Патенты автора Кучин Александр Александрович (RU)

Изобретение относится к способу сопровождения вертолета в импульсно-доплеровской радиолокационной станции (РЛС). Для сопровождения вертолета сигнал, отраженный от вертолета на промежуточной частоте в импульсно-доплеровской радиолокационной станции, подвергают узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье и преобразуют в амплитудно-частотный спектр, составляющие которого обусловлены отражениями сигнала от фюзеляжа вертолета, подвижных частей его силовой установки и вращающихся лопастей его несущего винта, определенным образом осуществляют фильтрацию доплеровских частот и формируют их оценку. Обеспечивается бессрывное сопровождение вертолета в импульсно-доплеровской РЛС. 2 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на заданный тип самолета с турбореактивным двигателем (ТРД) из состава их разнотипной пары при воздействии уводящих по скорости помех. Достигаемый технический результат - формирование параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на заданный тип самолета с ТРД из состава их разнотипной пары при воздействии уводящих по скорости помех. Способ заключается в том, что в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты осуществляется измерение и получение оценки угловой скорости вращения линии визирования «ракета-не разрешаемая по угловым координатам и дальности разнотипная пара самолетов с ТРД» в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с помощью акселерометра измеряются собственные ускорения ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в автоселекторе скорости РГС ракеты формируются по два планерных и компрессионных отсчета доплеровских частот, в автоселектор скорости ракеты вводится предстартовое целеуказание о распознанном в ней типе самолета с ТРД, формируются отсчеты центроидов планерных и компрессорных отсчетов доплеровских частот, осуществляется формирование их оценок, вычисляется оценка доплеровской частоты, вычисляются разности оценок, вычисляется производная модуля разности оценок планерного и компрессорного центроидов доплеровских частот, которая сравнивается с пороговым значением, близким к нулю, далее принимается решение о воздействии уводящих по скорости помех или их отсутствии, в случае наличия воздействия - осуществляется вычисление параметров рассогласования в РЭСУ ракетой в горизонтальной и вертикальной плоскостях. 1 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на заданный тип самолета с турбореактивным двигателем (ТРД) из состава разнотипной их пары. Способ заключается в измерении и получении в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты угловой скорости вращения линии визирования «ракета-не разрешаемая по угловым координатам пара самолетов» в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измерении с помощью акселерометра собственного ускорения ракеты в горизонтальной Jг и вертикальной Jв плоскостях, формировании в автоселекторе скорости РГС ракеты путем узкополосной доплеровской фильтрации двух планерных отсчетов Fп1 и Fп2 доплеровских частот, обусловленных соответственно скоростями сближения ракеты с первым и вторым самолетами разнотипной пары, и двух компрессорных отсчетов Fк1 и Fк2 доплеровских частот, обусловленных скоростями сближения ракеты с первыми ступенями компрессоров низкого давления соответственно первого и второго самолетами разнотипной пары, вычислении возможных комбинаций разностей между планерными и компрессорными отсчетами доплеровских частот. Технический результат: формирование параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на заданный типа самолета с ТРД из состава разнотипной их пары. 1 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных сигналов. Достигаемый технический результат - обеспечение бессрывного сопровождения вертолета в импульсно-доплеровской радиолокационной станции. Способ заключается в параллельном сопровождении на основе узкополосной доплеровской фильтрации и процедуры быстрого преобразования Фурье отсчетов доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от фюзеляжа вертолета и вращающихся лопастей несущего винта вертолета. Затем определяют отсчет Fф доплеровской частоты спектральной составляющей с максимальной амплитудой Аф, превысившей первый порог U1 и соответствующий отражениям сигнала от фюзеляжа вертолета. Полученные последовательные в дискретном времени отсчеты доплеровских частот фильтруют в первом фильтре сопровождения. Определяют отсчеты Fi, где i=1, …, I; I - общее количество амплитуд спектральных составляющих, превысивших второй порог U2, соответствующих отражениям сигнала от лопастей несущего винта вертолета, за исключением спектральной составляющей с максимальной амплитудой Аф и соответствующей отражениям сигнала от фюзеляжа вертолета. Величина второго порога U2 в n раз меньше величины первого порога U1. Вычисляют отсчеты Fэ доплеровской частоты, соответствующий энергетическому центру отражений сигнала от лопастей несущего винта вертолета, и фильтруют их во втором фильтре. При наличии отсчетов доплеровских частот спектральных составляющих, превысивших первый порог U1 и соответствующих отражениям сигнала от фюзеляжа вертолета, формируют оценки параметров движения вертолета при его сопровождении по отражениям сигнала от его фюзеляжа. При наличии отсчетов доплеровских частот спектральных составляющих, превысивших второй порог U2 и не превысивших первый порог U1, формируют оценки параметров движения вертолета при его сопровождении по отражениям сигнала от лопастей несущего винта. 