Патенты автора Маслов Игорь Александрович (RU)

Изобретение относится к области катализа и нефтепереработки, в частности к способу приготовления катализатора гидрофинишинга. Носитель, содержащий алюмосиликат и оксид алюминия, готовят смешением исходных компонентов: алюмосиликата, содержащего от 5 до 70 мас.% оксида кремния, и бемита, пептизацией, формованием, сушкой и прокаливанием с подъемом температуры до 500-600°С. На носитель наносят 0,1-1,0 мас.% платины и палладия или платины из пропиточного раствора, содержащего Pt(NH3)4(NO3)2 и Pd(NH3)4(NO3)2 или Pt(NH3)4(NO3)2 и раствор аммиака при мольном отношении аммиак: платина + палладий или платина от 1 до 5. Полученную смесь нагревают до температуры 60-95°С. Пропитанный катализатор сушат и прокаливают при температуре 350-450°С со скоростью подъема температуры до 40°С/ч. Технический результат заключается в повышении активности и стабильности катализатора гидрофинишинга углеводородного сырья. 2 з.п. ф-лы, 4 табл., 22 пр.

Изобретение относится к области катализа и нефтепереработки, в частности к способу приготовления катализатора изодепарафинизации, который характеризуется тем, что готовят носитель, содержащий 20-80 мас.% цеолита структуры МТТ, 0,5-20 мас.% MgO, источником которого является гидротальцитсодержащий материал, остальное - оксид алюминия, путем смешения исходных компонентов, пептизации смеси, формования, сушки и прокаливания носителя, на носитель наносят 0,1-1,0 мас.% металлического компонента - металла или смеси металлов платиновой группы, пропитанный катализатор сушат и прокаливают. Изобретение также относится к катализатору изодепарафинизации углеводородного сырья, полученному описанным выше способом. Технический результат заключается в упрощении способа получения катализатора и повышении выхода целевого продукта в процессе изодепарафинизации углеводородного сырья. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 табл., 20 пр.

Изобретение относится к области катализа в нефтепереработке. Описывается способ получения зимних и арктических дизельных топлив из прямогонных дизельных фракций с содержанием серы до 5000 мг/кг и азота до 200 мг/кг, предусматривающий последовательную переработку сырья с использованием каталитической системы, характеризующийся тем, что осуществляют переработку сырья при совмещении процессов гидроочистки и изодепарафинизации без промежуточного разделения продуктов с использованием каталитической системы, включающей следующие каталитические слои катализаторов по направлению движения сырья: катализатор предварительной гидроочистки; катализатор гидроочистки, содержащий, масс. %: оксид никеля 4,0-10,0, оксид молибдена 15,0-25,0, оксид фосфора 0,5-5,0, оксид кремния 1,0-10,0, Al2O3 – остальное; катализатор изодепарафинизации, содержащий, масс. %: платину 0,4-0,8, носитель - остальное, при этом носитель содержит: цеолит EU-2 - 30-80, γ-Al2O3 - 20-70; катализатор гидрофинишинга. Технический результат - повышение выхода целевого продукта без ухудшения его качества. 2 з.п. ф-лы, 6 табл., 5 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Описывается способ получения зимних и арктических дизельных топлив из прямогонных дизельных фракций с содержанием серы до 5000 мг/кг и азота до 100 мг/кг, предусматривающий последовательную переработку сырья с использованием каталитической системы, характеризующийся тем, что осуществляют последовательную обработку сырья без промежуточного выделения соединений серы и азота из продуктов после стадии гидроочистки, используют каталитическую систему, содержащую следующие слои катализаторов по направлению движения сырья: катализатор предварительной гидроочистки; катализатор гидроочистки; катализатор изодепарафинизации углеводородов с повышенной гидрирующей активностью, содержащий, масс. %: палладий 0,1-0,5, платина 0,1-0,5, носитель остальное, при этом носитель содержит: цеолит EU-2 30-80, γ-Al2O3 20-70; катализатор изодепарафинизации, содержащий, масс. %: платина 0,4-0,8, носитель остальное, при этом носитель содержит: цеолит EU-2 30-80, γ-Al2O3 20-70; катализатор гидрофинишинга. Технический результат - повышение качества целевых депарафинированных продуктов за счет снижения содержания ароматических углеводородов при использовании прямогонных дизельных фракций с содержанием серы до 5000 мг/кг и азота до 100 мг/кг. 2 з.п. ф-лы, 7 табл., 5 пр.

