Патенты автора Нечаев Юрий Иванович (RU)

Изобретение относится к медицине, может быть использовано для прогнозирования уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией в регионе на основе эволюционного моделирования. Способ эволюционного моделирования эпидемиологической динамики ВИЧ-инфекции включает скрининговое обследование населения с помощью иммуноферментного анализа (ИФА), по результатам которого выделяют группу населения с наиболее вероятным риском заражения ВИЧ-инфекцией. В ней дополнительно определяют коэффициент подтверждаемости положительного результата ИФА в референс-исследованиях - иммунный блот (ИБ) и устанавливают, что чем выше значение коэффициента подтверждаемости, тем более высокий риск возникновения случаев ВИЧ-инфекции в данной группе населения: Ккп=Nиб/Nифа⋅100, где Ккп - коэффициент подтверждаемости, %; Nиб - количество обследованных с положительным результатом скринингового ИФА, подтвержденного положительным референс-исследованием в ИБ; Nифа - количество обследованных с положительным результатом скрининговых исследований с помощью ИФА. Для выделенной группы населения с высоким Ккп, характеризующим наиболее вероятный риск заражения ВИЧ-инфекцией, строят математическую модель эпидемиологической динамики ВИЧ-инфекции. Для этого генерируют исходную популяцию особей для заданного района возникновения ВИЧ-инфекции с использованием принципов генетического алгоритма и осуществляют программное управление процессом эволюционного моделирования на основе нечеткой формальной системы (НФС), используя операторы кроссинговера, мутации и репродукции для формирования структуры популяции в следующих поколениях с отображением эволюции динамики ВИЧ в процессе мутаций генома вируса. Осуществляют выбор новых комбинаций противовирусных препаратов на основе использования функции интерпретации с выявлением, какие мутации в геноме на данной стадии его эволюции приводят к возникновению сопротивляемости ВИЧ к лекарственным препаратам. Способ позволяет выделить циклы мутации модельного генома ВИЧ, прогнозировать стадии эволюции и время развития эпидемии, выработать практические рекомендации по применению лекарственных препаратов и в зависимости от репродуктивной способности и изменчивости вируса эволюции генома, приводящей к мутации, назначить новую антивирусную комбинацию лекарств, проводить генетический анализ вируса и оценить эффективность применения комбинации лекарств для новых штаммов вируса, обладающих сопротивляемостью к лекарствам. 8 ил.

Изобретение относится к способу предупреждения столкновения морских судов. Для предупреждения столкновения дистанционно регистрируют переложения руля морского судна по радиолокационным наблюдениям определенным образом, формируя матрицу эхо-сигналов от корпуса судна, его локальных источников и поверхностного волнения моря, измеряют углы рыскания и угловую скорость рыскания, формируют нечеткую формальную систему управления безопасным расхождением судов, обеспечивают выполнение алгоритма контроля с использованием матрицы нечеткого управления, нейронной сети, генетического алгоритма, прогнозируют моменты времени возникновения неблагоприятной ситуации, выбирают оптимальные режимы проведения операций безопасного расхождения движущихся судов. Обеспечивается повышение безопасности движения судна при волнении и при возможности возникновения неуправляемого разворота и опрокидывания. 6 ил., 1 табл.

Изобретение относится к способам контроля эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф. Для контроля процесса эвакуации экипажа и пассажиров при возникновении морских катастроф используют способ контроля мореходности судна, основанный на измерении периода бортовой качки и определения расчетом метацентрической высоты, при вычислении которой дополнительно измеряют осадки носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол и скорость судна на нерегулярном волнении, а также угловые перемещения относительно поперечной и вертикальной осей, линейные и угловые ускорения относительно продольной, поперечной и вертикальной центральных осей, глубину воды под килем на миделе судна. При возникновении аварийных ситуаций, связанных с ухудшением мореходных качеств на базе критериальных уравнений. Осуществляют управление процессом эвакуации в условиях нерегулярной качки на основе аппаратно-программных средств, реализующих мультиагентную технологию с помощью сенсорной системы, позволяющей во время имитации движения экипажа и пассажиров по заданному маршруту инициировать реакцию виртуальных агентов MAC на циклические изменения угловых перемещений, скоростей и ускорений аварийного судна с использованием функциональных блоков генерации агентов и сценариев эвакуации, а также динамической визуализации на цветном графическом дисплее поведения агентов в процессе выполнения заданной коллективной стратегии. Блоки генерации агентов и сценариев эвакуации взаимосвязаны с блоками моделирования характеристик судна, внешней среды и блоком динамической визуализации, обработка результатов контроля процесса и времени эвакуации осуществляются совместно с блоком оценки действий экипажа и пассажиров на основе экспертной системы. Достигается повышение эффективности процесса эвакуации при ухудшении мореходных качеств и возникновении аварийных ситуаций в штормовых условиях на основе выработки управляющих решений. 3 ил.