2 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на вертолет при различном характере его полета с соответствующей ему динамикой. Способ формирования параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух» при ее самонаведении на вертолет при различном характере его полета, заключается в том, что в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты осуществляется оценка угловых скоростей вращения линии визирования «ракета-вертолет», оценка пеленгов вертолета, определяются приращения угловых скоростей вращения линии визирования «ракета-вертолет», обусловленные маневром вертолета соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, с помощью акселерометра измеряются собственные ускорения ракеты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В автоселекторе скорости РГС параллельно в каждом оптимальном калмановском фильтре их матрицы осуществляется сопровождение вертолета по дальности и доплеровской частоте при различных априорных данных, принятых при фильтрации в каждом оптимальном калмановском фильтре относительно m-го характера полета вертолета и соответствующего для каждого характера полета j-го варианта динамики его полета. При этом по строкам матрицы оптимальных фильтров располагаются фильтры, в которых в качестве априорных сведений приняты динамические модели для различных гипотез относительно m-го характера полета вертолета, а по столбцам - фильтры с динамическими моделями для различных гипотез относительно j-x вариантов динамики полета вертолета при соответствующем его m-м характере полета, по критерию хи-квадрат Пирсона находится оценка характера полета вертолета, а по критерию минимума обобщенной дисперсии реальных ошибок фильтрации находится оценка варианта динамики полета вертолета для оцененного значения характера его полета. Технический результат - формирование параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на вертолет при различном характере его полета (стационарном полете, полете с ускорением, полете с торможением и полете в режиме «висение»). 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для распознавания в импульсно-доплеровской радиолокационной станции (РЛС) типа самолета с турбореактивным двигателем (ТРД). Достигаемый технический результат - повышение достоверности распознавания типа самолета с ТРД. Способ распознавания типа самолета с ТРД в импульсно-доплеровской РЛС заключается в том, что радиолокационный сигнал, отраженный от самолета с ТРД, с выхода приемника РЛС на промежуточной частоте подвергается узкополосной доплеровской фильтрации на основе процедуры быстрого преобразования Фурье и преобразуется в амплитудно-частотный спектр (АЧС), спектральные составляющие которого обусловлены отражениями сигнала от планера самолета с ТРД и вращающихся лопаток рабочего колеса компрессора низкого давления (КНД) его силовой установки, путем пороговой обработки АЧС сигнала формируют только те отсчеты доплеровских частот, которые превысили установленный порог, за время Т каждого обзора пространства измеряют два значения дальности Д1 и Д2 до самолета с ТРД, по которым предварительно вычисляют частотную позицию доплеровской частоты , обусловленной скоростью сближения носителя РЛС с планером самолета с ТРД, в АЧС сигнала определяют ближайшее к предварительно вычисленной частотной позиции доплеровской частоты значение доплеровской частоты с соответствующей амплитудой спектральной составляющей, превысившей установленный порог, которое окончательно определяет доплеровскую частоту сигнала Fп в его АЧС, обусловленную скоростью сближения носителя РЛС с планером самолета с ТРД, определяют в АЧС сигнала позицию доплеровской частоты (j=1, …, (i-1), (i+1), …, N), на которой находится спектральная составляющая, превысившая установленный порог и имеющая максимальную амплитуду Aj (j=1, …, (i-1), (i+1), …, N), которая соответствует значению доплеровской частоты Fк, обусловленной скоростью сближения носителя РЛС с вращающимися лопатками первой ступени КНД силовой установки самолета с ТРД, вычисляют разность доплеровских частот ΔFпк=(Fп-Fк), априорно разбивают диапазон разностей ΔFпк на Q неперекрывающихся q поддиапазонов соответствующих q-му типу цели, при попадании разности доплеровских частот ΔFпк в q-й поддиапазон принимают решение о q-м типе самолета с ТРД. 4 ил.

