Патенты автора Полулях Антон Иванович (RU)

Изобретение относится к области защиты турбомашинных агрегатов, включающих газотурбинные установки (газовые турбины и приводимые ими машины, например, генераторы), от опасных забросов частоты вращения при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки. В способе возобновления подачи топлива при предотвращении отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, включающем подачу сигналов о величинах частоты вращения ротора силовой турбины (ncт), частоты вращения ротора газогенератора (nгг) и одного из параметров нагрузки, а также формирование сигнала на управление расходом топлива в камере сгорания, также определяют величину термодинамического параметра газогенератора, сравнивают ее с соответствующим пороговым значением, а при одновременном поступлении сигнала о превышении величины параметра над его пороговым значением и сигнала о внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, подают команды на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение зажигания на заданный промежуток времени, а также дополнительно сравнивают величину nгг с соответствующим пороговым значением nггпорог и величину ncт с соответствующим пороговым значением ncтпорог, определяют первую производную частоты вращения ротора силовой турбины по времени ст, сравнивают ее величину с соответствующим пороговым значением стпорог, а также определяют величину приращения частоты вращения ротора Δnст после сброса нагрузки, и далее, в случае, если ncт< ncтпорог; |ст| < стпорог, Δnст<0 и nгг>nггпорог, подают сигнал на включение подачи топлива в камеру сгорания, дополнительно для обеспечения перехода на подачу топлива в камеру сгорания по штатным законам регулирования при возобновлении подачи топлива при предотвращении отклонения параметров силовой турбины турбомашинного агрегата при внезапном полном или частичном сбросе нагрузки, для определения розжига камеры сгорания и начала увеличения подачи топлива в КС определяют величину приращения температуры за турбиной ΔТт после подачи сигнала на включение подачи топлива в камеру сгорания, сравнивают ее с пороговым значением ΔТтпорог, также вычисляют первую производную частоты вращения ротора газогенератора по времени гг, сравнивают ее с пороговым значением ггпорог1 и при выполнении условий (ΔТт > ΔТтпорог) или (гг > ггпорог1) формируется признак розжига камеры сгорания и начинается увеличение подачи топлива в КС с заранее определенным темпом dGt/dt, при этом первую производную частоты вращения ротора газогенератора по времени гг, сравнивают с пороговым значением ггпорог2 и при выполнении условий (гг > ггпорог2) выполняется переход на управление подачей топлива в камеру сгорания по штатным законам регулирования. Позволяет повысить безопасность функционирования турбомашинного агрегата и обеспечить надежность розжига камеры сгорания и безударного перехода от розжига к управлению расходом топлива по штатным законам регулирования, что позволяет повысить надежность работы турбомашинного агрегата в целом. 1 ил.

