Патенты автора Никульшин Павел Анатольевич (RU)

Изобретение относится к получению носителей катализаторов для нефтеперерабатывающей, химической и газовой промышленности. Способ модифицирования оксида алюминия - носителя катализаторов процессов нефтепереработки, получаемого из гидроксида алюминия со структурой псевдобемит - сырая лепешка, включает последовательную пептизацию, формование, сушку и прокалку. Пептизацию проводят в два этапа. На первом этапе добавляют концентрированную азотную кислоту до кислотного модуля 0,029-0,032. На втором этапе используют неионогенное поверхностно-активное вещество этоксилат изодецилового спирта в количестве 1,8-7,2 мас.% при температуре 45-65°С. Прокалку формованного гидроксида алюминия осуществляют при температуре не выше 550°С. Изобретение позволяет повысить удельную поверхность модифицированного оксида алюминия при сохранении его прочностных характеристик, упростить получение, исключить образование стоков. 1 з.п. ф-лы, 6 пр., 1 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрогенизационной переработки нефтяных фракций и способам их получения. Описан катализатор защитного слоя для реакторов гидрогенизационной переработки нефтяного сырья на высокопористом ячеистом носителе, содержащего активные компоненты, который отличается тем, что включает привитый слой γ-оксида алюминия в количестве до 2,3-9% масс., имеющий мезопоры диаметром 3-7 нм и макропоры диаметром 800-2000 нм, содержащий в качестве активных компонентов молибден или вольфрам в виде фосфорно-молибденовой или фосфорно-вольфрамовой кислот в количестве 1,00-3,00% масс. в пересчете на оксиды, а также никель или кобальт в виде цитратов в количестве 0,35-1,05% масс. в пересчете на оксиды, катализатор имеет форму цилиндров диаметром 20-50 мм, высотой 10-30 мм с размером ячеек 0,8-2,5 мм. Также разработан способ получения катализатора. Технический результат - разработанный катализатор защитного слоя для реакторов гидрогенизационной переработки нефтяного сырья на высокопористом ячеистом носителе является оптимальным с точки зрения обеспечения постепенного увеличения гидравлического сопротивления и каталитической активности слоев по ходу сырья в реакторах гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, а также для обеспечения улавливания подвижных и микроразмерных примесей (до 2 мкм), т.к. обладает большим свободным объемом, макромезопористой структурой и содержит нанесенные активные металлы, обеспечивающие умеренную активность в целевых реакциях процесса гидроочистки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Способ реактивации катализатора гидроочистки относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к восстановлению активности алюмокобальтмолибденовых и алюмоникельмолибденовых катализаторов гидроочистки дизельного топлива. Предлагается способ восстановления активности дезактивированного алюмокобальтмолибденового или алюмоникельмолибденового катализатора гидроочистки, который отличается тем, что дезактивированный катализатор предварительно подвергают окислительной регенерации в оптимальных температурных условиях, определенных методом синхронного термического анализа и CHNS-анализа, обеспечивающих восстановление поверхности регенерированного катализатора до уровня не менее 78-80% поверхности свежего катализатора, остаточное содержание углерода менее 1,0 мас.%, и далее проводят реактивацию пропиткой водным раствором лимонной кислоты, диэтиленгликоля и пропиленкарбоната, с последующей выдержкой в пропиточном растворе не менее 2 ч, провяливанием и сушкой в течение не менее 8 ч со ступенчатым подъемом температуры до 110-120°С. Концентрация каждого из реагентов в растворе составляет от 0,5 до 2,0 моль на 1 моль Co(Ni) в катализаторе или от 0,2 до 1 моль на моль Co(Ni)+Mo. Получают катализатор гидроочистки с активностью, соответствующей или большей, чем активность свежего катализатора, без потери прочности относительно исходного регенерированного в окислительной среде образца. Технический результат изобретения - восстановление активности отработанного катализатора гидроочистки до уровня, соответствующего свежему катализатору (95+%), методом реактивации, реализуемым на основе простых технологических операций с использованием недорогих реагентов отечественного производства. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к катализатору гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, содержащему активные компоненты - соединения молибдена, никеля и фосфора, диспергированные на носителе, и полученный сульфидированием состава, содержащего в суммарном количестве в пересчете на оксиды в прокаленным катализаторе, мас.%: 18,4-29,0 - оксид молибдена МоО3, 3,6-5,9 - оксид никеля NiO, 1,6-2,8 - оксид фосфора Р2О5, носитель - остальное, при мольном соотношении фосфор/молибден Р/Мо - 0,18-0,20, а при этом носитель представляет собой окись алюминия, модифицированную пятиокисью фосфора. Также изобретение относится к способу приготовления описанного выше катализатора, который включает приготовление носителя и его пропитку раствором активных компонентов, причем носитель готовят смешением псевдобемита, полученного алюминатно-нитратным способом, и псевдобемита, полученного методом термической активации гидраргаллита, в соотношении 1,0:2,0 мас.% на абсолютно сухое вещество (а.с.в.), далее производят обработку полученной смеси растворами азотной, ортофосфорной и яблочной кислот, после чего смесь формуют в гранулы, прокаливают, и пропитывают растворами активных компонентов, при этом, раствор готовят последовательным растворением лимонной кислоты, основного карбоната никеля, ортофосфорной кислоты, молибденовой кислоты, а также диэтиленгликоля в дистиллированной воде, при мольным соотношением лимонная кислота/никель ЛК/Ni - 0,4-0,5, диэтиленгликоль/никель ДЭГ/Ni - 1,4-1,6, с последующим сульфидированием. Технический результат заключается в получении катализатора гидрирования высокоароматизированного среднедистиллятного нефтяного сырья, который при давлении не менее 4 МПа обеспечивает глубокое гидрирование и обессеривание смесевого сырья, содержащего не менее 40% вторичных дистиллятов, до остаточного содержания серы менее 10 мг/кг, причем позволяет при давлении не менее 15 МПа перерабатывать сырье, доля газойлей вторичных термических и термокаталитических процессов в котором достигает 100 мас.%, с глубиной гидрирования не менее 80%, и при давлении не менее 20 МПа получать дизельную фракцию с остаточным содержанием ароматических углеводородов менее 5 мас.%. 2 н.п. ф-лы, 4 табл., 6 пр.

Изобретение относится к способу реактивации дезактивированного алюмокобальтмолибденового или алюмоникельмолибденового катализатора гидроочистки углеводородного сырья, путем прокаливания и контактирования с реактивирующим водным раствором, включающим лимонную кислоту, диэтиленгликоль, и последующей сушки, при этом реактивирующий водный раствор дополнительно содержит пропиленкарбонат и соединения Ni или Со и Мо, прокаливание производят не менее одного раза на воздухе при температуре не более 490°С до остаточного содержания углерода менее 0,2 мас.%, далее проводят контактирование с реактивирующим водным раствором лимонной кислоты, диэтиленгликоля и пропиленкарбоната, включающим соединения Ni или Со и Мо, причем концентрация лимонной кислоты в растворе находится в пределах 0,5-1,0 моль/л, суммарная массовая доля диэтиленгликоля и пропиленкарбоната находится в пределах 25-50 мас.%, соединения Ni или Со входят в реактивирующий раствор в количестве до 0,25 моль/л и Мо до 0,15 моль/л, а затем осуществляют сушку при 120°С. Технический результат изобретения заключается в восстановлении активности катализатора дезактивированных алюмокобальтмолибденовых и алюмоникельмолибденовых катализаторов до уровня 95% или более от активности аналогичных свежих катализаторов, при сохранении механической прочности гранул более 93% от исходной, при сокращении времени контакта с реактивирующим раствором по сравнению с прототипом, а также снижение температуры предварительной прокалки до 490°С. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

