Патенты автора Ивандаев Сергей Иванович (RU)

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к реверсивным устройствам тяги газотурбинных двигателей, расположенных в хвостовой части самолета. При работе реверса воздух во внешнем контуре двигателей перекрывают частично или полностью за счет системы складывающихся створок и выводят из двигателя через радиальные каналы, открываемые сдвиганием назад хвостовых частей внешней обечайки, жестко соединенной с верхней и нижней обшивками пилонов двигателей. Радиальные каналы закрыты раздуваемой тканевой оболочкой, уложенной под сдвигаемыми частями внешней обечайки и верхней и нижней обшивками пилонов, которая в раздутом состоянии имеет торообразную конфигурацию, охватывающую в окружном направлении каждый двигатель с отводящими рукавами, проходящими по верхней и нижней поверхностям пилонов внутрь фюзеляжа самолета через люки, открываемые сдвигаемыми обшивками пилонов. Рукава подключены к внутреннему воздуховоду, проложенному вдоль фюзеляжа к соплам боковой и реверсной тяги. Сопло реверсной тяги находится в верхней части фюзеляжа и выдвигается во встречный поток воздуха подъемным рычагом. Изобретение обеспечивает повышение эффективности действия реверса тяги за счет увеличения угла отклонения реверсируемого потока без заброса струи на вход в двигатель и исключение попадания посторонних предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы в двигатель. 5 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к реверсированию тяги газотурбинных двигателей. Способ реверсирования тяги двухконтурного газотурбинного двигателя, состоящий в перекрытии потока воздуха во втором контуре и выводе его из двигателя в виде струй, направленных в сторону движения самолета, согласно изобретению при переводе двигателя в режим реверса тяги на реверсном участке двигателя открывают отверстия во внешней стенке второго контура и реверсный люк внешней обечайки двигателя для вывода реверсной струи, при этом перекрывают поток воздуха во втором контуре и воздух из второго контура через открытые отверстия и радиальные каналы направляют в герметично подключенные к их выходу уложенные под реверсным люком и имеющие плавное сужение проходного сечения поворотные раздуваемые воздуховоды из воздухонепроницаемой ткани, в которых разворачивают движение воздуха в сторону движения самолета, ускоряют его в сужающейся части, и из которых его выбрасывают в атмосферу под углом к направлению движения самолета; выходной контур реверсного сопла, к которому присоединена ткань воздуховодов, выдвигают за пределы поперечного сечения гондолы двигателя одновременно с открытием реверсного люка с помощью силовых элементов, устанавливая необходимый угол реверсной струи по отношению к оси двигателя, при этом при размещении двигателя на пилоне под крылом, реверсный люк располагают в верхней части двигателя со стороны пилона симметрично вертикальной плоскости двигателя, а при хвостовом размещении двигателя его располагают в боковой части двигателя со стороны, противоположной горизонтальному пилону. Рассмотрено реверсивное устройство, содержащее реверсный люк в поверхности гондолы двигателя, жестко соединенный с подвижной частью обтекателя пилона при его наличии, имеющий ось вращения на поворотных рычагах в хвостовой части и выдвигаемый из-под реверсного люка за пределы обечайки на поворотных рычагах выходной контур реверсного сопла в носовой части двигателя, выходной контур сопла соединен с реверсным люком в передней его части с помощью установленных на нем роликов, перемещаемых в продольных пазах силовых ребер реверсного люка, поворотные рычаги сопла через промежуточные тяги-толкатели соединены со штоками гидравлических цилиндров привода сопла и реверсного люка, закрепленных на силовой части конструкции двигателя, под реверсным люком уложены по обе стороны от оси люка имеющие плавное сужение проходного сечения поворотные раздуваемые воздуховоды из воздухонепроницаемой ткани, вход которых по воздуху присоединен к выходу радиальных каналов во внешней стенке наружного контура двигателя, а выход по воздуху тканых воздуховодов герметично закреплен на выходном контуре выдвигаемого реверсного сопла. Изобретение обеспечивает повышение эффективности действия реверса тяги, снижение длины пробега самолета при посадке, а также снижение нагрузки на фрикционные тормоза. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 13 ил.

