Патенты автора Туктакиев Геннадий Саитянович (RU)

Изобретение предназначено для измерения объемов камер сгорания в двигателестроении и энергетическом машиностроении, например таких как камеры сгорания (КС) в поршнях поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС), камеры сгорания (КС) в головках блоков цилиндров ДВС и объемы КС в ДВС в сборе. Комплект средств включает в себя механическое координатное устройство позиционирования полого изделия заданным образом в пространстве, плиту-крышку, снабженную входом для заливного объемного мерного устройства, заливное объемное мерное устройство, выполненное с возможностью заполнения его мерной жидкостью и с возможностью ее вытекания из его выхода и заполнения измеряемой камеры в полом изделии. Мерной жидкостью является вода, а плита-крышка выполнена прозрачной. Дополнительно комплект снабжен составом, гидрофобизирующим поверхности измеряемой камеры полого изделия и прозрачной плиты-крышки, термостабилизирующим объемом или устройством, выполненным с возможностью размещения в нем как всего комплекта средств для измерения, так и всего полого изделия с измеряемой камерой в нем и со всем вспомогательным оборудованием. Технический результат - повышение точности измерения объема в полых изделиях каждой камеры в отдельности, камеры изделия в сборе и универсальность применимости комплекта. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к автомобилестроению. В способе управления движением транспортных средств, управляемых водителем с системами помощи водителю в среде ИТВ, в центре управления движением дорожной инфраструктуры ИТС с помощью дополнительных стационарных ТВС, выполняют распознавание, идентификацию, определяют точное местоположение, геометрические размеры, скорости и направления движения всех ТС, определяют расстояния между ТС и/или препятствиями, выполняют формирование, мониторинг, обновление и обработку баз данных. А также прогнозируют с учетом полученных данных центра управления движением ЦУД ДИ ИТС с помощью стационарных блоков обработки информации БОИ дополнительных ТВС возможные точки пересечений и/или опасных сближений с подвижными и неподвижными препятствиями на траектории движения каждого ТС, и, в случае выявления прогноза возможных точек пересечений и/или опасных сближений с другими ТС, и/или препятствиями, и/или с объектами ДИ, рассчитывают дополнительные маневры и/или траектории и скорости движения каждого ТС для предотвращения столкновений и передают прогнозируемую информацию и результаты расчетов в электронные бортовые устройства УВТС, в каждое из ЭБУ ТС, окружающих УВТС. Достигается повышение эффективности и надежности выполнения ТВС ЦУД ДИ задач управления дорожным движением в среде ИТВ. 2 з.п. ф-лы.

