Патенты автора Рудяк Константин Борисович (RU)

Изобретение относится к способам приготовления активаторов катализаторов. Описан способ приготовления активатора катализатора для получения синтетических высоковязких полиальфаолефиновых базовых масел, характеризующийся тем, что к предварительно охлажденному до температуры минус 75-70°С гексану добавляют пентафторбромбензол и 1,6М раствор бутиллития в гексане или 1,6М раствор метиллития в гексане и перемешивают при температуре минус 65-60°С с получением соли пентафторфенил лития, добавляют 1М раствор трихлорида бора в гексане, перемешивают реакционную массу при температуре минус 60-55°С, доводят температуру реакционной массы до 20-22°С и продолжают перемешивание с получением соли тетракис(пентафторфенил)бората лития, добавляют к полученной суспензии трифенилхлорметан и перемешивают в течение 230-250 мин с последующим выделением тетракис(пентафторфенил)борат трифенилметилия. Технический результат- упрощение способа получения активатора катализатора. 1 табл., 5 пр.

Изобретение относится к новому двухстадийному способу синтеза компонентов высокоплотного и высокоэнергоемкого ракетного и авиационного топлива на основе метилзамещенного 2,2`-бис(норборнанила), который может быть использован в качестве высокоэнергоемкого топлива, в частности ракетного и для дальней авиации. Описан способ получения компонента высокоплотного и высокоэнергоемкого ракетного и авиационного топлива на основе 2-винилнорборнана, включающий проведение термической реакции Дильса-Альдера смеси экзо-/эндо-изомеров 2-винилнорборнана со смесью изомеров метилдициклопентадиена при нагревании и последующее гидрирование полученной смеси изомеров метилзамещенного 5-(2`-норборнанил)-норборнена в присутствии водорода и катализатора гидрирования, взятом в соотношении 0,5-10% масс. по отношению к метилзамещенному 5-(2`-норборнанил)-норборнену при комнатной температуре и давлении водорода 30-60 атм (варианты). Технический результат: улучшенный способ получения высокоплотного и высокоэнергоемкого компонента ракетного и авиационного топлива - метилзамещенного 2,2`-бис(норборнанила) с высоким выходом - до 92% при простоте способа, который не требует больших количеств катализатора, инертной атмосферы или безводных реагентов. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 8 пр., 4 ил.

Изобретение относится к новому двухстадийному способу синтеза компонентов высокоплотного и высокоэнергоемкого ракетного и авиационного топлива на основе 2,2`-бис(норборнанила), который может быть использован в качестве высокоэнергоемого топлива, в частности ракетного и для дальней авиации. Описан способ получения компонента высокоплотного и высокоэнергоемкого ракетного и авиационного топлива на основе 2- винилнорборнана, включающий проведение термической реакции Дильса-Альдера смеси экзо-/эндо-изомеров 2-винилнорборнана с дициклопентадиеном при нагревании и последующее гидрирование полученной смеси изомеров 5-(2`-норборнанил)-норборнена в присутствии водорода и катализатора гидрирования, взятого в соотношении 0,5-10% масс. по отношению к 5-(2`-норборнанил)-норборнену, при комнатной температуре и давлении водорода 30-60 атм (варианты). Технический результат – повышение выхода полученного высокоплотного и высокоэнергоемкого компонента ракетного и авиационного топлива - 2,2`-бис(норборнанила) - до 92% при простоте способа, который не требует больших количеств катализатора, инертной атмосферы или безводных реагентов. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл., 8 пр.

Изобретение раскрывает депрессорно-диспергирующую присадку к дизельному топливу, содержащую смесь депрессорного и диспергирующего компонентов, при этом она в качестве депрессорного компонента содержит полимерное соединение, полученное реакцией радикальной сополимеризации малеинового ангидрида и фракции 1-олефинов С8-С24, выделяемой из продуктов термокаталитической олигомеризации этилена, инициируемое дибензоилпероксидом, с соотношением исходных реагентов 1:1 при температуре 65-75°С в течение 6-8 ч в соответствующем углеводородном растворителе, а в качестве диспергирующего компонента - полимерное соединение, полученное реакцией метатезисной сополимеризации функционализированного норборнена - н-бутил бицикло[2.2.1]гепт-5-ен-2-карбоксилата, синтетического дивинилового каучука и 1-октена в присутствии металлокомплексного диметильного рутениевого катализатора - ([1,3-бис-(2,4,6-триметилфенил)-2-имидазол-идинилиден]дихлоро(о-N,N-диметиламино-метилфенилметилен)рутения, при соотношении функционализированный норборнен : дивиниловый каучук 1:15, соотношении катализатор : олефины в реакционной смеси 1:400000, при температуре 60-70°С в течение 6-8 ч, затем реакционную смесь гидрируют водородом в присутствии палладия, фильтруют через окись алюминия и фильтрат упаривают, где депрессорный и диспергирующий компоненты содержатся в присадке в соотношении от 2:7 до 7:2 по массе. Также раскрывается способ получения депрессорно-диспергирующей присадки к дизельному топливу Технический результат заключается в проявлении противоизносных свойств и улучшении эксплуатационных характеристик дизельного топлива, в снижении предельной температуры фильтруемости дизельного топлива на 10-23°С, обеспечении седиментационной устойчивости при его холодном хранении, а также в снижении диаметра пятна износа ДТ на 130-315 мкм. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 8 пр.