Изобретение относится к способу получения катализатора изодепарафинизации дизельных фракций для использования в каталитической системе, состоящей из катализаторов гидроочистки и изодепарафинизации. Способ включает приготовление формованного цеолитсодержащего носителя катализатора на основе смеси кислотного компонента - цеолита структуры *MRE, представляющего собой EU-2 и/или цеолита структуры МТТ, представляющего собой ZSM-23, и оксида алюминия с удельной площадью поверхности по БЭТ не менее 250 м2/г, при этом смесь увлажняют, пептизируют, вводят пластификатор, формуют, сушат и прокаливают, затем на полученный носитель наносят активный металл из пропиточного раствора, после окончания пропитки катализатор сушат, просушенный катализатор прокаливают. Также изобретение относится к катализатору изодепарафинизации дизельных фракций для использования в каталитической системе. Технический результат заключается в повышении активности катализатора изодепарафинизации при использовании газосырьевой смеси с содержанием серы до 5000 мг/кг, выхода целевых депарафинированных продуктов, а также повышении прочности гранул катализатора. 2 н. 9 з п. ф-лы, 6 табл., 23 пр.

Готовят формованный цеолитсодержащий носитель катализатора на основе смеси кислотного компонента - цеолита структуры *MRE, представляющего собой EU-2, имеющего мольное отношение SiO2:Al2O3=160÷200, и оксида алюминия с удельной площадью поверхности по БЭТ не менее 250 м2/г. Перед смешением цеолит предварительно механически обрабатывают при условиях, не приводящих к аморфизации и не ведущих к потере микропор цеолита. При этом смесь увлажняют, пептизируют, вводят пластификатор, формуют, сушат и прокаливают. На полученный носитель наносят платину методом ионного обмена из пропиточного раствора, содержащего Pt(NH3)2(NO2)2, последовательно выдерживая носитель при комнатной температуре в течение не менее 3 ч, при температуре 80-95°С в течение не менее 5 ч, затем при комнатной температуре в течение не менее 12 ч. Пропитанный катализатор сушат при ступенчатом подъеме температуры (60, 80, 120°С) и выдержке при каждой температуре в течение двух, четырех и четырех часов соответственно. Просушенный катализатор прокаливают при температуре 400-450°С в течение 2-3 ч. Технический результат заключается в повышении выхода целевых депарафинированных продуктов на катализаторе изодепарафинизации при использовании газо-сырьевой смеси с содержанием серы до 5000 мг/кг. 3 з.п. ф-лы, 2 ил., 4 табл., 4 пр.

Предлагаемая группа изобретений относится к устройствам воздушной тепловой завесы транспортных средств, в частности вагона электропоезда. Воздухораздаточный короб воздушной тепловой завесы транспортного средства выполнен с возможностью вертикального размещения и протяженным в вертикальном направлении. Площадь поперечного сечения верхнего торца короба больше площади поперечного сечения нижнего торца короба. Верхний торец короба выполнен с возможностью соединения с каналом, по которому подается воздух для создания завесы. Вдоль протяженной части короба выполнена прорезь для выхода воздуха. На прорезь установлен щелевой насадок, выполненный в виде двух пластин, соединенных с возможностью пропуска между ними выдуваемого через прорезь воздуха. Между пластинами по всей протяженности распределены направляющие, которые имеют различный угол наклона по отношению к горизонтали. Величина угла наклона тем больше, чем ближе к нижнему торцу короба расположена направляющая. Воздушная тепловая завеса транспортного средства включает один или несколько упомянутых воздухораздаточных коробов. Технический результат - уменьшение длины воздухораздаточного короба воздушной тепловой завесы с одновременным сохранением экранирующих свойств завесы и повышением удобства её монтажа. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к составу моторного масла арктического назначения, предназначенного для использования в строительно-дорожных машинах, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды минус 50°С и ниже. Моторное масло арктического назначения содержит, масс.%: полиальфаолефиновое масло SpectraSyn4 в качестве синтетической основы 27,0-30,4, депрессорную присадку Infineum V385 0,1-0,4, модификатор вязкости Infineum SV261 6,3-8,6, пакет присадок Infineum Р5706 9,2-9,8, а в качестве минеральной основы оно содержит фракцию 360-440°С низкозастывающей основы, полученную в процессе гидроизомеризации остатка гидрокрекинга 280°С-КК и последующего фракционирования - остальное. Это позволило улучшить низкотемпературные свойства моторного масла. 2 табл.