Предложенный способ относится к технике измерения объемов камер сложной конфигурации в полых изделиях, которые имеют открытые поверхности измеряемых камер. Технический результат - упрощение подготовки к измерению, повышение точности и стабильности измерений, доступность и простота используемых материалов и измерительных устройств. Способ точного определения объемов полостей сложной формы, включающий установку полого изделия 2, перекрытие открытой поверхности его внутренней камеры 3 прозрачной плитой-крышкой 4, снабженной входом 5 для мерной жидкости, в качестве которой выбирают воду, и установку над ним заливного объемного мерного устройства 6, дополнительно гидрофобизирующим составом 7 обрабатывают все рабочие поверхности, после чего сопрягают между собой полое изделие 2 и прозрачную плиту-крышку 4, затем весь комплект средств для измерения объемов камер вместе с полым изделием термостабилизируют до достижения одинаковой температуры, а после начинают заполнение измеряемой камеры 3 полого изделия 2, после чего в заливном объемном мерном устройстве 6 устанавливают с заданной точностью окончательный результат измерения объема вытекшей воды, полностью соответствующий объему измеряемой камеры 3 полого изделия 2. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение может быть использовано в системах питания газовых двигателей внутреннего сгорания. Способ управления системой подачи топлива в газовый двигатель внутреннего сгорания с двухсекционной системой питания включает происходящую под управлением командного блока (22) попеременную и/или совместную работу как секции (7) централизованной ступенчатой подачи газового топлива в виде компримированного горючего газа (КГГ), так и основной секции (8) распределенной подачи газового топлива, установленной непосредственно во впускном коллекторе и выполненной с возможностью фазированной подачи газового топлива в каждый цилиндр (17) в отдельности через отдельные форсунки (16) рампы (15) газовых форсунок. Основная секция (8) распределенной подачи газового топлива в каждый цилиндр в отдельности выполнена с возможностью независимого непрерывного регулирования фазированной подачи газового топлива каждой форсунки (16) из рампы (15) форсунок подачи газового топлива в каждый отдельный цилиндр (17) в соответствии с порядком их работы в ДВС. Секция (7) централизованной ступенчатой подачи газового топлива выполнена с возможностью ступенчатого изменения подачи через блок (9) клапанов-форсунок (10) по меньшей мере с одной ступенью подачи. Величина подачи каждой из ступеней секции (7) централизованной ступенчатой подачи газового топлива меньше или равна максимальной подаче основной секции распределенной подачи газового топлива. Регулирование работы газового двигателя внутреннего сгорания осуществляют последовательно. Вначале непрерывно изменяют подачу газового топлива в пределах от минимальной до максимальной подачи основной секции (8) распределенной подачи газового топлива. Затем при необходимости дальнейшего превышения указанного ее максимального значения последовательно включают ступени ступенчатой подачи централизованной секции (7), начиная с первой минимальной ступени путем открытия одного клапана-форсунки (10) блока секции централизованной ступенчатой подачи газового топлива до ее максимальной подачи путем открытия всех клапанов-форсунок (10) блока, которая выполнена с возможностью ступенчатого изменения подачи КГГ блоком (9) клапанов-форсунок (10) через испаритель-завихритель (11). Далее между переключениями ступеней регулируют, непрерывно изменяя в пределах от минимальной до максимальной подачи основной секции (8) распределенной подачи с гистерезисом в обоих направлениях как увеличивая, так и уменьшая подачи КГГ в указанных пределах в соответствии с дорожной обстановкой до момента достижения очередной максимальной подачи основной секции (8) распределенной подачи газового топлива и необходимости дальнейшего повышения суммарной подачи топлива обеими секциями (7) и (8). Далее переходят на следующую ступень секции (7) централизованной ступенчатой подачи газового топлива, а подачу основной секции (8) распределенной подачи газового топлива при этом уменьшают до минимума. Затем последовательно повторяют регулирование подачи в пределах возможной гистерезисной подачи основной секции (8) распределенной подачи газового топлива на каждой последующей ступени секции (7) централизованной подачи до момента необходимости превышения очередного предела свыше указанной подачи. В конце при ее дальнейшей необходимости превышения достигают конструктивно максимально возможной подачи топлива обеими секциями (7) и (8). При необходимости снижения подачи газового топлива повторяют указанную выше последовательность действий в обратном порядке от конструктивно максимально возможной подачи топлива обеими секциями (7) и (8) до минимальной подачи одной отдельно работающей основной секции (8) распределенной подачи газового топлива. При этом текущую подачу КГГ каждой секцией и воздуха измеряют в единых массовых или весовых единицах. Технический результат заключается в упрощении последовательности действий способа подачи топлива в газовый двигатель внутреннего сгорания с двухсекционной системой питания. 5 ил.

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано во вращающихся дисковых регенеративных подогревателях теплоэнергетических и силовых установок. Сущность изобретения заключается в выполнении ячеистой структуры каркаса подогревателя, в виде теплообменных ячеек, выполненных в виде отдельных стаканов с внешними шестигранными поверхностями и с внутренними поверхностями каналов, в каждом из которых между указанными поверхностями выполнена кольцеобразная полость, внутри которой размещено термоаккумулирующее вещество, имеющее возможность изменения своего агрегатного состояния при подводе и отводе тепла, а диски подогревателя выполнены из материалов, имеющих разные коэффициенты температурного расширения. Технический результат - предотвращение деформации цилиндрической формы каркаса подогревателя. 4 ил.