Изобретение касается способа получения топлива для летательных аппаратов путем контактирования смеси газойлей вторичного происхождения, содержащей не менее 60 мас.% ароматических углеводородов, с водородсодержащим газом при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора, загруженного в систему реакторов с раздельными реакционными зонами, с последующей ректификацией гидрогенизата. В качестве катализатора используют пакет сульфидированных непосредственно перед процессом в системе реакторов катализаторов, состоящий на 85-90 об.% из основного слоя и на 15-10 об.% расположенного над ним защитного слоя. Основной слой состоит из двух катализаторов гидропереработки. Первым по ходу движения газосырьевой смеси в количестве 75-85 об.% основного слоя располагают алюмоникельмолибденовый катализатор с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 22 до 34,5 мас.% и оксида фосфора от 1,6 до 2,8 мас.%. Вторым по ходу движения газосырьевой смеси в количестве 25-15 об.% основного слоя располагают алюмоникельмолибденовый катализатор с содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 45 до 63 мас.% и оксида кремния не более 10 мас.%. Защитный слой представляет собой композит, расположенный по ходу движения газосырьевой смеси и состоящий из 20-25 об.% высокопористого ячеистого материала активной фильтрации с открытой пористостью не менее 50% и ячеистостью 10-30 меш, 20-25 об.% алюмоникельмолибденового катализатора гидрирования диолефинов на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш, открытой пористостью не менее 50% и суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор не менее 2,5 мас.%, 40-45 об.% алюмоникелькобальтмолибденового катализатора с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор не менее 6 мас.% и содержанием оксида кремния не более 15 мас.%, 10-15 об.% алюмоникельмодибденого катализатора с суммарным содержанием оксидов активных металлов на прокаленный катализатор от 25 до 30 мас.%. Способ осуществляют при давлении 16-30 МПа, температуре 340-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ/сырье 1500-3000 нм3/м3. При этом 20-30 об.% водородсодержащего газа подают на смешение с сырьем, а остальное количество водородсодержащего газа равномерно распределяют между 3-й и 20-й реакционными зонами реакторов. Выделенная из гидрогенизата целевая фракция, выкипающая в интервале температур 195-280°С, после введения противоизносной и/или антиокислительной присадки может использоваться в качестве топлива для летательных аппаратов. Технический результат - расширение нижнего предела величины давления и осуществление процесса при давлении 16-30 МПа, при этом срок службы основного катализатора увеличивается в 2 раза, а выход целевого продукта - до 10 мас.% на сырье процесса. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Предложен способ переработки тяжелых нефтяных остатков, включающий глубокую вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, смешение бензиновой и тяжелой газойлевой фракций коксования с прямогонным вакуумным дистиллятом и последующим направлением полученной смеси на стадию гидрооблагораживания, где выделяют прямогонный вакуумный дистиллят с температурой конца кипения до 590°С, стадию гидрооблагораживания осуществляют последовательно в зонах: - гидродеметаллизации, которую осуществляют при давлении 4-10 МПа, температуре 330-400°С, объемной скорости подачи сырья 0,5-1,5 ч-1 и соотношении водородсодержащий газ/сырье 500-2000 нм3/м3 в присутствии сульфидного никельмолибденового катализатора с бимодальной мезомакропористой структурой алюмооксидного носителя; - гидрообессеривания, которое осуществляют при давлении 4-10 МПа, температуре 340-410°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,5 ч-1 и соотношении водородсодержащий газ/сырье 400-1500 нм3/м3 в присутствии сульфидного никелькобальтмолибденового катализатора с бимодальной мезомакропористой структурой алюмооксидного носителя; - легкого гидрокрекинга, который осуществляют при давлении 4-10 МПа, температуре 360-420°С, объемной скорости подачи сырья 0,3-1,0 ч-1 и соотношении водородсодержащий газ/сырье 500-2000 нм3/м3 в присутствии никельмолибденового катализатора на основе алюмосиликатного носителя; из продуктов гидрооблагораживания выделяют углеводородный газ, бензиновую и дизельную фракции, а также остаточное малосернистое судовое топливо, с содержанием серы не более 0.1% масс. Технический результат – разработка способа переработки нефтяных остатков, выкипающих до 590°С, который обеспечивает высокий выход остаточного судового топлива, с содержанием серы не более 0,1% масс., отвечающего требованиям ГОСТ 32510-2013. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к способу получения катализатора гидроочистки дизельных фракций, содержащего Со, Мо и Р, включающий приготовление раствора комплексных солей [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [РМо11О40]3-, [P2Mo18O42]6-, [PMo9O31(ОН)3]6- гетерополианионов, либо их смесей, с использованием H3PO4 и органического модификатора, сочетание и соотношения которых обеспечивают образование в растворе анионов гетерополикислот [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [РМо11О40]3-, [P2Mo18O42]6-, [PMo9O31(ОН)3]6-, либо их смесей и стабильность их при рН в интервале от 0,7 до 4,5, вакуумирование и пропитку носителя раствором комплексных солей [P2Mo5O23]6-, [РМо12О40]3-, [РМо11О40]3-, [P2Mo18O42]6-, [PMo9O31(ОН)3]6- гетерополианионов, либо их смесей, матурацию пропитанного катализатора и сушку с получением образцов, содержание компонентов в которых соответствует содержаниям оксидов СоО, МоО3 и P2O5 в прокаленном в течение 2 часов при 550°С образце, равным 2,2-6,2 мас.%, 14,0-30,0 мас.% и 0,6-4,9 мас.% соответственно, термостойкий алюмооксидный носитель - остальное, и дальнейшую активацию образцов в токе водорода при подаче смеси диметилдисульфид-нефтяная фракция. Изобретение также относится к катализатору гидроочистки дизельных фракций, полученному вышеописанным способом и к способу гидроочистки дизельной фракции с использованием заявленного катализатора. Техническим результатом является высокоактивный катализатор гидроочистки, позволяющий получать компоненты дизельного топлива, соответствующие по качеству современным нормативным требованиям. 3 н. и 15 з.п. ф-лы, 7 табл., 24 пр.