Гидравлическое масло арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначено для использования в гидравлических системах строительно-дорожных машин, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды до минус 65°С. Гидравлическое масло арктического назначения содержит следующие компоненты, мас. %: антипенную присадку Infineum С9496 0,002-0,004, функциональный пакет присадок Hitec 521 1,0-1,2, загущающе-депрессорную присадку Lubrizol 87708 или Viscoplex 8-310 5,0-9,6, а в качестве нефтяной основы - фракцию 260-330°С, выделенную из маловязкой низкозастывающей основы, полученной в процессе гидроизомеризации остатка гидрокрекинга вакуумного газойля фракции 280°С-КК и последующего фракционирования - остальное. Это позволило улучшить такие характеристики масла, как: антиокислительные и антикоррозионные свойства и химическая стабильность гидравлического масла, снизить кинематическую вязкость масла при минус 30°С, снизить температуру застывания до минус 64°С. 4 табл.

Изобретение относится к области водородной энергетики, выделения водорода из газовых смесей, получения особо чистого водорода. Мембрана для отделения водорода состоит из подложки, выполненной из пористого никелида алюминия и трехслойного покрытия. Нижний слой покрытия выполнен из триалюминийниобия, второй промежуточный слой выполнен из альфа-трипалладийниобия, а покровный слой выполнен из трипалладийгадолиния. Такая конструкция из близких по своим физико-механическим и химическим свойствам подложки и расположенных в определенном порядке слоев обеспечивает повышение термопрочности мембраны и увеличение срока службы при одновременном повышении производительности по отделению водорода. 1 ил.

Настоящее изобретение относится к способу получения основ низкозастывающих арктических масел, при этом нефтяное сырье - фракция гидрокрекинга вакуумного газойля, выкипающая при температуре 280°C-КК, подвергается гидроизомеризации путем ее контактирования с водородом при объемном соотношении водорода к сырью 500-1000 нм3/м3 на катализаторе, содержащем, мас.%: Pt - 0,30-0,35, WO3 - 3,0-4,0, SiO2 - 8,0-38,8, In2O - 0,4-0,42, алюмосиликат - остальное, при температуре 240-320°C, парциальном давлении водорода 3,5-6,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-2,0 ч-1 с получением маловязкой основы низкозастывающего арктического масла, имеющей кинематическую вязкость при температуре 100°C - 2,11-5,05 мм2/с и температуру застывания продукта - минус 62 - минус 65°C, а для получения средневязкой и вязкой основы низкозастывающего арктического масла проводят гидрирование полученной маловязкой основы низкозастывающего арктического масла при температуре 240-260°C, парциальном давлении водорода 4,0-5,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,25-0,5 ч-1, соотношении водорода к сырью 800-900 нм3/м3 на сульфидированном платиновом катализаторе, нанесенном на оксид алюминия, с содержанием платины в пересчете на прокаленный при температуре 850°C катализатор - 0,45-0,5 мас.%, последующее фракционирование с выделением средневязкой основы низкозастывающего арктического масла, имеющей кинематическую вязкость при температуре 100°C - 5,06-10,10 мм2/с и температуру застывания продукта - минус 62 - минус 65°C, и вязкой основы низкозастывающего арктического масла, имеющей кинематическую вязкость при температуре 100°C - 10,11-15,12 мм2/с и температуру застывания продукта - минус 62 - минус 65°C. Техническим результатом настоящего изобретения является получение целевых продуктов с более широким диапазоном кинематической вязкости при температуре 100°C от 2,11-15,12 мм2/с и температурой застывания продукта - минус 62 - минус 65°C. 2 табл., 5 пр.

