Патенты автора Грибановский Владимир Александрович (RU)

Изобретение относится к области турбостроения, точнее к способам изготовления направляющего лопаточного аппарата компрессора для газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного. Направляющий лопаточный аппарат компрессора из композиционного материала, изготовление которого включает раскрой слоев для лопаток, окончательное их оформление производится в пресс-форме. У готовой лопатки с периферийной стороны выполнен хвостовик для крепления в ободе, с противоположной стороны лопатки для крепления в опорном кольце имеется хвостовик с профилем последнего корневого сечения пера, такой хвостовик упрощает изготовление слоев композиционного материала и пресс-формы для прессования лопаток. Обод оформляют намоткой из нитей или жгутов с последующей полимеризацией, отверстия для хвостовиков лопаток выполняют вырубкой на прессе или фрезерованием. Опорное кольцо состоит из входного и выходного полуколец, для изготовления которых раскраивают слои композиционного материала, укладывают их в пресс-форму, производят прессование, полимеризацию и разборку пресс-формы, таким образом получают входное и выходное опорные полукольца, которые имеют пазы для крепления хвостовика лопатки. Сборку направляющего лопаточного аппарата производят с установки хвостовиков лопаток в отверстия обода, затем после установки всех хвостовиков лопаток в одно из опорных полуколец, укладывают второе опорное полукольцо, совмещая пазы последнего с хвостовиками лопаток. Оба опорных полукольца сжимаются, например, болтами, при этом происходит прочное закрепление хвостовиков лопаток в опорном кольце. При использовании данного способа изготовления направляющего лопаточного аппарата достигается значительное упрощение технологического процесса и снижение трудоемкости. 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для получения неразъемного соединения деталей из композиционного материала. Заклепка содержит стержень из полимерного композиционного материала с волокнами, ориентированными вдоль его оси. Стержень имеет цилиндрическую головку на одном конце, резьбу по всей длине, калиброванную шейку, расположенную на расстоянии от цилиндрической головки, и двухстороннюю продольную лыску от калиброванной шейки до конца стержня. На головке установлена шайба из отвержденного композиционного материала, наружный диаметр которой больше размера отверстия в соединяемых деталях на 0,5-5 мм. Шайба имеет вырезы по наружному диаметру, образующие лепестки, которые при прохождении через отверстие соединяемых деталей упруго деформируются, а за пределами отверстия становятся плоскими. С опорой на шайбу установлена втулка из препрега композиционного материала, которую сжимает гайка из отвержденного композиционного материала. После нагрева втулки до температуры полимеризации препрега детали заклепки и соединяемый материал превращаются в прочный монолит. В результате обеспечивается повышение надежности полученного соединения. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, точнее к способу изготовления рабочего колеса авиационного газотурбинного двигателя, содержащего лопатки, неразъемно соединенные с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Хвостовики лопаток дополнительно защемлены межлопаточным креплением, монолитно выполненным с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Между передним и задним фланцами помещена ступица, монолитно выполненная с последними. При изготовлении рабочего колеса осуществляют раскрой слоев композиционного материала лопаток, единых заготовок для опорного кольца, переднего и заднего фланцев и кольцевых слоев для ступицы. Раскрой для лопаток выполняют с обеспечением выхода материала, предназначенного для межлопаточного крепления, за пределы контура хвостовика. Прессуют лопатки и укладывают в сепаратор пресс-формы, пропитывают связующим и формируют материал, выходящий за контур хвостовика. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и задний фланец. Устанавливают нажимной пуансон и создают давление на эластичный пуансон. Затем извлекают эластичный пуансон, помещают в пресс-форму сменный центрирующий фиксатор, пропитывают связующим кольцевую площадь переднего и заднего фланцев, контактирующую со ступицей. Фиксатор обеспечивает номинальное расположение нанизанным на него кольцевым слоям композиционного материала ступицы, на которую последовательно укладывают задний фланец и устанавливают кольцевой нажимной пуансон, создают необходимое давление и проводят процесс полимеризации. В результате получится рабочее колесо повышенной прочности и жесткости при снижении удельной массы. 