Изобретение относится к катализатору - ловушке кремния в составе защитного слоя, используемому в процессах гидроочистки углеводородного сырья после сульфидирования состава непосредственно в реакторе, включающему гидрирующие металлы - оксиды никеля и молибдена, и в качестве носителя оксид алюминия, при этом катализатор имеет следующий состав, % мас.: NiO 0,2-0,5, МоО3 1,0-1,5, носитель Al2O3 - остальное, а в качестве носителя используют переосажденный гидроксид алюминия псевдобемитной структуры, обработанный смесью низкомолекулярных органических кислот и полимерного органического модификатора, причем в качестве низкомолекулярных органических кислот используют смесь винной и щавелевой кислоты при общем содержании 1,0-3,0% мас. и в качестве полимерного органического модификатора используют крахмал в количестве 1-3% мас. Изобретение также относится к способу приготовления катализатора - ловушки кремния. Технический результат заключается в повышении сорбционной емкости катализатора по кремнию, механической прочности на раскалывание и улучшении текстурных характеристик катализатора. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области производства катализаторов гидроочистки. Описан катализатор гидроочистки нефтяных фракций, включающий в свой состав никель, молибден, вольфрам и носитель, отличающийся тем, что NiO, MoO3 и WO3 наносят на прокаленный носитель из совместного раствора, содержащего смешанные гетерополисоединения H4[SiMonW12-nO40] (n=1-6), карбонат никеля NiCO3×H2O и органическую добавку, с последующей активацией катализатора смесью диметилдисульфида и керосиновой фракции при 240°C в течение 10 ч и при 340°C в течение 10 ч. Содержание металлов в прокаленном катализаторе составляет: MoO3 - 1.0-9.0% мас., WO3 - 13.0-25.0% мас., NiO - 3.0-5.0% мас., остальное - пористый носитель с содержанием углерода 0-4% мас. Катализатор имеет удельную поверхность не менее 180 м2/г, удельный объем пор не менее 0.5 см3/г, эффективный диаметр пор не менее 6.0 нм. В качестве органической добавки используют как минимум одну из следующего ряда: лимонная кислота C6H8O7, винная кислота C4H6O6, этиленгликоль C2H6O2. Технический результат - получен катализатор, характеризующийся высокой активностью в процессе гидроочистки нефтяных фракций. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 табл., 10 пр.
Изобретение относится к области нефтепереработки. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, где в качестве растительного сырья используют растительные масла непищевого назначения, в качестве нефтяного сырья используют малосернистые керосино-газойлевые дистилляты с остаточным содержанием серы и азота не более 10 мг/кг, выкипающие в интервале температур 150-350°С. Растительное сырье предварительно подвергают двухстадийной гидрогенизационной обработке: на первой стадии - гидродезоксигенированию в присутствии сульфидированной никель-молибденовой композиции на алюмооксидном носителе, с получением гидрогенизата и последующим отделением воды, на второй стадии - гидрокрекингу в присутствии сульфидированной никель-вольфрамовой композиции на алюмосиликатном носителе, с получением гидрогенизата гидрокрекинга, причем в сырье стадий гидродезоксигенирования и гидрокрекинга подают извне осерняющий агент, выбранный из группы: диметилдисульфид, тетрабутилполисульфид, смесь диалкилсульфидов. Затем смешивают гидрогенизат гидрокрекинга с нефтяным сырьем при соотношении, соответственно, 5-25:95-75 мас.%, после чего смесь направляют на третью стадию - гидроизомеризацию в присутствии платино-палладиевой композиции на алюмосиликатном носителе с получением гидроизомеризата, который подвергают ректификации с выделением углеводородных газов С1-С4, бензиновой фракции C5-C8, изопарафиновой фракции С9-С15 - целевой фракции реактивного топлива и остатка C16+, который рециркулируют на стадию гидроизомеризации. конкретно к способу гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, в частности растительных масел непищевого назначения и малосернистых нефтяных дистиллятов с получением реактивного топлива. Технический результат - расширение сырьевой базы для производства реактивного топлива за счет вовлечения в переработку непищевого растительного масла и нефтяных фракций, выкипающих в интервале температур 150-350°С. 3 з.п. ф-лы, 3 пр.
Изобретение раскрывает судовое топливо, включающее малосернистый легкий газойль каталитического крекинга или легкий газойль коксования, гидроочищенную дизельную фракцию и гидроочищенную смесь вакуумного газойля и тяжелого газойля коксования с пределами температуры кипения 300-520°С при следующем соотношении компонентов, мас.%: легкий газойль каталитического крекинга 10-40 или легкий газойль коксования 7-10 гидроочищенная дизельная фракция 10-43 гидроочищенная смесь вакуумного газойля и тяжелого газойля коксования до 100, но не менее 50, после чего в полученное топливо вводят депрессорно-диспергирующую присадку на основе сополимеров этилена с винилацетатом в количестве 0,05-0,1 мас.%. Также раскрывается судовое топливо, включающее малосернистый легкий газойль каталитического крекинга или смесь малосернистого легкого газойля каталитического крекинга с легким газойлем коксования в массовом соотношении 4:1 и гидроочищенную смесь вакуумного газойля и тяжелого газойля коксования с пределами температуры кипения 300-520°С при следующем соотношении компонентов, мас.%: малосернистый легкий газойль каталитического крекинга или смесь малосернистого легкого газойля каталитического крекинга с легким газойлем коксования в массовом соотношении 4:1 45-50 гидроочищенная смесь вакуумного газойля и тяжелого газойля коксования до 100, после чего в полученное топливо вводят депрессорно-диспергирующую присадку на основе сополимеров этилена с винилацетатом в количестве 0,05-0,1 мас.%. Технический результат заключается в получении судового топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами и высокими экологическими характеристиками: температурой текучести не выше 0°С зимой и не выше 6°С летом и с содержанием серы менее 0,1% (по ГОСТ 32510-2013, марка RMB 30, по содержанию серы - Приложение VI МАРПОЛ 73/78). 2 н.п. ф-лы, 6 пр.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидродеметаллизации. Изобретение касается состава катализатора гидродеметаллизации на носителе, содержащем макромезопористый оксид алюминия и кислотный компонент, включающий активные металлы. Катализатор содержит активные металлы в виде цитратов и оксидов никеля, кобальта и молибдена в количестве в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе, мас.%: 5-9,0% МоО3, 0,5-1,1% СоО, 0,5-1,1% NiO, а в качестве кислотного компонента содержит до 2 мас.% отработанного регенерированного катализатора каталитического крекинга. Изобретение также касается способа приготовления данного катализатора. Технический результат - удаление никеля и ванадия из нефтяных фракций с глубиной до 99,4% и сниженная себестоимость катализатора. 2 н.п. ф-лы, 5пр., 3 табл.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к cпособу гидрогенизационного облагораживания остаточного нефтяного сырья на стационарных слоях катализаторов. Способ включает стадии: гидродеметаллизации, которую осуществляют в двух параллельно расположенных попеременно работающих форреакторах, стадии гидродеазотирования, гидрообессеривания и последующей ректификации полученного гидрогенизата с выделением остатка ректификации как остаточного судового топлива с содержанием серы не более 0,5% мас. Продолжительность работы каждого форреактора стадии гидродеметаллизации составляет не менее 5000 часов. Каталитическая система форреакторов представляет собой слои, расположенные по ходу движения газосырьевой смеси в последовательности, начиная от верхнего распределительного устройства форреактора: 1-й слой, составляющий 15-25% об. форреактора - инертный керамический материал активной фильтрации для удаления механических примесей из остаточного нефтяного сырья, обладающий внутренней пористостью не менее 75%, 2-й, 3-й и 4-й слои, составляющие 75-85% об. - широкопористый алюмооксидный композитный материал, содержащий оксиды активных металлов - Ni, Со, Mo, V, предназначенный для снижения отложений асфальтенов, металлорганических соединений, смол, полициклических ароматических углеводородов и предшественников кокса, причем содержание оксидов металлов во 2-м слое - не более 3% мас., в 3-м слое - не более 7% мас., в 4-м слое - не более 14% мас., эффективный диаметр пор во 2-м слое - не более 40 нм, в 3-м слое - не более 38 нм, в 4-м слое - не более 35 нм. Стадию гидродеазотирования осуществляют в реакторе, загруженном алюмоникельмолибденовым катализатором на алюмооксидном носителе с удельной поверхностью не ниже 150 м2/г, объемом пор 0,4-0,9 см3/г, не менее 30% которого составляют поры с диаметром 100-500 нм и не более 70% составляют поры с диаметром 7-10 нм и суммарным содержанием активных металлов в пересчете на оксиды никеля и молибдена не менее 25% мас. Стадию гидрообессеривания осуществляют в реакторе, загруженном алюмокобальтмолибденовым катализатором на алюмооксидном носителе с удельной поверхностью не ниже 200 м2/г, объемом пор 0,4-0,9 см3/г, не менее 20% которого составляют поры с диаметром 100-500 нм и не более 80% составляют поры с диаметром 7-10 нм и суммарным содержанием активных металлов в пересчете на оксиды кобальта и молибдена не более 20% мас. Предлагаемый способ гидрогенизационного облагораживания остаточного нефтяного сырья позволяет переработать высоковязкие атмосферные нефтяные остатки (мазут) с получением малосернистого остаточного судового топлива, соответствующего требованиями ГОСТ 32510-2013, выход которого составляет до 95% мас. на сырье. При этом в переработку возможно вовлечение сырья с повышенным содержанием серы (до 5% мас.) и тяжелых металлов - никеля и ванадия (до 500 мг/кг), а отсутствие необходимости в рециркуляции дистиллятных фракций позволяет упростить технологическую схему. 5 з.п. ф-лы, 3 пр.
Изобретение описывает способ получения реактивных и компонентов дизельных топлив путем гидрогенизационной переработки сырья, состоящего из смеси дистиллята растительного происхождения с дистиллятом нефтяного происхождения при соотношении 5,0-40,0:95,0-60,0% масс. соответственно, при этом в качестве дистиллята растительного происхождения используют растительные масла непищевого назначения, в качестве дистиллята нефтяного происхождения - газойлевые фракции прямой перегонки нефти с пределами выкипания 160-360°С, гидрогенизационную переработку осуществляют в две стадии: на первой стадии сырье подвергают гидроооблагораживанию, включающему гидроочистку и гидродезоксигенирование в присутствии алюмокобальтмолибденового или алюмоникельмолибденового катализатора, с последующим отделением воды, на второй стадии - депарафинизации и гидроочистке с использованием пакетной загрузки катализаторов: цеолитсодержащего алюмоникельмолибденового катализатора депарафинизации и алюмокобальтмолибденового или алюмоникельмолибденового катализатора гидроочистки, при объемном соотношении катализаторов 60-90/40-10, соответственно, после чего осуществляют ректификацию полученного гидрогенизата с выделением реактивных и компонентов дизельных топлив. Технический результат заключается в получении товарного реактивного топлива высокого качества и низкозастывающих компонентов дизельного топлива при использовании катализаторов на базе алюмокобальт(никель)молибденовых композиций. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.
Предложен способ использования катализатора гидродеметаллизации в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, содержащего металлы, при повышенных температуре и давлении в присутствии пакета катализаторов в сульфидной форме, где пакет катализаторов состоит из 50-85% об. основного слоя, включающего от одного до двух катализаторов гидропереработки, в качестве которых используют катализаторы, содержащие Al, Ni и/или Со, Мо и/или W, и 15-50% об. расположенного над ними защитного слоя, 15-40% об. которого составляет инертный материал для удаления механических примесей - слой А, обладающий внутренней пористостью не менее 65%, а 60-85% об. - катализатор гидродеметаллизации - слой Б, причем используют катализатор гидродеметаллизации нефтяных фракций, имеющий удельную площадь поверхности не менее 200 м2/г, удельный объем пор не менее 0,6 см3, не менее 19% которого составляют макропоры с диаметром от 0,1 до 2,0 мкм, который состоит из носителя, полученного с применением выжигаемого темплата макропор, в качестве которого используют парафиновую эмульсию, из порошков псевдобемита или бемита, отработанных катализаторов гидроочистки и каталитического крекинга, в количестве 20-45% масс. и до 2% масс. соответственно, подвергнутых регенерации, и активных металлов в виде цитратов и оксидов никеля, кобальта и молибдена, общее содержание которых в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе составляет в % масс.: МоО3 - 5,0-9,0, СоО - 0,5-1,1, NiO - 0,5-1,1. Технический результат - разработка способа использования катализатора гидродеметаллизации в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья с температурой кипения выше 140°С с целью получить гидрооблагороженный продукт с остаточным содержанием: никеля не более 1 мг/кг, ванадия не более 1 мг/кг. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам загрузки материалов защитного слоя в реакторы гидроочистки углеводородного сырья. В способе загрузки материалов защитного слоя в реакторы гидроочистки углеводородного сырья путем их засыпки над слоем катализатора материалы защитного слоя дополнительно размещают в сетчатых корзинах, расположенных одновременно в слое защитных материалов и слое катализатора гидроочистки. В качестве материалов защитного слоя используют материалы активной фильтрации и каталитически-активные материалы, геометрические размеры гранул/пеллет материалов защитного слоя составляют не более 5 см. Количество корзин составляет 1-12. Длина корзин составляет 0,2-0,4 высоты части реактора, загруженной катализатором гидроочистки и материалами защитного слоя. Глубина погружения корзин составляет 0,1-0,4 высоты части реактора, загруженной катализатором гидроочистки и материалами защитного слоя. Расстояние между корзинами или до стенки реактора составляет не менее 0,45 диаметра корзины. Верхнюю часть сетчатых корзин располагают над материалами защитного слоя или заглубляют в слое материалов защитного слоя. Изобретение позволяет продлить срок эксплуатации каталитической системы реакторов гидроочистки за счет увеличения площади контактной поверхности катализаторного слоя с сырьевым потоком, обеспечивающего снижение скорости возрастания сопротивления каталитической системы (перепада давления в реакторе гидроочистки). 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 3 табл.