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в регенеративных подогревателях рабочего тела газотурбинных установок. Изобретение заключается в термофизической изоляции частей каркаса, несущих основные силовые нагрузки от переменного поля температур вследствие поддержания постоянства температуры на теплопередающей поверхности каждой теплообменной ячейки за счет изменения агрегатного состояния термоаккумулирующего вещества, размещенного в полости каждой теплообменной ячейки и вследствие этого поддержания постоянства температур теплообменных ячеек с внутренними каналами, объединенных в ячеистую структуру, и сохранения цилиндрической формы каркаса ротора дискового высокотемпературного вращающегося подогревателя рабочего тела энергетической установки. Технический результат - повышение работоспособности и эффективности высокотемпературного вращающегося дискового регенеративного подогревателя. 4 ил.

Изобретение относится к системам управления беспилотных транспортных средств (БТС). Способ управления движением БТС в колонне и/или отдельных БТС и мониторинга интеллектуальной транспортной инфраструктурой (ИТИ) сети автомобильных дорог. С помощью путевого центра управления ИТИ выполняют следующие действия: перед началом движения для каждого БТС и/или каждого БТС в составе колонны устанавливают или определяют имеющийся у них индивидуальный идентификационный код; определяют порядок движения и разрабатывают предварительные маршрутные карты для всех БТС; контролируют состояние дорожной обстановки путем анализа данных, поступающих от пользователей, собственных систем управления движением БТС и внешних путевых систем контроля; по результатам анализа и обработки обновленных и дополненных данных определяют значения параметров движения каждого БТС и при необходимости производят коррекцию маршрутов и/или режимов их движения; далее в региональном центре управления (ЦУ) ИТИ для подконтрольной ЦУ ИТИ сети автомобильных дорог формируют и передают команды управления в путевые центры управления, которые осуществляют управление движением каждого БТС. Кроме того, на каждом БТС дополнительно непрерывно определяют параметры его взаимодействия с дорожным полотном и окружающей средой, по меньшей мере, такие как коэффициент сцепления, боковой ветер, величина кривизны траектории движения, угловая скорость дрифта колес. Достигается повышение безопасности управления беспилотного транспортного средства. 2 ил.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к способам обеспечения безопасного управления движением беспилотных транспортных средств (БТС) и колонн БТС с помощью интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТИ) сети автомобильных дорог. При реализации способа в региональном центре управления ИТИ с заданной периодичностью с помощью собственных внешних путевых систем технического зрения сети автомобильных дорог и технических средств контроля дорожных условий дополнительно производят сканирование, распознавание, регистрацию всех движущихся и неподвижных объектов и определяют параметры их положения и движения на дорогах и прилегающих к ним территориях по предполагаемым маршрутам их движения. Также выполняют с заданной периодичностью и с учетом данных сканирования сбор, обработку, анализ и обновление баз данных о дорожных условиях, а также осуществляют обновление баз данных по дополнительному мониторингу состояния климатических и экологических условий внешней среды в зонах сети автомобильных дорог. Команды управления движением каждого БТС формируют и передают в режиме реального времени непосредственно на приводе управления всех БТС. Повышается безопасность при движении БТС. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к способам обеспечения безопасного управления движением автоматически управляемых (АУ) беспилотных автономных транспортных средств (БАТС) и колонн БАТС с помощью интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТИ) автомобильной дороги. Управление по маршрутам движением и контроль положения каждого АУ БАТС и каждой колонны БАТС происходит с помощью четырех гиростабилизированных сканеров. Также производится синхронизированная проверка совпадения боковых сканов дорожной разметки с вычлененными частями поперечных сканов полосы движения спереди и сзади, а также их контрольная проверка путем сравнения с соответствующими сканами из массива дальних сканов. Многократный контроль положения и управляющих действий позволяет точно и однозначно определить пространственное положение и своевременно корректировать отклонения АУ БАТС от заданного порядка движения согласно маршрутной карты. Повышается безопасность при движении БАТС.
