Патенты автора Земляк Виталий Леонидович (RU)

Изобретение относится к области ледотехники и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов. Технический результат - увеличение несущей способности ледяной переправы за счет уменьшения амплитуды изгибно-гравитационных волн, возбуждаемых движущимися транспортными средствами. Для этого на ледяном покрове вдоль переправы по обеим ее сторонам устанавливают волногасители в виде горизонтально расположенных и работающих на растяжение - сжатие пружин. Их концы закрепляют на вертикальных стойках, вмораживаемых в ледяной покров на расстоянии друг от друга, равном половине длины резонансных изгибно-гравитационных волн. 1 ил.

Изобретение относится к области ледотехники и может быть использовано при создании ледяной переправы для транспортировки грузов. Технический результат - увеличение несущей способности ледяной переправы, достигается за счет уменьшения амплитуды изгибно-гравитационных волн, возбуждаемых движущимися транспортными средствами. Под ледяным покровом устанавливают волногасители, выполненные в виде работающих на растяжение-сжатие пружин. Пружины располагают вертикально, их верхний конец прикрепляют к ледяному покрову, а нижний - закрепляют на дне водоема. Волногасители устанавливают на расстоянии друг от друга, равном половине длины резонансных изгибно-гравитационных волн. 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Под ледяным покровом дополнительно создают гидравлический удар по льду снизу посредством периодической и одновременной перекладки горизонтальных рулей на противоположные углы атаки. Изобретение направлено на увеличение толщины разрушаемого ледяного покрова резонансным способом.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, представляющее собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью. На верхней поверхности судна в его носовой оконечности под первой впадиной возбуждаемых судном изгибно-гравитационных волн установлена резиновая оболочка, под которой расположены электромагнитные манометры. Оболочка покрыта экраном, способным периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн закрывать и обнажать ее на время, равное половине периода этих волн. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн. Два подводных корпуса многокорпусного судна соединяют между собой с возможностью изменения расстояния между их носовыми и кормовыми оконечностями. Между корпусами в их носовых оконечностях с помощью предварительно установленных в корпусах судов насосов формируют гидродинамическую завесу. Это увеличит высоту возбуждаемых изгибно-гравитационных волн, т.е. их ледоразрушающую способность. 3 ил.
Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн. Два подводных корпуса многокорпусного судна соединяют между собой с возможностью изменения расстояния между ними. Во время движения судна при возникновении необходимости увеличения его ледоразрушающей способности расстояние между корпусами уменьшают до минимально безопасного значения. Давление между ними уменьшится, что увеличит высоту возбуждаемых изгибно-гравитационных волн, т.е. их ледоразрушающую способность.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, движущееся подо льдом и возбуждающее резонансные изгибно-гравитационные волны. В носовой оконечности судна в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, по всему поперечному периметру его корпуса установлены насосы, способные откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна, в радиальном по отношению к оси симметрии прочного корпуса судна направлении. Насосы способны откачивать воду периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн в течение времени, равного половине их периода. При работе насосов в таком режиме давление в носовой оконечности подводного судна периодически будет возрастать, что будет периодически увеличивать суммарную высоту возбуждаемых изгибно-гравитационных волн. Технический результат заключается в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, которое представляет собой подводное судно, способное перемещаться подо льдом с резонансной скоростью и возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны (ИГВ). На поверхности носовой оконечности судна установлен пористый элемент, через который за пределы корпуса подается воздух. Воздух подается периодически с частотой, равной частоте ИГВ, в течение времени, равного половине периода этих волн. Повышается эффективность разрушения ледяного покрова. 1 ил.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова. Предложенное устройство для разрушения ледяного покрова резонансным методом состоит из подводного судна, на верхней поверхности которого в его носовой и кормовой оконечностях соответственно под подошвой и вершиной возбуждаемых судном резонансных изгибно-гравитационных волн установлены два устройства в виде бегущих вдоль корпуса судна дорожек, представляющих собой две транспортерные ленты, внешние поверхности которых расположены на уровне наружной обшивки корпуса судна. Первая транспортерная лента, расположенная в носовой оконечности судна, выполнена со способностью ее перемещения в направлении, противоположном направлению движения судна, а место ее установки расположено в носовой оконечности под подошвой возбуждаемых резонансных изгибно-гравитационных волн. Вторая транспортерная лента, расположенная в кормовой оконечности судна, выполнена со способностью ее перемещения в направлении, совпадающим с направлением движения судна, а место ее установки расположено под вершиной возбуждаемых резонансных изгибно-гравитационных волн. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности к подводным судам, плавающим в условиях сплошного ледяного покрова. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова резонансным методом, которое состоит из подводного судна, на верхней поверхности которого в его носовой оконечности под первой впадиной возбуждаемых судном резонансных изгибно-гравитационных волн установлено сопло Лаваля. Технический результат заключается в увеличении ледоразрушающей способности подводного судна. 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции в одном направлении и одновременно периодически изменяют его вращение на противоположное в течение времени, равного половине периода резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова за счет создания подо льдом гидроудара.