10 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, точнее к способам изготовления направляющих лопаток компрессора из композиционного материала для газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного. Направляющий лопаточный аппарат компрессора из композиционного материала, у которого лопатки монолитно выполнены с опорным кольцом и ободом, изготовление которого включает раскрой слоев для лопаток, при этом материал выходит за пределы контура лопатки со стороны корневого сечения на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения - на длину, большую длины дуги обода между соседними лопатками. Кроме того, раскраивают слой, который включает материал: спинки, передней кромки и корыта. Аэродинамический профиль лопатки оформляют в пресс-форме, причем заполнение ее начинают с укладки материала спинки, затем выкладывают остальные слои, а завершают укладкой материала корыта; далее лопатки укладывают в сепаратор пресс-формы, на корневых и периферийных опорах которого оформляют опорное кольцо и обод; затем наматывают пропитанные связующим нити или жгуты на обод, а на пуансон - в месте контакта с опорным кольцом. Сепаратор укладывают в пресс-форму, устанавливают пуансон и производят прессование, при этом в матрице формируются наружные поверхности обода, в пуансоне - наружные поверхности опорного кольца, а в сепараторе - внутренние аэродинамические поверхности газового тракта опорного кольца и обода. Таким образом, получается авиационный газотурбинный двигатель, у которого монолитный направляющий лопаточный аппарат компрессора выполнен из композиционного материала, что позволяет снизить массу и трудоемкость изготовления изделия. 11 ил.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при изготовлении композиционных рабочих колес компрессора или вентилятора. Рабочее колесо включает передний и задний фланцы, лопатки, закрепленные на опорном кольце. На стыке опорного кольца и заднего фланца выполнен центрирующий поясок, который обеспечивает в месте контакта с соседней деталью сплошность аэродинамической поверхности и взаимную центровку. Способ изготовления рабочего колеса включает операции раскроя композиционного материала для лопаток, переднего и заднего фланцев, опорного кольца и центрирующего пояска. Прессуют лопатки с получением со стороны корневого сечения наметки опорного кольца. Центрирующее кольцо изготавливают намоткой и не проводят операцию полимеризации. Первыми в пресс-форму укладывают заготовки, предназначенные для формирования переднего фланца и аэродинамической поверхности опорного кольца и центрирующего пояска, затем укладывают заготовки, из которых оформляют передний и задний фланцы и опорное кольцо. Далее в пазы сепаратора пресс-формы укладывают лопатки, устанавливают эластичный пуансон, на него укладывают слой материала для заднего фланца. Центрирующее кольцо кладут между слоями композиционного материала для заднего фланца и слоями, формирующими аэродинамический профиль опорного кольца и центрирующего пояска. Устанавливают нажимной пуансон, дают давление на эластичный пуансон, которые обеспечивают после полимеризации образование монолитного рабочего колеса. Полученное рабочее колесо компрессора или вентилятора имеет облегченную конструкцию, повышенные прочностные характеристики. Примененное техническое решение исключает нарушение сплошности аэродинамического профиля и создает надежную центровку с соседней деталью. 2 н.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области турбостроения. Рабочее колесо газотурбинного двигателя содержит лопатки, неразъемно соединенные с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Хвостовик лопатки дополнительно защемлен межлопаточным креплением, монолитно выполненным с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Защитная металлическая накладка на входной кромке защемлена хвостовиком лопатки, передним фланцем и межлопаточным креплением. На переднем фланце неразъемно установлен обтекатель через центрирующий фиксатор, а силовое крепление выполнено композиционным материалом, проходящим по аэродинамическому профилю обтекателя и опорного кольца и уложенным на заднем фланце. Раскрой лопаток осуществляют с обеспечением выхода материала, предназначенного для межлопаточного крепления, за пределы контура хвостика. Прессуют лопатки совместно с металлической накладкой на входной кромке. Укладывают материал для силового крепления обтекателя в гнездо пресс-формы, устанавливают обтекатель с центрирующим фиксатором, на выступ которого нанизывают заготовки, предназначенные для формирования переднего и заднего фланцев и опорного кольца. Устанавливают лопатки в полость сепаратора, пропитывают связующим и укладывают материал, выходящий за контур хвостовика. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и заднего фланца. Устанавливают нажимной пуансон. Обеспечивается повышение прочности и жесткости рабочего колеса при снижении удельной массы и трудоемкости. 2 н.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к области турбостроения. Рабочее колесо авиационного газотурбинного двигателя содержит лопатки, неразъемно-соединенные с опорным кольцом, переднем и заднем фланцами. Хвостовик лопатки дополнительно защемлен межлопаточным креплением, монолитно выполненным с опорным кольцом, переднем и заднем фланцами. На входной кромке металлическая накладка защемлена хвостовиком лопатки, переднем фланцем и межлопаточным креплением, которые плотно контактируют со стопором металлической накладки. При изготовлении указанного рабочего колеса осуществляют раскрой слоев материала лопаток и единых заготовок для опорного кольца, переднего и заднего фланцев, в последних выполняют разрез от места касания задней кромки лопатки по диаметру до внешней окружности. Раскрой для лопаток осуществляют с обеспечением выхода материала, предназначенного для межлопаточного крепления, за пределы контура хвостовика. Прессуют лопатки совместно с металлической накладкой на входной кромке. Укладывают в сепаратор пресс-формы заготовки для оформления переднего фланца и аэродинамического профиля опорного кольца. Устанавливают лопатки в полость сепаратора, пропитывают связующим и укладывают материал, выходящий за контур хвостовика, при этом композиционный материал плотно контактирует со стопором металлической накладки. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и заднего фланца. Устанавливают нажимной пуансон и подают давление на эластичный пуансон. Группа изобретений позволяет обеспечить повышение прочности и жесткости рабочего колеса при снижении удельной массы. 2 н.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, точнее к способам изготовления направляющих лопаток компрессора из композиционного материала для газотурбинного двигателя, преимущественно авиационного. При изготовлении направляющего лопаточного аппарата компрессора раскраивают слои для лопаток таким образом, что материал выходит за пределы контура лопаток со стороны корневого сечения на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения - на длину, большую дуги обода между соседними лопатками. Оформляют аэродинамический профиль лопатки в пресс-форме. Лопатки укладывают в сепаратор сборочной пресс-формы, на корневой и периферийных опорах которого формируют опорное кольцо и обод, после чего сепаратор укладывают в пресс-форму и производят прессование. При этом в матрице формируют наружные поверхности обода, в пуансоне - наружные поверхности опорного кольца, а в сепараторе формируют внутренние аэродинамические поверхности газового тракта опорного кольца и обода. Перед сборкой пресс-формы на пуансон в месте его контакта с опорным кольцом и на обод наматывают пропитанные связующим нити или жгуты. Изобретение позволяет повысить надежность направляющего аппарата компрессора за счет исключения расслоения его опорного кольца и обода. 9 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологиям усиления элементов жесткости из композиционных материалов. Техническим результатом является сокращение времени и затрат на подготовку производства. Технический результат достигается способом изготовления усиленного элемента жесткости из композиционного материала, который включает формирование двух швеллеров или уголков, каждый из которых содержит цилиндрическую поверхность, соединяющую стенки и полки швеллера или полки уголков, основания и вставки. Вставку выполняют намоткой пропитанных связующим нитей, являющихся армирующей основой композиционного материала, на барабан, имеющий ручей по форме полости, образованной основанием и цилиндрическими поверхностями. Затем вставку извлекают из ручья и укладывают в полость между цилиндрическими поверхностями и основанием. Осуществляют сборку всех деталей, прикладывают силу, сжимающую все детали, и проводят отверждение. Причем вставку выполняют намоткой на барабан, имеющий ручей в виде спирали. При этом в ручье имеется множество резьбовых отверстий для установки на определенной длине двух шпилек, между которыми выполняется намотка вставки необходимой длины. Извлечение вставки из ручья проводят путем освобождения вставки от шпилек после заполнения ручья нитями, пропитанными связующим. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к способу изготовления рабочих колес центробежных компрессоров, в частности газотурбинных двигателей. Способ изготовления рабочего колеса из композиционных материалов, включающий раскрой слоев материала лопаток, при этом материал выходит за пределы контура лопатки со стороны корневого сечения на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения на длину, большую длины дуги покрывного диска между соседними лопатками. Материал, служащий для изготовления лопатки, пропитывают связующим. В пресс-форме оформляют и полимеризуют аэродинамический профиль лопаток, при этом части материала, служащие для формирования опорного кольца и покрывного диска, охлаждают в пресс-форме и оставляют в исходном состоянии. В дальнейшем при формировании опорного кольца и покрывного диска в сборочной пресс-форме их соединяют и полимеризуют в единый композиционный материал с монолитным связующим, объединяющим покрывной диск, лопатки, опорное кольцо в единое тело, не имеющее границ полимеризации. Способ позволяет создать высоконадежную конструкцию монолитного колеса центробежного компрессора высокой точности. 