Патенты автора Юхта Павел Валерьевич (RU)

Изобретение относится к способам бистатической гидролокации, в которых связь между разнесенными в пространстве приемником и передатчиком осуществляется по гидроакустическому каналу. Способ предназначен для применения в быстродвижущихся подводных объектах (ПО) и может быть использован как для получения информации от передатчика, так и для решения задачи навигации. Задачей заявляемого способа является компенсация доплеровского искажения связного сигнала путем его определения по принятому синхронизирующему сигналу и учета при обнаружении, детектировании и декодировании информационного сигнала. В качестве синхронизирующего сигнала применяется тональный сигнал или одна из реализаций последовательности Костаса в виде 32 элементарных тональных сигналов. Технический результат изобретения - возможность осуществления гидроакустической связи с быстроходным ПО путем компенсации доплеровского сдвига при обнаружении, детектировании и декодировании информационного сигнала. Заявляемый способ осуществления гидроакустической связи с быстроходным ПО предусматривает реализацию следующих операций: излучение связного сигнала, состоящего из синхронизирующего сигнала и информационного сигнала с заданным временным интервалом между ними; прием синхронизирующего сигнала и определение доплеровского сдвига частот связного сигнала; прием информационного сигнала и его детектирование и декодирование с учетом информации о доплеровском сдвиге предшествующего ему синхронизирующего сигнала. Таким образом, система, описанная выше, позволяет передавать синхронизирующий и информационный сигналы по одному каналу, тем самым обеспечивая согласованность этих сигналов по времени. 2 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение точности измерения скорости судна доплеровским лагом в условиях вертикального перемещения судна. Указанный технический результат достигается тем, что в доплеровском лаге, функционирующем по схеме "Янус", дополнительно измеряют направление и скорость вертикального перемещения судна в момент излучения зондирующих сигналов и в момент обнаружения эхо-сигналов, отраженных от дна, которые учитывают при вычислении скорости судна. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и расстояния до дна. Технический результат - повышение точности измерения доплеровским лагом расстояния до дна. Указанный технический результат достигается тем, что следом за излучением доплеровским лагом тонального зондирующего сигнала с большой длительностью излучается широкополосный зондирующий сигнал с малой длительностью. В результате по отраженному от дна тональному сигналу с высокой точностью определяется частота эхосигнала и, как следствие, скорость судна, а по отраженному от дна широкополосному сигналу с высокой точностью определяется время распространения сигнала до дна и обратно и, как следствие, расстояние до дна. 2 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна с использованием доплеровского лага. Достигаемый технический результат - повышение помехоустойчивости доплеровского лага и повышение точности измерения скорости судна при малых глубинах под килем. Указанный технический результат достигается тем, что в частотной области осуществляется обнаружение эхосигнала, отраженного от дна, и измерение его частоты с точностью до ширины спектрального окна Δƒ, определяемой длительностью зондирующего сигнала, а во временной области осуществляется более точное измерение частоты эхосигнала в полосе частот шириной Δƒ, в которой обнаружен эхосигнал. 3 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Одним из условий безопасного кораблевождения является постоянный контроль абсолютной (относительно дна) скорости судна и расстояния до дна. Указанный технический результат достигается тем, что сигнал, поступающий с выхода сформированной характеристики направленности приемной гидроакустической антенны, наряду с разбиением на перекрывающиеся интервалы времени длительности ТТС, равной длительности тонального зондирующего сигнала, также разбивается на перекрывающиеся интервалы времени меньшей длительности TKC, рассчитываемой исходя из заданной точности измерения глубины. Обнаружение эхо-сигнала (ЭС) осуществляется одновременно как на каждом интервале длительности ТТС, так и на каждом интервале длительности TKC. При обнаружении ЭС на интервале времени длительности ТТС определяется его частота, с использованием которой вычисляется скорость судна, а при первом обнаружении эхо-сигнала на интервале длительности TKC определяется интервал времени ΔТ между моментом времени этого обнаружения и моментом времени начала излучения тонального зондирующего сигнала. С использованием интервала времени ΔТ вычисляется глубина под килем. 2 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - увеличение надежности и точности работы доплеровского лага без значительного увеличения цены и габаритов аппаратуры. Достигаемый технический результат - повышение точности и помехоустойчивости измерения скорости судна в условиях качки на волнении. Указанный технический результат достигается путем применения одного из трех технических решений либо их совокупности. Первое техническое решение состоит в формировании при приеме дополнительно к ХН в направлении излучения (относительно нормали к плоскости антенны) двумерного веера ХН, в совокупности перекрывающих сектор телесных углов, в котором возможен приход эхосигнала, отраженного от дна. Второе техническое решение заключается в том, что зондирующие сигналы излучаются в моменты, когда угол крена либо угол дифферента судна равен нулю. Третье техническое решение заключается в том, что зондирующие сигналы излучаются в произвольные моменты времени, однако углы излучения (относительно нормали к зеркалу воды) запоминаются, и веер ХН при приеме формируется вокруг направления излучения относительно вертикали. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Решаемая техническая проблема - уменьшение погрешности измерения собственной скорости судна и увеличение предельной глубины работы лага без увеличения цены и габаритов аппаратуры. Технический результат заключается в повышении помехоустойчивости и уменьшении погрешности измерения абсолютной скорости судна при помощи доплеровского лага. Указанный технический результат достигается формированием четырехлучевой ХН излучающей антенны по схеме Янус без дополнительных максимумов за счет применения специального фазового распределения на элементах антенны, суть которого состоит в разбиении антенны, аналогично шахматной доске, условно на белые и черные квадраты, каждый из которых включает по четыре расположенных по углам квадрата излучающих элемента, при этом на все элементы белых квадратов и на все элементы черных квадратов подаются синфазные сигналы, с той лишь разницей, что сигналы, подаваемые на элементы черных квадратов, являются противофазными относительно сигналов, подаваемых на элементы белых квадратов. 4 ил.

Изобретение относится к области кораблевождения, а именно к способам и устройствам измерения абсолютной скорости судна. Достигаемый технический результат - повышение надежности обнаружения эхосигналов, отраженных от морского дна, при наличии во входном сигнале, кроме эхосигналов, отраженных от дна, также эхосигналов, отраженных от водных звукорассеивающих слоев. Заявляемый способ достигается следующими действиями: при обнаружении каждого эхосигнала дополнительно к определению его частоты определяется время его обнаружения относительно времени излучения зондирующего сигнала; оценки частот и времен обнаружения эхосигналов, обнаруженных на разных циклах излучения зондирующего сигнала, перед осреднением подвергаются траекторному анализу, реализуемому, например, с использованием алгоритма последовательного анализа Вальда. В результате траекторного анализа эхосигналы, отраженные от дна, отделяются от эхосигналов, отраженных от звукорассеивающих слоев; осреднение частот эхосигналов выполняется отдельно для эхосигналов, отраженных от дна, и эхосигналов, отраженных от каждого звукорассеивающего слоя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области гидроакустических лагов, предназначенных для измерения скорости морского объекта

 


Наверх