Патенты автора Бутузов Владимир Васильевич (RU)

Изобретение относится к области противодействия зенитно-ракетным комплексам (ЗРК) путем формирования помехового воздействия. По значениям параметров радиоизлучения радиоэлектронных средств ЗРК определяют требуемое количество N самораскрывающихся летательных аппаратов (ЛА) и координаты их доставки с установленными средствами радиопомех, радионавигационного определения координат и приемопередачи радиосигналов. Запуском с ЛА носителей осуществляют доставку N ЛА в свои координаты доставки и отделяют ЛА от своих носителей. Развертывают ЛА и приводят их в работоспособное состояние. Уточняют средствами радионавигационного определения координат координаты доставки средств радиопомех и передают их значения средствами приемопередачи радиосигналов на борт ЛА. На борту ЛА определяют структурные и пространственные параметры радиосигналов помех для каждого средства радиопомех. Передают их значения на соответствующие средства радиопомех и осуществляют подавление средствами радиопомех радиоэлектронных средств ЗРК. Повышается эффективность защиты ЛА от поражения ЗРК. 2 ил.

Изобретение относится к вооружению и касается систем огневого поражения воздушных объектов зенитными артиллерийскими комплексами (ЗАК). Поражение малогабаритного летательного аппарата (МГЛА) заключается в поиске, обнаружении и сопровождении зенитно-артиллерийским комплексом (ЗАК), наведении ЗАК в направление прицеливания с учетом параметров полета МГЛА и характеристик ЗАК. При этом передают параметры полета МГЛА на неконтактный оптический взрыватель зенитного боеприпаса (ЗБП) ЗАК, подсвечивают МГЛА лазерным излучением, после чего осуществляют ЗАК выстрел ЗБП. Неконтактным оптическим взрывателем ЗБП по принимаемому отраженному лазерному излучению измеряют угол места и азимут МГЛА и определяют угломестную составляющую скорости сближения ЗБП и МГЛА. Затем вычисляют значение оптимального угла места МГЛА подрыва ЗБП, при достижении которого осуществляют направленный подрыв ЗБП в направлении текущего азимута МГЛА. Достигается повышение эффективности поражения малогабаритных летательных аппаратов. 2 ил.

Изобретение относится к области ориентации при движении транспортных средств. Способ ориентации по лазерному лучу заключается в том, что формируют удлиненное поперечное сечение лазерного луча с отношением длин большой и малой осей 2…5, поворачивают лазерный луч относительно его продольной оси до установления большой оси поперечного сечения луча в плоскости, проходящей через продольную ось луча и заданную траекторию, и направляют в сторону транспортного средства лазерный луч параллельно или под небольшим углом к заданной траектории движения. По положению лазерного луча определяют отклонение транспортного средства от заданной траектории движения и дополнительно оценивают величину отклонения по увеличению поперечного размера лазерного луча. Технический результат заключается в повышении информативности визуальной ориентации. 3 ил.

Группа изобретений относится к способу и устройствам ориентации транспортных средств по лазерному лучу. Для ориентации транспортного средства направляют лазерный луч в сторону транспортного средства параллельно или под небольшим углом к траектории его движения, формируют линейную поляризацию излучения, устанавливают положение плоскости поляризации перпендикулярно плоскости, проходящей через лазерный луч и траекторию движения, определяют отклонение от заданной траектории движения. Устройство (варианты) для ориентации по лазерному лучу содержит лазерный излучатель с линейной поляризацией излучения, либо с неполяризованным излучением, либо с эллиптически поляризованным излучением, либо с циркулярно поляризованным излучением, механизм поворота плоскости поляризации. Обеспечивается видимость луча для ориентации транспортных средств. 3 н.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относится к способу и системе обеспечения посадки ЛА в сложных метеоусловиях. Для обеспечения посадки устанавливают на уровне земли симметрично от оси ВПП вдоль заданной траектории посадки N- пар оптических излучателей с лучами малой расходимости в качестве визуальных ориентиров на линиях, образованных проекциями на уровень земли правой и левой боковых границ допустимых траекторий посадки, лучи направляют перпендикулярно плоскости глиссады, определяют отклонения ЛА от заданной траектории по изменению расстояний и углов между линейными ориентирами. Система обеспечения посадки содержит дальнюю и ближнюю приводные радиостанции, N-пар оптических излучателей, выполненных с возможностью амплитудной модуляции мощности излучения, или изменения спектрального состава, или на основе лазерных излучателей, или на основе светодиодных излучателей, расположенных определенным образом. Обеспечивается увеличение участка визуальной ориентации для посадки в сложных метеоусловиях. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области защиты летательного аппарата в процессе противодействия управляемому оружию на основе системы самонаведения на источник оптического излучения. Сущность способа использования тепловой ловушки заключается в снижении уровня непреднамеренных помех бортовым оптико-электронным средствам путем экранирования излучения тепловой ловушки в направлении защищаемого летательного аппарата. Снижает уровень непреднамеренных помех бортовым оптоэлектронным системам, создаваемых ложными тепловыми целями. 3 ил.