Изобретение относится к способу контроля остойчивости судна в условиях экстремального волнения. Для контроля остойчивости судна измеряют период бортовой качки, рассчитывают метацентрическую высоту определенным образом, рассчитывают характеристики ударного воздействия разрушающихся волн на основе анализа частотного спектра волнения, скорости ветра и течения, определяют фактические показатели динамики взаимодействия судна с внешней средой и возможность опрокидывания судна в момент удара экстремальной волны и при развитии стремительного дрейфа от ее удара. 6 ил.

Изобретение относится к способу оперативного контроля остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях. Для осуществления способа генерируют варианты функциональной и организационной структуры системы управления (СУ) бортовой интеллектуальной системой (БИС), моделируют режимы функционирования СУ БИС на основе репозитория сервисов, принципов обработки информации в мультипроцессорной вычислительной среде и методов теории катастроф, производят проверку соответствия параметров состава и структуры СУ БИС заданным критериям и входным характеристикам, при этом при несоответствии корректируют входные характеристики СУ БИС и повторяют процесс проектирования, а при соответствии разрабатывают техническую документацию и производят общую оценку информационной эффективности принятого решения, реализуют оценку остойчивости судна в чрезвычайных ситуациях на основе нечеткой формальной системы, основанной на динамической теории катастроф, осуществляют генерацию альтернативных решений и практических рекомендаций, производят оценку риска принимаемых решений. Обеспечивается повышение достоверности и эффективности оценки остойчивости судна при оперативном контроле параметра. 7 ил.

Изобретение относится к способу проектирования многорежимной интеллектуальной системы (МИС) управления распределенной средой мягких вычислений. Технический результат заключается в повышении эффективности проектирования МИС. В способе осуществляют построение МИС в соответствии с выделенными режимами движения для различных структур управления, функционирующих на основе измерительной системы, для выделенных режимов движения определяют множество допустимых значений вектора фазовых переменных измерительной системы на основе критерия качества управления, генерируют управляющие воздействия при проектировании динамической среды мягких вычислений и аппаратных средств распределенных неоднородных структур комплекса, осуществляют анализ альтернатив и выбор предпочтительного решения с использованием эволюционного алгоритма, принципа конкуренции и данных динамических измерений параметров судна и внешней среды, разрабатывают композитные приложения сценариев потока данных в распределенной среде вычислительных сервисов и уровней информационного и программного обеспечения, реализуют операции проектирования МИС на основе конкурирующих стратегий принятия решений в многорежимной динамической среде. 4 ил.