Изобретение относится к области энергетики, в частности к способу управления газотурбинным двигателем с малоэмиссионным режимом, и может быть использовано в газоперекачивающих агрегатах. Способ содержит управление малоэмиссионным режимом на основе найденных текущих значений температуры газа на выходе. Задают уставку Ттзад за турбиной высокого давления (ТВД), дополнительно замеряют текущие значения температуры за ТВД Тт, вычисляют разницы заданной уставки Ттзад за ТВД и текущих значений температуры за турбиной высокого давления Тт dT = Ттзад - Тт, сравнивают температуру за ТВД Тт с заданной уставкой Ттзад за ТВД плюс величина гистерезиса Ттзад + 3°С, сравнивают температуру за ТВД Тт с заданной уставкой Ттзад за ТВД минус величина гистерезиса Ттзад - 3°С, формируют управляющее воздействие на клапан перепуска на вход двигателя, при этом алгоритм формирует требуемое положение клапана перепуска на вход двигателя со скоростью А*K tempKPVV (%/с) при Тт < Ттзад - 3°С, со скоростью минус А*K tempKPVV при Тт > Ттзад + 3°С, со скоростью dT*K tempKPVV/3 при Тт < Ттзад + 3°С и Тт > Ттзад - 3°С, где А - темповый коэффициент, равен значению в диапазоне 0,18…0,29, K tempKPVV - коэффициент скорости перекладки клапана перепуска на вход двигателя. Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить управление температурой газов за турбиной высокого давления по измеряемому параметру в устойчивой зоне, повысить надежность функционирования газотурбинного двигателя с малоэмиссионной камерой сгорания. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях. Способ содержит измерение температуры газа за турбиной высокого давления Тт термопарами, измерения частоты вращения ротора высокого давления Nвд. Дополнительно измеряют температуру воздуха за компрессором Тк, которую сравнивают с температурой Тт каждой термопары за турбиной высокого давления и при отклонении на заранее заданную величину предельного отклонения температуры Тпред по любой из термопар, в течение 0,4-0,7 секунды формируют логический сигнал о погасании малоэмиссионной камеры сгорания, при условии, что Nвд < 9000 об/мин. Кроме того, отклонение температуры Тт каждой термопары за турбиной высокого давления измеряют в течение 0,4-0,7 секунды, в качестве заранее заданной величины предельного отклонения температуры Тпред применяют 75-85°С. Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить повышение надежности функционирования алгоритма контроля погасания малоэмиссионной камеры сгорания по параметрам частоты вращения ротора и температуры за турбиной и, в целом, повышение надежности газотурбинного двигателя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления газотурбинных двигателей (ГТД). На всех режимах работы ГТД сравнивают относительное изменение давления с первой наперед заданной величиной, определяемой для каждого типа ГТД экспериментально, а относительную скорость - со второй наперед заданной величиной, определяемой для каждого типа ГТД экспериментально, при формировании сигнала «Помпаж» прекращают подачу топлива в камеру сгорания (КС) на наперед заданное время, определяемое для каждого ГТД экспериментально в процессе приемосдаточных испытаний. Дополнительно на всех режимах работы ГТД от минимального до максимального измеряют частоту вращения ротора свободной турбины (СТ), а также температуру газов за турбиной и частоту вращения ротора газогенератора, вычисляют скорости изменения этих параметров, при закрытых КПВЗ сравнивают скорость изменения температуры газов за турбиной с первой наперед заданной величиной, скорость изменения частоты вращения ротора газогенератора со второй наперед заданной величиной, если скорость изменения температуры газов за турбиной больше первой наперед заданной величины и скорость изменения частоты вращения ротора газогенератора меньше второй наперед заданной величины, а в случае открытых КПВЗ дополнительно сравнивают скорость изменения частоты вращения ротора СТ с третьей наперед заданной величиной, и если скорость изменения температуры газов за турбиной больше первой наперед заданной величины, а скорость изменения частоты вращения ротора газогенератора меньше второй наперед заданной величины и скорость изменения частоты вращения ротора СТ меньше третьей наперед заданной величины, то формируют сигнал «Помпаж параметрический», а при одновременном формировании сигнала «Помпаж» и сигнала «Помпаж параметрический» формируют сигнал «Аварийный останов ГТД» и выполняют аварийный останов ГТД, для чего одновременно с сигналом «Аварийный останов ГТД» выдают команды на открытие КПВ компрессора, КПГ, КПВЗ и снижают расход топлива в КС, далее через 0,1 с после формирования сигнала «Аварийный останов ГТД» выдают команду на открытие первой ЗПВ компрессора, через 0,3 с после формирования сигнала выдают команду на открытие второй ЗПВ компрессора, через 0,5 с после формирования сигнала выдают команду на закрытие стопорного клапана. Достигается сохранение работоспособности и ресурса газотурбинного двигателя, повышение надежности двигателя при возникновении помпажа. 1 ил.

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, используемыми в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетических отраслях. Способ заключается в том, что измеряют основные параметры, характеризующие работу двигателя и сравнивают с уставками. В момент включения агрегата зажигания запоминают значение частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп и значение температуры за турбиной высокого давления Твдхп, после формирования розжига камеры сгорания и отключения агрегата зажигания, контролируют частоту вращения ротора высокого давления и температуру за турбиной высокого давления. Частоту вращения ротора высокого давления Nвд сравнивают со значением частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд. Температуру за турбиной высокого давления Твд сравнивают со значением температуры Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд. При снижении частоты вращения ротора высокого давления Nвд ниже значения частоты вращения ротора высокого давления Nвдхп до включения агрегата зажигания плюс первая наперед заданная величина ΔNвд и снижении температуры за турбиной высокого давления Твд ниже значения температуры за турбиной высокого давления Твдхп до включения агрегата зажигания плюс вторая наперед заданная величина ΔТвд, формируют признак погасания камеры сгорания. Одновременно выполняют отсечку топлива. Предлагаемый способ позволяет повысить надежность функционирования газотурбинного двигателя за счет снижения вероятности пропуска погасания камеры сгорания, в том числе, при работающем стартере. 2 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно - к испытаниям газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей на стенде. Стенд для испытания газогенераторов турбореактивных двухконтурных двигателей имеет воздуховод с установленными по тракту заслонками и турбореактивный двухконтурный двигатель. Вход воздуховода соединен с наружным контуром турбореактивного двигателя, а выход - с испытуемым газогенератором. Потоком воздуха наружного контура турбореактивного двигателя без смешения потоков наружного и внутреннего контуров совместно с использованием заслонок, перепускающих воздух на вход испытуемого газогенератора и в выхлопной воздуховод, обеспечивается одновременная имитация газодинамических параметров воздуха на входе в испытуемый газогенератор и упрощение испытаний. 1 ил.

Изобретение относится к области обеспечения надежности защиты компрессора газотурбинного двигателя при неустойчивой работе на режиме запуска

Изобретение относится к области раннего обнаружения неустойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя на запуске и позволяет повысить быстродействие диагностики неустойчивой работы компрессора на основе информации о динамике изменения отношения первых производных контролируемых параметров Ттнд и n вд

 


Наверх