Настоящее изобретение относится к смазывающей добавке к дизельным топливам на основе эфиров, при этом в качестве добавки содержит ацетали фурфурола, полученные путем взаимодействия фурфурола и одноатомных спиртов С4-С7, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой структуры, при мольном соотношении фурфурол:спирты С4-С7=1:6-10, при диапазоне температур -5 - 40°С. Также изобретение относится к композиции дизельного топлива, которая содержит смазывающую добавку в количестве 5-20 мас. % и промотор воспламенения в количестве до 0,4 мас.% Техническим результатом изобретения является разработка смазывающей добавки к дизельным топливам, представляющей собой ацетали фурфурола. 2 н.п. ф-лы, 4 пр., 5 табл.

Изобретение относится к катализатору и способу его приготовления для гидрогенизационной конверсии глицерина в пропанолы. Предложен катализатор, содержащий наночастицы никеля на оксидном носителе, представляющем собой смесь оксида вольфрама с оксидом титана либо с оксидом циркония, взятых в мольном соотношении WO3:TiO2(ZrO2)=1:4-4,5, при следующем соотношении компонентов, мас.%: никель 16-20 и оксидный носитель - остальное. Также изобретение относится к способу гидрогенизационной конверсии глицерина в пропанолы с использованием предложенного катализатора. Технический результат изобретения заключается в повышении селективности образования пропанолов до 72,6-94,2%, а также в упрощении процесса за счет снижения давления водорода до 20-36 атм. и снижения температуры до 245-265°С. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 2 пр.

Изобретение относится к области химии, в частности к катализаторам защитного слоя для гидроочистки тяжелых нефтяных фракций, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Разработан состав катализатора защитного слоя для гидроочистки тяжелых нефтяных фракций, который содержит от 1 до 5% масс. V2O5, от 1 до 10% масс. SiO2 и остальное - Al2O3 и неорганические примеси, полученные от сгорания муки рисовой шелухи, при этом общий удельный объем пор катализатора составляет от 0,9 до 1,5 мл/г, а эффективный диаметр пор составляет от 70 до 120 Разработан также способ приготовления катализатора, который включает пептизацию гидроксида алюминия, полученного переосаждением из тригидрата алюминия или гидролизом алкоголята алюминия, концентрированной HNO3, пептизацию оксида ванадия V2O5 концентрированной HNO3 в мольном отношении V2O5:HNO3 от 1 до 5, нанесение пептизированного V2O5 на частицы муки рисовой шелухи размером от 30 до 50 мкм, смешение пептизированного гидроксида алюминия с нанесенным на частицы муки рисовой шелухи V2O5, упаривание смеси до остаточной влажности 60-65% масс., формование, последующую сушку получившихся частиц при температурах от 60 до 120°С в течение 6 часов, и прокаливание при температуре 550-600°С в течение 2 часов с образованием SiO2. Формование осуществляют экструзией в виде полых цилиндров с внутренним диаметром 1-5 мм, внешним диаметром 10-15 мм, высотой 5-10 мм. Заявлен также способ использования разработанного катализатора в качестве катализатора защитного слоя для снижения отложений металлорганических соединений в процессе гидроочистки тяжелых нефтяных фракций. Технический результат позволяет решить поставленную задачу, то есть разработать новый широкопористый катализатор защитного слоя для снижения отложений металлорганических соединений в верхнем слое катализатора гидроочистки тяжелых видов сырья, способ его приготовления и использования, при увеличении деметаллизующей активности катализатора. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 6 пр.

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием с октановым числом не менее 90,0 единиц по исследовательскому методу, включающее в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, выкипающую до 225°С, при этом дополнительно содержит 2-метилфуран, причем этиловый спирт и 2-метилфуран представляют собой продукт переработки растительного целлюлозного сырья, получены в одном производственном цикле и входят в состав альтернативного топлива при следующем соотношении компонентов, масс.%: этиловый спирт и 2-метилфуран суммарно 5,0-50,0, углеводородная фракция - до 100,0. Технический результат: получение альтернативного автомобильного топлива, которое имеет октановое число не менее 90,0 ед. по исследовательскому методу, необходимую фазовую стабильность при его эксплуатации при отрицательных температурах окружающей среды, дополнительно улучшенные антикоррозионные свойства, что удовлетворяет основным требованиям к характеристикам автомобильного бензина по ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011, а также обладает близкой к автомобильному бензину теплотой сгорания. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области изготовления катализаторов методом трехмерной печати (3D печати). Предлагается способ получения каталитических материалов методом 3D печати на основе керамических порошков и/или тонкодисперсных наноструктурированных порошков с размером кристаллитов, близким к рентгеноаморфности кристаллической структуры - менее 5 нм, и их получение включает следующие стадии: 1) предварительное компьютерное моделирование гидродинамических характеристик катализаторного слоя для разных вариантов геометрии гранул/пеллет и заданных: геометрии реакторного блока, условий реакции - давления, температуры, состава и скорости движения реакционного потока; 2) выбор оптимального варианта размера, формы и внутренней пространственной структуры каналов-пор гранул/пеллет; 3) 3D проектирование оптимизированных гранул/пеллет для реализации 3D печати; 4) 3D печать оптимизированных гранул/пеллет одним из известных способов. Изобретение позволяет получить каталитические материалы методом 3D печати, обладающие высокой каталитической активностью за счет сложной разветвленной геометрии каналов-пор, повышенного соотношения площади поверхности к объему. 4.з.п. ф-лы, 3 ил., 6 табл.

Изобретение относится к способам использования катализатора - ловушки кремния в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, содержащего соединения кремния, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Разработан способ использования катализатора - ловушки кремния в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, который отличается тем, что катализатор - ловушку кремния используют в качестве компонента защитного слоя, который дополнительно содержит материал активной фильтрации и катализатор гидрирования диолефинов, расположенные соответственно над ловушкой кремния, при этом катализатор - ловушка кремния представляет собой алюмоникельмолибденовый катализатор с удельной поверхностью не менее 250 м2/г и содержанием никеля и молибдена не более 1,5 и 7, % масс, соответственно, материал активной фильтрации приготовлен на основе высокопористого ячеистого материала с долей свободного объема 40-45%, катализатор гидрирования диолефинов также приготовлен на основе высокопористого ячеистого материала с долей свободного объема 60-80% и содержанием никеля и молибдена не более 1,5 и 3,5% масс., соответственно, сырье сначала пропускают через защитный слой для удаления механических примесей, диолефинов и кремния, затем - через основной слой, состоящий из сорбента для удаления мышьяка, и алюмоникельмолибденового катализатора, предназначенного для обессеривания и деазотирования углеводородного сырья, при этом сорбент для удаления соединений мышьяка содержит никель в количестве 5÷20% масс. на алюмооксидном носителе и алюмоникельмолибденовый катализатор, предназначенный для обессеривания и деазотирования сырья, содержит никель, молибден и фосфор в количестве, не более, % масс. 4,0; 13,0; и 3,0, соответственно. Технический результат - разработан способ использования катализатора - ловушки кремния в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья вторичного происхождения, обеспечивающий получение компонента сырья для каталитического риформинга или сырья для нефтехимии, что приводит к значительному снижению содержания серы и азота, полному отсутствию мышьяка, при этом содержание кремния в сырьевом потоке снижается до уровня менее 0,1 ppm. 5 з.п. ф-лы, 3 табл., 3 пр., 1 ил.
Изобретение относится к способу гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья. В качестве растительного компонента используют липидную фракцию, извлеченную из микроводорослей, или непищевые растительные масла, а в качестве нефтяного компонента используют прямогонную дизельную фракцию в смеси с легкими газойлями каталитического крекинга и коксования. Процесс совместной гидропереработки осуществляют в три стадии: на первой стадии сырье, состоящее из прямогонной дизельной фракции и смеси легких газойлей каталитического крекинга и коксования в соотношении 60,0-80,0:20,0-40,0% мас., соответственно, подвергают гидроочистке в присутствии кобальтмолибденового катализатора на основе оксида алюминия или алюмосиликата с получением гидрогенизата с содержанием серы в интервале 150-500 ppm. Далее на второй стадии гидропереработки сырье, состоящее из гидрогенизата первой стадии и растительного компонента в соотношении 80,0-95,0:5,0-20,0% мас., соответственно, подвергают процессу гидродеоксигенации совмещенному с гидродесульфуризацией в присутствии пакета катализаторов: массивного дисульфида молибдена в первом слое и никелькобальтмолибденового катализатора на основе оксида алюминия или алюмосиликата во втором слое. На третьей стадии процесса проводят каталитическую гидродепарафинизацию в присутствии цеолитсодержащего никельмолибденового катализатора. Полученный продукт подвергают стабилизации и фракцию 180-кк °С выводят как компонент дизельного топлива. Технический результат- производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными свойствами. 3 з.п. ф-лы, 7 пр.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к восстановлению активности цеолитсодержащих катализаторов изодепарафинизации дизельных фракций. Изобретение касается способа восстановления активности дезактивированного катализатора процесса гидропереработки, отличающегося тем, что в качестве катализатора используют катализатор процесса изодепарафинизации дизельного топлива, содержащий оксиды никеля, молибдена, меди, бора и/или фосфора и алюминия, который подвергают регенерации, включающей сушку катализатора в токе азота при температуре до 200-210°С в течение 3 часов, последующую обработку катализатора в токе азота при 310-320°С в течение не менее 8 часов, дальнейшую обработку катализатора в азотно-воздушной среде с концентрацией кислорода 2% об. при ступенчатом подъеме температуры до 470°С с выдержкой не менее 15 часов при каждой из температур в интервале 380-390, 410-420, 465-470°С, отличающийся тем, что после регенерации проводят реактивацию цеолитсодержащего катализатора пропиткой водным раствором диэтиленгликоля (ДЭГ), причем ДЭГ берут в количестве, обеспечивающем мольное соотношение (Ni+Mo) / ДЭГ, равное 1/1, либо используют смесь ДЭГ и лимонной кислоты (ЛК), причем ДЭГ и ЛК берут в количестве, обеспечивающем мольное соотношение (Ni+Mo) / (50-70% масс. ДЭГ + 50-30% масс. ЛК), равное 1/1, после чего катализатор выдерживают в пропиточном растворе, провяливают и сушат при температуре 110°С в течение не менее 10 часов, с последующей обработкой катализатора при температуре 350°С в течение 4 часов на воздухе. Техническим результатом данного изобретения является разработка способа восстановления активности дезактивированного цеолитсодержащего катализатора изодепарафинизации дизельного топлива с активностью и селективностью на уровне, соответствующем аналогичному свежему катализатору. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.

