Патенты автора Машошин Андрей Иванович (RU)

Использование: изобретение относится к области гидроакустики, а именно к способам и устройствам обнаружения морских целей по их шумоизлучению в низком звуковом и инфразвуковом диапазонах частот с использованием шумопеленгаторной станции с линейными протяжёнными бортовыми антеннами (ЛПБА). Сущность: шумопеленгаторная станция для подводной лодки (ПЛУ) содержит гидроакустические приемники (ГАП), для обеспечения сферической характеристики направленности которых каждый ГАП, входящий в состав ЛПБА, представляет собой конструкцию из двух пьезокерамических преобразователей, соединённых таким образом, что их оси взаимно перпендикулярны. В результате этого ГАП становятся ненаправленными (всенаправленными) в обеих плоскостях. Для придания ГАП высокой виброустойчивости по отношению к вибрациям корпуса ПЛ ЛПБА крепится к корпусу ПЛ через виброизолирующий слой; каждый ГАП помещён в герметичную камеру с полимерным заполнителем. Используют обтекатель, обладающий высокой звукопрозрачностью и одновременно механической прочностью. Блоки предварительной обработки сигналов встроены в ЛПБА и располагаются в непосредственной близости от ГАП. Технический результат: обеспечение работоспособности ЛПБА при воздействии корабельных шумов, вибраций и наводок. 7 ил.

Использование: изобретение относится к способам освещения подводной обстановки, а конкретно к способам отображение информации в пассивных низкочастотных гидроакустических станциях (ГАС) с гибкими протяженными буксируемыми антеннами (ГПБА). Сущность: в способе осуществляется синхронный набор дискретных реализаций сигналов на выходе всех приемных элементов ГПБА; путем двумерного быстрого преобразования Фурье вычисляются узкополосные комплексные спектры сигналов, соответствующих разным курсовым углам (вееру курсовых углов); путем суммирования квадратов действительных и мнимых частей узкополосных комплексных спектров вычисляются энергетические спектры сигналов, соответствующих разным курсовым углам; несколько последовательных реализаций энергетических спектров, соответствующих одноименным курсовым углам, накапливаются; в каждом накопленном энергетическом спектре методом двустороннего контраста выделяются ДС с определением их курсового угла, частоты и уровня; на индикаторе в координатах "курсовой угол (по горизонтали) - частота (по вертикали) - амплитуда (яркостью либо цветом)" на ДС, выделенные на предыдущих циклах накопления, со сдвигом на один пиксель по частоте накладываются ДС, выделенные на текущем цикле накопления, с учетом их курсовых углов, частот и уровней. Технический результат: повышение дальности обнаружения целей по ДС в спектре их шумоизлучения. 3 ил.

Использование: изобретение относится к способам навигации подводных аппаратов (ПА), а конкретно к гидроакустическим способам определения их местонахождения ПА при плавании по постоянным маршрутам под водой. Сущность: вместо водозаполненной сферической оболочки с микросферами, заполненными воздухом, в качестве отражающего тела, входящего в состав ПДАМ, применяют уголковый отражатель из лёгкого металлического сплава, имеющий меньшую стоимость и обеспечивающий большую дистанцию обнаружения ПДАМ гидролокатором ПА. При отсутствии ледового покрова ПДАМ устанавливают в расчётной точке с борта судна путём сбрасывания ПДАМ за борт. При наличии ледового покрова ПДАМ устанавливают в расчётной точке с борта ледокола либо со льда. В последнем случае ПДАМ погружают в проделанную во льду майну (лунку) одним из известных способов. ПДАМ устанавливают вдоль постоянного маршрута ПА с интервалом, определяемым из условия, согласно которому ПА, двигаясь постоянным курсом от одного ПДАМ к другому, должен попасть в круг с центром в точке расположения этого ПДАМ и радиусом, не превосходящим дистанции обнаружения ПДАМ гидролокатором ПА. Технический результат: повышение точности позиционирования ПА при плавании по постоянному маршруту. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способу определения дистанции до надводного корабля в условиях дальних зон акустической освещённости по данным шумопеленгаторной станции, установленной на подводной лодке. Для этого производят измерение вертикального распределения скорости звука определенным образом, формируют пеленгационный рельеф с помощью гидроакустической антенны, обнаруживают отметку цели, продолжают слежение за ней, определяют дистанцию до цели путем обеспечения определенных вычислений. Обеспечивается повышение точности определения дистанции. 4 ил., 1 табл.