Двухконтурный газотурбинный двигатель с возможностью создания боковой тяги предназначен для использования на самолете с возможностью посадки при боковом ветре. На каждой боковой стороне сопла внешнего контура двигателя установлено сопло боковой тяги в виде прямоугольного окна со створкой, приводимой в действие гидравлическими цилиндрами и открывающей выход воздуха внешнего контура двигателя в атмосферу, за которыми по ходу движения воздуха в двигателе во внешнем контуре установлена раздуваемая эластичная кольцевая оболочка, которая в раздутом состоянии частично перекрывает проходное сечение внешнего контура двигателя. Оболочка через управляемые клапаны соединена трубопроводами с одним из отборов воздуха из компрессора и атмосферой. Оболочка расположена на внешней или внутренней обечайке внешнего контура двигателя. Датчики скорости бокового ветра, углов открытия створок боковых сопел и степени раздува эластичной кольцевой оболочки подключены к системе автоматического управления двигателем. Изобретение направлено на увеличение безопасности полета самолета. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Заявленная группа изобретений относится к разделению тяжелой и легкой воды, особенно в опресненной морской воде. В предварительно охлажденную воду добавляют легководную суспензию частиц в качестве центров кристаллизации тяжелой воды. Затем воду распыляют в поток холодного воздуха. После достижения температуры водовоздушной смеси 0,1-0,2°С воду отделяют от воздуха. Далее воду осветляют с помощью коагулянта и окончательно отфильтровывают частицы с осажденными на них кристаллами тяжелой воды в ультрафильтре при постоянной температуре, получая легкую воду. Твердые частицы возвращают в процесс для создания легководной суспензии, а очищенной легкой водой предварительно охлаждают воду, поступающую на разделение. Технический результат: получение воды с низким содержанием примеси тяжелой воды при высокой производительности и низком расходе энергии. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к конструкции и эксплуатации многоразовых ступеней космических ракет. После торможения и ориентации отработавшей ступени (1) по новому направлению выдвигают, расширяют и вновь возвращают назад тормозной щит (3-4), защищающий от скоростного потока двигатели ориентации. Затем для устойчивого движения ступени раздувают вокруг нее теплозащитные термостойкие оболочки (не показаны), уложенные под крышками (5) и (9). После прохождения пиковых значений динамических и тепловых нагрузок встречным потоком воздуха раздувают тормозные оболочки (не показаны), стропы которых закреплены в углублениях корпуса и по торцу ступени. Требуемую температуру в этих оболочках поддерживают путем сжигания топлива в двигателях ориентации, создавая аэростатическую силу, обеспечивающую конечное зависание ступени над поверхностью Земли. Техническим результатом является создание достаточно простой и надежной системы возврата ракетных ступеней. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 12 ил.

Группа изобретений относится к конструкции и эксплуатации многоразовых элементов космических ракет. Возвращаемый на Землю головной обтекатель (ГО) (3) полезного груза (5), установленный на второй ступени (2) ракеты, выполнен из двух створок (половин), связанных друг с другом раздвижным механизмом (не показан). При работающем двигателе первой ступени (1) створки ГО (3) раздвигают так, что ступень (2) свободно проходит через ГО, а ГО фиксируют на упорах первой ступени. После разделения ступеней (1) и (2) створки ГО сдвигают, и возвращают ГО на Землю вместе с первой ступенью. В другом варианте проход ГО через ступень (2) производится после разделения ступеней (1) и (2) и при работе последней. После прохода ГО запускают тормозные двигатели на створках ГО, затем створки сдвигают, а посадку ГО осуществляют с помощью аэростатической оболочки. Техническим результатом является создание простой и надежной системы возврата ГО. 4 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Для определения плотности жидкости и газа и уровня жидкости в емкости измеряют перепады давления в вынесенной из емкости вертикальной измерительной трубке на участке известной длины. Нижнюю точку измерения давления располагают ниже минимально допустимого для емкости уровня жидкости, а верхнюю точку измерения давления располагают выше максимально допустимого для емкости уровня жидкости. Сначала трубку продувают газом из газового объема емкости, вытесняя из нее жидкость в жидкостной объем емкости и измеряют перепад давления. Затем измеряют перепад давления после заполнения трубки жидкостью до перелива. Плотность газа и жидкости рассчитывают по формулам ρg=(P1-P2)g/g/Н0, ρL=(Р1-P2)L/g/Н0, где (Р1-Р2)g - перепад давления в газе; (Р1-Р2)L - перепад давления в жидкости; g - ускорение силы тяжести; H0 - расстояние между точками измерения давления. Текущий уровень жидкости Н в емкости рассчитывают по формуле Н=[(P1-P2)-ρggH0]/[(ρL-ρg)g], где Р1 - давление жидкости в нижней точке; Р2 - давление газа в верхней точке. Техническим результатом является возможность постоянного и эффективного контроля плотностей жидкой и газообразной фаз в емкости и уровня жидкости при повышенной точности измерения. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил. 1 пр.

