Патенты автора Китаев Александр Михайлович (RU)

Изобретение относится к размагничивающим устройствам, в частности к устройствам, предназначенным для размагничивания судов и подводных лодок на стационарных станциях. Предложен способ размагничивания судна, при котором на три ортогонально расположенные вблизи судна обмотки размагничивания поочередно разряжают батарею накопительных конденсаторов, при этом емкость, индуктивность и сопротивление разрядного контура выбирают исходя из получения затухающего колебательного режима разряда батареи, а замыкание разрядной цепи производят через двунаправленные ключи коммутатора в течение времени, достаточного для окончания колебательного процесса. Предложено также устройство для реализации указанного способа. Технический результат заключается в повышении качества и ускорении процесса размагничивания судна, а также в снижении энергозатрат при работе устройства размагничивания. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике, к устройствам бесконтактной передачи энергии в водной среде между судном-носителем и глубоководным аппаратом. Устройство содержит расположенные на судне-носителе источник переменного напряжения и стержневой сердечник, в одном из стержней которого сделан вырез, а на противоположном стержне намотана обмотка, соединенная с источником переменного напряжения. Устройство включает также вставку из того же ферромагнитного материала, что и сердечник, на которой намотана своя обмотка, подключенная к нагрузке на подводном аппарате. Вырез и вставка имеют трапециевидное сечение. Вставка снабжена упорами. На краях выреза установлены концевые выключатели, последовательно соединенные контакты которых подключены к управляющим входам источника переменного тока. Технический результат состоит в повышении эффективности передачи энергии за счет повышения точности и надежности сочленения сердечника и вставки. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля теплового состояния силовых модулей, входящих в состав статических преобразователей напряжения и частоты различного назначения. Техническим результатом является автоматизация выявления наиболее и наименее нагретых модулей, уменьшение аппаратных затрат, повышение надежности и быстродействия, а также высокая информационность устройства. Устройство контроля тепловых режимов силовых модулей преобразователя снабжено двумя блоками выпрямления и выделения наибольшего напряжения, суммирующим и разностным усилителями, блоками индикации номеров модулей с наибольшей и наименьшей температурами нагрева, индикаторами средней температуры, наибольшей и наименьшей температуры и разности температур между ними, а также двумя компараторами. Блоки выпрямления и выделения наибольшего напряжения выполнены на операционных выпрямителях с диодно-резистивными обратными связями. Блоки индикации номеров модулей с наибольшей и наименьшей температурами нагрева выполнены на транзисторных ключах со светодиодами в коллекторных цепях. Устройство обеспечивает всесторонний контроль теплового состояния силовых модулей преобразователя напряжения и частоты, облегчает поиск и устранение неисправностей, характеризуется малыми габаритами, весом и стоимостью. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля теплового состояния силовых модулей, входящих в состав статических преобразователей напряжения и частоты различного типа и назначения. Техническим результатом является автоматизация выявления наиболее нагретого модуля, уменьшение аппаратных затрат, повышение быстродействия и надежности, а также высокая информативность устройства. Устройство контроля тепловых режимов силовых модулей преобразователя снабжено блоком выделения наибольшего напряжения, блоком индикации номера силового модуля, индикатором температуры, двумя компараторами и блоком сигнализации. Блок выделения наибольшего напряжения выполнен на трех операционных выпрямителях. Блок индикации номера силового модуля с наибольшей температурой выполнен на транзисторных ключах, инверторах, триггерах и светодиодах. Устройство существенно улучшает условия эксплуатации преобразователя, облегчает поиск и устранение неисправности, характеризуется малыми габаритами, весом и стоимостью. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в энергоустановках, содержащих обратимый преобразователь напряжения, включенный между источниками постоянного и переменного напряжения. Технический результат состоит в повышении надежности устройства путем оснащения его цепями контроля работы обратимого преобразователя, позволяющими своевременно выявлять и устранять возникающие в нем неисправности. Устройство, содержащее генератор трехфазного напряжения, блок аккумуляторных батарей, обратимый преобразователь напряжения с датчиками тока и напряжения, блок управления преобразователем и задатчик режима его работы, дополнительно снабжено двумя компараторами, двумя ждущими мультивибраторами, тремя элементами запрета, элементом 2И, элементом ИЛИ-НЕ и тремя транзисторными ключами со светодиодами индикации состояния обратимого преобразователя напряжения. Введение дополнительных элементов позволило реализовать простой и надежный способ контроля работы обратимого преобразователя. Для реализации устройства использованы широко распространенные аналоговые и цифровые микросхемы, характеризующиеся малой стоимостью, весом и габаритами. 1 ил.

