Патенты автора Костюков Алексей Владимирович (RU)

Изобретение относится к технологическому оборудованию опасных объектов. Универсальная объектно-ориентированная мультиплатформенная система автоматической диагностики и мониторинга оборудования опасных производственных и транспортных объектов в реальном времени содержит архитектуру управления, датчики, соединенные с подконтрольным оборудованием, подсистему мониторинга, а также модуль визуализации. Система может быть выполнена в стационарном, мобильном, бортовом, персональном и стендовом исполнении. Используются методы неразрушающего контроля для динамического и статического оборудования. Программное обеспечение нижнего уровня передает результаты измерений в программное обеспечение верхнего уровня. Повышается универсальность системы. 12 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области технической диагностики и может быть использовано для диагностики состояния изоляции электрического оборудования, в частности асинхронных электродвигателей. Сущность: используют устойчивые к воздействию токов сетевой частоты датчики частичных разрядов, устанавливаемые на проводниках подачи электрической энергии. Датчики содержат трансформаторы тока с магнитопроводами из нанокристаллического материала и фильтры высоких частот, образованные обмотками трансформаторов, включенными совместно с конденсаторами, уменьшающие влияние амплитуды тока сетевой частоты при выделении импульсов частичных разрядов. Используют также пьезоэлектрические датчики акустической эмиссии, устанавливаемые пьезокристаллами на металлические конструктивные элементы электрооборудования в непосредственной близости от диагностируемого объекта для одновременной регистрации вызываемых частичными разрядами акустических колебаний и переходных напряжений, возникающих вследствие воздействия электромагнитных полей от частичных разрядов на заземленные металлические конструктивные элементы электрических устройств. При этом автоматическую систему компьютерного мониторинга оснащают экспертной системой, с помощью которой оценивают техническое состояние изоляции, место, тип и уровень развития дефектов изоляции по критериям «Допустимо», «Требует принятия мер», «Недопустимо» и выдают целеуказующие предписания обслуживающему персоналу. 12 ил.

