Патенты автора Закрепина Алла Васильевна (RU)

Изобретение относится к медицине, коррекционной психологии и педагогике, психолого-педагогической диагностике и может быть использовано для оценки психической активности (ПА) ребенка после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ) и выбора варианта индивидуальной коррекционно-педагогической программы реабилитации. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить 9 диагностических заданий, три серии из трех заданий в соответствии со шкалами физических А, познавательных В и социальных С возможностей, оценивая проявления ПА по каждому заданию от 1 до 4 баллов. Критериями оценки физических возможностей А являются: общая двигательная активность - a1, мелкая моторика пальцев рук - а2, зрительно-двигательные возможности - a3. Критериями оценки познавательных возможностей В являются: ориентировочные реакции b1, захват и удержание игрушки в руке b2, игровая манипуляция с игрушкой b3. Критериями оценки психических возможностей С являются: отклик на собственное имя c1, способы общения со взрослым с2, умение пользоваться ложкой во время приема пищи с3. Результаты обследования обобщают по каждой шкале и записывают данные в следующем виде: А=a1+а2+a3, где А - оценка проявлений физических возможностей; В=b1+b2+b3, где В - оценка познавательных возможностей; С=c1+с2+с3, где С - оценка социальных возможностей. Итоговую оценку ПА I вычисляют по формуле: I=(А+В+С)/36×100%, где 36 - максимально возможное количественное выражение оценки в баллах всех возможных результатов по 3-м шкалам. На основе итоговой оценки I определяют вариант ПА: менее 34% - ПА ребенка оценивают как «минимально низкую с преобладанием вегетативных реакций», от 35 до 67% - ПА ребенка оценивают как «минимальную с преобладанием сенсомоторных реакций без понимания или с частичным пониманием обращенной речи», от 68% и выше – ПА ребенка оценивают как «достаточную, элементарно произвольную с пониманием обращенной речи». Способ обеспечивает контроль динамики восстановления ПА ребенка с ТЧМТ путем проведения промежуточных оценок на каждом этапе реабилитации, прост в использовании, требует небольшого числа общедоступных игровых заданий с дидактическими пособиями. 1 пр.

Изобретение относится к педагогике, конкретно к коррекционной педагогике, к способу психолого-педагогической диагностики, может быть использовано для выявления раннего отклонения в познавательном развитии ребенка и оценке интеллектуального способа решения ребенком познавательной задачи в соответствии с возрастным нормативом. Специалист последовательно предлагает ребенку выполнить самостоятельно диагностические задания из набора, соответствующего его паспортному возрасту. Если ребенок не выполняет задание, специалист оказывает ему дополнительную помощь однократно, после этого фиксирует возможность перехода ребенка на самостоятельный способ выполнения задания. При этом диагностические задания соответствуют каждому из 11 оцениваемых возрастных периодов: 6 месяцев, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет, 10 лет. Результат выполнения ребенком диагностического задания оценивается в баллах. Определяют итоговую оценку. В зависимости от полученного итогового значения познавательное развитие определяют, как «соответствующее возрастному нормативу» или как «познавательное развитие, незначительно отстающее от возрастного норматива». При итоговой оценке, соответствующей его паспортному возрасту менее допустимого значения, познавательное развитие не оценивают и ему предлагается пройти дополнительное обследование. Во время этого обследования ребенку последовательно предлагаются задания диагностических наборов предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста до тех пор, пока при выполнении одного из них он наберет балльную оценку допустимого значения. При итоговой оценке результатов выполнения ребенком заданий диагностического набора одного из предыдущих возрастных периодов, которые ниже его паспортного возраста от допустимого значения и более, вариант познавательного развития характеризуют как «познавательное развитие, отстающее от возрастного норматива», а при итоговой оценке менее допустимого значения говорят о том, что ни один из интеллектуальных способов решения ребенком познавательной задачи не сформирован, и вариант познавательного развития характеризуется как «познавательное развитие не оценивается». Способ позволяет провести оценку познавательного развития детей в возрасте от 6 мес до 10 лет жизни за счет выполнения набора диагностических методик, каждая из которых включает по семь заданий в соответствии с конкретным возрастным этапом. 1 табл., 4 пр.
Изобретение относится к области медицины, именно к медицинской реабилитации и коррекционной педагогике и конкретно к способу активизации психических возможностей ребенка в сниженном состоянии сознания после тяжелой черепно-мозговой травмы (ТЧМТ). Проводят коррекционно-педагогические занятия педагога с ребенком при участии близкого взрослого. Занятия проводят в определенной последовательности дифференцированно в зависимости от возможностей и динамики проявлений психической активности ребенка во взаимодействии со взрослым. С учетом неврологического статуса ребенка проводят следующую серию упражнений из пяти этапов: взаимодействие педагога с ребенком при участии близкого взрослого с включением эмоционального компонента в условиях стационара; взаимодействие педагога с ребенком при участии близкого взрослого с активизацией чувственного компонента; стимуляция сенсорного компонента в процессе совместных манипулятивных действий с предметом педагога с ребенком при участии близкого взрослого; активизация совместных или самостоятельных предметно-игровых манипуляций педагога с ребенком при участии близкого взрослого; активизация самостоятельных орудийных и предметно-игровых действий педагога с ребенком при участии близкого взрослого в условиях коррекционного обучения. Способ позволяет выявлять и активизировать психические возможности ребенка при ТЧМТ на ранних сроках реабилитации путем поэтапного включения ребенка в доступную ему форму взаимодействия со взрослым в специально организованной ситуации общения за счет выполнении манипулятивных, предметно-игровых и бытовых действий. 1 пр.

Изобретение относится к восстановительной медицине, лечебной физкультуре (ЛФК) при реабилитации детей, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму

 


Наверх