Ограничитель грузоподъемности стрелового крана содержит прецизионный аналоговый делитель напряжений (13), входы которого связаны с выходами усилителя (2) датчика усилия (1) и формирователя грузовой характеристики крана (7), а выход с индикатором процента загрузки крана (14) и входами блоков сравнения (8, 9), настроенными на фиксированные пороги срабатывания. Выходное напряжение делителя (13) поступает на индикатор (14) процента загрузки крана и на вторые входы блоков (8, 9). При достижении процентом загрузки крана предупредительного значения, например 80%, срабатывает блок сравнения (8), включающий блок предупредительной сигнализации (10), который сигнализирует крановщику о предаварийной ситуации, а при достижении аварийного значения, например 125%, срабатывает блок (9), включающий блок аварийной сигнализации (11), который оповещает крановщика об аварийной ситуации, а также срабатывает блок исполнительных реле (12), отключающий соответствующий механизм крана, в частности, механизм увеличения вылета. Достигается увеличение точности срабатывания аварийной и предупредительной сигнализаций, повышение наглядности и удобства эксплуатации крана. 1 ил.

Электроимпульсное противообледенительное устройство содержит электромагнитные индукторы, управляемые коммутационные элементы, накопительный конденсатор, зарядное устройство, распределитель управляющих импульсов, тиристор, соединенные определенным способом. Электромагнитные индукторы расположены вблизи металлической обшивки транспортного средства. Коммутационные элементы выполнены двунаправленными в виде выпрямительного моста с тиристором. Обеспечивается высокая эффективность устройства за счет снижения потерь мощности. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых асинхронных электроприводах. Устройство управления трехфазным электродвигателем снабжено преобразователем напряжения в частоту, пятиразрядным двоичным счетчиком-делителем на 24 состояния, четырьмя ждущими мультивибраторами и девятью мультиплексорами. Формирование типовыми цифровыми элементами ШИМ сигнала управления обеспечивает получение фазных напряжений, близких к синусоидальному при постоянстве отношения напряжения к частоте. Для улучшения формы кривой напряжения увеличивают частоту преобразования. Техническим результатом является повышение надежности, упрощение конструкции, уменьшение габаритов, веса и стоимости, снижение трудозатрат при настройке. 2 ил.

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах и может использоваться при проектировании автономных, резервных и транспортных энергоустановок. В энергоустановке, содержащей генератор на топливных элементах, блок аккумуляторных батарей, три контактора, два разделительных диода, инвертор, зарядное устройство, систему автоматического управления и контроля, потребители собственных нужд, датчик напряжения генератора, коммутационные элементы и внешнюю нагрузку, контактор, подключающий внешнюю нагрузку, снабжен дополнительным силовым контактом, включенным параллельно диоду между генератором и инвертором. В результате достигается технический результат - существенно снижаются потери мощности на указанном диоде и повышается КПД энергоустановки. Кроме того, отпадает необходимость в установке мощного теплоотвода для диода, что упрощает конструкцию и повышает надежность эксплуатации энергоустановки в целом. 1ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к противообледенительным устройствам. Электроимпульсное противообледенительное устройство содержит индукторы, коммутационные элементы, накопительный конденсатор, зарядное устройство, логическую управляющую цепь, два датчика обледенения, генератор тактовых импульсов, счетчик импульсов, два дешифратора, триггер и два элемента И. Достигается сокращение времени удаления льда, уменьшение затрат электроэнергии. 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для контроля работы однофазного инвертора, работающего на разнообразные виды нагрузок с широким диапазоном изменения коэффициента мощности. Устройство содержит источник постоянного тока, инвертор, датчики напряжения и тока, нагрузку, два аналоговых перемножителя с фильтрами нижних частот. Дополнительно устройство снабжено фазовращателем на 90 градусов, цепью из последовательно соединенных фильтра верхних частот, выпрямителя и фильтра нижних частот, двумя аналоговыми делителями, блоками индикации значений cos φ и sin φ, пороговым блоком, блоком определения полярности sin φ, блоком вычисления модуля векторной суммы, двухпороговым компаратором и блоками индикации характера нагрузки, перегрузки по реактивной мощности и неисправности устройства контроля. Введение дополнительных элементов позволило обеспечить всесторонний и наглядный контроль работы инвертора, повысить достоверность информации о подключенной к инвертору нагрузке, своевременно предупредить обслуживающий персонал о перегрузке инвертора. Устройство снабжено цепями самоконтроля, повышающими его надежность. Оно характеризуется малыми аппаратными затратами, незначительными габаритами и весом. 1 ил.