Использование: изобретение относится к способам навигации автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), а конкретно к способам обеспечения безопасности их плавания. Сущность: технический результат достигается использованием возможностей гидролокаторов, устанавливаемых на тяжёлых АНПА, по ширине сектора обзора пространства (более 180° в горизонтальной плоскости) и дальности обнаружения НПП (более 1 км). Сущность изобретения состоит в определении по данным гидролокатора сглаженной прямой, проведённой вдоль лицевой части обнаруженного НПП, и движении АНПА параллельно этой линии. Технический результат: сокращение времени обхода неподвижных подводных препятствий (НПП). 10 ил.

Изобретение относится к области создания систем подводного наблюдения, обеспечивающих мониторинг подводной обстановки в назначенном районе моря. Мобильная распределённая система подводного наблюдения включает в себя комплект автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), каждый из которых оборудован средствами управления и движения, гидроакустической аппаратурой поиска подводных объектов в пассивном и активном режимах и аппаратурой радио (спутниковой) связи, а также пункт управления, располагающийся на берегу либо на судне и оборудованный средствами связи с АНПА и необходимой инфраструктурой для технического обслуживания АНПА, включая ремонт и зарядку их аккумуляторных батарей. В состав мобильной распределённой системы подводного наблюдения дополнительно включён автономный волновой генератор, который состоит из плавающего средства (ПС) на поверхности моря, установленного на нём устройства преобразования энергии бортовых колебаний ПС в электрическую энергию, включающего чувствительную массу, соединённую с электрической машиной. На дне моря установлена аккумуляторная батарея, оборудованная устройствами причаливания АНПА в форме раструбов с разъёмами для подзарядки аккумуляторных батарей АНПА контактным либо бесконтактным способом. Кабель-трос соединяет аккумуляторную батарею волнового генератора с устройством преобразования энергии морского волнения в электрическую энергию. Достигается повышение эффективности мобильной распределённой системы подводного наблюдения. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Использование: изобретение относится к способам навигации подводных объектов - подводных лодок, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, конкретно к способам их позиционирования. Сущность: гидроакустические маяки устанавливаются не стационарно в прибрежной зоне, а на надводных судах, находящихся в районе плавания подводных объектов. Текущие координаты каждого судна, на котором размещен гидроакустический маяк, определяются по сигналам спутниковой либо радионавигационной системы и путём кодирования закладываются в сигнал, излучаемый гидроакустическим маяком. Технический результат: расширение зоны высокоточного позиционирования ПО. 2 ил.

Использование: изобретение относится к способам навигации автономных подводных аппаратов (ПА), конкретно к гидроакустическим способам определения местонахождения ПА с использованием подводных акустических маяков. Сущность: вместо активного акустического маяка, излучающего гидроакустические сигналы, применяют пассивный подводный ориентир в виде звукоотражающего тела в форме уголкового отражателя, установленного при помощи плавучести, якоря и якорь-троса на расстоянии 5-10 м от дна моря, распознавание которого по данным активного гидролокатора осуществляют по его неподвижности, по известному отстоянию звукоотражающего тела от дна, по его известным геометрическим размерам, по известной величине силы цели на частоте излучения, при этом сближение с акустическим маяком осуществляют до расстояния, на котором расчётная круговая среднеквадратическая ошибка определения координат подводного аппарата будет меньше заданного значения. Технический результат: уменьшение стоимости, увеличение времени и надежности функционирования акустического маяка. 4 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к гидроакустическим комплексам (ГАК), оснащенным пассивным и активным режимами работы, и предназначенным для обнаружения подводных и надводных объектов. Технический результат - повышение вероятности классификации на предельных дистанциях обнаружения шумящего объекта. Для классификации цели привлекается активный режим работы ГАК, который позволяет непосредственно после обнаружения объекта в пассивном режиме измерить дистанцию до обнаруженного объекта и с ее использованием принять решение о классе объекта. 1 ил.