Изобретение может быть использовано для непрерывного контроля, оценки и прогнозирования состояния неопределенности взаимодействия судна с внешней средой. Техническим результатом является повышение степени надежности функционирования бортовых систем для обеспечения безопасности мореплавания судов при возникновении экстремальных ситуаций. Для достижения технического результата в предлагаемом способе регистрируют сигналы в блоке измерений параметров судна и внешней среды в экстремальной ситуации, устанавливают уровень неопределенности ситуации и сравнивают текущие значения параметров энтропии с заранее зафиксированными значениями. При возникновении экстремальной ситуации в условиях большой неопределенности определяют базовое значение определяющего параметра, относительно которого рассматривается состояние неопределенности, энтропийного потенциала и его приращения с использованием конкурентного отношения, осуществляют распознавание уровня неопределенности и формируют математические модели динамики изменения неопределенности, рассчитывают величину комплексного энтропийного потенциала и определяют изменение характеристик энтропии, прогнозируют развитие ситуации. 4 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам прогнозирования качки судна, позволяющим обеспечить надежную посадку летательных аппаратов на суда и плавучие технические средства освоения Мирового океана, в том числе научно-исследовательские суда, буровые платформы и др. Технический результат - повышение достоверности прогноза «окна безопасной посадки» при значительных ветроволновых воздействиях. Сущность изобретения заключается в следующем: на базе данных измерений с использованием принципа конкуренции выбирают предпочтительную вычислительную технологию с использованием стандартной модели, реализующей фильтр Калмана, и адаптивной нейронечеткой модели, построенной с помощью нейронной сети прямого распространения. На основе функции выбора для выделенной вычислительной технологии осуществляют моделирование динамики взаимодействия судна с внешней средой, результаты которого используют при проведении контроля взлетно-посадочных операций в заданных погодных условиях. 6 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для экстренных вычислений при контроле чрезвычайных ситуаций на основе динамической модели для широкого класса предметно-ориентированных приложений в сложной программно-аппаратной среде. Технический результат - повышение быстродействия при ликвидации опасной ситуации. Способ состоит в следующем: формируют на пульте блока управления команду на организацию контроля чрезвычайной ситуации на основе Грид-системы и функционального блока, реализующего идентификацию текущей ситуации с помощью нейронных сетей, и оценку опасности ситуации в зависимости от уровня действующих возмущений, блока оперативного контроля и прогноза развития ситуации на основе интерпретирующей и прогнозирующей нейросетевых моделей вырабатывают стратегические решения по интеллектуальной поддержке контроля ситуаций на основе управляющих воздействий в зависимости от особенностей ситуации в контурах программного и адаптивного управления, а также в контуре самообучения, определяют время, необходимое для выработки и принятия решения, и производят оценку безопасного времени нахождения объекта в текущей ситуации с учетом допустимых значений определяющих параметров. 4 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области судостроения. Способ контроля непотопляемости судна заключается в том, что в измерительном блоке (1) осуществляют измерения угловых перемещений 2 и ускорений (3) судна относительно продольной и поперечной центральных осей, линейных перемещений (4) и (5), определяющих осадки судна носом и кормой, «кажущегося» периода бортовой качки судна (6), курсового угла волны (7), скорости судна (8), линейных перемещений и ускорений (9) относительно вертикальной центральной оси, уровней жидкости в затопленных отсеках (10). На основе измерений формируют информационный вектор измерений, определяют случай затопления, выделяют «скользящее окно», устанавливают режимы качки, определяют равновесные параметры посадки аварийного судна, выделяют предельно допустимые значения параметров посадки, производят оценку состояния аварийного судна и аварийной остойчивости, осуществляют мероприятия по спрямлению судна и восстановлению остойчивости. Повышается безопасность мореплавания. 2 ил.

Изобретение относится к области автоматизированного управления технологическими процессами и может применяться для многопараметрических объектов, в частности структуры системы управления (СУ) для проектирования бортовых интеллектуальных систем (БИС) обеспечения безопасности мореплавания. Технический результат заключается в повышении эффективности проектирования СУ БИС, обеспечении безопасности мореплавания морских динамических объектов (ДО), функционирующих в режиме реального времени в сложной динамической среде на основе данных измерений, структурированной базы знаний и методов математического моделирования с использованием динамической модели катастроф. Для этого способ состоит в следующем: формируют на пульте блока управления процессом создания СУ БИС команду на начало проектирования структуры СУ БИС и передают ее на концептуальный блок, формулируют задачи, функции и способы управления БИС, генерируют варианты функциональной и организационной структуры СУ БИС, оптимизируют варианты состава и структуры СУ БИС по заданному критерию, моделируют режимы функционирования СУ БИС на основе репозитория сервисов, принципов обработки информации в мультипроцессорной вычислительной среде и методов теории катастроф, проверяют соответствие параметров состава и структуры СУ БИС заданным критериям и входным характеристикам, при несоответствии - корректируют входные характеристики СУ БИС и повторяют процесс проектирования, при соответствии - изготовляют рабочую документацию на СУ БИС. 7 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости судна на разрушающемся на мелководье волнении

Изобретение относится к области компьютерных средств высокопроизводительной обработки информации для разработки наноразмерных систем

Изобретение относится к программным средствам высокопроизводительных вычислений при решении сложных задач анализа и интерпретации информации в условиях разделения вычислительных и информационных ресурсов, объединенных в единую систему, обеспечивающую удобство администрирования и использование ресурсов

Изобретение относится к области оперативного контроля остойчивости и скорости судна в условиях заливания палубы при движении судна на попутном волнении

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для непрерывного неразрушающего контроля, оценки и прогнозирования технического состояния конструкций корпуса судна в период эксплуатации

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к компьютерным средствам обучения и контроля знаний в высших учебных заведениях

 


Наверх