Изобретение относится к метрологии, в частности к приборостроению. Устройство контроля работы трехфазного инвертора содержит источник постоянного напряжения, подключенный к входу инвертора, с выходами которого связаны две пары датчиков линейных напряжений и линейных токов и нагрузка, два аналоговых перемножителя, входы которых соединены с датчиками соответствующих линейных напряжений и токов, а выходы через фильтры нижних частот связаны с входами одного из двух сумматоров. К выходу сумматора подключен индикатор активной мощности и первый вход аналогового делителя, с выходом которого соединен индикатор коэффициента мощности. При этом устройство снабжено второй парой аналоговых перемножителей с фильтрами нижних частот, двумя фазовращателями на 90°, блоком вычисления модуля векторной суммы, нуль-органом и индикаторами полной мощности и характера нагрузки инвертора. Причем первые входы второй пары аналоговых перемножителей соединены с датчиками линейных напряжений, вторые входы через фазовращатели на 90° - с датчиками линейных токов, а выходы через фильтры нижних частот - с входами второго сумматора, выход которого через нуль-орган подключен к индикатору характера нагрузки и непосредственно к одному из входов блока вычисления модуля векторной суммы, с другим входом которого связан выход первого сумматора, а с выходом - второй вход аналогового делителя и индикатор полной мощности. Технический результат - повышение надежности. 1 ил.

Импульсное устройство для удаления льда с обшивки транспортного средства содержит индукторы, укрепленные вблизи металлической обшивки, тиристоры, накопительный конденсатор, зарядное устройство, распределитель управляющих импульсов, датчика импульсов разрядного тока, элементов И, RS триггеров, светодиодов, тумблера фиксации результатов контроля исправности. Распределитель управляющих импульсов состоит из тактового генератора, счетчика импульсов и дешифратора. Датчик импульсов разрядного тока состоит из магнитодиода, подключенного к базе транзистора. Выход дешифратора соединен с тумблером фиксации результатов и с входами R RS триггеров, остальные выходы - с управляющими электродами тиристоров и вторыми входами элементов И. Коллектор транзистора соединен с инвертором и входами элементов И. Выходы элементов И соединены со входами S RS триггеров. К выходам RS триггеров подключены светодиоды. Индукторы подключены через тиристоры параллельно накопительному конденсатору, соединенному с зарядным устройством. Повышается безопасность и безаварийность эксплуатации транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, содержащих однофазные асинхронные электродвигатели. Устройство, включающее в себя входной выпрямительный мост, конденсатор, транзисторный и обратный диодный мосты, однофазный асинхронный электродвигатель, драйверы, логический инвертор и задатчик управляющего напряжения, дополнительно снабжено преобразователем напряжения в частоту, четырехразрядным двоичным счетчиком, четырьмя ждущими мультивибраторами и двумя мультиплексорами. Введение дополнительных цифровых элементов позволило реализовать технический результат - простой и надежный способ формирования сигнала управления преобразователем частоты, обеспечивающим плавный пуск и регулирование частоты вращения электродвигателя во всем рабочем диапазоне при поддержании стабильного вращающего момента. Для реализации устройства использован весьма ограниченный набор стандартных и широко распространенных микросхем, характеризующихся малой стоимостью, весом и габаритами. 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике и реализует простой и универсальный способ контроля и защиты инвертора от перегрузок как по активной, так и по полной мощности, что обеспечивает безопасность его эксплуатации без ограничения мощностных возможностей инвертора. Технический результат заключается в защите устройства от перегрузки, его малых габаритах и весе, его высокой надежности и удобстве эксплуатации. Для этого заявленное устройство содержит источник постоянного напряжения, инвертор, датчики выходного тока и напряжения, нагрузку, блок контактора с контактами между источником постоянного напряжения и инвертором, дополнительно снабжено двумя аналоговыми перемножителями, двумя выпрямителями, фильтром нижних частот, двумя компараторами, элементом ИЛИ, таймером и элементом запрета. 1 ил.