Изобретение относится к способам проводки судов через заминированный район моря. При подходе к заминированному району судно стопорит ход и спускает на воду автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА), оснащённый аппаратурой поиска мин. АНПА под управлением собственной системы управления погружается на глубину, оптимальную для поиска мин, включает все средства поиска мин и начинает движение галсами. В процессе движения система управления АНПА фиксирует в памяти вычислителя границы просмотренного прохода на предмет отсутствия мин, а также строит безопасную траекторию движения судна в виде ломаной линии, проходящей через середины галсов АНПА. При обнаружении мины система управления АНПА строит маршрут обхода судном обнаруженной мины. После завершения просмотра необследованной площади прохода АНПА начинает маневрировать параллельными галсами, но уже в новых границах прохода, если же при просмотре не обследованной площади прохода будет обнаружена новая мина, система управления АНПА заново корректирует траекторию судна, заново выявляет необследованную площадь прохода, рассчитывает траекторию АНПА, обеспечивающую просмотр не обследованной части площади прохода, и инициирует движение АНПА по этой траектории. При выходе из заминированного района АНПА всплывает на поверхность и по радиоканалу передаёт на судно построенную траекторию судна прохода через заминированный район в виде координат точек поворота, а также координаты обнаруженных мин, судно проходит район по траектории, полученной от АНПА, по завершении прохода берёт АНПА на борт и продолжает движение по намеченному маршруту. Достигается обеспечение поиска безопасного для судна прохода через заминированный район с использованием автономного необитаемого подводного аппарата АНПА. 6 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным шумопеленгаторным станциям, предназначенным для обнаружения подводных объектов и надводных объектов по их шумоизлучению. Технический результат - повышение достоверности классификации на предельных дальностях обнаружения шумящего объекта. В способе проводят измерение вертикального распределения скорости звука в районе плавания, измерение уровня сигнала и скорости изменения пеленга обнаруженной цели. По результатам измерения этих параметров принимают решение о классе цели. Дополнительно измеряют вертикальный угол прихода на приёмную антенну максимума сигнала цели, по абсолютному значению которого с учётом среднеквадратической ошибки его измерения принимают решение в пользу подводной лодки либо в пользу надводного корабля. При этом для принятия окончательного решения о классе цели принятое по вертикальному углу решение о классе цели объединяется с решением о классе цели, принятым по уровню сигнала и скорости изменения пеленга. 3 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к распределенным системам подводного наблюдения (РСПН). Технический результат - повышение дальности обнаружения и точности определения координат и параметров движения малошумных подводных объектов. Указанный технический результат достигается тем, что в состав РСПН для обеспечения измерения, последующего формирования и учета текущего вертикального распределения скорости звука (ВСРЗ) дополнительно включен стационарный измеритель ВСРЗ в виде заякоренного вертикального кабель-троса, на котором размещены: комплект расположенных равномерно вдоль кабель-троса с интервалом в 5-10 м комбинированных датчиков, включающих датчики температуры, электропроводности и давления воды; а также плавучесть; модем сетевой гидроакустической связи; блок управления; аккумуляторная батарея; якорное устройство. 2 ил.

Изобретение относится к способам использования автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), а точнее к способам обеспечения их энергоэффективности. Решаемая техническая проблема - повышение энергоэффективности использования АНПА. Технический результат - сокращение энергопотребления гидролокатора обеспечения безопасности плавания (ГОБП) АНПА. Указанный технический результат достигается использованием многочастотного гидролокатора и оптимизацией использования оборудования ГОБП в зависимости от решаемой задачи: - для обнаружения навигационных препятствий на максимальной дальности излучение зондирующих сигналов (ЗС) осуществляется на наименьшей частоте, обеспечивающей малое затухание ЗС при распространении до препятствия и обратно. При этом при формировании характеристик направленности используется только часть элементов приемной антенны, а именно элементы, отстоящие друг от друга на расстояние, равное половине длины волны на частоте излучения. Элементы приемной антенны, не задействованные в формировании характеристик направленности, в интересах сокращения энергопотребления отключаются; - для наблюдения объектов с высоким разрешением в интересах их классификации на малых дальностях излучение ЗС осуществляется на наибольшей частоте, но при сокращенной мощности излучения, рассчитываемой исходя из дистанции до объекта. При этом для формирования характеристик направленности используются сигналы с выхода всех элементов приемной антенны. 1 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к способам и устройствам обнаружения морских целей по их шумоизлучению, а точнее к способам определения координат целей с использованием интерференционных максимумов в автокорреляционной функции шума цели. Технический результат - повышение точности определения координат шумящей цели. Указанный технический результат достигается путем определения максимально компактной области возможного местоположения цели в пространстве «дистанция - глубина», в которой ищется такое положение источника сигнала по дистанции и глубине, для которого рассчитанные по лучевой программе интерференционные максимумы в АКФ широкополосного шума цели наилучшим образом совпадают с интерференционными максимумами в АКФ, измеренной на выходе антенны. 7 ил.