Катализатор гидроочистки бензина каталитического крекинга получен сульфидированием состава, содержащего, масс.%: оксид кобальта или оксид никеля 2,0-6,0, оксид молибдена 6,0-18,0, носитель, в составе которого оксид магния 0,25-1,0, оксид алюминия остальное. Мольное отношение оксида алюминия к оксиду магния в составе носителя от 34,9:1 до 140,1:1, а в составе катализатора - в пределах от 29,4 до 143,9, оксида кобальта или оксида никеля к оксиду магния - от 1,1 до 12,8, оксида молибдена к оксиду магния - от 1,7 до 20,0. Для получения катализатора готовят носитель увлажнением гидроксида алюминия и его пептизацией 5-10 масс.%-ным раствором 65 масс.%-ной азотной кислоты с одновременным введением предшественника оксида магния и перемешиванием приготовленной смеси. В полученную однородную массу вносят аммоний молибденовокислый в количестве от 0 до 9,9 масс.%, триэтиленгликоль в количестве 0,03-0,09 мл/г, перемешивают до получения однородной массы с последующим формованием гранул экструзией, просушиванием, прокаливанием. Прокаленный носитель пропитывают по влагоемкости пропиточным раствором аммония молибденовокислого в дистиллированной воде, кобальта или никеля азотнокислого, 35 масс.%-ной перекиси водорода и 65 масс.%-ной азотной кислоты при мольном отношении компонентов Со(NО3)2⋅6Н2О или Ni(NO3)2⋅6Н2О : (NH4)6Mo7O24⋅4H2O : Н2О2 : НNO3=1,0:0,13:1,23:0,23 при перемешивании в течение 10-15 мин, просушивают и прокаливают. Получают катализатор, имеющий мольное отношение оксида алюминия к оксиду магния в составе носителя от 34,9:1 до 140,1:1, а в составе катализатора - в пределах от 29,4 до 143,9, оксида кобальта или оксида никеля к оксиду магния - от 1,1 до 12,8, оксида молибдена к оксиду магния - от 1,7 до 20,0. Далее катализатор сульфидируют. Технический результат - повышение каталитической активности катализатора, что обеспечивает высокий выход стабильного гидрогенизата и получение компонента бензина с низким содержанием серы не более 10 ppm. 2 н.п. ф-лы, 1 табл., 6 пр.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии. Предложен способ получения компонента основ синтетических гидравлических масел для авиационной и ракетно-космической техники, предусматривающий гидрирование ароматического углеводородного сырья - дитолилметана (диметилдифенилметана) в присутствии катализатора при постоянной температуре и давлении водорода, выделение полученного ди-(метилциклогексил)метана (циклоалканов) и смешение с маловязкими низкозастывающими полиальфаолефинами (изоалканами), при этом реакцию гидрирования проводят при температуре 120-180°С и давлении водорода 1,0-5,0 МПа в реакторе периодического действия при перемешивании со скоростью 600-800 об/мин, в качестве катализатора используют скелетный никелевый катализатор (никель Ренея) при соотношении катализатор:сырье 1:10, выделение ди-(метилциклогексил)метана проводят при температуре кипения паров 270°С, смешение с полиальфаолефинами - при температуре 60-70°С в течение 1 часа. Технический результат - упрощение технологии (снижение количества стадий), проведение процесса в относительно мягких условиях, обеспечение высокого выхода ди-(метилциклогексил)метана до 90-95% за счет практически полной деароматизации гидрируемого сырья, образования низкого количества побочных продуктов, отсутствие газовых выбросов и жидких токсичных отходов. 2 табл., 4 пр.

