстоянии, равном высоте перегородки, и создают лабиринт, позволяющий гасить скорость потока воздуха. Для гашения пульсации воздуха в емкости предусмотрена эластичная резиновая диафрагма, расположенная на противоположной входному трубопроводу торцевой поверхности демпфирующего устройства 27. Технический результат: расширение функциональных возможностей установки с одновременным сокращением трудозатрат за счет совокупности проведения испытания различных нефтепродуктов (топлива и моторного масла), на которые влияют режимы эксплуатации двигателя. 1 ил.

Изобретение относится к способу определения склонности моторных масел для дизельных двигателей к образованию низкотемпературных отложений, включающему цикличную работу двигателя с жидкостной системой охлаждения в течение заданного отрезка времени, подачу в картер двигателя выхлопных газов и определение количества отложений Мотл на внутренней поверхности стакана ротора центробежного масляного фильтра, скорость вращения ротора которого задают, отличающееся тем, что количество циклов работы двигателя задают равным не менее 10, длительность каждого рабочего цикла составляет 7,5 часов, в течение которых осуществляют два этапа, разделенные отрезком времени в 1,5 часа остановкой двигателя для принудительной подачи воздуха со скоростью 10 л/мин в картер двигателя, каждый этап цикла состоит из режима холостого хода в течение 0,3 часа и режима полной нагрузки - 2,5 часов, создавая на режиме холостого хода частоту вращения коленчатого вала 1200 об/мин, а на режиме полной нагрузки - 2000 об/мин, поддерживая температуру исследуемого масла в картере на этих режимах 70°С и 90°С и температуру охлаждающей жидкости 60°С и 85°С соответственно, а склонность моторных масел к образованию низкотемпературных отложений дополнительно оценивают по разности значений щелочного числа до и после проведения 10 циклов и при Мотл≥240 г на центробежном масляном фильтре и изменении щелочного числа ΔЩЧ≥5 моторное масло относят к группе Г и считают склонным к образованию низкотемпературных отложений. Технический результат: разработан способ, позволяющий оценивать моторные масла для дизельных двигателей по склонности к образованию низкотемпературных отложений с высокой точностью и достоверностью, который может быть реализован для военной техники на доступном российском оборудовании. 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения стационарных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно входящих в состав моторных стендов, и может быть использовано для проведения испытаний двигателей в заводских условиях, в ремонтных организациях, в исследовательских учреждениях и в учебных заведениях. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит внутренний замкнутый контур циркуляции охлаждающей жидкости, в который входят байпасный канал 5 с управляемыми клапанами 6, 7 и наружный разомкнутый контур подвода воды через управляемый вентиль 16 к жидкостному теплообменнику 10. Отличительной особенностью системы охлаждения является конструкция жидкостного теплообменника 10, представляющего собой открытую сверху емкость 17 для воды, разделенную на две изолированные полости дополнительно введенным радиатором 9, с уплотнением 18 по внутренней поверхности емкости теплообменника. В одной из изолированных полостей емкости 17 теплообменника 10 находится распределитель 19 подачи воды к радиатору 9, в другой полости находится узел 20 поддержания заданного уровня воды в емкости, обеспечивающий полное погружение в воду охлаждающей поверхности радиатора 9. Управление работой системы охлаждения обеспечивается блоком управления 21, через управляемые клапана 6, 7 и управляемый вентиль 16 по результатам замера температур охлаждающей жидкости температурными датчиками 22 и 23. Изобретение обеспечивает повышение эффективности охлаждения двигателя и расширение температурного диапазона регулирования за счет создания условий, обеспечивающих повышение теплоотдачи в теплообменнике, и сокращения расхода воды в наружном циркуляционном контуре. 1 ил.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств топлив для реактивных двигателей. Способ включает отбор пробы, добавление 0,125 г дикумила пероксида, размещение пробы в измерительной бомбе при соотношении газовой и жидкой фаз 2:1, наддув кислорода в измерительной бомбе до 400 кПа, выдерживание измерительной бомбы в нагретом до 100°С термостате в течение 48 ч. Через 90 мин от момента размещения измерительной бомбы в термостате замеряют температуру и давление газовой фазы, повторяют эти измерения каждые 30 мин и рассчитывают значения скорости поглощения кислорода υi, (i+1). За показатель химической стабильности принимают максимальное значение скорости поглощения кислорода υmax. Технический результат - расширение номенклатуры анализируемых топлив без снижения требований к достоверности результатов определения. 1 ил., 8 табл., 1 пр.

Изобретение описывает противоизносную присадку к топливам для реактивных двигателей на основе карбоновых кислот, характеризующуюся тем, что она содержит олеиновую кислоту с массовой долей основного вещества не менее 99%, агидол-1 и толуол при следующем соотношении компонентов, % масс.: олеиновая кислота с массовой долей основного вещества не менее 99% - 60,0-80,0, агидол-1 - 1,0-2,0, толуол - остальное. Технический результат заключается в расширении номенклатурного ряда присадок, улучшающих противоизносные свойства и не ухудшающих эксплуатационные и физико-химические свойства топлив для реактивных двигателей, на отечественной сырьевой базе при невысоких затратах на их производство. 3 табл.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив, в частности к определению термоокислительной стабильности (ТОС) топлив в динамических условиях, и может быть использовано в нефтехимической, авиационной, автомобильной и других отраслях промышленности. Установка включает емкость 26 с анализируемым топливом, соединенную трубопроводом последовательно с насосом 27, предварительным фильтром 28 и патрубком 2 в нижней части вертикально установленного трубчатого корпуса 1, в верхней части которого имеются два выходных патрубка 3, 4, в одном из которых установлен контрольный фильтр 5 и измеритель температуры топлива 7. Верхние патрубки соединены между собой через запорный клапан 34. Концентрично в корпусе закреплена оценочная трубка 8. В установку введен специальный узел, состоящий из защитного цилиндрического металлического кожуха 19, внутри которого установлен съемный чехол, переходящий в жесткий цилиндрический держатель, в каналах которых помещены стальные оболочки 17 и переходные втулки термодатчиков 23, чувствительные элементы 18 которых распределены по всей длине трубчатой части съемного чехла. Имеется программный блок 33 управления, соединенный с датчиками и исполнительными механизмами. Изобретение обеспечивает повышение надежности проведения испытаний и точности оценки ТОС топлив. 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств автомобильных бензинов, в зависимости от которых определяют сохраняемость бензинов

Изобретение относится к лабораторной оценке эксплуатационных свойств автомобильных бензинов применительно к определению возможного срока их хранения на предприятиях, потребляющих и производящих автомобильные бензины

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных топлив, в частности к способам определения индукционного периода окисления топлив, и может быть использовано в нефтехимической, автомобильной, авиационной и других отраслях, на базах и хранилищах горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других предприятиях, потребляющих и производящих автомобильные бензины

Изобретение относится к области контроля качества моторных масел с помощью оптических средств, в частности к определению присадок в моторных маслах

Изобретение относится к области испытаний нефтепродуктов, преимущественно к оценке химической стабильности автомобильных бензинов, и может быть использовано в научно-исследовательских организациях, в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов и в организациях, занимающихся разработкой и применением моторных топлив, и для оценки сохраняемости автомобильных бензинов в процессе хранения и транспортирования

 


Наверх