Изобретение относится к области создания автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), а точнее их систем управления. Автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) содержит интегрированную систему управления (ИСУ), включающую объединенные в нее технические средства и подсистемы, а именно двигательно-рулевую, погружения-всплытия, навигации, гидроакустического освещения обстановки, гидроакустической связи и радиосвязи. Все упомянутые технические средства и подсистемы оснащены собственными средствами управления и информационно связаны друг с другом посредством сети обмена данными. В интегрированную систему управления включена подсистема планирования, подключенная к сети обмена данными. Достигается повышение эффективности управления АНПА при сокращении стоимости разработки алгоритмов управления АНПА и реализующего их программного обеспечения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способам использования автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), а точнее к способам обеспечения их энергоэффективности. Способ использования АНПА, позволяющий экономить запас электроэнергии АНПА, оборудованного навигационной системой и гидроакустической системой освещения обстановки (ГСОО), работающей в активном и пассивном режимах, заключается в том, что с использованием счислимых навигационной системой координат АНПА и цифровой карты система управления (СУ) АНПА периодически определяет расстояние до ближайшего неподвижного навигационного препятствия впереди по курсу от своего текущего места, с тем же периодом СУ вычисляет время, в течение которого АНПА может двигаться без использования активного режима работы ГСОО, и следит за динамикой изменения значения времени, пока оно остается больше нуля, в противном случае СУ вычисляет период излучения зондирующих сигналов в активном режиме работы ГСОО и дает команду на включение активного режима ГСОО, при обнаружении неподвижного препятствия СУ рассчитывает параметры маневра уклонения и в нужный момент дает команду на его выполнение, одновременно с описанными действиями СУ рассчитывает интервал времени между последовательными включениями пассивного режима ГСОО и в соответствии с этим интервалом периодически дает команды на включение пассивного режима работы ГСОО. Технический результат – повышение энергоэффективности использования АНПА, сокращение расхода заряда аккумуляторной батареи АБ за счет сокращения времени работы ГСОО в активном и пассивном режимах без сокращения качества работы ГСОО. 1 ил.

Изобретение относится к способам навигации автономных подводных аппаратов (ПА), конкретно к гидроакустическим способам определения местонахождения ПА с использованием подводных акустических маяков (AM). Решаемая техническая проблема - повышение качества подводного позиционирования ПА. Технический результат - уменьшение стоимости, увеличение времени и надежности функционирования AM, повышение скрытности позиционирования ПА. Указанный технический результат достигается тем, что вместо активного AM, излучающего гидроакустические сигналы, используется пассивный AM в виде водозаполненной синтетической сферической оболочки, оснащенной рымом, за который пассивный акустический маяк подвешивается во время заполнения синтетической сферической оболочки водой, клапаном, через который осуществляется накачка синтетической сферической оболочки водой, якорем и якорь-тросом, при этом синтетическая сферическая оболочка имеет полости, заполненные микросферами, содержащими воздух. Распознавание AM на фоне других отражающих объектов осуществляется путем определения и сравнения с пороговыми значениями его скорости, отстояния от дна, горизонтальной геометрической протяженности и коэффициента отражения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к антенно-фидерным устройствам (АФУ) для подводных объектов. Техническим результатом является повышение скорости передачи данных по радиоканалу на приледненный подводный объект. Изобретение представляет собой устройство, устанавливаемое в верхней части подводного объекта, состоящее из герметичного корпуса с размещенными в нем антеннами и подключенных к ним через гермоввод фидерами, верхняя поверхность герметичного корпуса покрыта прочной эластичной оболочкой, герметично соединенной по краям с герметичным корпусом, в котором предусмотрено отверстие для подачи воздуха в пространство между эластичной оболочкой и герметичным корпусом и последующего его стравливания с использованием проходящего через отверстие шланга, при этом эластичная оболочка выполнена с возможностью прижиматься к нижней кромке льда, повторяя её форму. 2 ил.

Изобретение относится к гидроакустической технике и может быть использовано при разработке и изготовлении корабельных приемных гидроакустических антенн, размещаемых на подводных лодках, надводных кораблях и подводных аппаратах. Достигаемый технический результат - повышение виброустойчивости гидроакустических приемников (ГАП), входящих в состав антенного модуля (AM). Указанный технический результат достигается за счет одновременного применения трех технических решений:1) установка в каждом ГАП по оси их симметрии амортизирующих устройств в виде полимерных стержней, что позволяет снизить частоту собственных колебаний ГАП по сравнению с воздействующими на AM вибрационными колебаниями; 2) рассогласованием не менее чем в 2 раза частот собственных колебаний ГАП, входящих в состав AM, что достигается использованием полимерных стержней с разным коэффициентом жесткости; 3) размещением всех ГАП, входящих в состав AM, в герметичной оболочке, заполненной вибропоглощающим полимерным материалом, что обеспечивает дополнительное гашение колебаний приемников. 4 ил.

