Патенты автора Романов Анатолий Федорович (RU)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях баллонов давления как аккумуляторов газовых сред для дыхательных аппаратов и других агрегатов, а также любых других устройств, использующих емкости сжатых газов. Безосколочный баллон давления 1 состоит из цилиндрической части 2 и выпуклых днищ 3 и содержит наружную силовую оболочку 4 из композиционных материалов и внутренний герметизирующий металлический лейнер 9. Силовая оболочка 4 образована комбинацией кольцевых 5, на цилиндрической части, и спиральных 6 слоев на основе лент 7 и 8 для кольцевых и спиральных слоев соответственно из скрепленного полимерным связующим непрерывного однонаправленного армирующего материала в виде нитей или жгутов. Силовая оболочка 4 содержит, как минимум, по одному дополнительному кольцевому 10 и спиральному 11 слою. Дополнительный кольцевой слой выполнен в виде двух отдельных кольцевых поясов, расположенных на расстоянии (0,2-1,2)D друг от друга, где D - диаметр цилиндрической части, и доходящих до торцов цилиндрической части. Изобретение обеспечивает получение безосколочного разрушения баллона давления при действии расчетного внутреннего давления, что повышает надежность конструкции с расширением области применимости. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых, нефтяных и всех подобных трубопроводов с использованием труб из композиционных материалов, в частности стеклопластиковых. Неразъемное соединение содержит трубу 1 из композиционных материалов и металлический шпангоут 2, состоящий из толстостенного кольца 3 и двух цилиндрических поясов 4 с прорезями 5. На наружной поверхности цилиндрических поясов 4 расположены слои композиционного материала 6, выходящие на поверхность трубы. Металлический шпангоут выполнен разрезным 7, с поверхностями взаимного центрирования 9 образованных торцев 8 относительно друг друга как минимум в одной плоскости. Поверхности взаимного центрирования торцев шпангоута могут являться поверхностями выступа и ответного ему паза, щелевидных прорезей или соосных отверстий. Изобретение позволяет упростить конструкцию и процесс изготовления с повышением ее надежности и расширить функциональные возможности. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Оболочка предназначена для изделий авиационной и ракетной техники. Оболочка содержит две секции 1 и 2, каждая из которых состоит из цилиндрической части 3 и 4, выпуклых днищ 5 и 6, фланцев в полюсных отверстиях днищ 7 и 8, внутреннего защитного покрытия 9 и 10. Секции состоят из набора спиральных 11 и кольцевых 12 слоев, на основе пропитанных связующим однонаправленных жгутов, и кольцевых утолщений 13, 14 у цилиндрических торцов с расположенными в них соединительными штифтами 15, 16 и шпильками 17. Между стыкуемыми торцами секций расположено металлическое кольцо 18, снабженное по наружному и внутреннему диаметрам центрирующими поясками 19, 20, внутренние из которых выполнены на своей внешней поверхности с локальными кольцевыми канавками 21 для расположения герметизирующих элементов, например резиновых жгутов. Наружные выполнены с коническими, обращенными к секции и сужающимися к кольцу поверхностями 22, на внешней поверхности утолщений секций выполнены ответные конические поверхности, а по окружности в кольце выполнены отверстия 23, соосные расположенным в них соединительным шпилькам. Технический результат – упрощение процесса сборки. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газовых и гидравлических фильтров и аккумуляторов и всех подобных емкостей с использованием оболочек из композиционных материалов, а также в изделиях авиационной и ракетной техники, например, в качестве топливных баков и корпусов ракетных двигателей твердого топлива. Силовая оболочка 1 содержит стыковочный торцевой шпангоут 2 с расположенными в распределенных по окружности радиальных пазах 3 штифтами 4. На штифтах 4 выполнены цилиндрические резьбовые хвостовики 6, на которых расположены кольцевые гайки 7, которые контактируют с слоистым материалом торцевого шпангоута по коническим поверхностям углублений 8. Изобретение позволяет повысить прочность узла соединения и расширить область применения силовых оболочек из слоистых композиционных материалов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к корпусам для высокого давления из композиционных материалов, используемых, в частности, в двигательных установках, а также может быть использовано во всех конструкциях машиностроительной и химических отраслей, где используются корпусы для газовых и жидких сред. Корпус для высокого давления из композиционных материалов содержит силовую оболочку 1 с цилиндрической частью 2, выпуклыми днищами 3 и 4, с фланцами 5 и 6, расположенными в полюсных отверстиях днищ 3 и 4, облицованную изнутри защитным покрытием 7, и с расположенными на ней на податливых прослойках 10 поясами-шпангоутами 8 и 9, дополнительные локальные слои 11, расположенные на цилиндрической части силовой оболочки. Изобретение позволяет повысить несущую способность соединения силовой оболочки с поясом-шпангоутом при действии осевых сил совместно с внутренним давлением с расширением области применимости. 11 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к корпусам для высокого давления из композиционных материалов, используемых, в частности, в двигательных установках, а также может быть использовано во всех конструкциях машиностроительных и химических отраслей с корпусами для газовых и жидких сред. Корпус для высокого давления из композиционных материалов содержит силовую оболочку 1 с цилиндрической частью 2 и выпуклыми днищами 3 и 4, образованную комбинацией слоев 5 и 6 соответственно перекрещивающихся спиральных 7 и кольцевых 8 лент, ориентированных в спиральном и окружном направлениях, из непрерывных однонаправленных жгутов (нитей), скрепленных полимерным связующим, с фланцами 9 и 10, установленными по полюсным отверстиям днищ 3 и 4, облицованную изнутри защитным покрытием 11, в которой по поверхности защитного покрытия расположен разреженный слой 12. Изобретение позволяет повысить надежность конструкции за счет обеспечения стабильности получаемых толщин защитного покрытия. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива из композиционных материалов. Корпус ракетного двигателя содержит силовую оболочку с фланцами, расположенными в полюсных отверстиях днищ, облицованную изнутри теплозащитным покрытием из резиноподобного материала с кольцами в своих торцевых частях у центральных отверстий фланцев. Со стороны внутренней поверхности, по меньшей мере, в одном фланце выполнены расположенные по соосной фланцу окружности ряд глухих резьбовых отверстий, а в кольце, соосные с отверстиями фланца, сквозные отверстия с зенковочными поверхностями с внутренней стороны. В отверстиях расположены винты, ввернутые во фланец без выступания за поверхность кольца и закрытые материалом теплозащитного покрытия. Отверстия в кольце выполнены диаметром, позволяющим смещаться винтам относительно оси отверстия при различных тепловых деформациях фланца и кольца. Кольцо выполнено из слоистого композиционного материала и расположено в массе материала теплозащитного покрытия с выходом на центральное отверстие фланца, образуя с последним единую поверхность центрального отверстия. Изобретение позволяет повысить надежность корпуса ракетного двигателя твердого топлива. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Оболочка из композиционных материалов предназначена для использования в конструкциях авиационной, ракетной и космической техники. Между двумя обечайками 1 и 2 оболочки слой пенопласта выполнен в виде краеугольных частей 3 с образованием пересекающихся каналов, в которых расположена реберно-ячеистая структура 4, выходящая на краевые шпангоуты 5. Шпангоуты выполнены в виде групп сплошных кольцевых слоев 9, 10 перекрестно расположенных однонаправленных жгутов и/или нитей, чередующихся с группами слоев реберно-ячеистой структуры 11, причем толщина последних в шпангоуте составляет (0,4-0,6) от ее толщины вне шпангоута. Кольцевые слои перекрестно расположенных однонаправленных жгутов и/или нитей могут быть выполнены на основе тканых или оплетенных материалов, состоящих из стеклянных, органических или углеродных нитей или их комбинаций. Технический результат - повышение прочности оболочки. 16 з.п. ф-лы, 2 ил.