Способ противодействия управляемым боеприпасам (УБП) базируется на поэтапном воздействии оптического сигнала на оптико-электронный (ОЭК) УБП в зависимости от координат его местоположения, их разброса и временных промежутков энергетической доступности фоточувствительной площадки его приемника. Предварительно осуществляют по сопровождающему оптическому излучению составных элементов (корпуса ракеты, двигателя) обнаружение и пеленгацию УБП. Далее производят локацию ОЭК УБП оптическим сигналом в интересах формирования базы данных о структуре и характеристиках функционирования ОЭК УБП и его пространственном местоположении и ориентации относительно оптико-электронного средства поражения (ОЭСП). Согласование полей зрения ОЭК УБП и приемопередающего канала ОЭСП в зависимости от их взаимного местоположения и скорости сближения с учетом ошибок пеленгации и целеуказания осуществляют управлением углом расходимости лазерного излучения. Также формируют относительно ОЭСП три зоны воздействия оптического сигнала на фотоприемник ОЭК УБП: дальняя, средняя и ближняя. Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является повышение эффективности радиоэлектронного поражения оптико-электронных средств, входящих в состав высокоточного оружия. 3 ил.

Лазерная система посадки летательных аппаратов содержит курсовой, глиссадные, боковые и маркерные лазерные излучатели, расположенные определенным образом на взлетно-посадочной полосе (ВПП). Лучи каждого маркерного излучателя направлены под небольшим углом к плоскости глиссады и пересекают плоскость глиссады вблизи боковой границы посадочного коридора над маркерной точкой. Лучи маркерных излучателей отличаются спектральным составом от глиссадных и курсового излучателей и выполнены с возможностью амплитудной модуляции мощности излучения, доступной для зрения в целях различия индикации маркерных точек в зависимости от их удаления от порога ВПП. Обеспечивается точность ориентации летательного аппарата при движении по глиссаде. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Лазерная система посадки летательных аппаратов (ЛА) на малоразмерные взлетно-посадочные площадки (ВПП) содержит два лазерных излучателя слева и справа вблизи ВПП со стороны захода на посадку, лучи которых направлены параллельно плоскости ВПП в сторону двух оптических устройств, выполненных с возможностью поворота направления лучей лазерных излучателей в плоскость глиссады. На ВПП вблизи точки пересечения лазерных лучей установлен генератор аэрозолей. Обеспечивается повышение безопасности посадки за счет повышения информативности. 3 ил.

