Патенты автора Чекушин Александр Дмитриевич (RU)

Изобретение относится к ракетной технике и направлено на совершенствование конструкции сопловых аппаратов. Предлагается узел соединения раструба сопла, включающий металлический корпус, имеющий цилиндрический и торцовой участки, облицовку из теплостойкой пластмассы и насадок из углерод-углеродных композиционных материалов (УУКМ) с цилиндрической отбортовкой, охватывающей облицовку по наружной поверхности. Между цилиндрическим и торцовым участками корпуса и отбортовкой насадка установлена втулка из теплостойкой пластмассы, сопрягающаяся с наружной поверхностью облицовки и соединенная с отбортовкой насадка пробками из теплостойкой пластмассы в виде усеченного конуса, а с облицовкой - клеевым составом. Втулка и насадок установлены в металлический корпус на клеевом составе, меньший диаметр пробок направлен в сторону насадка. Соединение втулки с металлическим корпусом выполнено в виде штифтов из теплостойкой пластмассы, при этом штифты не касаются насадка, причем штифты и пробки равномерно смешены относительно друг друга. Таким образом снижается масса конструкции при использования насадка из углерод-углеродного композиционного материала. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование регуляторов расхода, работающих в условиях высоких температур и давлений и обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Предлагается конструкция регулятора расхода горячего газа, содержащая корпус с входным и выходным патрубками, седло с равномерно расположенными расходными отверстиями, установленное в выходной патрубок, кинематически связанные заслонку и вал, заслонка выполнена с глухим отверстием, в которое заходит вал, и в месте своего соединения с валом выполнена с цилиндрическим участком, переходящим в прилив, на котором выполнены расходные отверстия в форме сектора кольца, ограниченного двумя цилиндрическими поверхностями, центры которых находятся на оси вала, при этом расходные отверстия заслонки выполнены одинаковыми с расходными отверстиями седла, кромки боковой поверхности каждого расходного отверстия заслонки в поперечном сечении выполнены профилированными: часть, ближайшая к седлу, выполнена в виде прямолинейного участка, а часть, расположенная дальше, выполнена в виде наклонного участка в сторону от расходного отверстия седла под углом, равным 30…45°, на плоском торце седла выполнена выемка сферической формы, соосная оси вала, а на плоском торце заслонки выполнен сферический выступ, соосный оси вала, при этом величина радиуса сферы выемки седла превышает величину радиуса сферы выступа заслонки, а между плоскими поверхностями седла и заслонки, обращенными друг к другу, выполнен равномерный зазор. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Группа изобретений относится к области машиностроения и направлена на создание клапанов для регулирования расхода горячего газа, работающих на продуктах сгорания, имеющих высокое давление и температуру. Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, крышки, заслонки, выполненной с приливом и закрепленной посредством двух штифтов на валу, установленном с обеих сторон в подшипники. В выходной патрубок установлено седло с расходным отверстием прямоугольной формы, одна из сторон которого параллельна оси вала. Смежные поверхности седла и прилива заслонки выполнены в форме цилиндров с общей осью, соосной с осью вала. Между смежными цилиндрическими поверхностями седла и заслонки выполнен постоянный кольцевой зазор. При этом заслонка в поперечном сечении выполнена в форме двух цилиндрических поверхностей, цилиндрическая поверхность заслонки, смежная с цилиндрической поверхностью седла, выполнена большего радиуса и в виде сектора, длина которого превышает длину расходного отверстия седла. Обе цилиндрические поверхности заслонки соосны между собой и сопряжены кривыми, а прилив заслонки выполнен прямоугольной формы, стороны которого параллельны сторонам прямоугольного отверстия седла и заходят внутрь его. На одной из сторон прямоугольного отверстия седла, перпендикулярной оси вала, выполнена цилиндрическая выборка, соосная оси вала и расположенная с зазором относительно цилиндрической поверхности участка прилива заслонки, а смежными цилиндрическими поверхностями заслонки и седла являются цилиндрическая поверхность выборки седла и наружная цилиндрическая поверхность прилива заслонки. На приливе заслонки выполнен в зоне выборки седла дополнительный цилиндрический участок, радиус которого превышает радиус цилиндрической выборки седла, а поверхность прилива заслонки, контактирующая с поверхностью прямоугольного отверстия седла, выполнена в виде цилиндрической поверхности, образующая которой параллельна стороне прямоугольного отверстия седла и сопряжена с цилиндрической поверхностью меньшего радиуса криволинейной поверхностью, не контактирующей с седлом. При упоре заслонки в седло величина постоянного зазора между дополнительным цилиндрическим участком прилива заслонки и наружной поверхностью седла меньше величины постоянного зазора между цилиндрической поверхностью выборки седла и наружной цилиндрической поверхностью прилива заслонки. Техническим результатом является снижение величины непроизводительного расхода продуктов сгорания. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к соединению неподвижных друг относительно друга деталей через уплотнительный элемент. Торцевой стык состоит из двух соединяемых деталей, на одной из которых выполнена канавка, в которую установлен уплотнительный элемент, выполненный в виде резинового кольца круглого сечения. На торце детали, снабженной канавкой, выполнена радиальная риска, расположенная за уплотнительным элементом. Риска выполнена по всей длине контакта торцевых поверхностей соединяемых деталей, а ее ширина и глубина не превышают величины, равной (0,04…0,06) «dупл.», где «dупл.» - диаметр поперечного сечения кольца. Для определения наиболее температурно нагруженных мест стыка на торце детали, снабженной канавкой, выполнено несколько радиальных рисок, равномерно расположенных по окружности торца указанной детали. Конструкция торцевого стыка позволяет выявить дефекты уплотнительного элемента на этапе контрольных испытаний и определить наиболее температурно нагруженные места стыка. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способу определения площадей утечек газа в двухстороннем регуляторе расхода с регулируемыми расходными отверстиями. Данный способ позволяет с высокой степенью точности определять непроизводительные утечки газа при перекрытых расходных отверстиях регулятора расхода. Определение утечек необходимо для точного расчета запасов рабочего тела, на котором работает регулятор расхода, а также правильного определения импульсной характеристики регулятора. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на повышение точности установки регулирующих элементов относительно расходных отверстий газораспределительного клапана с линейной расходной характеристикой. Данный способ предназначен для сборки газораспределительных клапанов, у которых имеется как минимум два регулирующих элемента, установленных на одном валу. Способ позволяет заранее определить толщину регулировочной прокладки, исключает несколько переборок клапана, и обеспечивает точность установки регулирующих элементов с минимальной погрешностью. Таким образом, исключаются перекосы регулирующих элементов, которые ведут к затиранию последних и увеличению нагрузочной характеристики. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование установок для стендовых испытаний регуляторов расхода газа. Предлагаемая стендовая установка для определения величины шарнирного момента регуляторов расхода газа содержит установленные в камеру сгорания заряд твердого топлива и воспламенитель, регулятор расхода с регулирующим элементом и привод, между которыми установлен датчик кинематических характеристик. Заряд твердого топлива выполнен в виде n отдельных шашек с различным содержанием металлических добавок. Число шашек с максимальным содержанием металлических добавок возрастает от 1 до n в каждой последующей камере. Камеры сгорания через отсечные клапаны соединены газоходами с перепускной камерой, которая связана с регулятором расхода. Блок управления имеет возможность последовательно включать камеры сгорания по мере увеличения в них количества шашек с максимальным содержанием металлических добавок. Изобретение позволяет повысить точность определения влияния величины шарнирного момента в регуляторах расхода газа, работающих на продуктах сгорания твердого топлива, имеющего металлические добавки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к регуляторам расхода горячего газа для регулирования расхода рабочей среды, имеющей высокую температуру и давление, предназначенным для управления вектором тяги летательных аппаратов. Регулятор расхода горячего газа содержит теплоизолированный корпус с входным и двумя выходными патрубками, в которые установлены основное и дополнительное седла с расходными отверстиями, на седлах с обеих сторон от их расходных отверстий выполнены ребра, контактирующие с основной и дополнительной заслонками по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям, заслонки через основную и дополнительную карданные муфты соединены с валом, соосным с цилиндрическими поверхностями заслонок и ребер седел, на обеих заслонках со стороны, ближайшей к валу, выполнены опорные приливы, обе карданные муфты снабжены штифтами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях и установленными по посадке в пазах, выполненных в валу и заслонках, при этом пазы имеют глухие торцы, а заслонки установлены с осевым люфтом и в них выполнены расходные отверстия, между глухими торцами пазов дополнительной заслонки и штифтом дополнительной карданной муфты расположен упругий элемент из сгораемого материала, толщина которого в осевом направлении больше суммарного осевого люфта заслонок, причем кромки расходных отверстий каждой из заслонок, ближайшие друг к другу, и торцы дополнительной карданной муфты не перекрывают кромки расходных отверстий также ближайших друг к другу седел. Технический результат изобретения направлен на повышение надежности работы регулятора расхода горячего газа, снижение массы и габаритов изделия. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к герметизации газовых трактов, работающих в переменных климатических условиях. Герметизирующее устройство представляет собой заглушку в виде тонкостенного стакана с днищем и боковой поверхностью. Боковая поверхность стакана состоит из одного или нескольких последовательно сопряженных участков пониженной жесткости, каждый из которых состоит из цилиндрического и торообразного участков. Торообразные участки обращены выпуклой стороной в сторону оси газового тракта, а на внутренней стенке последнего в зоне торообразных участков выполнены кольцевые канавки. Таким образом боковая поверхность заглушки образует со стенкой газового тракта торообразные пояса, которые заполняются адгезионным составом на основе герметика, эластичного в широком диапазоне температур. Такая конструкция позволяет вскрываться заглушке при достижении заданного давления. 1 ил.