Изобретение относится к гидроакустической технике, а точнее к гидроакустическим антеннам, устанавливаемым на подводных лодках, надводных кораблях и подводных аппаратах. Достигаемый технический результат - одновременное увеличение сектора углов обзора, прочности, технологичности изготовления и ремонтопригодности корабельных гидроакустических антенн. Заявляемый технический результат достигается тем, что в состав каждого приемного гидроакустического блока гидроакустической антенны, имеющей модульную конструкцию, кроме гидроакустических приемников, гидроакустических экранов и кабелей, входит обтекатель, обладающий высокой звукопрозрачностью на всех углах обзора и механической прочностью. Такая конструкция приемных гидроакустических блоков исключает необходимость накрытия всей антенны обтекателем, являющимся корабельной конструкцией, что, в свою очередь, позволяет увеличить сектор углов обзора, прочность, повысить технологичность изготовления и ремонтопригодность корабельных гидроакустических антенн. 4 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к мультистатическим системам подводного наблюдения. Решаемая техническая проблема - совершенствование состава и структуры МСПН. Технический результат - определение минимального количества ИГС и ПГС и географических координат их установки для обеспечения заданной вероятности обнаружения подводного объекта заданного класса при заданной вероятности ложной тревоги при нахождении объекта в любой точке контролируемого района. Указанный технический результат достигается тем, что вся площадь контролируемого района моря разбивается на примыкающие друг к другу одинаковые квадраты, включающие одну ИГС, расположенную в центре квадрата, и кратный четырем набор ПГС, расположенных внутри квадрата. Количество ПГС и их расположение рассчитываются с учетом выполнения следующих условий: - в каждой точке квадрата вероятность обнаружения подводного объекта в заданных гидроакустических условиях должна быть не менее заданной вероятности обнаружения при заданной вероятности ложной тревоги; - площадь квадрата должна быть максимально возможной; - количество ПГС, размещаемых в квадрате, должно быть минимально возможным. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способам навигации подводных объектов (подводных лодок, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов), конкретно к способам их позиционирования. Решаемая техническая проблема - совершенствование способов позиционирования ПО. Технический результат - повышение точности и уменьшение трудоемкости позиционирования ПО. Указанный технический результат достигается тем, что в отличие от способа-прототипа для определения (уточнения) скорости распространения гидроакустического сигнала между гидроакустическими маяками и ПО вместо радиогидроакустического буя используется сам ПО, который периодически определяет свои координаты одним из известных способов (например, по сигналам спутниковой либо радионавигационной системы) и использует эту информацию для вычисления текущих скоростей распространения сигнала между каждым гидроакустическим маяком и ПО. 2 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - повышение эксплуатационных характеристик доплеровского лага. Технический результат - повышение точности измерения скорости судна в условиях качки. Указанный технический результат достигается путем применения следующих двух технических решений: 1) выбором длительности зондирующего сигнала ТЗС из условия минимума функции где Δƒ - расширение спектра эхосигнала вследствие качки; - скорости изменения угла крена судна при излучении зондирующего сигнала и приеме эхосигнала соответственно, град/с; ТЗС - длительность зондирующего сигнала, с; ƒЗС - частота зондирующего сигнала, Гц; ƒЭС - частота эхосигнала, Гц; V - скорость судна, м/с; ψизл - угол между направлением излучения и направлением вертикально вниз, град; ψnр - угол между направлением прихода эхосигнала и направлением вертикально вниз, град; Czν - скорость звука в воде в месте расположения приемно-излучающей антенны, м/с; 2) излучением на одном цикле измерения скорости судна NЗС тональных зондирующих сигналов, количество которых определяют по формуле где Н - глубина под килем, Czν - скорость звука в воде, измерением частоты каждого обнаруженного эхосигнала и осреднением измеренных частот всех обнаруженных эхосигналов (ил. 5). 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области кораблестроения, а именно к кораблям, назначением которых является обнаружение подводных объектов. Корабль освещения подводной обстановки оснащен гидроакустическим излучателем с гидроакустической антенной, опускаемой под воду на заданную глубину, комплектом пассивных автономных гидроакустических станций (АГС), способных обнаруживать зондирующие сигналы гидроакустического излучателя и эхосигналы, отраженные от подводных объектов, средствами измерения характеристик гидроакустических условий в районе плавания, радиоприемной аппаратурой и аппаратурой гидроакустической связи для приема сообщений от АГС, ЭВМ со специальной программой, позволяющей до начала работы рассчитывать необходимое количество, координаты скрытно устанавливаемых АГС, траекторию маневрирования корабля в процессе расстановки АГС, проходящую через все рассчитанные позиции АГС, оптимальные для текущих гидроакустических условий глубины установки антенны излучателя и АГС, а в процессе работы вычислять траектории обнаруженных подводных объектов и определять их координаты и параметры движения. Достигается увеличение площади обследуемого района. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным шумопеленгаторным станциям, предназначенным для поиска и обнаружения шумящих морских объектов (целей). Технический результат - сокращение времени обнаружения и классификации целей. Указанный технический результат достигается тем, что все задачи, составляющие обнаружение цели, решаются совместно на одном и том же временном цикле. Для этого с момента завязки новой сигнальной траектории начинается статистическая проверка не двух гипотез («цель» - «помеха»), а М+1 гипотез (М - количество классов в заданном алфавите классов целей), т.е. проверяются гипотезы о принадлежности траектории к каждому из М классов заданного алфавита классов цели, а также к классу "помеха". Проверка гипотез осуществляется циклически при поступлении на вход алгоритма любой новой информации и состоит в вычислении вероятностей принадлежности траектории каждому из классов заданного алфавита (далее - вероятность класса цели) и сравнении вычисленных вероятностей с заданным пороговым значением (далее - пороговое значение). Для расчета вероятностей класса цели применяются автоматические адаптивные алгоритмы, учитывающие текущие гидроакустические и помехосигнальные условия, а также взаимную статистическую зависимость используемых параметров сигнала (классификационных признаков). Если хотя бы одна из вычисленных вероятностей превышает пороговое значение, принимается решение в пользу соответствующей гипотезы и в качестве координат и параметров движения цели принимаются те из них, которые определены для этого класса. 4 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к способам и устройствам обнаружения морских целей по их шумоизлучению, а точнее к способам определения координат целей с использованием интерференционных максимумов в автокорреляционной функции шума цели. Технический результат - повышение точности определения координат шумящей цели. Указанный технический результат достигается путем объединения в единый массив всех интерференционных максимумов, обнаруженных в автокорреляционных функциях, вычисленных на ряде последовательных интервалов времени, на которых координаты цели можно считать постоянными. 4 ил., 2 табл.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным шумопеленгаторным станциям, предназначенным для поиска и обнаружения подводных и надводных объектов. Технический результат - обеспечение достоверности классификации целей на классы «шум естественного происхождения» и «шум искусственного происхождения». Указанный технический результат достигается тем, что дополнительно к известным классификационным признакам (КП) шумов искусственного происхождения (подводных лодок, подводных аппаратов, надводных кораблей, торпед) измеряются характерные КП шумов естественного происхождения, с помощью которых осуществляется классификация шумов. В качестве КП шумов естественного происхождения измеряют относительную (относительно рабочего диапазона частот шумопеленгаторной станции) ширину спектра сигнала от источника шума, величину среднеквадратических флюктуаций спектра сигнала от источника шума и величину среднеквадратических флюктуаций пеленга источника шума. 1 з.п. ф-лы,