Изобретение относится к радиоэлектронным системам управления (РЭСУ) летательными аппаратами и может быть использовано для самонаведения ракеты класса «воздух-воздух» на самолет из состава их пары по его функциональному назначению по принципу «ведущий-ведомый». Технический результат – расширение функциональных возможностей на основе формирования параметров рассогласования в РЭСУ ракетой класса «воздух-воздух», позволяющих осуществить самонаведение ракеты на самолет из состава их пары по его функциональному назначению по принципу «ведущий-ведомый». Для этого способ заключается в измерении и получении в угломере радиолокационной головки самонаведения (РГС) ракеты угловой скорости вращения линии визирования «ракета-не разрешаемая по угловым координатам пара самолетов» в горизонтальной и вертикальной плоскостях, измерении с помощью акселерометра собственного ускорения ракеты в горизонтальной Jг и вертикальной Jв плоскостях, осуществлении в автоселекторе скорости РГС ракеты узкополосной доплеровской фильтрации на основе алгоритма быстрого преобразования Фурье, формировании оценок и траекторий доплеровских частот, обусловленных скоростями сближения ракеты с ведущим и ведомым самолетами пары, вычислении автокорреляционных функций и их параметров - времени корреляции τ1 и τ2, собственной частоты f01 и f02 автокорреляционной функции, среднеквадратического отклонения σ1 и σ2 флюктуаций доплеровской частоты, анализе параметров автокорреляционных функций, при выполнении условий принимается решение о том, что оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведущим самолетом пары, а оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведомым самолетом пары, в этом случае при предстартовом целеуказании (ЦУ) о наведении ракеты на ведущего самолета параметры рассогласования в РЭСУ в горизонтальной Δгвщ и вертикальной Δввщ плоскостях будут формироваться в соответствии с выражениями где λ - рабочая длина волны РГС ракеты; N - навигационная постоянная, при предстартовом ЦУ о наведении ракеты на ведомый самолет параметры рассогласования формируются в соответствии с выражениями при выполнении условий принимается решение о том, что оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведомым самолетом пары, а оценка обусловлена скоростью сближения ракеты с ведущим самолетом пары и при предстартовом ЦУ о наведении ракеты на ведущий самолет параметры рассогласования формируются в соответствии с выражениями а при предстартовом ЦУо наведении ракеты на ведомый самолет из состава пары параметры рассогласования формируются в соответствии с выражениями 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) для обеспечения энергетической скрытности ее работы на излучение при обнаружении воздушной цели-носителя станции радиотехнической разведки (РТР). Достигаемый технический результат - формирование управления излучением зондирующего сигнала и приемом отраженного от воздушной цели-носителя станции РТР сигнала в импульсно-доплеровской БРЛС истребителя, позволяющее обеспечить энергетическую скрытность работы БРЛС истребителя на излучение с заданной вероятностью при обнаружении воздушной цели-носителя станции РТР. Сущность способа функционирования импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции истребителя при обеспечении энергетической скрытности ее работы на излучение заключается в формировании высокочастотной последовательности зондирующих импульсов, их усилении по мощности, излучении в направлении воздушной цели - носителя станции радиотехнической разведки, приеме, усилении, преобразовании отраженных сигналов на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму с последующим их спектральным анализом, при этом формируются сигналы управления, пропорциональные параметрам рассогласования Δi ( - количество управляющих сигналов) в БРЛС при управлении средней мощностью излучения Рбрлс передатчика и временами когерентного накопления сигнала Ткн в приемнике и облучения Тобл воздушной цели - носителя станции РТР, в соответствии с определенным выражением. 