Изобретение относится к способам использования катализатора гидрирования диолефинов в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ использования катализатора гидрирования диолефинов в процессе гидрогенизационной переработки нефтяного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор, и расположенных над ним защитных слоев. Защитные слои включают: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, слой Б - катализатор гидрирования диолефинов, состоящий из модифицированного носителя, приготовленного на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш, привитого слоя гамма-оксида алюминия, а также нанесенных на носитель биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп. Способ отличается тем, что используют катализатор слоя Б, приготовленный на основе высокопористого ячеистого материала с открытой пористостью не менее 50%, имеющий форму дисков диаметром 20-50 мм, высотой 20-30 мм, в активированном состоянии имеющий удельную поверхность 12-25 м2/г, эффективный диаметр пор 3-6,7 нм, ячеистость 10-30 меш, механическую прочность на сжатие не менее 200 Н, причем содержание компонентов в прокаленном при температуре 550°С катализаторе слоя Б составляет, мас.%: высокопористый ячеистый материал - 73,0-88,1; γ-Al2O3 в виде привитого слоя - 8,0-22,2; оксид никеля и/или кобальта - не менее 0,5; оксид молибдена - не менее 2,0. Защитные слои дополнительно включают слой В - алюмоникельмолибденовый или алюмомолибденовый катализатор защитного слоя, расположенный под слоями А и Б, причем защитные слои составляют 15-25% объема реактора, а содержание слоя Б составляет 27-65 об.% от катализаторов защитных слоев. Технический результат - разработка способа использования катализатора гидрирования диолефинов при пакетной загрузке в процессе комплексной гидроочистки углеводородного сырья, позволяющего добиться отсутствия диолефинов в продуктах гидрооблагораживания. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрооблагораживания нефтяных фракций, а именно, к катализаторам защитного слоя для гидрирования диолефинов и к способам их приготовления. Предлагается катализатор гидрирования диолефинов для использования в составе защитного слоя в процессе гидрооблагораживания нефтяных дистиллятов, состоящий из модифицированного носителя, приготовленного на основе высокопористого ячеистого материала с ячеистостью 10-30 меш и привитого слоя гамма-оксида алюминия, а также нанесенных на носитель биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп. Катализатор отличается тем, что высокопористый ячеистый материал имеет открытую пористость не менее 50%, в качестве биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VI групп катализатор включает соединения никеля или кобальта и молибдена, а содержание компонентов в прокаленном при температуре 550°С катализаторе составляет, мас.%: высокопористый ячеистый материал - 73,0-88,1; γ-Al2O3 в виде привитого слоя - 8,0-22,2; оксид никеля и/или кобальта - не менее 0,5; оксид молибдена - не менее 2,0, причем катализатор в активированном состоянии имеет удельную поверхность 12-25 м2/г, эффективный диаметр пор 3,0-6,7 нм, механическую прочность на сжатие - не менее 200Н. Технический результат - разработанный катализатор гидрирования диолефинов, обладающий функциями адсорбции и катализа, обеспечивает в условиях гидрогенизационного облагораживания нефтяных фракций глубину удаления диолефинов 90% и более, что позволяет уменьшить содержание кокса на катализаторе, снизить перепад давления по реактору и тем самым увеличить срок службы основного катализатора гидрооблагораживания до регенерации до не менее трех лет, а способ приготовления данного катализатора позволяет, при расширении сырьевой базы, обеспечить получение катализатора с оптимальными для гидрирования диолефинов характеристиками. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к массивному катализатору совместной гидроочистки смеси растительного и нефтяного углеводородного сырья и способу его приготовления. Данный катализатор включает в свой состав молибден в количестве 55-65,0% мас., серу в количестве 30-45% мас. и углерод в количестве 0-5,0% мас. Катализатор имеет удельную поверхность 50-150 м2/г, удельный объем пор 0,1-0,5 см3/г. Предлагаемый катализатор позволяет проводить совместную гидроочистку смеси растительного и нефтяного углеводородного сырья. Изобретение также относится к способу приготовления массивного катализатора совместной гидроочистки смеси растительного и нефтяного углеводородного сырья, который включает следующие стадии: однократную пропитку пористого носителя по влагоемкости водным раствором соединения молибдена с последующей сушкой, сульфидированием и вытравливанием носителя плавиковой кислотой. Технический результат - увеличение активности катализатора в процессе совместной гидроочистки смеси растительного и нефтяного углеводородного сырья. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 табл., 10 пр.

Изобретение относится к катализатору совместной гидроочистки смеси растительного и нефтяного углеводородного сырья. Данный катализатор включает в свой состав кобальт, никель, молибден и оксид алюминия, причем он содержит в прокаленном при 550°С состоянии: Мо - 9,0-15,0% мас., Со - 0,5-3,5% мас. и Ni - 0,5-3,5% мас., остальное - пористый носитель с содержанием углерода 0-5% мас.; катализатор имеет удельную поверхность 100-250 м2/г, удельный объем пор 0,3-1,1 см3/г, средний диаметр пор 4,0-10,0 нм. Способ приготовления данного катализатора включает пропитку носителя по влагоемкости с последующей сушкой, причем вакуумированный носитель, содержащий оксид алюминия, однократно пропитывают водным раствором предшественников активных компонентов, содержащим молибденовую гетерополикислоту, комплексонат никеля или кобальта с карбоновой кислотой. Технический результат - увеличение активности и стабильности катализатора в процессе совместной гидроочистки смеси растительного и нефтяного углеводородного сырья. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 табл., 10 пр.