Изобретение описывает депрессорно-диспергирующую присадку к дизельному топливу, которая содержит смесь депрессорного и диспергирующего компонентов, при этом в качестве депрессорного компонента применяется полимерное соединение, полученное реакцией радикальной сополимеризации малеинового ангидрида и фракции 1-олефинов С8-С24 с участием инициатора радикальной полимеризации, с соотношением исходных реагентов от 1:0,92 до 1:3,7 при температуре 75-90°С в течение 8-23 ч в соответствующем растворителе, после которой упаривают растворитель и выделяют целевой продукт, а в качестве диспергирующего компонента - полимерное соединение, полученное реакцией метатезисной сополимеризации функционализированного норборнена и синтетического дивинилового каучука и 1-гексена или 1-октена в присутствии металлокомплексного диалкильного рутениевого катализатора общей формулы: где заместители R3 и R4 выбраны из группы: R3=Me, Et, R4=Et, Bn, R3+R4=CH2CH2OCH2CH2, в соответствующем растворителе, при соотношении функционализированный норборнен : каучук от 1:15 до 1:1, соотношении катализатор : олефины в реакционной смеси от 1:350000 до 1:10000, при температуре 25-70°С в течение 8-23 ч, затем реакционную смесь гидрируют водородом при давлении 5-10 атм в присутствии палладия, далее фильтруют через окись алюминия и фильтрат упаривают, причем депрессорный и диспергирующий компоненты находятся в присадке в соотношении от 3:7 до 7:3 по объему. Также раскрывается способ получения указанной присадки. Технический результат - улучшение низкотемпературных характеристик дизельного топлива и седиментационной устойчивости при его холодном хранении и повышение выхода целевых продуктов до 95 масс %. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 30 пр.

Изобретение относится к способу получения пластификатора. Способ включает смешивание сырья с растворителем, селективную очистку и последующую отгонку растворителя от рафинатного и экстрактного растворов. Способ характеризуется тем, что в качестве сырья используют дистиллятный экстракт фракции 450-550°С, полученный в результате селективной очистки масляной фракции нефти с температурой кипения 450-550°С, или экстракт смеси дистиллятной фракции 450-550°С, полученной при перегонке нефти с температурой кипения 450-550°С, и деасфальтизата, полученного в процессе деасфальтизации гудрона пропаном. В качестве растворителя используют раствор, содержащий, мас.%: вода 2,0, N-метилпирролидон - остальное, массовое соотношение сырье:растворитель устанавливают равным 1:0,8-1,2, полученную смесь перемешивают в течение 25-30 мин, а селективную очистку сырья ведут по ступеням очистки при температурах 35°С, 40°С, 45°С или 40°С, 45°С, 50°С, устанавливая время отстаивания на каждой ступени очистки 25-30 мин. Технический результат - повышение эффективности и избирательности процесса селективной очистки за счет снижения общего соотношения сырье:растворитель с получением пластификатора, отвечающего требованиям Директивы 2005/69/ЕС. 6 пр., 1 табл.
Изобретение относится к производству канцерогенно безопасных ароматических наполнителей и пластификаторов каучука и резины. Способ получения канцерогенно безопасных ароматических наполнителей и пластификаторов каучука и резины заключается в том, что из сырой нефти путем ее вакуумной перегонки получают исходное масляное сырье, которое подвергают двухступенчатой экстракции в присутствии избирательного растворителя. Сырье поступает на первую ступень экстракции, при кратности к растворителю в пределах по массе от 1:0,5 до 1:1, на которой получают первый экстрактный и первый рафинатный растворы, затем на второй ступени осуществляют экстракцию первого рафинатного раствора в присутствии дополнительного количества избирательного растворителя при кратности к растворителю первой ступени в пределах по массе от 1:1 до 3:1 с образованием второго рафинатного и второго экстрактного растворов, после чего из первого и второго экстрактных растворов удаляют растворитель, получая первый и второй экстракты, и определяют величину показателя канцерогенности обоих экстрактов, а затем смешивают второй экстракт с частью первого пропорционально показателям канцерогенности с доведением последнего до величины 2,9-3% в полученной смеси. Технический результат - получены канцерогенно безопасные экологически чистые масла, соответствующие норме канцерогенной безопасности при значении показателя IP 346, при этом осуществлено использование экстракта с высоким содержанием канцерогенных веществ без его дополнительной обработки. 3 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к способу получения диспергирующей присадки к дизельному топливу. Проводят реакцию метатезисной сополимеризации функционализированного норборнена и циклоолефина и 1-гексена в качестве агента переноса цепи в присутствии металлокомплексного диалкильного рутениевого катализатора в одну стадию в толуоле. Реакцию проводят в течение 8-23 ч при температуре 25-70°C. Соотношение функционализированного норборнен:циклоолефин устанавливают от 1:15 до 1:1, соотношение катализатор:олефины в реакционной смеси от 1:300000 до 1:15000. Затем реакционную смесь пропускают через слой окиси алюминия, фильтрат упаривают с получением целевого продукта. Технический результат - упрощение способа за счет одностадийности синтеза диспергирующей присадки, повышение выхода целевого продукта до 95 мас.% при минимальном расходе рутениевого катализатора. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 12 пр.