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для расширения функциональных возможностей импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС). Достигаемый технический результат - расширение функциональных возможностей БРЛС за счет распознавания воздействия по боковым лепесткам диаграммы направленности антенны (ДНА) из вынесенной точки пространства прицельной по частоте помехи типа DRFM при обнаружении воздушной цели (ВЦ), прикрываемой самолетом-постановщиком помех, и, в случае ее воздействия, обработки полезного сигнала в БРЛС с одновременной режекцией помехи типа DRFM. Способ заключается в сканировании пространства главным лучом ДНА с компенсационным каналом по боковым лепесткам при обнаружении ВЦ с помощью импульсно-доплеровской БРЛС, установке коэффициента усиления в основном канале меньшим и соизмеримым с коэффициентом усиления сигнала в компенсационном канале, преобразовании сигналов в основном и компенсационном каналах в соответствующие амплитудно-частотные спектры, при этом при облучении ВЦ главным лучом ДНА импульсно-доплеровской БРЛС амплитуды A1 и А2 спектральных составляющих сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f1, обусловленной доплеровским смещением несущей частоты БРЛС вследствие взаимного перемещения ее носителя и облучаемой ВЦ, при облучении самолета-постановщика помехи типа DRFM - цифровая радиочастотная память, оснащенного станцией радиотехнической разведки (РТР), главным лучом ДНА импульсно-доплеровской БРЛС амплитуды А3 и А4 спектральных составляющих сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f2, обусловленной доплеровским смещением несущей частоты БРЛС вследствие взаимного перемещения ее носителя и облучаемого самолета-постановщика помехи типа DRFM, при облучении ВЦ главным лучом ДНА и постановке самолетом-постановщиком помехи прицельной на ранее разведанной с помощью станции РТР частотной позиции f2 помехи типа DRFM по боковым лепесткам ДНА амплитуды A1 и А2 спектральных составляющих сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f1, амплитуды Ап1 и Ап2 спектральных составляющих помехового сигнала соответственно в основном и компенсационном каналах расположены на частотной позиции f2, осуществляется анализ расположения спектральных составляющих сигнала и их амплитуд, в зависимости от его результата осуществляется обработка только полезного сигнала БРЛС или обработка полезного сигнала в БРЛС с одновременной режекцией помехи типа DRFM на частотной позиции f2. 3 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для повышения помехозащищенности импульсно-доплеровской бортовой радиолокационной станции (БРЛС) при ее работе на излучение и обнаружении воздушной цели (ВЦ) - носителя станций радиотехнической разведки (РТР) и активных помех (АП). Достигаемый технический результат - обеспечение помехозащищенности импульсно-доплеровской БРЛС при работе ее на излучение и обнаружении ВЦ - носителя станций РТР и АП. Способ заключается в формировании высокочастотной последовательности зондирующих импульсов на первоначальной несущей частоте f1, их усилении по мощности, излучении в направлении ВЦ - носителя станций РТР и АП, преобразовании отраженных сигналов на промежуточные частоты, их селекции по дальности и доплеровской частоте, преобразовании сигналов в цифровую форму с последующим их спектральным анализом, при каждом приеме сигнала, отраженного от ВЦ - носителя станций РТР и АП, измеренное значение дальности обнаружения DБРЛС сравнивают с максимальным значением дальности обнаружения DPTP станцией РТР излученного БРЛС сигнала на несущей частоте f1, при выполнении условия DБРЛС>DPTP принимают решение о том, что скрытность БРЛС при ее работе на излучение обеспечена и станция РТР не обнаруживает и не распознает структуру и параметры излученного БРЛС сигнала на несущей частоте f1, в этом случае обеспечивается помехозащищенность БРЛС, поскольку постановка помех со стороны станции активных помех (САП) осуществляться не будет, в противном случае - одновременно с увеличением в n раз, где n - целое или дробное число, большее единицы, времени когерентного накопления сигнала в приемнике БРЛС, уменьшением в n раз средней излучаемой мощности передатчика БРЛС, осуществляют переход на другую несущую частоту fi, где i=2, I, где I - общее количество несущих частот зондирующего сигнала, до тех пор, пока не будет выполнено условие DБРЛС>DPTP, что свидетельствует об обеспечении помехозащищенности импульсно-доплеровской БРЛС. 1 ил.