10 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к способу изготовления рабочих колес центробежных компрессоров, в частности газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиационной, ракетной технике, автомобильном двигателестроении и других отраслях промышленности. Способ позволяет создать высоконадежную конструкцию монолитного колеса центробежного компрессора из композиционного материала высокой точности и с небольшими технологическими затратами. Указанный технический результат достигается способом изготовления рабочего колеса центробежного компрессора из композиционных материалов, включающим раскрой слоев материала лопаток, при этом материал выходит за пределы контура лопатки со стороны корневого сечения на длину, большую длины дуги опорного кольца между соседними лопатками, а со стороны периферийного сечения на длину, большую длины дуги покрывного диска между соседними лопатками. В пресс-форме оформляют аэродинамический профиль лопаток, на корневом сечении которых формируется наметка опорного кольца, фиксирующая лопатку в радиальном направлении в сепараторе опорного кольца. Два сепаратора, изготовленные из материала колеса, один из которых - сепаратор опорного кольца, а второй - сепаратор покрывного диска, устанавливают в строго определенном положении в сборочном приспособлении. Сепаратор покрывного диска имеет соответствующие периферийному сечению пера прорези, в которых фиксируется лопатка. Внутренние поверхности сепараторов изготовлены по форме и размерам аэродинамического профиля газового тракта, а на наружные поверхности сепараторов формируют слой из материала, выходящего за пределы контура лопаток. Перед прессованием, чтобы исключить искажение аэродинамического профиля газового тракта, межлопаточное пространство заполняется твердыми элементами, например кварцевым песком, стальными шариками. Прессование проводят по технологическому режиму, соответствующему марки композиционного материала. 10 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к изготовлению рабочих колес центробежного компрессора. Рабочее колесо центробежного компрессора включает рабочие лопатки, опорное кольцо и покрывной диск, при этом опорное кольцо состоит из металлического сепаратора опорного кольца и композиционного материала, а покрывной диск состоит из металлического сепаратора подрывного диска и композиционного материала. Сепараторы опорного кольца и покрывного диска на входном диаметре имеют кольцевой экран, который защищает композиционный материал от ударов посторонними предметами. У лопатки входная кромка окантована металлической накладкой. Металлическая накладка надежно защемлена в отверстиях сепараторов опорного кольца и покрывного диска. Металлическая накладка имеет выступ, по высоте равный расстоянию между аэродинамическими поверхностями сепараторов опорного кольца и покрывного диска. Металлические накладки на концах имеют лапы, которые удерживают сепараторы за их наружные поверхности, тем самым усиливают конструкцию колеса от разрушения от центробежных сил. Изобретение направлено на повышение прочностных характеристик рабочего колеса. 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей и других роторных машин. Узел уплотнения выполнен в виде многослойного цилиндра, часть которого закреплена между внутренним и наружным кольцами. Гибкие упругие уплотнительные элементы созданы пазами, которые перекрываются поверхностью последующего элемента. Наружная поверхность многослойного цилиндра контактирует с поверхностью большого диаметра торцовой проточки бурта вала. Изобретение обеспечивает надежность, технологичность и уменьшенные диаметральные габариты узла уплотнения. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей и других роторных машин. Узел уплотнения выполнен в виде гибких упругих элементов, собранных в многослойный цилиндр, часть которого закреплена между внутренним и наружным кольцами. Гибкие уплотнительные элементы имеют пазы, при этом пазы предыдущего элемента перекрываются поверхностью последующего. Внутренняя поверхность многослойного цилиндра контактирует с поверхностью бурта вала. Изобретение обеспечивает надежность, технологичность и уменьшенные диаметральные габариты узла уплотнения. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей и других роторных машин. Уплотнение выполнено в виде многослойного цилиндра, один торец которого закреплен между наружным и внутренним кольцами. В каждом цилиндрическом слое по образующей выполнены пазы, между ними образуются гибкие упругие уплотнительные элементы. При сборке многослойного цилиндра каждый последующий слой перекрывает пазы предыдущего. Уплотнение внутренним кольцом плотно посажено на вал, а наружный диаметр многослойного цилиндра контактирует с цилиндрической поверхностью корпуса. Уплотнение вращается вместе с валом, под действием центробежных сил гибкие упругие уплотнительные элементы прижимаются к цилиндрической поверхности корпуса, чем обеспечивают герметичность зазора между корпусом и валом. Уплотнение при небольших диаметральных габаритах создает надежную работу изделия. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбостроения. Авиационный газотурбинный двигатель, содержащий вентилятор и компрессор, которые выполнены из композиционного материала. Так, рабочие колеса вентилятора и компрессора выполнены из композиционного материала, причём лопатки выполняются монолитно с опорным кольцом, которое, в свою очередь, соединено монолитно с передним и задним фланцами. Лопатки снабжены хвостовиками, которые неразъемно соединены с опорным кольцом и с внутренними поверхностями переднего и заднего фланцев. Также входную кромку лопатки защищает металлическая накладка, которая защемлена хвостовиком лопатки, внутренней поверхностью переднего фланца и межлопаточным креплением. Изобретение позволяет снизить удельную массу и трудоемкость изготовления изделия. 10 ил.