Способ визуальной посадки летательного аппарата (ЛА) заключается в выводе ЛА в посадочный коридор, определении положения ЛА относительно плоскости глиссады и посадочного курса, определении соответствия текущей скорости ЛА, заданной по виду лазерного луча, направленного под углом к плоскости глиссады сбоку от ЛА. Угловое положение луча меняется в зависимости от заданного скоростного режима посадки. Обеспечивается безопасность посадки за счет визуализации информации о скорости снижения. 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам оптической навигации. Система визуальной посадки летательных аппаратов состоит из двух глиссадных лазерных излучателей, курсового и двух боковых лазерных излучателей, лазерной подсистемы визуальной индикации оси ВПП, подсистемы начального торца ВПП, подсистемы конечного торца ВПП и подсистемы конечного участка боковых границ ВПП. Достигается повышение информативности системы визуальной посадки, повышение мобильности системы посадки, сокращение временных затрат на монтаж/демонтаж оборудования. 6 з.п ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к системам посадки летательных аппаратов (ЛА), в частности к светосигнальным системам. Система индикации высоты ЛА над порогом взлетно-посадочной полосы (ВПП), включает установленные в конце ВПП на оси два лазерных излучателя видимого диапазона спектра с коллимированными лучами, направленными в сторону движущегося объекта под углом наклона к плоскости ВПП, меньшим угла траектории снижения ЛА при посадке, при этом лучи разведены под небольшими (до 5º) равными углами симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось ВПП. Достигается повышение точности посадки и расширение диапазона индикации высоты пересечения порога ВПП. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Для защиты воздушного судна от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения определяют факт пуска одной или нескольких ракет, генерируют лазерное излучение с плотностью, превышающей плотность мощности теплового излучения двигателя воздушного судна, и посылают в точку нахождения ракеты, благодаря чему ракета получает ложную информацию о местонахождении цели. Повторяют вышеуказанное для каждой последующей ракеты. Повышается эффективность защиты воздушного судна. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к светосигнальному оборудованию аэродромов. Техническим результатом является упрощение конструкции, уменьшение габаритов и веса устройства и улучшение технологии монтажа в поверхность взлетно-посадочной полосы. Световой поток, вышедший из первой выходной грани, проходит по первому каналу и попадает на первую входную поверхность первого окна. Световой поток, вышедший из второй выходной грани, проходит по второму каналу и попадает на вторую входную поверхность второго окна. Световой поток выводится из устройства через первую выходную поверхность первого окна и вторую выходную поверхность второго окна. При этом выполнение первого окна и второго окна в виде оптического клина с взаимно перпендикулярными цилиндрическими поверхностями или в виде оптического клина с нанесенной на первую входную поверхность первого окна и вторую входную поверхность второго окна дифракционной структурой с расчетным рельефом обеспечивает формирование угловой расходимости светового потока, которая имеет асимметричные угловые размеры по вертикали и горизонтали и изменение его направления, обеспечивая расположение нижней границы светового потока на поверхности взлетно-посадочной полосы, а также обеспечение заданного направления оси максимальной яркости светового потока. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам светооптической навигации с применением лазерных источников и оптических устройств. Изобретение предназначено для обеспечения точной посадки летательных аппаратов на малоразмерные посадочные площадки вертодромов, авианесущих кораблей и буровых платформ. Система посадки содержит два лазерных излучателя, установленных вблизи друг от друга на продолжении оси ВПП за ее конечным торцом (порогом), два оптических устройства, установленных по краям ВПП для поворота лазерных лучей и установки их в плоскости глиссады. Схема пространственного расположения лазерных излучателей и оптических устройств и формируемые ими направления лучей позволяют пилоту определить отклонение текущей траектории захода на посадку ЛА относительно заданного курса и глиссады. Динамически меняющийся вид проекций лучей позволяет пилоту оперативно реагировать на смещение ЛА и выполнять управляющие действия по поддержанию положения ЛА на заданной траектории снижения до завершения процесса посадки. Повышается точность управления и безопасность полетов. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам посадки летательных аппаратов, и предназначено для обеспечения визуальной пространственной ориентации пилота при заходе на посадку в условиях ограниченной видимости

Изобретение относится к светотехнике, в частности к светосигнальным системам, предназначенным для ориентации в ночное время, в сумерках и сложных метеоусловиях пилотов летательных аппаратов (ЛА) при взлете, посадке и пробеге относительно оси взлетно-посадочной полосы (ВПП)

Изобретение относится к навигационным системам аэродромов и предназначено для обеспечения пространственной ориентации

 


Наверх