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно периодически открывают и закрывают крышки ракетных шахт в течение времени, равного половине периода резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно горизонтальные рули судна периодически перекладывают на отрицательные и положительные углы атаки в течение времени, равного половине периода резонансных изгибно-гравитационных волн. Трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относиться к области ледотехники, в частности к удалению с дорожных покрытий снежно-ледяного наката. Устройство для удаления с дорожного покрытия снежно-ледяного наката включает в себя диски, имеющие режущие кромки и насаженные на две сопряженные под углом α<180° оси. Режущие кромки дисков выполнены волнистыми, а крепление дисков на осях обеспечивает их синхронное вращение и сонаправленность гофров волнистости. Диски имеют форму эллипсов с их сонаправленными большими полуосями, оси соединены между собой при помощи карданной передачи, а шаг волнистости кромок выбран из условия обеспечения равенства частоты действующих на накат горизонтальных нагрузок частоте собственных горизонтальных колебаний устройства при заданной скорости его движения. Изобретение обеспечивает повышение эффективности очистки дорожных покрытий от снежно-ледяного наката. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Затем посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств ему обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно сообщают периодическое со знакопеременными углами рыскание с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Затем посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств ему обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно сообщают бортовую качку с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Затем посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств судну обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно сообщают вертикальную качку с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Одновременно с этим с помощью гребных винтов судну обеспечивают периодические продольные возвратно-поступательные движения с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Затем посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств судну обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно сообщают килевую качку с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Вода засасывается в подруливающие устройства по каналу, входное отверстие которого располагают подо льдом под местом установки якоря. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств вначале обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции, а затем его вращение периодически останавливают в течение времени, равного периоду резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Затем посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств судну обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно сообщают продольную качку с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно открывают крышки ракетных шахт. Трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Затем горизонтальные рули судна перекладывают на отрицательные углы атаки. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции в одном направлении, а затем изменяют его вращение на противоположное, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова за счет создания подо льдом гидроудара.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении подводного судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой, причем судну посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции и одновременно сообщают поперечную качку с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, способным разрушать сплошной ледяной покров при их всплытии. Предложен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в прикреплении судна ко льду посредством якоря и троса с последующим заполнением балластных цистерн забортной водой и придании судну дифферента. Затем посредством предварительно установленных в оконечностях судна подруливающих устройств судну обеспечивают вращение вокруг вертикальной главной центральной оси инерции, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено: устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами. Точка крепления троса к подводному судну должна совпадать с центром величины объемного водоизмещения судна. В оконечностях судна установлены подруливающие устройства, обеспечивающие вращение судна вокруг вертикальной оси с периодом, равным двум периодам резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом ось вращения судна должна совпадать с тросом, в котором предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП). Способ разрушения ледяного покрова резонансным методом заключается в одновременном перемещении фронтом в одном и том же направлении двух СВП в непосредственной близости друг к другу. Между судами за счет периодического изменения давления в их воздушных подушках (ВП) возбуждают дополнительные стоячие изгибно-гравитационные волны (ИГВ) с их резонансной частотой. После первого прохода суда разворачивают на 180 градусов и повторно перемещают с резонансной скоростью, сохраняя прежний режим движения, по частично разрушенным участкам льда. Возбуждение дополнительной к основной от поступательного движения судов волновой системы увеличит амплитуду суммарных ИГВ и, соответственно, их ледоразрушающую способность.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. После этого периодически начинают и прекращают вращение гребных винтов, при этом продолжительность вращения и его прекращения осуществляют в течение времени, равного половине периода резонансных изгибно-гравитационных волн. Технический результат заключается в увеличении толщины разрушаемого льда.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судно при помощи гребного винта и рулевого устройства перемещают по круговой траектории с линейной скоростью, равной скорости резонансных изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове. Длину троса и диаметр циркуляции выбирают минимальными из условий обеспечения безопасного заглубления судна и его технических возможностей, а в тросе устанавливают вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии. Ледяной покров предлагается разрушать подводным судном посредством его прикрепления ко льду при помощи якоря и троса. Имеющиеся на судне балластные цистерны заполняют забортной водой. Судну при помощи предварительно установленных в его оконечностях подруливающих устройств обеспечивают вращение вокруг его вертикальной главной центральной оси инерции, при этом трос прикрепляют к судну в точке, расположенной на оси его вращения, а в самом тросе предусмотрен вертлюг. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух судов по синусоидальным траекториям, которые смещены относительно друг друга на половину длины волны синусоиды и имеют амплитуду, достаточную для возбуждения резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальной высоты при сближении судов на минимально безопасное расстояние. Проекции скоростей как на продольное, так и на поперечное направления движения судов должны быть равны скорости резонансных ИГВ. Повышение эффективности разрушения ледяного покрова достигается посредством интерференции резонансных ИГВ, возбуждаемых двумя судами, движущимися как в продольном, так и в поперечном направлениях с резонансной скоростью. 3 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом во время движения судна 2 из его корпуса выдвигают жесткие, водонепроницаемые горизонтальные пластины 4, вызывая уменьшение глубины воды подо льдом. Пластины 4 выдвигают и задвигают периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн, при этом в выдвинутом положении они находятся в течение времени, равному половине их периода. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 2 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: под ледяным покровом кильватерным строем на безопасном заглублении и расстоянии друг от друга перемещают два подводных судна с резонансной скоростью. Для увеличения высоты возбуждаемых при этом изгибно-гравитационных волн заглубление заднего судна периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн увеличивают на величину, равную диаметру корпуса переднего судна, а затем уменьшают до первоначального значения. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом над судном 2 формируют горизонтальный поток 4, что вызовет уменьшение глубины воды подо льдом 1 и увеличение амплитуды указанных волн. Поток 4 формируют периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн и сохраняют в течение времени, равного половине их периода, что значительно увеличит их амплитуду, т.е. их ледоразрушающую способность. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 ил.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова. Технический результат достигается за счет движения судна на воздушной подушке вдоль кромки ледяного покрова с частичным свешиванием гибкого ограждения за кромку льда и накренения судна в сторону свешивания гибкого ограждения. Это обеспечит возможность формирования под ледяным покровом воздушной полости, что устранит силы поддержания воды. На лед будут действовать только нагрузки от гравитационных волн, веса судна и силы тяжести самого льда. Данные нагрузки увеличат деформацию льда, облегчая процесс его разрушения. 3 ил.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг от друга и к кромке льда. Первое судно перемещают с критической скоростью по свободной воде, а второе - с резонансной по сплошному льду позади первого. Расстояние между ними должно быть равно половине длины резонансных изгибно-гравитационных волн, а параметры первого судна должны быть достаточными для возбуждения гравитационных волн, высота гребней которых должна быть больше глубины подошвы изгибно-гравитационных волн. Это обеспечит заливание поверхности ледяного покрова гравитационными волнами перед вторым судном, что снизит прочность льда и соответственно повысит эффективность его разрушения. 2 ил.
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух одинаковых по техническим характеристикам судов фронтом с резонансной скоростью. Одновременно с поступательным перемещением в выбранном направлении параллельным курсом судам сообщают бортовую качку в противофазе относительно друг друга, но с одинаковой частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда. Первое судно перемещают по сплошному льду с резонансной скоростью, а второе - по свободной воде с критической скоростью позади первого. Расстояние между ними должно обеспечивать наложение максимального по высоте гребня гравитационной волны от второго судна на первую, т.е. самую глубокую, подошву изгибно-гравитационной волны от первого судна, что увеличит ее глубину за счет веса влившейся на лед воды. Повышается эффективность разрушения ледяного покрова резонансным методом. 2 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: ледяной покров 1 разрушают путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн 3 подводным судном 2 при его движении подо льдом с резонансной скоростью. В носовой оконечности судна 2 с использованием забортной воды формируют цилиндрический вихрь 4, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна 2, а его габариты превышают диаметр корпуса судна 2, при этом направление продольных составляющих скоростей вихря 4 периодически с удвоенной частотой резонансных скоростей изгибно-гравитационных волн 3 изменяют на противоположное в течение времени, равного половине периода этих волн. За счет возникающего в этих условиях эффекта Магнуса, то есть возникновения знакопеременной вертикальной силы, достигается увеличение высоты изгибно-гравитационных волн. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда, то есть увеличение его разрушаемой толщины. 2 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: ледяной покров 1 разрушают путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн 3 подводным судном 2 при его движении подо льдом с резонансной скоростью. В носовой оконечности судна 2 с использованием забортной воды периодически с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн 3 в течение времени, равного половине их периода, формируют цилиндрический вихрь 4, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна 2, а его габариты превышают диаметр корпуса судна. Благодаря появлению вертикальной гидродинамической силы, возникающей в этих условиях из-за эффекта Магнуса, достигается увеличение высоты изгибно-гравитационных волн. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда, то есть увеличение его разрушаемой толщины. 2 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при его движении подо льдом с резонансной скоростью, при этом в носовой оконечности судна формируют цилиндрический вихрь, ось вращения которого горизонтальна и перпендикулярна направлению движения судна, а его габариты превышают диаметр корпуса судна. Благодаря появлению вертикальной гидродинамической силы, возникающей в этих условиях из-за эффекта Магнуса, достигается увеличение высоты изгибно-гравитационных волн. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны при движении подо льдом с резонансной скоростью, и выдвижного устройства, образующего обтекаемую выпуклость над верхней поверхностью носовой части корпуса судна и способного периодически выдвигаться и задвигаться с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн и находиться в выдвинутом или задвинутом положениях в течение времени, равного половине периода этих волн. Достигается повышение эффективности разрушения льда. 1 ил.

Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при его движении подо льдом с резонансной скоростью, заключающийся в том, что при разрушении льда используют одновременно два судна, движущихся кильватерным строем на минимально безопасном друг от друга расстоянии и на одинаковом заглублении, при этом скорость заднего судна вначале уменьшают, а затем увеличивают до резонансной в момент расположения над ним подошвы изгибно-гравитационных волн, возбуждаемых передним судном, после этого его заглубление увеличивают на величину, равную диаметру корпуса переднего судна. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается подводных ледоразрушающих судов. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного возбуждать резонансные изгибно-гравитационные волны при движении судна подо льдом с резонансной скоростью. Верхняя палуба судна выполнена в виде конструкции, способной деформироваться до формы, зеркально отображающей профиль возбуждаемых судном изгибно-гравитационных волн при помощи установленных под ней приводов. Приводы приводятся в действие в соответствии с показаниями ультразвуковых датчиков. Датчики установлены на палубе для измерения расстояния по вертикали от верхней палубы до нижней поверхности ледяного покрова. Верхняя палуба способна деформироваться периодически с частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн, и находиться в таком состоянии в течение времени, равного половине их периода. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного двигаться подо льдом с резонансной скоростью. На верхней поверхности корпуса судна в носовой его части под первой впадиной возбуждаемых судном изгибно-гравитационных волн периодически устанавливается, т.е. выдвигается из корпуса судна, клиновидный кавитатор с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн, время нахождения кавитатора в выдвинутом положении должно быть равно половине их периода. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к моделированию ледяного покрова в опытовом бассейне. Моделирование осуществляют при комнатной температуре (примерно 20-22°С) с использованием в качестве модельного материала вещества легче воды, например саломаса, который предварительно нагревают до температуры выше его температуры плавления (примерно до 45-46°С) и смешивают с керосином в нужной пропорции. Для его распределения ровным слоем необходимой толщины на поверхности воды бассейна используют подвесное дно с установленными по его периметру вертикальными стенками. На поверхности дна и стенок укладывают водорастворимую пленку а сами поверхности выполняют водопроницаемыми. После подъема подвесного дна выше уровня воды в бассейне расплавленный саломас наливают в образованную дном и стенками чашу до уровня, соответствующего заданной толщине моделируемого ледяного покрова. После затвердевания модельного материала, ставшего модельным слоем, вследствие его охлаждения до комнатной температуры подвесное дно опускают на глубину, обеспечивающую нулевую плавучесть модельному слою. Для уменьшения сил трения слоя при его отделении от боковых стенок последние выполняют наклонными к горизонтальной плоскости. После растворения водорастворимой пленки, благодаря водопроницаемости поверхностей дна и стенок, модельный слой отделится от поверхностей чаши, в которую он был налит. В результате после последующего опускания подвесного дна, благодаря меньшей, чем у воды, плотности саломаса, модельный слой, обладающий положительной плавучестью, останется плавать на поверхности воды. Способ позволит снизить затраты на проведение модельных экспериментов и повысить их эффективность. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного возбуждать во льду резонансные изгибно-гравитационные волны при движении подо льдом с резонансной скоростью, и пластины, установленной на верхней поверхности носовой части корпуса судна. Поверхность пластины выполнена ребристой, а пазы пластины расположены вдоль корпуса. Ребристая поверхность пластины способна периодически становиться гладкой с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн и находиться в том и другом состояниях в течение времени, равного половине периода этих волн. Достигается повышение эффективности разрушения льда подводным судном. 2 ил.
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Способ заключается в разрушении ледяного покрова двумя судами на воздушной подушке (СВП), счаленными вплотную бортами и с подтянутыми вверх внутренними частями гибких ограждений. Достигается увеличение ледоразрушающей способности судов. Повышается эффективность разрушения ледяного покрова.

 


Наверх