Изобретение относится к области турбостроения. Рабочее колесо газотурбинного двигателя содержит лопатки, неразъемно-соединенные с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Хвостовик лопатки дополнительно защемлен межлопаточным креплением, монолитно выполненным с опорным кольцом, передним и задним фланцами. Защитная металлическая накладка на входной кромке защемлена хвостовиком лопатки, передним фланцем и межлопаточным креплением. Осуществляют раскрой слоев материала лопаток и единых заготовок для опорного кольца, переднего и заднего фланцев. Раскрой для лопаток осуществляют с обеспечением выхода материала, предназначенного для межлопаточного крепления, за пределы контура хвостовика. Прессуют лопатки совместно с металлической накладкой на входной кромке. Укладывают в сепаратор пресс-формы заготовки для оформления переднего фланца и аэродинамического профиля опорного кольца. Устанавливают лопатки в полость сепаратора, пропитывают связующим и укладывают материал, выходящий за контур хвостовика. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и заднего фланца. Устанавливают нажимной пуансон, подают давление на эластичный пуансон. Обеспечивается повышение прочности и жесткости рабочего колеса при снижении удельной массы. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к технологиям усиления элементов жесткости из композиционных материалов. Способ изготовления усиленного элемента жесткости включает формирование двух швеллеров или уголков, каждый из которых содержит цилиндрическую поверхность, соединяющую стенки и полки швеллера или полки уголков, основания и вставки, выполняемой намоткой пропитанных связующим нитей, являющихся армирующей основой композиционного материала. Намотка производится на барабан, имеющий ручей с поперечным сечением аналогично полости, образованной двумя цилиндрическими поверхностями и основанием. После заполнения ручья вставку разрезают и укладывают в упомянутую полость, устанавливают основание, сжимают детали и проводят отверждение. Использование намотки для изготовления вставки снижает трудоемкость процесса получения последней, а следовательно, себестоимость всего изделия. 1 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к изготовлению рабочих колес центробежных компрессоров. Рабочее колесо центробежного компрессора включает рабочие лопатки, опорное кольцо и покрывной диск, при этом опорное кольцо состоит из металлического сепаратора опорного кольца и композиционного материала, а покрывной диск состоит из металлического сепаратора покрывного диска и композиционного материала. Сепараторы опорного кольца и покрывного диска на входном диаметре имеют кольцевой экран, который защищает композиционный материал. Внутренние поверхности сепараторов выполнены по форме и размерам газового тракта. У лопатки входная кромка окантована металлической накладкой, защищающая входную кромку от удара посторонними предметами. Металлическая накладка надежно защемлена в отверстиях сепараторов опорного кольца и покрывного диска. Изобретение направлено на обеспечение высокой точности изготовления рабочего колеса и повышение прочности входных кромок лопаток. 2 н.п. ф-лы, 13 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для создания неразъемных соединений деталей с исключением электропроводности между ними, например вала станка для электроалмазного шлифования с его опорами. Способ включает намотку электроизоляционного стекломатериала в виде ленты из стеклоткани с полимерным композиционным материалом на посадочные места вала, установку опор вала и полимеризацию композиционного материала. Способ позволяет создавать неразъемные соединения из деталей, изготовленных из различных материалов - сталь и бронза, сталь и титан, титан и стекло и т.п. Соединение обладает высокой прочностью с хорошей электроизоляцией деталей, которое можно обрабатывать как монолитное изделие, обеспечивая высокую эксплуатационную точность. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к способу изготовления рабочих колес компрессора или вентилятора из композиционных материалов. Техническим результатом изобретения является повышение прочности заднего фланца до уровня прочности переднего. Технический результат достигается способом изготовления рабочего колеса компрессора из композиционного материала, содержащего рабочие лопатки, опорное кольцо, передний и задний фланцы, включающий раскрой слоев композиционного материала для получения заготовки, предназначенной для формирования переднего и заднего фланцев и части опорного кольца с аэродинамическим профилем. Раскрой слоев композиционного материала для лопаток с обеспечением выхода за пределы контура лопаток со стороны корневого сечения на длину, превышающую длину дуги опорного кольца между соседними лопатками, части материала, предназначенного для формирования части опорного кольца. Прессование лопаток с