Изобретение относится к области вибрационной диагностики объектов и может быть использовано для оценки технического состояния машин и механизмов. В состав системы входят виброанализатор, состоящий из микропроцессора, запоминающего устройства, дисплея, аналого-цифрового преобразователя, коммуникационного интерфейса, датчика, и площадка для измерения, устанавливаемая на машину, состоящая из соединительного крепления, носителя данных и коммуникационного интерфейса. Носитель данных и коммуникационный интерфейс площадки для измерений выполнены в виде RFID-метки, при этом коммуникационный интерфейс предназначен только для считывания уникального идентификатора RFID-метки, а в запоминающем устройстве виброанализатора хранятся другие данные, относящиеся к точке измерения, включая результаты предыдущих измерений. Площадка для измерений, закрепляемая на объекте диагностики путем приклеивания, оснащена магнитом, который удерживает площадку во время отверждения клея и выполнена в форме цилиндра с диаметром, сопоставимым с диаметром датчика и высотой существенно меньше её диаметра. Повышается надежность. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области управления промышленной безопасностью (ПБ) динамического оборудования путем диагностического мониторинга (насосов, компрессоров, вентиляторов и других агрегатов и машин, их сочетаний преимущественно в составе комплексных технологических установок), например, на нефтеперерабатывающих и нефтегазохимических предприятиях. Способ основан на измерении параметров вибрации в качестве диагностических признаков, выявлении типовых зон технического состояния диагностируемого оборудования, например виброускорения, с помощью системы компьютерного диагностического мониторинга, формировании базы знаний на основе осреднения статистических данных вычисления интенсивности и вероятности отказов оборудования в зависимости от текущей и суммарной наработки оборудования в каждой типовой зоне технического состояния, принимают полученные значения вероятности безотказной работы как составляющей технологической компоненты риска эксплуатации оборудования и визуализируют их в качестве прямого интегрального показателя промышленной безопасности эксплуатации оборудования в диапазоне от 0 до 1 или от 0 до 100 процентов. Технический результат заключается в оперативном, в реальном времени, получении прямой количественной оценки промышленной безопасности, повышении достоверности производственного контроля управления ПБ с позиции риск-ориентированного подхода. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области вибродиагностики машин и машинного оборудования, а конкретно к способам и устройствам установки вибропреобразователей, и может быть использовано в составе систем компьютерного мониторинга машин и механизмов. При реализации способа в корпусе диагностируемого агрегата готовят резьбовое отверстие в области проверяемого узла и закрепляют регулируемое крепежное устройство с установленным однокоординатным вибропреобразователем, задают с помощью регулируемого крепежного устройства пространственное положение однокоординатного вибропреобразователя, которое контролируют системой компьютерного мониторинга состояния агрегата. При этом направляют ось резьбового отверстия в корпусе агрегата в зону телесного угла вектора действия максимальных суммарных сил вибрации проверяемого узла, выставляют и точно настраивают с помощью регулируемого крепежного устройства положение главной оси чувствительности однокоординатного преобразователя вдоль биссектрисы телесного угла. Резьбовое отверстие в корпусе проверяемого узла агрегата подготавливают на приливе в зоне максимального приближения к проверяемому узлу диагностируемого агрегата. Данный способ реализуется с помощью устройства, которое содержит посадочный стержень, резьбовой конец которого вкручивается в подготовленное отверстие корпуса диагностируемого агрегата, а другой конец выполнен в форме сферической головки, опорную площадку, имеющую центральную резьбовую выемку, совмещенную со сферической головкой посадочного стержня, и накидную фигурную гайку с наружной резьбой для крепления сферической головки к опорной площадке, на верхней плоскости которой крепится однокоординатный вибропреобразователь. При этом наклон опорной площадки относительно стержня регулируемого крепежного устройства фиксируется с помощью накидной фигурной гайки, а регулировка пространственного положения выхода кабеля вибропреобразователя осуществляется разворотом опорной площадки регулируемого крепежного устройства с вибропреобразователем вокруг ее оси. Технический результат заключается в снижении влияния поперечной чувствительности вибропреобразователя, повышении достоверности контроля вибропараметров проверяемого узла, обеспечении инвариантности по отношению к конструкции диагностируемой машины, снижении трудоемкости монтажа и регулировки крепежного устройства вибропреобразователя. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин. Технический результат - разработка переносного мобильного устройства для осуществления автоматизированного мониторинга агрегатов технологического оборудования по признакам вибрации, частоты вращения и температуры во взрывоопасных зонах. Для этого предложено устройство, включающее в себя корпус с процессорным блоком, энергонезависимой памятью, измерительным каналом, источником питания и цветным сенсорным дисплеем, при этом при переходе в режим «Мониторинг» на дисплее формируется меню выбора предприятия, установки, агрегата и узла агрегата, при выборе узла агрегата формируется экран со значениями диагностических признаков и экспертным сообщением о техническом состоянии, а также с кнопкой для просмотра архива и кнопкой запуска измерения, при этом устройство выполняет оценку технического состояния по наихудшему диагностическому признаку и выдает экспертное сообщение о техническом состоянии, и на основании текущего технического состояния узла агрегата определяется состояние агрегата, установки и предприятия, включающих данный узел. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Использование: для мониторинга технического состояния опасных производственных объектов и объектов во взрывоопасной зоне. Сущность изобретения заключается в том, что интеллектуальный преобразователь акустической эмиссии выполнен во взрывозащищенном исполнении и содержит пьезоэлемент, частотный фильтр, малошумящий усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, преобразователь выходного сигнала, управляемый формирователь импульсов, барьер искрозащиты и узел питания и управления, при этом все компоненты интеллектуального преобразователя размещены в одном малогабаритном герметичном корпусе, а управляемый формирователь импульсов выполнен с возможностью формирования импульсов высокого напряжения с заданным уровнем и демпфированием колебаний, при этом интеллектуальный преобразователь поддерживает двухстороннюю связь с контрольно-измерительной аппаратурой по двухпроводной линии. Технический результат: обеспечение возможности разработки компактного преобразователя акустической эмиссии, выполненного во взрывозащищенном исполнении, способного формировать импульсы акустической эмиссии большой мощности и подключаемого к контрольно-измерительной аппаратуре по двухпроводной линии связи. 1 ил.