Изобретение относится к области отсечки тяги РДТТ. Отсечной клапан состоит из корпуса, соединенного жестко с комбинированной заглушкой, содержащей сферическую и цилиндрическую части, сопла, кольцевого детонирующего заряда, охватывающего цилиндрическую часть заглушки, электродетонатора, установленного напротив кольцевого детонирующего заряда, выполненного с кольцевой кумулятивной канавкой, направленной в сторону цилиндрической части заглушки. Внутренняя часть корпуса и комбинированная заглушка защищены теплоизолятором. Кольцевой детонирующий заряд поджат втулкой из эрозионного пресс-материала, корпус и втулка выполнены в месте контакта с детонирующим зарядом в форме кольцевой канавки, радиус которой равен радиусу поперечного сечения детонирующего заряда. Расстояние между торцевыми поверхностями корпуса и втулки, ближайшими к цилиндрической части заглушки, равно ширине кумулятивной канавки детонирующего заряда, в корпусе расположен фиксатор, выполненный в виде штифта с головкой в форме заостренной пластины, на которую с натягом установлены концы детонирующего заряда. Таким образом повышается надежность работы отсечного клапана. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к технике измерения давления, а именно к устройствам, служащим для измерения циклически меняющегося давления высокотемпературного газа, например, в газовых трактах. Устройство состоит из полого контейнера с газоподводящим каналом. Внутри контейнера со стороны газоподводящего канала установлены демпфирующая вставка и датчик давления с мембраной. Демпфирующая вставка выполнена из теплозащитного эластичного материала и установлена на свободном торце мембраны датчика. Между газоподводящим каналом и демпфирующей вставкой соосно последней и с зазором установлен пакет из сеток, ячейки которых смещены относительно друг друга во всех слоях. Ось газоподводящего канала перпендикулярна оси симметрии датчика давления, а на смежном с пакетом сеток торце экрана выполнен крестообразный паз. Технический результат - повышение точности замера циклически меняющегося давления высокотемпературного газа. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области термометрии и направлено на исследование различных теплозащитных и эрозионно стойких материалов, обеспечивающих защиту трубопроводов высокого давления, работающих на продуктах сгорания, имеющих высокую температуру от 1000°С. Предлагается способ экспериментального определения неравномерности полей температур газового потока теплоизолированного трубопровода высокого давления и устройство для его осуществления. Способ основан на замере температур газового потока с помощью термопар. Неравномерность полей температур определяется путем одновременного замера температур в дискретно расположенных точках поперечных и продольных направлений газового потока. Устройство состоит из теплоизолированного трубопровода, в котором расположены специальные термопары, установленные на различную глубину и в различных поперечных сечениях трубопровода. Технический результат – повышение точности получаемых результатов. 