Электроимпульсное противообледенительное устройство относится к импульсным устройствам и может быть использовано для механического удаления льда с металлических обшивок транспортных средств, таких как самолеты, вертолеты, экранопланы, суда. Содержит электромагнитные индукторы, распределитель управляющих импульсов и датчик обледенения. Электромагнитные индукторы подключены через тиристоры параллельно накопительному конденсатору, соединенному с зарядным устройством. Распределитель управляющих импульсов включает в себя последовательно соединенные тактовый генератор, счетчик импульсов и дешифратор. Тактовый генератор содержит задающий генератор, трехразрядный двоичный счетчик, мультиплексор, три компаратора и выполнен управляемым по частоте. Выводы дешифратора соединены через импульсные усилители к управляющим электродам тиристоров. К управляющему входу тактового генератора подключен выход датчика обледенения. Обеспечиваются щадящие режимы обработки импульсами силового воздействия на очищаемую ото льда обшивку. Снижается вероятность повреждения обшивки, уменьшается потребляемая мощность устройства и увеличивается срок службы. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Электроимпульсное противообледенительное устройство может использоваться для удаления льда с листовых металлических поверхностей, например с обшивок крыльев самолетов. Заявленное устройство содержит ряд индукторов, расположенных вблизи от очищаемой ото льда металлической поверхности. Индукторы связаны с выходами соответствующих модулей, входы которых через выключатель подключены к питающей сети. Каждый из модулей включает в себя зарядное устройство, накопительный конденсатор, управляемый ключ, защитный диод и генератор управляющих импульсов. Вход зарядного устройства соединен с выходом модуля, а выход - с накопительным конденсатором. Выход накопительного конденсатора через управляемый ключ связан с выходом модуля. Параллельно модулю подключен защитный диод. Кроме того, заявленное устройство снабжено блоком регулируемой задержки управляющих импульсов и маломощным источником питания. С входом источника питания соединен вход модуля, а с выходом - питающие входы генератора и блока регулируемой задержки управляющих импульсов. Генератор и блок регулируемой задержки управляющих импульсов соединены последовательно. К выходу блока регулируемой задержки управляющих импульсов подключен вход управляющего ключа. Предлагаемое устройство позволяет обеспечить равномерное распределение работы модулей во времени, а также снижает нагрузку на питающую сеть. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах контроля работы и защиты, преимущественно, асинхронных электродвигателей, применяемых в гребных электроприводах. Технический результат заключается в реализации простого и универсального устройства контроля исправности и защиты трёхфазного электродвигателя, характеризующегося простотой конструкции, низкой стоимостью, малыми габаритами и весом, а также высокой надёжностью. Устройство, содержащее датчики тока, компаратор с задатчиком порогового уровня, блок контактора с контактами в цепи питания электродвигателя снабжено двумя блоками выпрямления и выделения наибольшего напряжения, разностным усилителем и аналоговым делителем напряжения. При этом каждый из блоков выпрямления и выделения наибольшего напряжения выполнен на трех операционных выпрямителях с диодно-резистивными обратными связями, а выходы выпрямленного напряжения одной из полярностей объединены и соединены с выходом наибольшего напряжения блока. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к судовой электротехнике и может быть использовано в качестве электроэнергетической установки как на надводных, так и на подводных судах. Установка содержит: дизель-генератор, блок аккумуляторных батарей, генератор на топливных элементах, инвертор, преобразователь DC/DC, к выходам которых подключены общесудовые потребители и потребители собственных нужд генератора на топливных элементах, на переменном и постоянном токе, зарядное устройство, гребной электродвигатель, механически связанный с винтом, и блок автоматического управления и контроля. Судовая электроэнергетическая установка обеспечена преобразователем частоты, тремя датчиками напряжения, выпрямителем, двумя развязывающими диодами, замыкающим и переключающимися контактами и двумя развязывающимися диодами объединенными и подключенными к входам инвентора, согласующегося преобразователя DC/DC и зарядного устройства. Выход зарядного устройства через размыкающие переключающиеся контакты соединен с блоком аккумуляторных батарей, а выходы датчиков напряжения связаны с входами блока автоматического управления и контроля. Достигается повышение КПД и надежности судовой электроэнергетической установки, а также улучшение управляемости и маневренности судна . 1 ил.