Изобретение относится к способам и устройствам определения плотности жидкости. Техническим результатом является повышение точности измерений в широком диапазоне изменения плотности жидкостей, исключение субъективных ошибок при измерениях и легкая автоматизация процесса измерений. Цилиндрический плунжер, хвостовик которого находится на чувствительном элементе весов вне жидкости, взвешивают дважды, первый раз определяют вес G1 изолированного плунжера, затем освобождают полностью погруженный в жидкость поплавок с точно известным весом и объемом, приводя его в осесимметричный контакт с плунжером, и измеряют силу G2. Плотность жидкости рассчитывают по формуле ρL=(G1-G2+Gпопл)/(gVпопл), где Gпопл - вес поплавка, Vпопл - объем поплавка, a g - ускорение силы тяжести. Устройство содержит плунжер с хвостовиком, размещаемым на чувствительном элементе электронных весов. Внутри хвостовика установлен шток, не контактирующий с плунжером, перемещение которого обеспечивает одно из трех возможных положений полностью погруженного в жидкость поплавка: поплавок прижат к плунжеру штоком, измерение не производится; поплавок не имеет контакта с плунжером, но удерживается штоком, производится измерение G1; поплавок имеет контакт с плунжером, но не касается штока, производится измерение G2. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к способам и устройствам определения плотности жидкости. Устройство измерения плотности жидкости включает емкость с жидкостью и открытый цилиндрический тонкостенный стакан постоянного диаметра, выполняющий роль поплавка или плунжера, в зависимости от плотности жидкости, верхняя кромка стакана поплавка имеет выступающую за его диаметр коническую развальцовку, за которую равномерно расположенными по окружности центрирующими по конической поверхности захватами поплавок свободно подвешен к цилиндрической торцевой шайбе якоря линейного привода с закрепленным на ней цилиндрическим чувствительным элементом электронных весов так, что между торцом поплавка и цилиндрическим чувствительным элементом имеется зазор, тело плунжера в виде цилиндра постоянного диаметра имеет хвостовик с торцевой шайбой, лежащей на цилиндрическом чувствительном элементе электронных весов, располагающемся в цилиндрической коробке, верхняя плоскость цилиндрической коробки закреплена на якоре линейного привода соосно с ним, в емкость для жидкости введена вертикально трубка подачи в нее жидкости с установленным на ней вентилем, емкость имеет переливное устройство, расположенное по периметру емкости и соединенное с вертикальной трубкой отвода перелитой жидкости в сборный стакан с дренажной трубкой, оснащенной вентилем. В способе с поплавком цилиндрический поплавок погружают в жидкость и измеряют его координату z1 и выталкивающую силу F1, после чего дополнительно погружают поплавок в жидкость и измеряют координату z2 и выталкивающую силу F2, при этом поддерживают постоянный уровень жидкости. Плотность жидкости рассчитывают по формуле: ρL=4(F2-F1)/[gπD2(z2-z1)], где g - ускорение силы тяжести; D - диаметр поплавка. В способе с плунжером цилиндрический плунжер взвешивают до погружения, затем погружают в жидкость и измеряют его координату z1 и силу F1, действующую на весы, после чего дополнительно погружают плунжер в жидкость и измеряют координату поплавка z2 и силу F2, при этом поддерживают постоянный уровень жидкости. Плотность жидкости рассчитывают по формуле: ρL=4[F2-F1+ρgg(z2-z1)]/[gπD2(z2-z1)], где ρg - справочное значение плотности газа или рассчитанное по формуле: ρg=(G0-F0)/g/V0, где G0 - вес плунжера в вакууме; F0 - вес плунжера в газовой среде; V0 - объем плунжера. Техническим результатом является повышение точности измерений в широком диапазоне изменения плотности жидкостей, исключение субъективных ошибок при измерениях и автоматизация процесса измерений. 4 н. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Плотномер // 2710081
Изобретение относится к устройствам определения плотности жидкости и может использоваться в пищевой, нефте- и газодобывающей промышленности, а также в общей лабораторной практике при измерении плотности жидкости. В камере с системой щелевых отверстий для подвода и отвода жидкости находится тонкостенный поплавок в виде тела вращения. Поплавок имеет верхний и нижний центрирующие выступы в виде усеченных конусов. Внутри нижнего выступа размещен ферромагнитный утяжелитель. Центрирующие выступы расположены с зазором между соосными нижним и верхним свободно пропускающими жидкость центрирующими упорами, плотно прилегающими к конической поверхности выступов при контакте. Верхний упор присоединен к цилиндру силового штока, соединенного с центральной площадкой упругой мембраны, отделяющей камеру с поплавком от верхней газовой полости. В газовой полости силовой шток центральной площадки мембраны, проходя через центральное отверстие ограничителя хода мембраны, своей торцевой шайбой упирается в датчик силы. Нижний упор поплавка закреплен на сердечнике электромагнита. Упоры набраны из отдельных равноотстоящих друг от друга в окружном направлении плоских лепестков, а поплавок имеет форму сферы, эллипсоида вращения или сдвоенного усеченного конуса. Запорно-регулирующие устройства, датчик силы и электромагнит связаны с регистрирующим и управляющим блоком. Технический результат - повышение точности измерений в широком диапазоне изменения плотности жидкостей, исключение субъективных ошибок при измерениях и легкая автоматизация процесса измерений плотности жидких потоков. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 пр.