Предлагаемое изобретение относится к методам управления активной безопасностью дорожного движения в интеллектуальной транспортной инфраструктуре (ИТИ) автомобильной дороги, преимущественно в предаварийных и аварийных дорожных ситуациях. Техническим результатом является повышение надежности и эффективности управления активной безопасностью дорожного движения в интеллектуальной транспортной инфраструктуре автомобильной дороги. Способ управления работой системы активной безопасности транспортных средств осуществляется с помощью интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТИ) автомобильной дороги, при котором перед началом движения через путевые центры управления (ЦУ) у каждого транспортного средства (ТС) запрашивают данные и вводят в базу данных информацию об идентификационных номерах каждого ТС, о наличии, технических характеристиках и функциональных параметрах средств связи, средств оповещения водителя, штатных автоматических средствах управления тяговой установкой, рулевым устройством, системой торможения, трансмиссией, их приводов и усилителей, а во время движения транспортных средств штатными средствами путевых ЦУ в режиме реального времени контролируют общее состояние транспортного потока, определяют для каждого ТС его положение относительно осевой линии дорожного полотна, выявляют и оценивают возможные риски при движении каждого ТС в складывающейся дорожной обстановке, а также создают и обновляют цифровую карту дороги с указанием координат и значений дорожных знаков, светофоров. В путевых центрах управления технические средства контроля дорожной обстановки с помощью дополнительных локальных и/или распределенных датчиков состояния движения производят сканирование, распознавание, регистрацию всех движущихся и неподвижных объектов и определяют параметры их положения и движения на полосах движения относительно дорожной разметки, при этом оценку возможных рисков для каждого ТС производят по критериям соблюдения безопасного выполнения скоростного режима, соответствия средней скорости транспортного потока, соблюдения безопасного выбора расстояний между ТС в транспортном потоке, безопасного выполнения маневров при движении каждого ТС в транспортном потоке, и при выявлении возникновения возможных рисков для каждого ТС с помощью путевого ЦУ выполняют действия в соответствии с оценкой критериев опасности, по меньшей мере, в три стадии. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится способу прогностического иерархического управления интеллектуальной транспортной системой при движении колонны, содержащей ведущее пилотное транспортное средство (ПТС) и, по меньшей мере, одно ведомое автоматически управляемое беспилотное транспортное средств (БТС), где в режиме реального времени осуществляют контроль и двустороннюю передачу данных о маршруте от ПТС к каждому БТС о техническом состоянии каждого БТС и о локальных дорожных и погодных условиях по маршруту его движения. При этом передачу ведут последовательно через средства связи и управления, выполненные многоканальными, иерархически подчиненными в соответствии с порядком движения ПТС и БТС в колонне. Автоматически БТС пересылают отчеты о результатах выполнения действий по движению, соответствующих требованиям маршрутной карты каждого БТС. Водитель ПТС определяет каждый вновь выявленный им реально измененный участок маршрута с определением локальных контрольных точек его начала и окончания, а также - типа опасных или измененных маршрута и/или условий движения, а система управления движением колонны автоматически обеспечивает безопасное прохождение измененного маршрута всеми БТС, входящими в состав колонны. Обеспечивается повышение безопасности, надежности и стабильности транспортного сообщения в тяжелых транспортных условиях. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к системам управления транспортным средством. В способе управления автоматическим транспортным средством из долговременной памяти ЭВМ извлекают математически обработанное изображение дорожного полотна с элементами сканирования, математически преобразуют его в изображение в перспективе, получают реальное изображение дорожного полотна, математически преобразовывают реальное изображение дорожного полотна и получают изображения элементов сканирования. Сравнивают изображения дорожного полотна с элементами сканирования с математически преобразованным реальным изображением дорожного полотна, по результатам вырабатывают управляющие действия для АТС. Текущие математически обработанные изображения дорожного полотна с элементами сканирования из долговременной памяти и реальные изображения получены по меньшей мере из двух линейных фоточувствительных приборов. Последовательность действий по управлению АТС на основе анализа включает подготовительный этап и этапы расчета текущего угла поворота руля, текущего управления педалью акселератора, определения наличия препятствий, построение изображения дорожного полотна и анализа его соответствия реальному. Достигается повышение безопасности управления транспортным средством. 9 ил.

Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средств (АТС) относится к способам организации движения автоматически управляемых транспортных средств и может быть использован в любой отрасли народного хозяйства для автоматизированных перевозок различных грузов и пассажиров. Способ трассировки маршрута движения автоматического транспортного средства, при котором проводят непрерывное синхронное сканирование дорожного полотна с дорожной разметкой по меньшей мере двумя линейными фоточувствительными приборами (ЛФП), установленными на гиростабилизированной платформе в транспортном средстве (ТС), располагаемыми на заданной высоте над дорожным полотном и соответственно направленными на два разных участка дорожного полотна, расположенных на двух различных расстояниях от ТС, соответственно ближнем и дальнем, позиционированных в пространстве и привязанных к их положению относительно дорожного полотна. Полученные изображения преобразуют геометрически и математически. По результатам сравнения изображений определяют пространственную форму дорожного полотна. Техническим результатом является повышение качества трассировки и последующего управления ТС на дорожном полотне в условиях воздействия помех. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области энергетики. Устройство для сжигания пылевидного топлива содержит устройство сжатия воздуха, устройство подготовки воздуха с камерой подготовки воздуха, устройство плазмохимической обработки пылевидного топлива, включающее плазмотрон, и камеру горения, а также трубопроводы, связывающие их. Устройство подготовки воздуха снабжено устройством разделения воздуха с возможностью разделения воздуха по основным компонентам на цеолитовом наполнителе, выполненное с возможностью периодического нагревания цеолита, с одним входным трубопроводом, первым и вторым выходными трубопроводами, соответственно, для первого потока воздуха с повышенным содержанием кислорода и для второго потока воздуха с повышенным содержанием азота, второй выходной трубопровод сообщен с трубопроводом подачи пылевидного топлива камерой зажигания, в которой установлено устройство плазмохимической обработки твердого пылевидного топлива, выполненное кольцевым, и сообщено с первым выходным трубопроводом посредством трубы отбора воздуха с повышенным содержанием кислорода, расположенной в камере зажигания во внутренней части кольцевого устройства плазмохимической обработки пылевидного топлива, выходной срез трубы выступает за выходной срез плазмотрона, так чтобы при его работе его низкотемпературная плазма не могла достигнуть выходного среза трубы отбора воздуха (это можно получить опытным или расчетным путем), причем внутренняя поверхность камеры подготовки воздуха выполнена зеркальной, а устройство подготовки воздуха выполнено в виде твердотельного лазера с излучением длиной волны 762±0,5 и/или 1268±0,5 нм, выход которого направлен под углом к зеркальной поверхности камеры подготовки воздуха, меньшим угла полного отражения от зеркальной поверхности камеры подготовки воздуха, с возможностью образования лучом лазера, по меньшей мере, однозаходной винтообразной ломаной линии, шаг которой между соседними витками меньше линейного габаритного размера выходного окна твердотельного лазера, измеренного вдоль оси камеры подготовки воздуха. Камера подготовки воздуха сообщена с камерой горения через перфорированную перегородку, расположенную коаксиально зеркальной поверхности и имеющую переменное отношение перфорации, то есть отношение площади отверстий перегородки к общей площади перегородки, соответственно меньшее в зоне дожигания смеси и большее в зоне разбавления. Технический результат - снижение выбросов токсических веществ и повышение стабильности работы устройства для сжигания пылевидного топлива. 1 ил.