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к устройствам контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока. Устройство контроля сопротивления изоляции электрической сети переменного тока содержит фильтр низкой частоты, вход которого подключен к контролируемой сети, источник опорного напряжения, индикатор и компараторы аварийной и предупредительной сигнализации. Устройство дополнительно снабжено преобразователем сопротивления в напряжение, разностным усилителем, блоком дифференцирования и третьим компаратором, причем источник опорного напряжения подключен к первому входу разностного усилителя и входу преобразователя сопротивления в напряжение, один выход которого связан с входом фильтра низкой частоты, а другой - с входом блока дифференцирования и вторым входом разностного усилителя, выход которого соединен с индикатором и с первыми входами компараторов аварийной и предупредительной сигнализации, ко вторым входам - входам стробирования которых через третий компаратор подключен выход блока дифференцирования. Технический результат заключается в уменьшении влияния устройства контроля на сеть, в повышении точности и разрешающей способности во всем диапазоне изменения сопротивления изоляции, в упрощении вычисления значения сопротивления изоляции, а также в предотвращении ложных срабатываний. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты двигателей. Техническим результатом является повышение точности, надежности, уменьшение габаритов, веса и стоимости, упрощение настройки и регулировки устройства в целом. Устройство тепловой защиты двигателя снабжено блоком выделения наибольшего напряжения, блоком индикации фазы с наибольшим током, компараторами, таймерами, элементами запрета, элементом ИЛИ и блоком индикации величины тока перегрузки двигателя, что обеспечило контроль теплового состояния двигателя по наибольшему фазному току. Количество каналов контроля по величине тока перегрузки и длительности его протекания необходимо и достаточно для его полного соответствия время токовой характеристике двигателя. Устройство обладает повышенной информативностью, позволяющей оценивать состояние двигателя как в процессе работы, так и после его отключения. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах тепловой защиты преимущественно асинхронных электродвигателей, используемых в гребных электроприводах. Техническим результатом является обеспечение автоматического определения наиболее нагруженной обмотки электродвигателя, повышение точности и надежности контроля его теплового состояния, улучшение информативности устройства, упрощение отыскания места и устранения причины возникшей неисправности и снижение габаритов, массы и стоимости устройства. Устройство тепловой защиты электродвигателя содержит датчики тока в фазах электродвигателя, блок контактора с контактами в цепи питания обмоток электродвигателя и блок индикации, дополнительно и снабжено блоком выделения наибольшего напряжения, блоком индикации фазы с наибольшим током, формирователем время-токовой характеристики, блоком фиксации начала перегрузки электродвигателя, генератором пилообразного напряжения, компаратором, схемой выборки - хранения и RS триггером. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам контроля сопротивления изоляции и защитного отключения в электрических сетях с изолированной нейтралью

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах, предназначенных для использования как в качестве источника бесперебойного питания, так и полностью автономного источника

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах, обеспечивающих резервное электропитание, и может использоваться в самых различных областях науки и техники

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к устройствам контроля сопротивления изоляции электрической сети постоянного тока

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к контролю сопротивления изоляции в электрических сетях с изолированной нейтралью

Изобретение относится к электрическим измерениям, а именно к контролю сопротивления изоляции в электрических сетях с изолированной нейтралью

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах и может использоваться при проектировании автономных, резервных и транспортных энергоустановок

Изобретение относится к энергоустановкам на топливных элементах (ТЭ) и может использоваться при проектировании автономных, резервных, транспортных энергоустановок, эксплуатируемых в полевых условиях

 


Наверх