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным шумопеленгаторным станциям (ШПС), предназначенным для обнаружения подводных лодок (ПЛ) и надводных кораблей (НК) по их шумоизлучению. Достигаемый технический результат - повышение достоверности классификации и точности определения дистанции до обнаруженной шумящей цели. Технический результат достигается тем, что решение о классе цели и дистанции до нее принимаются с использованием измеренных значений уровня сигнала и величины (скорости) изменения пеленга (ВИП) цели, обнаруженной на выходе веера характеристик направленности приемной гидроакустической антенны. 6 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным шумопеленгаторным станциям, предназначенным для обнаружения подводных объектов и надводных объектов по их шумоизлучению. Технический результат - повышение достоверности классификации и точности определения дистанции шумящей цели. Технический результат достигается тем, что решение о классе цели и дистанции до нее принимается с использованием измеренных значений уровня сигнала от цели и ширины отметки цели, обнаруженной на выходе веера характеристик направленности приемной гидроакустической антенны. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения скорости судна доплеровским лагом в условиях вертикального перемещения судна. Указанный технический результат достигается тем, что в доплеровском лаге, функционирующем по схеме "Янус", дополнительно измеряют направление и скорость вертикального перемещения судна в момент излучения зондирующих сигналов и в момент обнаружения эхо-сигналов, отраженных от дна, которые учитывают при вычислении скорости судна. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и расстояния до дна. Технический результат - повышение точности измерения доплеровским лагом расстояния до дна. Указанный технический результат достигается тем, что следом за излучением доплеровским лагом тонального зондирующего сигнала с большой длительностью излучается широкополосный зондирующий сигнал с малой длительностью. В результате по отраженному от дна тональному сигналу с высокой точностью определяется частота эхосигнала и, как следствие, скорость судна, а по отраженному от дна широкополосному сигналу с высокой точностью определяется время распространения сигнала до дна и обратно и, как следствие, расстояние до дна. 2 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна с использованием доплеровского лага. Достигаемый технический результат - повышение помехоустойчивости доплеровского лага и повышение точности измерения скорости судна при малых глубинах под килем. Указанный технический результат достигается тем, что в частотной области осуществляется обнаружение эхосигнала, отраженного от дна, и измерение его частоты с точностью до ширины спектрального окна Δƒ, определяемой длительностью зондирующего сигнала, а во временной области осуществляется более точное измерение частоты эхосигнала в полосе частот шириной Δƒ, в которой обнаружен эхосигнал. 3 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и расстояния до дна. Указанный технический результат достигается тем, что сигнал, поступающий с выхода сформированной характеристики направленности приемной гидроакустической антенны, наряду с разбиением на перекрывающиеся интервалы времени длительности ТТС, равной длительности тонального зондирующего сигнала, также разбивается на перекрывающиеся интервалы времени меньшей длительности TKC, рассчитываемой исходя из заданной точности измерения глубины. Обнаружение эхо-сигнала (ЭС) осуществляется одновременно как на каждом интервале длительности ТТС, так и на каждом интервале длительности TKC. При обнаружении ЭС на интервале времени длительности ТТС определяется его частота, с использованием которой вычисляется скорость судна, а при первом обнаружении эхо-сигнала на интервале длительности TKC определяется интервал времени ΔТ между моментом времени этого обнаружения и моментом времени начала излучения тонального зондирующего сигнала. С использованием интервала времени ΔТ вычисляется глубина под килем. 2 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - увеличение надежности и точности работы доплеровского лага без значительного увеличения цены и габаритов аппаратуры. Достигаемый технический результат - повышение точности и помехоустойчивости измерения скорости судна в условиях качки на волнении. Указанный технический результат достигается путем применения одного из трех технических решений либо их совокупности. Первое техническое решение состоит в формировании при приеме дополнительно к ХН в направлении излучения (относительно нормали к плоскости антенны) двумерного веера ХН, в совокупности перекрывающих сектор телесных углов, в котором возможен приход эхосигнала, отраженного от дна. Второе техническое решение заключается в том, что зондирующие сигналы излучаются в моменты, когда угол крена либо угол дифферента судна равен нулю. Третье техническое решение заключается в том, что зондирующие сигналы излучаются в произвольные моменты времени, однако углы излучения (относительно нормали к зеркалу воды) запоминаются, и веер ХН при приеме формируется вокруг направления излучения относительно вертикали. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - уменьшение погрешности измерения собственной скорости судна и увеличение предельной глубины работы лага без увеличения цены и габаритов аппаратуры. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости и уменьшении погрешности измерения абсолютной скорости судна при помощи доплеровского лага. Указанный технический результат достигается формированием четырехлучевой ХН излучающей антенны по схеме Янус без дополнительных максимумов за счет применения специального фазового распределения на элементах антенны, суть которого состоит в разбиении антенны, аналогично шахматной доске, условно на белые и черные квадраты, каждый из которых включает по четыре расположенных по углам квадрата излучающих элемента, при этом на все элементы белых квадратов и на все элементы черных квадратов подаются синфазные сигналы, с той лишь разницей, что сигналы, подаваемые на элементы черных квадратов, являются противофазными относительно сигналов, подаваемых на элементы белых квадратов. 4 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение надежности обнаружения эхосигналов, отраженных от морского дна, при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от дна, также эхосигналов, отраженных от водных звукорассеивающих слоев. Заявляемый способ достигается следующими действиями: при обнаружении каждого эхосигнала дополнительно к определению его частоты определяется время его обнаружения относительно времени излучения зондирующего сигнала; оценки частот и времен обнаружения эхосигналов, обнаруженных на разных циклах излучения зондирующего сигнала, перед осреднением подвергаются траекторному анализу, реализуемому, например, с использованием алгоритма последовательного анализа Вальда. В результате траекторного анализа эхосигналы, отраженные от дна, отделяются от эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев; осреднение частот эхосигналов выполняется отдельно для эхосигналов, отраженных от дна, и эхосигналов, отраженных от каждого звукорассеивающего слоя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к пассивным способам определения координат (пеленга и дистанции) и параметров движения (курса и скорости) морской шумящей цели (далее КПДЦ) по информации шумопеленгаторных станций (далее ШПС), установленных на подвижных носителях (подводных лодках, надводных кораблях, подводных аппаратах) либо стационарно. Достигаемый технический результат - уменьшение времени определения КПДЦ без специального маневрирования носителя ШПС. Указанный технический результат достигается тем, что осуществляют измерение массива пеленгов, измерение параметров сигнала цели, необходимых для определения типа цели и оценки дистанции до нее пассивными способами; определение типа цели и оценки дистанции до нее с использованием параметров сигнала цели; определение вероятностного распределения скорости цели, характерного для данного класса цели; определение вероятностного распределения оценок пеленгов и дистанций. 2 ил.