Группа изобретений относится к переработке высокотемпературных вулканических газов. Повышают давление собранных газов низкого давления из фумарольных трещин и каналов вулкана, затем охлаждают их с обеспечением конденсации сульфидных соединений рассеянных и редких элементов, полученную смесь охлаждают до температуры, превышающей температуру плавления серы, смешивают с распыленной жидкой серой и проводят очистку с обеспечением получения расплава, содержащего серу и твердые и жидкие сконденсированные сульфидные соединения рассеянных и редких элементов, и охлажденных очищенных вулканических газов. Расплав направляют на извлечение из него рассеянных и редких элементов, а очищенные вулканические газы нагревают горячими неочищенными вулканическими газами и направляют в атмосферу, при этом сжатый воздух, нагретый при охлаждении вулканических газов, используют для выработки электроэнергии. Предложены также устройство и способ переработки газов высокого давления из газонаполненной части вулканического канала или из горизонтов, расположенных ниже дневной поверхности вулкана. Обеспечивается переработка вулканических газов с извлечением рассеянных и редких элементов, выработка электроэнергии и поддержание давления газов в вулкане для предотвращения извержения. 4 н.п. ф-лы, 4 ил., 1 пр.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. При ледовом плавании судов ледового и неледового класса предварительно суда неледового класса размещают в суда-доки ледового класса, после чего все суда ледового класса вместе с ледоколом соединяют в кильватерную колонну «в упор» введением носовой части судна в кормовую выемку впереди идущего судна и стыковки с помощью унифицированного стыковочного узла. При этом просвет между кормовой частью каждого судна и носовой частью состыкованного с ним судна перекрывают бортовыми скегами, исключающими воздействие битого льда на носовые обводы судов. Кормовая часть ледокола имеет приемную часть унифицированного стыковочного узла и дополнительно устройства жесткой стыковки с носовой частью следующего за ним судна. Технический результат заключается в повышении эффективности и безопасности морских перевозок в ледовых условиях. 4 н. и 20 з.п. ф-лы, 11 ил., 1 табл.

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа привода колес шасси самолета для выравнивания окружной скорости колес со скоростью самолета перед приземлением и для перемещения самолета по земле. Каждое колесо шасси вращают с помощью одной из двух соосных с колесом воздушных турбин противоположных направлений вращения. Воздух от основных двигателей или вспомогательной энергетической установки по телескопическому трубопроводу, закрепленному на стойке шасси, подают в коллектор шасси, из которого он поступает в два не сообщающихся колесных коллектора. Из каждого коллектора воздух через управляющие клапаны подают в свою радиальную или осевую турбину. Одной из турбин раскручивают колеса перед посадкой и при движении на земле вперед, а другой турбиной осуществляют движение колес в обратном направлении для торможения после приземления, а также для движения задним ходом и разворотах при маневрировании. Эжектором, сопло которого подключено патрубком с управляющим клапаном к воздушному коллектору шасси, воздух через коллектор системы охлаждения, соединенный секторными воздуховодами с корпусом тормоза, прокачивают через пакет тормозных дисков. Достигается осуществление привода колес шасси с изменением направления вращения, выравнивание окружной скорости колес шасси со скоростью самолета при его посадке, возможность автономного перемещения самолета по аэродрому, снижение нагрузки на тормоза самолета, устранение перегрева тормозов. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к угольным энергетическим котлам с твердым шлакоудалением, в том числе при их работе на углях, содержащих благородные металлы

Изобретение относится к угольным энергетическим котлам с жидким шлакоудалением, особенно при их работе на углях, содержащих благородные металлы

Изобретение относится к угольным энергетическим котлам с твердым шлакоудалением, особенно при их работе на углях, содержащих благородные металлы

 


Наверх