Изобретение относится к области контроля и диагностики технического состояния узлов колесно-моторных блоков подвижного состава. Способ включает измерение параметров вибрации и значений сопутствующих факторов, например частоты вращения, построение функциональных зависимостей параметров вибрации от сопутствующих факторов, например, в виде полинома, расчет коэффициентов полинома, которые принимают за диагностические признаки, формирование на этой основе базы знаний технического состояния роторных механизмов. Причем базу знаний представляют в графической форме, для этого проводят группировку коэффициентов полиномов для заведомо исправных и неисправных роторных агрегатов, получают наборы точек на плоскости, координаты которых равны полученным значениям коэффициентов, строят по ним области рассеивания в виде эллипсов для классов исправного и неисправного состояния механизмов, а техническое состояние роторного механизма оценивают по принадлежности точки, координаты которой равны текущим значениям коэффициентов полинома диагностируемого механизма, эллипсу соответствующего класса состояния. Достигается повышение полноты и достоверности диагностирования. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на площадках ремонтных предприятий при проверке технического состояния агрегатов. Реализуя способ, осуществляют плавный разгон ротора с начальной частоты вращения до номинальной с непрерывным контролем параметров вибрации, сравнивают полученные значения с пороговыми. Если полученные значения параметров вибрации превышают пороговые, то разгон ротора прекращают на частоте обнаруженного дисбаланса, минимизируют дисбаланс путем определения угла установки корректирующих масс с дальнейшей корректировкой масс. Если после минимизации дисбаланса значения параметров вибрации не превышают пороговые и не достигнута предельная частота вращения, то разгон ротора продолжают с контролем параметров вибрации, иначе процесс балансировки останавливают. Технический результат заключается в повышении безопасности и сокращении времени процесса балансировки ротора. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области диагностики состояния роторных машин и агрегатов для диагностики колесно-моторных блоков. Способ включает измерение амплитудных составляющих основного сигнала вибрации и значений сигналов сопутствующих факторов, в котором сравнивают полученные значения с соответствующими критическими и оценочными уровнями и считают диагностируемые механизмы дефектными лишь при одновременном превышении измеренных амплитудных составляющих основного сигнала и значений сопутствующих факторов соответствующих критических и оценочных уровней, определяют зависимость величин параметров вибрации от значений сопутствующих факторов при их изменении в виде полинома, вводят в базу знаний, которую предварительно снимают при диагностических испытаниях каждого роторного механизма, критические уровни коэффициентов полинома по каждому конструктивному элементу, параметру вибрации и их комбинациям применительно к типовым предупреждаемым дефектам. Причем базу знаний строят в виде таблицы и путем сравнения полученных коэффициентов - диагностических признаков с соответствующими критическими уровнями судят о техническом состоянии роторных механизмов и их элементов. Достигается повышение достоверности диагностирования роторных механизмов. 4 ил., 4 табл.

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния машин по вибрации корпуса, и может быть использовано при эксплуатации машинных комплексов для предупреждения внезапных отказов и аварий машин в нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Способ включает измерение параметров вибрации корпуса машины и построение трендов их изменения по времени. По трендам оценивают скорости изменения вибропараметров и используют значения последних совместно со скоростями в качестве диагностических признаков машины. При построении тренда вибропараметра выделяют верхнюю и нижнюю огибающие его максимальных и минимальных значений. По огибающим определяют скорости изменения и разброс вибропараметра и последний используют в качестве диагностического признака для оценки технического состояния машины. Изобретение направлено на повышение достоверности диагностики по трендам параметров вибрации корпуса машины. 2 ил.