Изобретение относится к способу приготовления катализатора селективной гидроочистки олефинсодержащего углеводородного сырья. Способ включает пропитку пористого носителя по влагоемкости растворами K2MoS4 и органического комплексоната кобальта, содержащего не менее двух атомов кислорода и не менее двух атомов углерода в органическом растворителе. Содержание в прокаленном при 550°С катализаторе составляет в мас.%: Мо 5-12, Со 0,5-4, К 3-10 и остальное - носитель. Технический результат – получение селективного катализатора, обладающего высокой гидродесульфуризующей (ГДС) и низкой гидрирующей (ГИДО) функциями, который позволяет проводить селективную гидроочистку сернистого олефинсодержащего углеводородного сырья с получением продукта, удовлетворяющего требованиям к компонентам товарных бензинов, при минимальной потере октанового числа. 6 з.п. ф-лы, 2 табл., 10 пр.
Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу совместной гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья с получением реактивного топлива. Предлагается способ совместной гидрогенизационной переработки растительного и нефтяного сырья, включающий гидродеоксигенацию сырья, причем соотношение растительного и нефтяного сырья составляет 5,0-35,0:65,0-95,0% масс. соответственно, в качестве растительного сырья используют липидную фракцию, извлеченную из микроводорослей, с содержанием кислородсодержащих соединений до 85% масс., а в качестве нефтяного сырья используют атмосферные газойли, выкипающие внутри интервала температур 150-380°С, процесс гидрогенизационной переработки осуществляют в две стадии: на первой стадии сырье подвергают гидродеоксигенации и гидрокрекингу в присутствии пакета катализаторов: алюмомолибденового катализатора гидродеоксигенации и никельмолибденового катализатора гидрокрекинга на основе алюмосиликата или высококремнеземного цеолита, далее осуществляют ректификацию полученного гидрогенизата с выделением керосиновой фракции, выкипающей внутри интервала температур 150-300°С, и остатка, который направляют на смешение с исходным сырьем, а выделенную после ректификации керосиновую фракцию подают на вторую стадию гидрогенизационной переработки, где производят ее каталитическую гидродепарафинизацию и гидроочистку в присутствии каталитической системы, состоящей из алюмоникельмолибденового катализатора гидродепарафинизации и молибденового катализатора гидроочистки на цеолитном носителе, при этом полученный продукт после стабилизации выводят как реактивное топливо. Технический результат - возможность вовлечения в состав сырья сернистых атмосферных газойлей, выкипающих в интервале температур 150-380°С, и одновременное исключение из состава сырья ценных пищевых масел и жиров - они заменяются липидами, полученными из водорослей, непищевыми маслами, что существенно расширяет сырьевую базу для производства реактивного топлива, при этом направление остатка ректификации на смешение с исходным сырьем позволяет осуществлять безостаточную переработку смеси растительного и нефтяного сырья, и полученное реактивное топливо характеризуется высоким качеством, а сама технология - высокой эффективностью. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к способу получения продуктов переработки фурфурола, а именно к способу получения ацеталей фурфурола. Предлагаемый способ осуществляется путем взаимодействия фурфурола и алифатических одноатомных спиртов С1-С3, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой и/или гелевой структуры при мольном соотношении фурфурол : спирты С1-С3 = 1:6-10 и при диапазоне температур 0-30°С без отвода воды из системы. Также изобретение относится к композиции автомобильного топлива из углеводородных фракций, содержащей антидетонационную добавку, полученную по разработанному способу в концентрации 1,0-15,0 мас.%. Технический результат изобретения – разработан новый способ получения ацеталей фурфурола с высокими конверсией и выходом, которые являются антидетонационной добавкой и могут быть использованы в составе автомобильных топлив для повышения их детонационной стойкости и улучшения смазывающей способности. 3 н.п. ф-лы, 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Изобретение касается способа гидрогенизационного облагораживания остаточного нефтяного сырья на стационарных слоях катализаторов, включающий стадии: гидродеметаллизации нефтяного сырья, последующего гидрогенизационного обессеривания и ректификации полученного гидрогенизата с выделением дистиллятных фракций и остатка, возвращение части выделенной газойлевой дистиллятной фракции на смешение с сырьем. Стадию гидродеметаллизации осуществляют в двух параллельно расположенных попеременно работающих форреакторах, загруженных каталитической системой, представляющей собой слои, расположенные в последовательности, начиная от распределительного устройства форреактора: 1-й слой - инертный керамический материал с долей свободного объема не менее 55%, 2-й слой - алюмоникельмолибденовый катализатор с удельной поверхностью не ниже 100 м2/г, содержащий не менее 60% общего пористого объема поры диметром 17-25 нм и более 5% общего пористого объема поры диаметром более 50 нм, 3-й слой - алюмоникельмолибденовый катализатор с удельной поверхностью не ниже 150 м2/г, содержащий не менее 40% общего пористого объема поры диаметром 10-17 нм, при соотношении слоев соответственно 20:(30÷35):(45÷50)% объема, при продолжительности цикла работы каждого форреактора от 3000 до 4000 часов. Далее дополнительно осуществляют стадию гидродеазотирования в реакторе, загруженном алюмоникельмолибденвольфрамовым катализатором, модифицированным фосфором, с удельной поверхностью не ниже 200 м2/г, содержащим не менее 40% общего пористого объема поры диаметром 5-10 нм. Последующую стадию гидрогенизационного обессеривания осуществляют в реакторе, загруженном алюмокобальтмолибденвольфрамовым катализатором, модифицированным фосфором, с удельной поверхностью не ниже 250 м2/г, содержащим не менее 60% общего пористого объема поры диаметром 3-8 нм. На смешение с сырьем направляют 50-80% масс. полученной после ректификации газойлевой дистиллятной фракции, оставшуюся часть газойлевой дистиллятной фракции выводят как компонент дизельного топлива или направляют на смешение с остатком ректификации, а остаток ректификации или остаток ректификации в смеси с оставшейся частью газойлевой дистиллятной фракции выделяют как остаточное судовое топливо с содержанием серы не более 0,5% масс. Технический результат – получение судового топлива с содержанием серы менее 0,5% масс., соответствующего топливам марки RMG180 и RME180 (ГОСТ 32510-2013). 3 з.п. ф-лы, 1 ил., 3 пр.

Изобретение относится к области химии, в частности к катализаторам защитного слоя для гидроочистки тяжелых нефтяных фракций. Катализатор состоит из трех слоев, расположенных с возрастанием общего содержания оксидов металлов в каждом последующем слое, при этом первый по ходу движения защитный слой состоит из оксидов Ni-Co-Mo-V/Al2O3, с общим объемом пор 1,0-1,2 см3/г, с общим содержанием оксидов металлов суммарно 1-3% масс., сформованный в виде пустотелых цилиндров диаметром 15 мм, второй слой состоит из оксидов Ni-Co-Mo-V/Al2O3 с общим объемом пор 0,8-1,0 см3/г, с диаметром гранул 10 мм и содержанием оксидов металлов суммарно 5-9% масс., и третий слой состоит из оксидов Ni-Co-Mo-V/Al2O3 с общим объемом пор 0,7-0,9 см3/г, с диаметром гранул 4,5-5,0 мм и содержанием оксидов металлов суммарно 12-14% масс. Изобретение также относится к способу использования заявленного катализатора в процессе гидроочистки тяжелых видов нефтяного сырья. Технический результат заключается в создании нового широкопористого катализатора защитного слоя для снижения отложений асфальтенов, металлорганических соединений, смол, полициклических ароматических углеводородов и других предшественников кокса в верхнем слое катализатора гидроочистки тяжелых видов сырья (мазута, или смеси вакуумного газойля и тяжелого газойля коксования). 2 н.п. ф-лы, 3 табл., 6 пр.

Изобретение относится к области производства катализаторов гидроочистки. Описан катализатор гидроочистки вакуумного газойля, состоящий из MoO3, WO3 и NiO, содержание в прокаленном катализаторе MoO3 составляет 1,5-7,5 мас. %, WO3 - 15-25 мас. %, NiO - 3-5 мас. %, остальное – носитель. Носитель представляет собой оксид алюминия, модифицированный растворимыми в кислотах фосфатами и кристаллическими фосфатами алюминия в количестве суммарно 5-20 мас. %. Описан способ приготовления указанного катализатора, включающий пептизацию гидроксида алюминия одноосновной кислотой, введение соединений из ряда фосфатов и кристаллических фосфатов алюминия, в количестве суммарно 5-20 мас. % в виде суспензии в подкисленном соляной кислотой водном растворе (рН=3), упаривание полученной смеси исходных соединений до остаточной влажности 60-70%, с последующим экструзионным формованием, сушкой и прокаливанием полученных экструдатов, пропитку полученных экструдатов совместным раствором, содержащим гетерополисоединения молибдена H3[P(Mo12O40)] и вольфрама H7[P(WO3)12]×29H2O, нитрат никеля Ni(NO3)2×6H2O и одну из следующих органических кислот: лимонная, малеиновая или винная, с последующей термообработкой. Технический результат - получен катализатор, характеризующийся высокой активностью в процессе гидроочистки вакуумного газойля. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 табл., 12 пр.

Изобретение относится к способу подготовки катализаторов гидроочистки к окислительной регенерации путем обработки пассивированного сульфидного катализатора, содержащего NiO, V2O5, Fe3O4, смесью бутилцеллозольва и нефраса, в которой растворен комплексообразователь, выбранный из щавелевой, винной или лимонной кислоты. Также изобретение относится к способу регенерации раствора комплексообразователя, полученного после осуществления способа обработки пассивированного сульфидного катализатора. Технический результат заключается в увеличении каталитической активности. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 табл., 9 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а именно, к удалению отравляющих соединений для катализаторов нефтепереработки из нефтяных фракций, и может быть использовано на нефтеперерабатывающих предприятиях при очистке нефтяных фракций от примесей для последующего получения дизельного топлива и других нефтепродуктов.Способ совместного извлечения мышьяка и хлора из нефтяных дистиллятов осуществляют путем гидроочистки при температуре 360°С и давлении водорода 5 МПа в присутствии каталитически-сорбционных материалов А и Б, загруженных в реактор послойно, так что слой каталитически-сорбционного материала А расположен под слоем каталитически-сорбционного материала Б. Каталитически-сорбционный материал А получают путем добавления предварительно приготовленной смеси тетраэтоксисилана и втор-бутоксида алюминия в раствор темплата -триблоксополимера этилен- и пропиленоксида - в разбавленной соляной кислоте, перемешивания и выдерживания при 90-100°С с получением мезопористого носителя. Затем формуют экструдаты с добавлением псевдобемита и пропитывают их растворами гептамолибдата аммония и нитрата никеля, взятыми в количестве, обеспечивающем содержание в катализаторе 8-14% молибдена и 4-8% никеля в пересчете на оксиды, Каталитически-сорбционный материал Б получают путем добавления предварительно приготовленной смеси тетраэтоксисилана и их втор-бутоксида алюминия в раствор темплата - триблоксополимера этилен- и пропиленоксида - и мезитилена в разбавленной соляной кислоте, перемешивания, добавления фторида аммония и выдерживания при 90-100°С с получением мезопористого носителя. Затем формуют экструдаты с добавлением псевдобемита и пропитывают их растворами ацетата магния и нитрата никеля, взятыми в количестве, обеспечивающем содержание в катализаторе 5-10% магния и 5-10% никеля в пересчете на оксиды. Технический результат - высокая степень извлечения мышьяка (до остаточного содержания 0,038 ррm) и хлора (до остаточного содержания<0.3 ррm) в отсутствие гидрокрекинга целевой фракции при совместном удалении мышьяка и хлора из нефтяных дистиллятов. 3 табл.