Изобретение относится к области вторичной цифровой обработки радиолокационных сигналов и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для формирования при сопровождении воздушной цели (ВЦ) из класса «самолет с турбореактивным двигателем» достоверной оценки радиальных функционально-связанных координат взаимного перемещения ВЦ и носителя РЛС при воздействии уводящих по дальности и скорости помех. Достигаемый технический результат - повышение достоверности оценок радиальных функционально-связанных дальности до ВЦ и скорости сближения носителя РЛС с нею при воздействии совместно или раздельно уводящих по скорости и дальности помех. Способ заключается в идентификации раздельного или совместного воздействия уводящих по дальности и скорости помех на основе совместного анализа модуля производной оценки разности между оцененными значениями доплеровских частот, обусловленных отражениями сигнала от планера и лопаток рабочего колеса первой ступени компрессора низкого давления силовой установки ВЦ, модуля разности между оценкой производной дальности и оценкой скорости, модуля разности между оценкой дальности и вычисленной дальностью на основе динамической модели радиальных функционально-связанных координат, формировании в результате совместного анализа на основе многомерной линейной дискретной калмановской фильтрации оценок дальности и скорости с учетом динамической модели радиальных функционально-связанных координат взаимного перемещения ВЦ и носителя РЛС и измерений дальности и скорости, когда идентифицировано отсутствие воздействия уводящих по дальности и скорости помех, либо измерения только дальности, когда идентифицировано воздействие только уводящей по скорости помехи, либо измерения только скорости, когда идентифицировано воздействие только уводящей по дальности помехи, а также вычислении оценок дальности и скорости только на основе динамической модели функционально-связанных координат без измерений дальности и скорости, когда идентифицировано одновременное воздействие уводящих по дальности и скорости помех. 1 ил.

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в радиолокационной станции (РЛС) для сопровождения групповой воздушной цели из класса «самолеты с турбореактивными двигателями» при воздействии уводящих по скорости помех. Достигаемый технический результат - повышение достоверности оценок доплеровских частот (ДЧ), обусловленных скоростью сближения носителя РЛС с каждым самолетом группы при воздействии уводящих по скорости помех. Способ заключается в параллельном сопровождении на основе калмановской фильтрации отсчетов ДЧ, обусловленных отражениями сигнала от планеров самолетов группы и центроида отсчетов ДЧ, обусловленных отражениями сигнала от лопаток рабочего колеса компрессора низкого давления двигателей самолетов; идентификации воздействия или отсутствия уводящих по скорости помех на основе вычисления модулей производных оценок разностей между оценками ДЧ, обусловленными отражениями сигнала от планера каждого самолета группы и центроидом ДЧ, обусловленных отражениями сигнала от лопаток рабочего колеса первых ступеней компрессора низкого давления двигателей самолетов группы; сравнении модулей производных оценок разностей ДЧ с порогом; при их непревышении установленного порога, что соответствует отсутствию воздействия уводящих по скорости помех, на выходе формируются оценки ДЧ, вычисляемые в соответствии с процедурой калмановской фильтрации на основе наблюдения, в противном случае принимается решение о воздействии уводящих по скорости помех и на выходе наряду с оценками ДЧ, которые не идентифицированы как уводящие по скорости помехи, формируются оценки ДЧ, вычисляемые на основе модели взаимного перемещения носителя РЛС и того самолета группы, отраженный от которого сигнал изначально еще не был идентифицирован как уводящая по скорости помеха. 2 ил.

Изобретение относится к области радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах радиоуправления при ближнем наведении истребителя в наивыгоднейшую, упрежденную точку встречи, на групповую воздушную цель (ГВЦ) с дополнительным созданием условия для обеспечения требуемого линейного разрешения целей в группе в бортовой радиолокационной станции истребителя за счет эффекта радиолокационного синтезирования апертуры антенны. Технический результат - в процессе ближнего наведения истребителя в горизонтальной плоскости на групповую воздушную цель (ГВЦ) в наивыгоднейшую упреждающую точку встречи создать условия для обеспечения в его бортовой радиолокационной системе (БРЛС) требуемого линейного разрешения целей в группе на основе эффекта радиолокационного синтеза апертуры (РСА). 4 ил.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для сопровождения пилотируемой воздушной цели (ВЦ) и отделившихся от нее управляемых ракет (УР) класса «воздух-воздух»

Изобретение относится к области радиоуправления и может быть использовано в радиоэлектронных системах самонаведения управляемых ракет класса «воздух - воздух» при их наведении на элементы групповой воздушной цели, летящие в плотной группе

 


Наверх