Изобретение относится к вибродиагностике машин и механизмов и может использоваться для вибродиагностики машин. Cпособ диагностики машин по косвенным признакам, преимущественно по вибрации корпуса, включает измерение вибрации в информативной точке корпуса машины, восстановление функции распределения вероятности вибрации, по параметрам которой судят о наличии и уровне неисправностей и/или дефектов машины, запоминают временную реализацию вибрации, преобразуют ее в реализацию, значения которой соответствуют оптимальному для диагностики вибропараметру, восстанавливают функцию распределения вероятности мгновенных значений оптимального для диагностики параметра вибрации в текущем измерении, определяют значение выборочного квантиля параметра вибрации при заданной величине функции распределения вероятности, по которому судят о наличии и уровне неисправностей и/или дефектов машины. Затем строят базу знаний в виде табличной зависимости, связывающей место измерения вибрации, узел диагностируемой машины, класс неисправности, квантиль функции распределения параметра вибрации заданного уровня и его значения для различных оценок уровня развития неисправностей и/или дефектов машины, обусловленных причинно-следственными связями между ними и состоянием машины. Длину временной реализации выбирают в зависимости от требуемой достоверности определения квантиля. Позволяет определить состояние соответствующих узлов и деталей поршневой машины. 11 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации. В предложенном способе диагностики измеряют уровень вибрации в информативных точках корпуса машины в информативной полосе частот, фиксируют выбросы вибрации, длительность интервалов между выбросами, строят тренды изменения длительности интервалов и их отношений, сравнивают полученные значения с критическими границами, и по результатам сравнения судят о состоянии деталей машины. Согласно изобретению наблюдают изменение тренда вибрации на протяжении всего жизненного цикла машины; селектируют выбросы вибрации во времени; строят тренды длительности интервалов между выбросами вибрации и их отношений; запоминают стадии повреждения деталей машины. Изобретение направлено на предотвращение аварий машин в условиях непрерывной эксплуатации. 2 з.п. ф-лы, 16 ил.

Техническое решение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Способ включает оценку технического состояния узлов, агрегатов, подсистем, единиц и подвижного состава в целом на стадиях эксплуатации и ремонта, определение вида и уровня опасности неисправностей, формирование и представление персоналу указаний к действиям, устранение выявленных неисправностей и недопущение пропуска опасного состояния в эксплуатацию, формирование актов технической готовности, автоматическую передачу и накопление их в диагностической сети, формирование сводной диагностической информации о техническом состоянии парка подвижного состава, представление ее руководителям эксплуатации и/или ремонтов и осуществление интегрированного планирования и управления эксплуатацией и ремонтом парка подвижного состава. Устройство содержит компьютерные средства мониторинга и диагностики, оснащенные автоматической экспертной системой, диагностическую сеть, содержащую сервер, с включенной в него единой интегрированной базой данных, рабочие станции руководителей эксплуатации и/или ремонтов и информационные терминалы ремонтного персонала. Достигается безопасность, эффективность и бесперебойность работы парка подвижных составов. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния однотипных механизмов машин, и может быть использовано, например, для оценки технического состояния узлов ходовой части транспортного средства. Способ диагностики технического состояния группы однотипных механизмов машин заключается в измерении текущих значений параметров, например температуры нагрева и вибрации каждого из контролируемой группы однотипных механизмов, работающих при одинаковых внешних условиях, оценке пределов разброса текущих значений параметров и сравнении их с пороговыми значениями, по превышению которых судят о наличии дефекта у отдельных механизмов в группе. Согласно способу назначают и вводят в качестве базового показателя в каждом цикле измерений медиану измеренных значений каждого измеряемого параметра, определяют размах верхних и нижних отклонений значений параметра от базового показателя, находят отношение размаха верхних отклонений параметра к размаху нижних отклонений параметра и используют это отношение в качестве критерия исправности технического состояния механизмов путем сравнения с предельным. При превышении этим отношением предельного значения делают вывод о наличии неисправного механизма в группе однотипных механизмов. Неисправный механизм в группе определяют по максимальному отношению верхнего отклонения его параметра, совпадающего с размахом, к базовому показателю. Базовый показатель определяют и корректируют в каждом цикле измерения параметров. В результате повышается достоверность диагностирования. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Система мониторинга электропоездов содержит диагностическую сеть с центром мониторинга, состоящую из сервера, рабочих станций пользователей и беспроводных терминалов, связанных по радиоканалу с центром управления, расположенным на подвижном транспортном средстве. Бортовой компьютер транспортного средства связан с подсистемами мониторинга вагонов. В систему введены терминалы беспроводной связи, связывающие бортовые системы мониторинга электропоездов с диагностическими сетями депо и центра мониторинга, расположенные по маршрутам движения на станциях. Диагностические сети включают переносные и стационарные системы диагностики и информационные терминалы управления эксплуатацией и ремонтом электропоездов. Серверы диагностических сетей соединены в информационный кластер, образующий центр мониторинга. Программное обеспечение серверов автоматически поддерживает идентичность данных на серверах и индивидуального представления результатов мониторинга на рабочих станциях и информационных терминалах диагностической сети. Повышается безопасность движения поездов. 1 ил.