Изобретение относится к способам получения полимерно-битумных вяжущих, которые могут быть использованы при строительстве дорог. Способ получения полимерно-битумного вяжущего заключается во введении при перемешивании в битум при температуре 140-150°С смеси гудрона с условной вязкостью при 80°С 60-300 с и дистиллятной фракции 540-610°С в соотношении 3:1, взятой в количестве 30-60 мас.% от массы композиции, а затем блок-сополимера алкадиена и стирола в количестве 3,0-3,5 мас.% до полного растворения. Способ позволяет повысить степень гомогенизации битумных композиций и тем самым расширить интервал их работоспособности, характеризуемый температурой размягчения и температурой хрупкости, снизить удельные энергозатраты при производстве полимерно-битумных вяжущих, а также их стоимость. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Описан способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу. Проводят реакцию радикальной сополимеризации малеинового ангидрида и широкой фракции 1-олефинов C4-C34 при соотношении исходных реагентов от 1:0,92 до 1:3,7. Реакцию инициируют дибензоилпероксидом при температуре 75-90°C в течение 8-23 ч. Затем отфильтровывают остатки инициатора и после упаривания растворителя выделяют целевой продукт. Технический результат - упрощение процесса за счет одностадийности синтеза депрессорной присадки, использования недорогих и нетоксичных исходных реагентов и растворителей, повышение выхода целевого продукта до 95 мас.% и снижение температуры застывания дизельного топлива. 2 н.п. ф-лы, 1 табл., 6 пр.

Изобретение относится к области химической технологии некаталитического гидрообессеривания нефтепродуктов: бензиновых, керосиновых, дизельных фракций, вакуумных дистиллятов, нефтяных остатков. Изобретение может быть использовано в нефтегазовой, химической и энергетической отраслях промышленности. Способ включает взаимодействие жидких нефтепродуктов с низкотемпературной неравновесной водородной плазмой, генерируемой с помощью электрического разряда. Генерацию водородной плазмы осуществляют путем воздействия барьерного разряда на систему водород - нефтепродукт. Процесс ведут при температуре подачи сырья и водорода на входе в реактор 270-350°C, соотношении водород : сырье - 55:1-240:1 и мощности блока питания и генератора низкотемпературной плазмы с барьерным разрядом 0,2-8,0 кВт. Диспергирование нефтепродуктов осуществляют с помощью струйного кавитационного аппарата минимального перепада давления. Гетерофазную реакционную смесь по окончании реакции подвергают коалесценции. Технический результат: упрощение технологии гидрообессеривания нефтепродуктов: исключение использования катализаторов и повышенных давлений водорода. 2 ил., 3 табл., 2 пр.

Изобретение относится к противоизносной присадке для малосернистого дизельного топлива на основе карбоновых кислот, при этом она дополнительно содержит полиэтиленполиамин, а в качестве карбоновых кислот используются технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты при массовом соотношении полиэтиленполиамин: технические алкил(С16-С18)салициловые кислоты, равном 0,007-0,035:1,0. Достигаемый технический результат - улучшение смазочных свойств малосернистых дизельных топлив. Присадка также удовлетворяет требования по эмульсионным характеристикам, не способствует образованию эмульсии «топливо-вода» и обеспечивает совместимость с цетаноповышающими присадками. 9 табл., 3 пр.
Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%, при следующем соотношении компонентов, % мас.: 4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0; пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил пропионовой кислоты 0,55-0,65; 1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055; сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты 0,055-0,065; смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065; полиметилсилоксан 0,004-0,005; базовое масло - гидрированный остаточный компонент до 100. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка состава компрессорного масла, работающего в особо тяжелых условиях при температуре нагнетания выше 200°C. 4 табл., 8 пр.

Изобретение относится к способу получения многофункциональной присадки к автомобильным бензинам на основе оснований Манниха, полученных взаимодействием алкильных производных гидроксиароматических соединений, полиоксиметилена - параформа и соединения, содержащего аминогруппу
Изобретение относится к судовому маловязкому топливу, содержащему смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти

Изобретение относится к способам получения полимерно-битумных вяжущих, которые могут быть использованы при строительстве дорог
Изобретение относится к способам гидрогенизационной переработки нефтяного сырья в присутствии каталитической системы, водорода и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Изобретение относится к способу получения битумов из асфальтита процесса пропановой деасфальтизации гудрона и может быть использовано в дорожной, строительной и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности

 


Наверх