Изобретение относится к области энергетики. Устройство для сжигания пылевидного топлива содержит устройство 1 сжатия воздуха, устройство 2 подготовки воздуха с камерой 3 подготовки воздуха, устройство 4 плазмохимической обработки пылевидного топлива, включающее плазмотрон 5 и камеру 6 горения, а также трубопроводы, связывающие их. Устройство 2 подготовки воздуха снабжено устройством 7 разделения воздуха на цеолитовом наполнителе, устройство 7 разделения воздуха выполнено с возможностью периодического нагревания цеолита и снабжено одним входным трубопроводом 8, первым 9 и вторым 10 выходными трубопроводами, соответственно, для первого потока воздуха с повышенным содержанием кислорода и для второго потока воздуха с повышенным содержанием азота, второй выходной трубопровод 10 сообщен с трубопроводом 11 подачи пылевидного топлива и камерой 12 зажигания, в которой установлено устройство 4 плазмохимической обработки пылевидного топлива, выполненное кольцевым и сообщенное с первым выходным трубопроводом 9 посредством трубы 13 отбора воздуха с повышенным содержанием кислорода, расположенной в камере 12 зажигания во внутренней части кольцевого устройства 4 плазмохимической обработки пылевидного топлива, так что выходной срез трубы 13 отбора воздуха выступает за выходной срез плазмотрона 5, причем внутренняя поверхность 15 камеры 3 подготовки воздуха образована покрытием - гладкой зеркальной эмалью 16 из легкоплавкого стекла, а устройство 2 подготовки воздуха выполнено в виде твердотельного лазера 17 с излучением длиной волны 762±0,5 и/или 1268±0,5 нм, выход 18 которого направлен под углом к зеркальной поверхности камеры подготовки воздуха, меньшим угла полного отражения от зеркальной поверхности 15 камеры подготовки воздуха, с возможность образования лучом лазера 17, по меньшей мере, однозаходной винтообразной ломаной линии, шаг 20 которой между соседними витками больше линейного габаритно размера l выходного окна 21 твердотельного лазера 17 вдоль оси камеры 3 подготовки воздуха, камера 3 подготовки воздуха сообщена с камерой 6 горения через перфорированную перегородку 22, расположенную коаксиально зеркальной поверхности 15, отношение площади отверстий 23 перегородки 22 к общей площади перегородки 22 соответственно меньше в зоне дожигания 24 смеси и больше в зоне 25 разбавления. Изобретение позволяет снизить выбросы токсических веществ и повысить стабильность работы устройства для сжигания пылевидного топлива. 2 ил.

Изобретение относится к области энергетики. Способ сжигания пылевидного топлива, заключающийся в том, что разделяют воздух методом адсорбирования азота на цеолите, формируют первый поток воздуха, обогащенный кислородом, и второй поток воздуха, обогащенный азотом, выделенным с поверхности цеолита методом его нагрева, затем второй поток воздуха разделяют на основной и дополнительный потоки, дополнительный поток смешивают с пылевидным топливом и смесь подают в начало камеры зажигания, причем часть смеси дополнительного потока воздуха и пылевидного топлива подают через плазмотрон в камеру зажигания, где формируют факел газификации части пылевидного топлива в условиях недостатка кислорода, от первого потока воздуха отделяют часть и посредством трубы отбора воздуха подают в камеру зажигания за выходной срез плазмотрона, после плазмотрона формируют факел зажигания части газифицированного в плазмотроне пылевидного топлива, которым воспламеняют смесь дополнительного потока воздуха и пылевидного топлива, продукты горения из камеры зажигания смешивают с основным потоком воздуха и при недостатке кислорода подают в камеру горения, оставшуюся часть первого потока, обогащенную кислородом, подают в камеру подготовки воздуха, где обрабатывают лазерным излучением твердотельного лазера с длиной волны 762±0,5 и/или 1268±0,5 нм, которая вызывает переход молекул кислорода из основного электронного состояния в возбужденное синглетное состояние O 2 ( b 1 ∑ g + ) , путем подачи лазерного излучения в цилиндрическую камеру подготовки воздуха с зеркальной поверхностью, по меньшей мере, в одном месте под углом к ее поверхности, меньшим угла полного отражения от зеркальной поверхности цилиндрической камеры подготовки воздуха по винтообразной ломаной кривой с шагом между соседними витками винтообразной ломаной линии, большим линейного габаритного размера, измеренного вдоль оси цилиндрической камеры подготовки воздуха, обработанную часть первого потока воздуха с синглетным кислородом подают через коаксиальную перфорированную перегородку в пристеночную область камеры горения, при этом увеличивают концентрацию синглетного кислорода по направлению к выходу из камеры горения. Технический результат - снижение токсических выбросов и повышение стабильности процесса сжигания твердого пылевидного топлива. 2 ил.

Изобретение относится к области переработки тяжелого углеводородного сырья и сырой нефти, может быть использовано в любой области народного хозяйства

Изобретение относится к области переработки тяжелого углеводородного сырья и сырой нефти, может быть использовано в любой области народного хозяйства

Изобретение относится к транспортной, горной и строительной отраслям народного хозяйства и может быть использовано для транспорта углеводородсодержащих суспензий или пульп при добыче полезных ископаемых, преимущественно при гидродобыче угля или горючих сланцев

 


Наверх