получением со стороны корневого сечения наметки опорного кольца с сохранением части выходящего за контур лопатки материала, предназначенного для формирования части опорного кольца, в исходном состоянии. Укладка в пресс-форму заготовки, предназначенной для формирования переднего и заднего фланцев и части опорного кольца, с расположением частей заготовки в полости сепаратора пресс-формы, предназначенной для оформления переднего фланца и аэродинамического профиля опорного кольца. Последующая укладка лопаток в прорези сепаратора. Пропитка и укладка слоев материала, выходящего за контур лопаток, с обеспечением предварительного формирования опорного кольца. Установка в пресс-форму эластичного пуансона, на который укладывают слои материала для заднего фланца. Установка нажимного пуансона пресс-формы, скрепление его с сепаратором и образование монолитного рабочего колеса прессованием путем подачи давления на эластичный пуансон. При этом между слоями материала для заднего фланца укладывают кольцевые заготовки композиционного материала, количество которых определяется расчетом на прочность. 1 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к компрессоростроению. Рабочее колесо, в котором лопатки соединены с опорным кольцом, передним и задним фланцами, хвостовик лопатки защемлен межлопаточным креплением. Способ изготовления рабочего колеса включает раскрой материала лопаток и заготовок для опорного кольца, переднего и заднего фланцев. Раскрой для лопаток осуществляют с обеспечением выхода за пределы контура хвостовика материала по форме поверхности, ограниченной хвостовиками на опорном кольце, переднем и заднем фланцах. При прессовании лопаток материал, выходящий за контур хвостовика, сохраняется в исходном состоянии. Затем в сепаратор пресс-формы укладывают заготовки для оформления переднего фланца и профиля опорного кольца. Далее устанавливают лопатки в полость сепаратора, пропитывают связующим и укладывают материал, выходящий за контур хвостовика. Устанавливают в пресс-форму эластичный пуансон, на него укладывают слои материала межлопаточного крепления и заднего фланца. Задачей изобретения является снижение массы и повышение прочности рабочего колеса. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к конструкциям рабочих колес центробежных компрессоров. Способ изготовления рабочего колеса центробежного компрессора включает раскрой слоев материала лопаток, наружные поверхности опорного кольца покрывного диска выполняют эквидистантно аэродинамическим поверхностям газового тракта, аэродинамический профиль лопаток оформляют в пресс-форме, лопатки укладывают в сепаратор пресс-формы и в полостях сепаратора предварительно формируют опорное кольцо и покрывной диск, сепаратор укладывают в пресс-форму и производят прессование, при этом в матрице формируют наружные поверхности покрывного диска, в сепараторе формируют внутренние аэродинамические поверхности газового тракта покрывного диска и опорного кольца. Перед окончательным прессованием в пресс-форму устанавливают вал двигателя, на котором намотан соединительный диск из композиционного материала по форме, соответствующей наружной поверхности опорного кольца, уложенного в сепаратор, при этом движение вала вдоль оси ограничено дном пресс-формы, устанавливают пуансон, через который создают расчетное удельное давление, проводят операции по технологическому процессу, после охлаждения пресс-форму разбирают. Задача - создание центробежного колеса компрессора с высокими прочностными характеристиками. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции резьбовых соединений, и направлено на повышение работоспособности и ресурса резьбовых соединений. Резьбовое соединение, предназначенное для преобразования вращательного движения в поступательное, характеризуется тем, что по крайней мере на одной стороне профиля и по всей длине резьбы винта и(или) гайки выполнены шириной и глубиной до 0,1 высоты витка резьбы канавки с выходом на цилиндрическую поверхность наружного диаметра резьбы и с касанием поверхности внутреннего диаметра винта, а у гайки с выходом на цилиндрическую поверхность внутреннего диаметра и с касанием поверхности наружного диаметра. Длина каждой канавки от 0,1 до 10 диаметров резьбы. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Способ заключается в том, что проводят сокращенные испытания стойкости инструмента на различных скоростях резания, при которых не доводят инструмент до полного затупления, и строят графики зависимостей h3=ƒ(l), где h3 - величина износа инструмента по задней поверхности; f(l) - функция от пути резания. При этом о критической температуре резания судят по наибольшей скорости, при которой интенсивность износа остается постоянной на всей длине пути резания, включая зону приработочного износа, а зависимость h3=ƒ(l), становится прямолинейной по отношению к осям hз и l. 6 ил.