Корпус ракетного двигателя содержит силовую оболочку, облицованную теплозащитным покрытием с раскрепляющими эластичными манжетами. В месте соединения манжеты и теплозащитного покрытия выполнена кольцевая полость, образованная разнесенными эквидистантно кольцевыми поясками, сопряженными со стороны внешних кромок по дуге и снабженными со стороны внутренних кромок коническими участками. В кольцевой полости расположены скрепленные между собой слои упругоэластичного тканого материала, эквидистантно повторяющие противолежащую часть поверхности полости. Слои тканого материала выполнены переменной, нарастающей от внутреннего к наружному, поперечной длины, в основном с конгруэнтным расположением обращенных друг к другу поверхностей соседних слоев или частей одного слоя. Наружный слой тканого материала скреплен по наружной поверхности с манжетой и теплозащитным покрытием. В другом варианте корпуса дополнительный слой упругоэластичного материала расположен в массиве материалов манжеты и теплозащитного покрытия. При изготовлении корпуса ракетного двигателя на форме выкладывают из листового материала манжету и, вне манжеты, частично, теплозащитное покрытие. Собирают продольный пакет из лент упругоэластичного тканого материала с последовательно увеличивающейся шириной по толщине пакета. С широкой стороны пакета укладывают ленту из резиноподобного материала. Подпрессовывают пакет при повышенной температуре до внедрения резиноподобного материала в структуру прилегающей ткани. Пакет укладывают на форме по окружности границы манжеты слоем резиноподобного материала к форме и сшивают между собой торцевые части слоев пакета. Затем перегибают половину пакета от большего радиуса к меньшему до соприкосновения двух половин между собой и выкладывают оставшиеся части теплозащитного покрытия. Вулканизируют теплозащитное покрытие с манжетой и наматывают силовую оболочку из полимерного композитного материала. В другом варианте способа изготовления корпуса с широкой стороны пакета из лент тканого материала дополнительно укладывают набор лент из тканого и резиноподобного материалов, последним наружу. Группа изобретений позволяет повысить надежность ракетного двигателя твердого топлива за счет равномерного распределения напряжений в соединении манжеты с теплозащитным покрытием. 4 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к производству композитных баллонов высокого давления, используемых в основном для хранения и транспортировки сжатых и сжиженных газов

 


Наверх