Изобретение относится к области создания систем наблюдения, состоящих из нескольких разнородных приемных каналов. Существо предлагаемого изобретения состоит в том, что если условию идентичности наблюдаемой и комплексной цели удовлетворяет несколько комплексных целей, то из них выбирается та, которая сформирована из тех же целей в отдельных каналах наблюдения, что и комплексная цель, продолжение траектории которой ищется. В случае отсутствия такой цели за продолжение траектории комплексной цели (ее сопровождение) принимается та комплексная цель, для которой норма вектора разности в среднем минимальная по всем идентифицированным с ней наблюдаемым целям. В результате комплексирование векторов идентификационных параметров наблюдаемых целей производится с выбранной таким образом комплексной целью. Техническим результатом является повышение качества сопровождения целей в системах наблюдения, состоящих из нескольких разнородных приемных каналов.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к гидроакустическим антеннам, и может быть использовано в гидроакустических донных или опускаемых станциях различного назначения. Задача изобретения - повышение эффективности работы гидроакустических станций. Сущность изобретения заключается в том, что акустические приемники устанавливаются на наружной поверхности звукопрозрачных оболочек из упругого материала, при этом форма оболочек обеспечивается за счет заполнения внутреннего объема жидкостью под давлением, волновое сопротивление которой мало отличается от волнового сопротивления рабочей среды. Достигаемый технический результат - повышение эффективности антенны в части увеличения угла обзора (360°) и коэффициента концентрации в широкой полосе частот, снижение ее гидролокационной заметности, материалоемкости, массы и стоимости. Технический результат достигается тем, что в качестве каркаса антенны используется звукопрозрачная оболочка из упругого композиционного материала, форма которого обеспечивается за счет заполнения внутреннего объема оболочки рабочей жидкостью. Водонепроницаемые оболочки для водонаполненных каркасов могут быть созданы на основе современных материалов. Водонаполненная антенна содержит приемные модули в виде протяженных секций, в которых размещены акустические приемники с малыми волновыми размерами, предварительные усилители и линии электрических (оптических) коммуникаций. Приемные модули герметизированы полимерным материалом и крепятся на наружной поверхности антенны с помощью такелажа. Бескорпусные крупногабаритные антенные решетки образуют жесткую геометрическую форму за счет заполнения под избыточным давлением внутреннего объема рабочей жидкостью. Избыточное давление создается с помощью гидравлического насоса. 1 ил.
Изобретение относится к технологии изготовления упругих, звукопоглощающих и звукоизолирующих композиций на основе полиуретанов и термопластичных микросфер. Способ получения композиции из полимерного материала и порошкообразного наполнителя содержит процессы смешения компонентов, удаления газовых включений и полимеризации композиции. Смешение компонентов производится в заливочной форме, выполненной в виде полого цилиндра и вращающейся вокруг своей оси. В качестве порошкообразного наполнителя используются расширенные микросферы в количестве 1-2 процента от веса композиции. Изобретение позволяет сократить время на очистку композиции от газовых включений, уменьшить эффект расслоения композиции за счет отверждения ее в процессе вращения. 2 з.п. ф-лы.