2 н. п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании трубопроводов горячего газа двигательных установок летательных аппаратов. Трубопровод горячего газа состоит из цилиндрических металлических оболочек, заходящих друг в друга, соединенных между собой через уплотнительные кольца, с возможностью углового перемещения и защищенных изнутри последовательно теплозащитным покрытием и деталями из эрозионностойкого материала, которые образуют конический зазор. Поверхность конического зазора напротив потока горячего газа образована двумя коническими поверхностями. Вершина конического зазора направлена в сторону потока горячего газа. Торцовый стык цилиндрических деталей из эрозионностойкого материала выполнен в виде замка ступенчатой формы. Длина ступеней замка превышает величину конического зазора в осевом направлении. Обеспечивает отсутствие в вынужденных зазорах и стыках вихрей горячего газа и как следствие размыва теплозащитного покрытия и деталей из эрозионностойкого материала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на разработку способа сборки гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур и переменных давлений. Гибкий газовод содержит подвижный телескопический узел в виде металлических оболочек, сопряженных по цилиндрическим поверхностям с уплотнительным кольцом, и эластичный шарнир. Способ сборки основан на фланцевом соединении металлических оболочек с одной стороны и телескопическим соединением с другой. Первоначально газовод фиксируют от радиальных и осевых перемещений торцовыми упорами и прикладывают осевую нагрузку. Это позволяет обеспечить неподвижность эластичного шарнира и предотвратить его разрушение на этапе сборки. Затем газовод соединяется с ответным телескопическим узлом, а с противоположной стороны с ответным фланцевым узлом. После этого проводят испытания на герметичность газовода и снимают осевое усилие. Задачей изобретения является разработка способа сборки газовода, при котором исключается разрушение эластичного шарнира, тем самым повышается надежность работы газовода. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в клапанах, работающих в условиях высоких температур и давлений, при их транспортировке. Газораспределительный клапан содержит установленную с возможностью поворота вокруг оси в корпусе заслонку, связанную с валом и контактирующую с седлом, имеющим проходное отверстие. Заслонка установлена по отношению к валу и седлу с возможностью радиального перемещения. В седле за проходным отверстием его установлена герметизирующая заглушка. Заглушка выполнена с прорывной кольцевой насечкой. Между заслонкой и герметизирующей заглушкой установлен поджимной узел. Узел состоит из подпружиненного штока, установленного с возможностью перемещения в стакане. Контактирующий с заслонкой шток сопряжен своими боковыми стенками с боковыми стенками проходного отверстия седла. Стакан сопряжен своей торцевой стенкой с герметизирующей заглушкой и в месте контакта с ней выполнен эквидистантно поверхности заглушки, соосно с проходным сечением седла. Торцевая стенка стакана расположена внутри образующей окружности кольцевой насечки. Изобретение направлено на повышение надежности работы клапана путем исключения разрушения регулирующей пары при транспортировке. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование гибких газоводов, работающих в условиях высоких температур порядка 1000-2000°С и переменных давлений в диапазоне 2-10 МПа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к герметизации трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций регуляторов расхода газа, работающих в условиях высоких температур и давлений

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование герметизирующих устройств трубопроводов различного диаметра

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для испытаний регулируемых сопловых блоков летательных аппаратов

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании сопловых блоков двигательных установок

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на создание защитных устройств сопла ракетного двигателя

 


Наверх