Изобретение относится к технологии переработки и касается катализатора для гидрогенизационной конверсии глицерина в простые спирты, способа его приготовления и способа гидрогенизационной конверсии глицерина в простые спирты с использованием этого катализатора. Предложенный катализатор содержит наночастицы никеля на носителе, в качестве которого взят пористый сульфатированный оксид алюминя с содержанием сульфата 2,0-7,2 мас.%, при следующем соотношении компонентов, мас.%: никель - 5-30, сульфатированный оксид алюминия - остальное. Катализатор готовят путем пропитки сульфатированного оксида алюминия водным раствором соединения никеля формулы Ni(NO3)2⋅6H2O с последующей сушкой при температуре 110°С, прокаливанием при температуре 350°С и восстановлением в токе водорода при температуре 500°С. При этом сульфатированный оксид алюминия получают путем смешения водного раствора изопропилата алюминия азотной кислотой и обработки полученной смеси сульфатом аммония при температуре 90-95°С. Способ гидрогенизационной конверсии глицерина в простые спирты включает подачу 50%-ного водного раствора глицерина и водорода в проточный реактор с нагретым до температуры 280-320°С стационарным слоем предлагаемого катализатора при давлении 20 атм. и скорости подачи исходного сырья 2,8 см3/ч. Технический результат заключается в повышении селективности образования 1-пропанола и упрощении процесса за счет снижения давления. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 9 пр.

Изобретение относится к способу восстановления активности цеолитсодержащего катализатора процесса изодепарафинизации дизельного топлива в присутствии водородсодержащего газа и может быть использовано в нефтепереработке. Предлагается способ восстановления активности цеолитсодержащего катализатора при повышенных температуре и давлении, включающий стадию обработки водородсодержащим газом, при этом в качестве цеолитсодержащего катализатора используют никель-молибденовый катализатор процесса изодепарафинизации дизельного топлива, который предварительно подвергают обработке легкой углеводородной фракцией в среде циркуляционного водородсодержащего газа, с последующей двухстадийной обработкой водородсодержащим газом, при этом в качестве водородсодержащего газа используют смесь водородсодержащего газа и сероводорода при содержании сероводорода 0,2-0,4% об. Технический результат заключается в том, что способ позволяет практически полностью восстанавливать начальную активность цеолитсодержащего никель-молибденового катализатора, а также увеличить срок эксплуатации катализатора до проведения окислительной регенерации. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 3 пр.

Настоящее изобретение относится к способу приготовления каталитически-сорбционного материала для удаления хлора, включающему синтез инертного носителя, его пропитку растворами нитрата никеля и ацетата магния, причем в качестве компонента носителя, повышающего структурные характеристики, такие как объем пор и удельную площадь поверхности, используют мезопористое соединение одного из типов: SBA-15, MCF, Al-TUD, в количестве 25-35% масс., которое добавляют к порошку бемита, пептизируют разбавленным раствором азотной кислоты, высушивают и прокаливают при 550°С. Также изобретение относится к способу удаления хлороорганических соединений из легкой дизельной фракции, характеризующемуся тем, что указанный выше каталитически-сорбционный материал загружают в стальной трубчатый реактор, подают сырье при температуре 340-380 °С и давлении водорода 4,0-6,0 МПа с объемной скоростью 1,0-4,0 ч-1, и водородсодержащий газ с объемным соотношением водорода к сырью 600 : 1. Технический результат – приготовление каталитически-сорбционного материала удаления соединений хлора из средний дистиллятов нефти с высокими показателями удельной поверхности, объема пор и механической прочности, приводящего к эффективности удаления органических соединений хлора из средних нефтяных дистиллятов путем их превращения в хлористый водород и углеводороды и сорбции хлористого водорода на поверхности мезопористого материала, содержащего оксид магния и оксид никеля. 2 н.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, а именно к удалению мышьяка и его соединений из нефтяных фракций, и может быть использовано на нефтеперерабатывающих предприятиях при очистке нефтяных фракций от примесей для последующего получения дизельного топлива и других нефтепродуктов. Предлагается способ получения каталитически-сорбционного материала для извлечения мышьяка из нефтяных дистиллятов, включающий получение мезопористого носителя из смеси, содержащей органическое соединение кремния и соединение алюминия, пропитку полученного носителя растворами гептамолибдата аммония и нитрата никеля. Способ отличается тем, что получение мезопористого носителя включает получение раствора темплата - триблоксополимера этилен- и пропиленоксида в разбавленной соляной кислоте, добавление в него предварительно приготовленной смеси тетраэтоксисилана и втор-бутоксида алюминия, перемешивание и выдерживание при 90-100°С, отношение кремния к алюминию в полученном мезопористом носителе составляет 40-100, а растворы гептамолибдата аммония и нитрата никеля берут в отношении, обеспечивающем содержание в катализаторе 8-14% молибдена и 4-8% никеля в пересчете на оксиды. Также заявляется способ извлечения мышьяка из нефтяных дистиллятов путем гидроочистки в присутствии разработанного каталитически-сорбционного материала при температуре 340-380°С и давлении водорода 5-9 МПа. Технический результат изобретения заключается в получении каталитически-сорбционного материала, обеспечивающего высокую степень извлечения мышьяка из фракций нефтяных дистиллятов в отсутствии гидрокрекинга целевой фракции, благодаря чему достигается высокий выход целевых фракций, снижение образования кокса и легких газов. 2 н.п. ф-лы, 2 ил., 4 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к катализаторам гидрооблагораживания нефтяных фракций. Предлагается способ получения катализатора деметаллизации нефтяных фракций путем предварительного приготовления носителя катализатора осаждением гидроксида алюминия из раствора азотнокислого алюминия или алкоксида алюминия в присутствии водной дисперсии темплата макропор с диаметром частиц 0,1-2,0 мкм в количестве 10-35% масс. на сухой носитель катализатора, добавлением к полученной массе порошка цеолита в количестве 5-30% масс. на сухой носитель катализатора, формованием, сушкой и прокаливанием, и последующее нанесение на приготовленный носитель активных компонентов пропиткой раствором прекурсоров никеля, кобальта и молибдена. В качестве темплата макропор используют парафиновую эмульсию или дисперсию стирол-акрилового сополимера. В качестве цеолита используют ультрастабильный цеолит Y и/или высококремнеземный цеолит ZSM-5. Содержание активных компонентов в пересчете на оксиды в прокаленном катализаторе составляет 5,0-7,0% масс. MoO3; 0,5-0,7 масс. % СоО; 0,7-1,1% масс. NiO. Полученный катализатор имеет удельную поверхность не менее 180 м2/г с удельным объемом пор не менее 0,25 см3/г. Предлагаемый способ получения катализатора деметаллизации, обладающий функциями адсорбции и катализа, обеспечивает в условиях гидрогенизационного облагораживания нефтяных фракций глубину удаления как никеля, так и ванадия 85% и более. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 пр.
Изобретение относится к способам гидрогенизационной переработки углеводородного сырья в присутствии каталитической системы и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Предлагается способ гидрогенизационного облагораживания углеводородного сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии пакета катализаторов, включающего защитный слой. Процесс гидрогенизационного облагораживания осуществляют в одну стадию, а пакет катализаторов содержит следующие слои: А - верхний удерживающий слой, представляющий собой инертный керамический материал, Б - защитный адсорбционно-каталитический слой, представляющий собой никелькобальтмолибденовый катализатор на цеолитсодержащем алюмооксидном носителе; В - кобальтникельмолибденовый катализатор основного слоя на алюмооксидном носителе; Г - никельмолибденвольфрамовый катализатор на алюмооксидном носителе, при следующем соотношении слоев, в % об. - А:Б:В:Г -5:(10÷20):(20÷35): (40÷65), причем пакет катализаторов предварительно подвергают обработке смесью сероводорода и водорода, содержащей 70% об. сероводорода, при температуре 400-500°С в течение двух часов. Катализатор слоя Б имеет следующий химический состав, % масс.: MoO3 - не более 7,0; NiO - не более 1,1; СоО - не более 0,7; P2O5 - не более 1,0; цеолитсодержащий Al2O3 - остальное. Катализатор слоя В имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 18,0; СоО - не более 3,0; NiO - не более 2,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное. Катализатор слоя Г имеет следующий химический состав, % масс: MoO3 - не более 8,0; WO3 - не более 13,0; NiO - не более 4,0; P2O5 -не более 0,8; γ-Al2O3 - остальное до 100. Технический результат - получение гидрооблагороженных продуктов с содержанием металлов: никеля - не более 1 мг/кг, ванадия - не более 1 мг/кг. 7 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение относится к области нефтепереработки, а более конкретно к производству канцерогенно безопасных ароматических наполнителей и пластификаторов каучука и резины. Способ получения канцерогенно безопасных ароматических наполнителей и пластификаторов каучука и резины заключается в том, что из сырой нефти путем ее вакуумной перегонки получают исходное масляное сырье, которое подвергают экстракции в две ступени в присутствии избирательного растворителя. Далее масляное сырье при кратности к растворителю в пределах по массе от 1,0:0,5 до 1,0:2,0 поступает на первую ступень экстракции, на которой получают первый экстрактный и первый рафинатный растворы. Затем от растворов отгоняют растворитель. Полученный первый рафинат подают на вторую ступень экстракции, на которой в присутствии избирательного растворителя при кратности к растворителю в пределах по массе от 1,0:1,0 до 1,0:2,0 получают второй рафинатный и второй экстрактный растворы, Получают второй рафинат и второй экстракт, при этом второй экстракт является целевым продуктом. Изобретение позволяет получить целевой продукт, отвечающий условию показателя канцерогенности IP 346 не превышающем, 3%, непосредственно из экстракта второй ступени, исключая стадию смешения экстрактов первой и второй ступеней. Способ обеспечивает гибкость технологического процесса за счет устранения жесткой связки между ступенями экстракции. Полученные канцерогенно безопасные экологически чистые масла могут быть использованы в качестве наполнителей и пластификаторов каучука и резины. 1 табл., 12 пр.