Изобретение относится к производству абразивного инструмента, в частности токопроводящих алмазных кругов на металлической связке, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники для обработки различных материалов шлифованием. Абразивный инструмент выполнен в виде несущего абразивные элементы корпуса, состоящего из соединенных между собой наружного и внутреннего концентрично расположенных колец из токопроводящего материала. Кольца соединены посредством радиально расположенных элементов в виде стержней, количество и сечение которых выбрано по заданному параметру плотности тока из условия равнопрочности инструмента в радиальном и тангенциальном направлениях. Пространство между наружным и внутренним кольцами заполнено высокопрочным композиционным материалом с низкой плотностью, толщина которого меньше ширины колец. Снижается масса абразивного интсрумента, повышается жесткость конструкции. 2 ил.

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано при изготовлении рабочих колес компрессора из композиционных материалов. Производят раскрой слоев композиционного материала для получения заготовок, из которых формируют передний и задний фланцы, часть опорного кольца и лопатки. Прессуют лопатки с получением со стороны корневого сечения наметки опорного кольца. В пресс-форму укладывают заготовку, предназначенную для формирования переднего и заднего фланцев и части опорного кольца. При этом часть этой заготовки располагают в полости сепаратора пресс-формы. Затем в прорези сепаратора укладывают лопатки. Производят пропитку и укладку слоев материала, выходящего за контур лопаток, с обеспечением предварительного формирования опорного кольца. В пресс-форму устанавливают эластичный пуансон, обеспечивающий формирование внутренних поверхностей переднего и заднего фланцев и опорного кольца. На пуансон укладывают слои материала для заднего фланца. Затем производят установку нажимного пуансона пресс-формы, который скрепляют с сепаратором. Путем подачи давления на эластичный пуансон осуществляют прессование и образование монолитного рабочего колеса компрессора. Полученное рабочее колесо имеет облегченную конструкцию и повышенные прочностные характеристики. 8 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу изготовления щеточных уплотнений. Способ изготовления щеточного уплотнения включает намотку материала щетины на фиксирующие элементы, расположенные на плоской поверхности элементов оправки. Намотку материала щетины производят под требуемым углом, увеличенным на 3°…5° к диаметру оправки, и необходимым натяжением, поочередно, обходя фиксирующие элементы внутреннего и наружного элемента оправки, двигаясь по кругу. Ведется учет необходимого количества рядов материала щетины. Затем сжимают материал щетины второй накладкой, причем по мере сжатия производят постепенное ослабление натяжения материала щетины путем поворота наружного элемента на угол 3°-5° для лучшего уплотнения и окончательно зажимают весь материал щетины крепежными элементами. Намотанный материал щетины обрезают по наружной окружности и удаляют наружный элемент оправки. Далее скрепляют в месте среза материал щетины с накладками, например, сваркой. Разбирают оправку, полученное щеточное уплотнение обрабатывают по внутреннему диаметру. Изобретение повышает надежность щеточного уплотнения. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям уплотнения вращающихся валов и роторов газотурбинных двигателей и других роторных машин

Изобретение относится к области турбинного машиностроения, а именно к конструкциям рабочих колес центробежных компрессоров, в частности газотурбинных двигателей, может быть использовано в авиационной, ракетной технике, автомобильном двигателестроении и других отраслях промышленности и позволяет создать высоконагруженную конструкцию рабочего колеса центробежного компрессора из композиционного материала при значительном снижении его массы и повышенной жесткости и прочности

 


Наверх