Изобретение может быть использовано при изготовлении композиционных материалов, катализаторов, материалов для хранения газов. Катализатор - нанодисперсный порошок никелида алюминия, покрытый каталитически активным металлом из ряда, включающего железо, кобальт, никель, молибден или их смеси, получают путём его пропитки солями указанных каталитически активных металлов, сушки, прокаливания и модифицирования монохроматическим электромагнитным излучением в импульсном режиме с частотой 10-30 Гц при удельной мощности излучения 1,1-1,8 кВт/мм2. Затем катализатор нагревают до 1100-1300°C и распыляют в нагретой до температуры 500-600°C парогазовой смеси водорода, ароматических соединений, предельных и/или непредельных углеводородов. Полученные короткие углеродные нановолокна равномерны по длине и имеют диаметр до 50 нм. Изобретение обеспечивает возможность регулирования длины нановолокон при высокой производительности за счёт непрерывности процесса. 3 н.п. ф-лы, 1 табл., 16 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Изобретение касается способа получения маловязких белых масел, в котором вакуумный газойль подвергают гидрокрекингу при объемном соотношении водорода к сырью 800-1000 нм3/м3, объемной скорости подачи сырья 0,4-0,6 ч-1, температуре 340-360°C и парциальном давлении водорода 20-30 МПа на Ni/Mo катализаторе, нанесенном на алюмосиликатный носитель, с содержанием активных компонентов в пересчете на прокаленный при температуре 600°C катализатор, мас.%: MoO3 - 35,0, NiO - 15,0, SiO2 - 7,0 или на Ni/W катализаторе, нанесенном на алюмосиликатный носитель, с содержанием активных компонентов в пересчете на прокаленный при температуре 600°C катализатор, мас.%: WO3 - 25,0, NiO - 10,0, SiO2 - 5,0. Из полученного потока, выкипающего в диапазоне температур от 280 до 400°C, отделяют целевую фракцию с температурой выкипания от 280 до 340°C, содержанием ароматических углеводородов выше требуемой нормы и температурой застывания не выше минус 10°C. Проводят гидрирование целевой фракции путем ее контактирования с водородом при объемном соотношении водорода к сырью 800-950 нм3/м3 на катализаторе при температуре 240-320°C, парциальном давлении водорода 6,0-8,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,25-0,5 ч-1. Технический результат - сокращение технологического процесса получения белых масел медицинского назначения, в том числе вакцинного масла, с кинематической вязкостью при температуре 40°C от 5 до 12,5 мм2/с, содержанием ароматических углеводородов от 0,1 до 0,5 мас.%. 3 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.
Изобретение относится к области нанотехнологии, в частности к каталитическому способу получения углеродного волокнистого материала, состоящего из одностенных углеродных нанотрубок, который может быть использован в качестве компонента (наполнителя) при создании конструкционных и функциональных композиционных материалов, в том числе полимерных и керамических

Изобретение относится к области нанотехнологии и может быть использовано при создании композиционных материалов, адсорбентов, катализаторов, материалов для хранения газов

Изобретение относится к технологии получения длинных ориентированных жгутов углеродных нановолокон и может быть использовано при создании высокопрочных комплексных углеродных нитей и в качестве компонента композиционных материалов, применяемых в авто- и/или авиастроении

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к технологии переработки тяжелых нефтяных остатков в процессе замедленного коксования
Изобретение относится к технологии переработки нефтяных остатков нефтехимии и\или нефтепереработки в процессе замедленного коксования и может быть использовано для улучшения свойств получаемого нефтяного кокса

Изобретение относится к способу получения пленочных покрытий и может найти применение при изготовлении мелкозернистых порошков и других изделий с покрытиями

 


Наверх