Изобретение относится к области диагностики, а именно к способам оценки технического состояния роторных агрегатов, и может быть использовано при оценке состояния подшипниковых узлов, например колесно-моторных блоков (КМБ) подвижного состава железнодорожного транспорта. Согласно способу диагностики технического состояния роторных агрегатов задают величины вероятностей ложной тревоги и пропуска дефекта, устанавливают нижнее и верхнее критические значения, ограничивающие зону неопределенности, измеряют параметры вибрации узлов роторных агрегатов и значение сопутствующего фактора, например частоты вращения вала. Затем определяют значения диагностических признаков, сравнивают их с критическими значениями. В случае попадания диагностического признака в зону неопределенности проводят дополнительное испытание при другом значении сопутствующего фактора, например на повышенной частоте вращения. По результатам сравнения измеренных значений диагностических признаков с соответствующими критическими значениями определяют техническое состояние роторных агрегатов. В результате повышается достоверность диагностирования технического состояния роторных агрегатов. 2 ил.

Изобретение относится к области диагностики повреждения деталей машин в процессе их непрерывной эксплуатации и может быть использовано для определения технического состояния машинных агрегатов и обеспечения их безопасной, ресурсосберегающей эксплуатации. В способе диагностики измеряют уровень вибрации в информативных точках корпуса машины в информативной полосе частот, строят тренды изменения вибрации во времени, сравнивают полученные значения с критическими границами и по результатам сравнения судят о состоянии деталей машины. Наблюдают изменение тренда вибрации на протяжении всего жизненного цикла машины; селектируют скачкообразные изменения вибрации во времени; строят тренды амплитуд выбросов вибрации, их отношений и приращений; запоминают стадии повреждения деталей машины. Изобретение направлено на предотвращение аварий машин в условиях непрерывной эксплуатации путем повышения достоверности обнаружения деградации деталей машин за счет регистрации на ранних стадиях развития дефектов амплитуд выбросов вибрации, по наличию которых делается заключение о наличии в машине процесса усталостного разрушения ее деталей. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к диагностике подвижного состава. Система диагностики узлов мотор-вагонного подвижного состава содержит диагностический пост, в состав которого включены ЭВМ с принтером, блоком беспроводного интерфейса и блоком двунаправленной связи с полевым оборудованием. В состав системы включены устройства диагностики, число которых определяется числом участков ремонта, испытаний и диагностики узлов. Каждое устройство содержит многоканальный блок измерения параметров, преимущественно вибрации, температуры, частоты вращения, и/или тока, и/или давления. Число датчиков указанных параметров определяется диагностируемым узлом, механизмом, машиной или агрегатом. В состав каждого устройства диагностики введен выносной блок индикации, подключенный к многоканальному блоку измерения. Блок двунаправленной связи с полевым оборудованием выполнен комбинированным, обеспечивающим связь ЭВМ диагностического поста по проводному и/или беспроводному соединению со всеми устройствами диагностики и измерителем изоляции. Достигается расширение функциональных возможностей системы. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к способам технической диагностики подвижного состава железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области технической диагностики сложных технических систем с переменной структурой электрических цепей и может быть использовано для диагностики технического состояния электрических цепей электроподвижного состава железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для вибродиагностики машин и оборудования

Изобретение относится к области средств диагностики технического состояния оборудования

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано для комплексной диагностики технического состояния электросекций мотор-вагонного подвижного состава

Изобретение относится к системе мониторинга состояния электропоездов

Изобретение относится к области технической диагностики подвижного состава железнодорожного транспорта

Изобретение относится к импульсной, измерительной технике и автоматизации различных промышленных процессов, в том числе и на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния механизмов и может быть использовано для диагностирования технического состояния токоприемников электроподвижного состава

 


Наверх