Изобретение относится к способу гидрогенизационной переработки углеводородного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа гидрогенизационной переработки углеводородного сырья, при котором сырье пропускают через реактор с неподвижным слоем пакета катализаторов, состоящим из основного катализатора гидропереработки, в качестве которого используют алюмоникельмолибденовый и/или алюмокобальтмолибденовый катализатор в сульфидной форме, и расположенных над ним защитных слоев в количестве 10-15% реакционного объема, включающих: слой А - инертный материал для удаления механических примесей, обладающий свободным объемом не менее 65%, слой Б - композиционный фильтрующий материл для удаления твердых механических примесей и гидрирования непредельных соединений на основе высокопористого ячеистого материала, обладающий свободным объемом не менее 80%, размером отверстий не более 30 меш, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 3% масс., молибдена - не более 10% масс., слой В - сорбционно-каталитический материал для удаления мышьяка и кремния на основе мезопористого оксида кремния, обладающий удельной поверхностью не ниже 350 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения никеля и молибдена, при этом содержание никеля составляет не более 6% масс., молибдена - не более 14% масс., слой Г - катализатор деметаллизации на основе гамма-оксида алюминия, обладающий удельной поверхностью не ниже 150 м2/г, объемом пор не ниже 0,4 см3/г, в качестве активных компонентов содержащий соединения кобальта, никеля и молибдена, при этом содержание кобальта составляет не более 4% масс., никеля - не более 4% масс., молибдена - не более 14% масс., при следующем соотношении защитных слоев в частях по объему - А:Б:В:Г - 0,2:0,6÷2,4:1,2÷1,6:0,2÷1,6. Технический результат - увеличение межрегенерационного цикла эксплуатации основного катализатора в среднем на 50% и продление общего срока его службы. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 пр.

Изобретение относится к катализатору селективного гидрообессеривания высокосернистого олефинсодержащего углеводородного сырья и способу его получения. Катализатор содержит как минимум один из следующих гетерополианионов [SiW12O40]4-, [SiW11O39]8-, [SiW9O34]10-, [PW12O40]3-, [PW11O39]7-, [PW9O34]9-, [Ni(OH)6W6O18]4-, [Fe(OH)6W6O18]3- и комплексонат Ni и Fe, содержащий не менее двух карбоксильных групп и 2-10 атомов углерода, нанесенных на пористый носитель с содержанием углерода 0-10 мас. %, при этом содержание в прокаленном при 550°С катализаторе W составляет 9-19 мас. %, Ni - 0,4-4 мас. % и Fe - 0,2-3 мас. %. Катализатор имеет удельную поверхность 150-350 м2/г, объем пор 0,3-1,0 см2/г, средний диаметр пор 4,0-10,0 нм. Способ приготовления катализатора включает пропитку пористого носителя с содержанием углерода 0-10 мас. % по влагоемкости с последующей сушкой, при этом носитель вакуумируют и однократно пропитывают водным раствором предшественников активных компонентов. Предлагаемый катализатор позволяет проводить селективную гидроочистку высокосернистого олефинсодержащего углеводородного сырья при мягких условиях и сохранении октанового числа. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 2 табл., 10 пр.
Изобретение относится к способу переработки тяжелых нефтяных остатков, включающему вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллята и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением жидких продуктов коксования на бензиновую, дизельную фракции и тяжелую газойлевую фракцию, которую смешивают с прямогонным вакуумным дистиллятом и направляют на стадию гидрооблагораживания. При этом из продуктов гидрооблагораживания выделяют фракции бензина, дизельного топлива и остаток гидрооблагораживания, который разделяют на два потока, один из которых выводят в качестве остаточного судового топлива, а второй возвращают в процесс гидрооблагораживания в смеси с прямогонным вакуумным дистиллятом и тяжелой газойлевой фракцией, причем соотношение выведенного из процесса остаточного судового топлива и возвращаемого в процесс остатка гидрооблагораживания составляет от 30-70% до 70-30% мас. Предлагаемый способ позволяет выработать с высоким выходом малосернистое остаточное судовое топливо и компоненты моторных топлив при относительно мягких условиях. 1 з.п. ф-лы, 3 пр.

Изобретение описывает альтернативное моторное топливо с октановым числом по исследовательскому методу не менее 90,0 единиц, давлением насыщенных паров не менее 35,0 кПа и не более 100,0 кПа, включающее в себя углеводородную фракцию и алифатические спирты, при этом углеводородная фракция выкипает до 225°С и имеет давление насыщенных паров от 30,0 до 105,0 кПа, а алифатические спирты представляют собой спирты С3 - н-пропиловый и/или изопропиловый, при следующем соотношении компонентов, % мас.: алифатические спирты С3 20-50; углеводородная фракция до 100. Технический результат заключается в получении альтернативного моторного топлива, которое удовлетворяет основным требованиям к характеристикам автомобильного бензина по ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011, а также обладает высокой химической и фазовой стабильностью. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к разработке катализатора изодепарафинизации и способа получения низкозастывающих дизельных топлив зимних и арктического сортов с использованием разработанного катализатора. Заявлен катализатор изодепарафинизации дизельных дистиллятов, содержащий в качестве кислотного компонента смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы - оксиды никеля, молибдена и/или вольфрама, оксид меди, промотор оксид бора и/или фосфора и связующее оксид алюминия при следующем соотношении компонентов при загрузке, % мас.: смесь цеолитов (кислотный компонент) - 45,0-70,0, гидрирующие переходные металлы (в виде оксидов) - 6,5-20,0, медь (в виде оксида) - 0,3-1,5, промотор - 2,0-4,0, оксид алюминия - до 100,0; при этом в процессе изодепарафинизации катализатор используют в сульфидной форме или металлической форме. Заявлен также способ изодепарафинизации дизельных дистиллятов при повышенной температуре и давлении в присутствии описанного выше катализатора. Технический результат заключается в уменьшении температуры активации катализатора и энергозатрат. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 табл., 7 пр.

Изобретение относится к устройствам для загрузки сыпучих материалов, например частиц катализаторов в реакторы, гранул удобрений в хранилища, зерна в элеваторы или бункеры, и может быть использовано, в частности, в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, различных отраслях агропромышленного комплекса. Устройство для загрузки сыпучего материала включает цилиндрическую емкость (1) и расположенное в ее центре гнездо для пневмодвигателя, к валу которого присоединена ось вращения. На ней на разном уровне коаксиально закреплены пластины, выполненные в форме сходящихся спиралей, разделенных перегородками на множество секторов. По второму варианту устройство для загрузки сыпучего материала включает также цилиндрическую емкость (1) и расположенное в ее центре гнездо, при этом вал выполнен гибким и также присоединяется к оси вращения, на которой коаксиально закреплены указанные пластины. Электрический двигатель, приводящий в движение гибкий вал, расположен вне цилиндрической емкости. В обоих вариантах снаружи емкости на равном расстоянии друг от друга закреплены три вертикальные цилиндрические направляющие (6), к которым присоединены ножки креплений (7) устройства с возможностью его перемещения по направляющим. Технический результат - достижение максимальной равномерности распределения сыпучего вещества при надежности устройства, быстроте монтажа при подготовке к работе и простоте управления им. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

 


Наверх