Использование: изобретение относится к области гидроакустики и может быть применено при формировании оценки полного профиля вертикального распределения скорости звука (ВРСЗ) по его измеренному в некотором диапазоне глубин фрагменту. Сущность: в способе осуществляется достраивание полного профиля ВРСЗ на основе текущего замера ВРСЗ с привлечением априорной информации из базы данных многолетних измерений ВРСЗ, представленной в статистической форме. Для измеренного фрагмента ВРСЗ находится максимально правдоподобное априорное ВРСЗ из базы данных, после чего происходит достраивание точек ВРСЗ для глубин, лежащих выше и ниже границ замера ВРСЗ. При этом производится коррекция априорного профиля с учетом текущей глубины района плавания и, в случае необходимости, линейная интерполяция реперных точек на интересующие глубины. Технический результат: повышение достоверности гидрологических моделей, повышение точности решения прогнозных задач гидроакустики - расчета дальности действия гидроакустических систем, расчета оптимальной мощности излучения сонаров и т.п. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть применено при разработке гидроакустических антенн различного назначения для коррекции выходных сигналов гидроакустических приемников с целью исключения составляющей, обусловленной вибрациями корпуса носителя

Изобретение относится к автономным донным сейсмическим станциям и может быть использовано для выполнения различных геофизических и геологоразведочных работ, в частности для мониторинга сейсмической обстановки

Изобретение относится к гидроакустической антенне произвольной формы

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано при изготовлении конформных антенн с поверхностью, имеющей участки двойной кривизны

Изобретение относится к области создания технических средств освещения внешней обстановки и может быть применено при проектировании активных локационных (радиолокационных, гидролокационных, лазерных и других) станций обнаружения целей с антеннами, установленными на подвижных носителях (буях, платформах, плавсредствах, летательных аппаратах и т.п.)

Изобретение относится к области создания технических средств освещения внешней обстановки и может быть применено при проектировании активных локационных станций (ЛС) обнаружения целей с антеннами, установленными на подвижных носителях

 


Наверх