Патенты автора Гусенко Сергей Михайлович (RU)

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам авиационного газотурбинного двигателя, а именно, к регулируемым в процессе сборки и нерегулируемым в работе выходным устройствам плоских реактивных сопел. Выходное устройство плоского реактивного сопла с центральным телом, содержащее донную часть, верхнюю часть, две боковые стенки с закрепленным на них упомянутым центральным телом, образующие верхний и нижний каналы проточной части, согласно настоящему изобретению центральное тело выполнено полым из, по меньшей мере, четырех пластин, соединенных между собой по торцам и в сечении вертикальной продольной плоскостью, имеет форму выпуклого четырехугольника, кроме того центральное тело закреплено на боковых стенках с возможностью его горизонтального смещения относительно них посредством промежуточных устройств, установленных в окнах, выполненных в боковых стенках. Изобретение обеспечивает повышение прочности и регулирование площади критического сечения при сборке для обеспечения оптимальной работы на всех режимах, что приводит к повышению ресурса и коэффициента полезного действия (КПД) узла в целом. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к устройствам для тарировки датчиков для статических испытаний деталей и узлов авиационных газотурбинных двигателей. Универсальное устройство тарировки датчиков для статических испытаний содержит по меньшей мере один тензометрический датчик и один датчик перемещения, подложку, чувствительный элемент, средство измерения и средство нагружения, при этом чувствительный элемент состоит из основания, соединенного с подложкой с помощью переходного элемента, одной консольной балки, средство нагружения установлено на подложке с возможностью воздействия на консольную балку чувствительного элемента, а средство измерения содержит устройство подсветки, установленное на подложке, и окуляр с градуировочной шкалой, соединенный с подложкой с помощью средства соединения. При этом чувствительный элемент размещен между устройством подсветки и окуляром, на консольной балке чувствительного элемента вблизи ее основания имеется линия уровня установки тензометрического датчика, при этом тензометрический датчик установлен таким образом, что его середина совпадает с упомянутой линией, кроме того, на консольной балке чувствительного элемента имеется метка, размещенная на половине ширины консольной балки на уровне оси окуляра, при этом датчик перемещения установлен над устройством с возможностью измерения перемещения консольной балки чувствительного элемента в метке. Технический результат - возможность одновременной тарировки датчиков перемещений и тензометрических датчиков, возможность многоразового использования устройства. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию оснастки стендов для испытания трубопроводов на усталостную прочность, а именно приспособлений для закрепления трубопроводов на вибростенде, в частности трубопроводов турбомашин. Устройство содержит корпус с кольцевым фланцем. Наружная боковая поверхность корпуса выполнена в виде многогранника с четным количеством граней, на каждой грани которого выполнены отверстия. На по меньшей мере одной из указанных граней в отверстии посредством разъемного соединения установлен штуцер крепления трубопровода. Корпус выполнен в виде стакана, донышко которого расположено с противоположной стороны от кольцевого фланца. Устройство дополнительно содержит кольцевое уплотнение и крышку, габарит которой больше диаметра кольцевого фланца. В отверстии на противоположной от штуцера крепления трубопровода грани стакана дополнительно установлен штуцер подвода в полость стакана охлаждающего воздуха. В штуцере крепления трубопровода со стороны полости стакана выполнено глухое осевое отверстие и выполнены сквозные отверстия от боковой части штуцера крепления трубопровода до глухого осевого отверстия, кроме того, в остальных отверстиях граней корпуса установлены герметичные заглушки. Крышка расположена между корпусом и вибростендом и соединена посредством разъемных соединений, при этом в торце корпуса со стороны крышки выполнена кольцевая проточка, в которой установлено кольцевое уплотнение. Технический результат: снижение температуры элементов устройства в процессе усталостных испытаний трубопроводов, меньшее изменение жесткости элементов устройства в условиях усталостных испытаний трубопроводов при высоких температурах, упрощение проведения испытаний. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к испытаниям авиационных двигателей. Пневматическая метательная установка содержит источник (1) газа высокого давления, ствол (2) и полый поддон с метаемым телом. Установка снабжена средством (5) для улавливания поддона. Основание (7) поддона жестко закреплено на отдельной раме (6), передняя (8) и задняя (9) стенки жестко закреплены на основании (7), а направляющие (10) расположены между передней (8) и задней (9) стенками вдоль оси ствола (2) и жестко закреплены на них. Инерционные элементы (11) выполнены разной массы и установлены на направляющих (10) с возможностью перемещаться вдоль них таким образом, что самый легкий инерционный элемент расположен первым за передней стенкой, а самый тяжелый инерционный элемент максимально удален от нее. В передней (8) и задней (9) стенке выполнены отверстия большего диаметра, чем наружный диаметр поддона, а в каждом инерционном элементе (11) выполнено отверстие меньшего диаметра, чем наружный диаметр поддона, но большего диаметра, чем внешний диаметр, описывающий радиальный габаритный размер метаемого тела. Достигается повышение точности проводимого эксперимента и повышение ресурса пневматической метательной установки. 10 з.п. ф-лы, 2 ил.

Группа изобретений относятся к области статических лабораторных испытаний. Способ испытаний деталей и узлов турбомашины заключается в последовательном изменении уровня нагрузки и контроле нагрузки на каждой ступени, анализе процесса и прекращении нагружения до начального этапа разрушения объекта испытания. Согласно способу: в зависимости от необходимой нагрузки максимального усилия на объект испытания выбирают прямолинейное средство нагружения (ПСН). Для ПСН определяют максимальное предельное усилие, развиваемое им до начала разрушения объекта испытания, и максимально возможное усилие, которое ПСН может развить в случае сбоя его работы до момента собственного разрушения, на основании вышеизложенного определяют средства нагружения, которые могут разрушить объект испытания в случае своей нештатной работы, устанавливают предохранительное устройство между средством нагружения ПСН и объектом испытания так, чтобы силовая связь была обеспечена между объектом испытания и ПСН в процессе испытания при максимальном усилии и происходило срабатывание предохранительного устройства с физическим разрывом силовой связи до достижения предельного уровня усилия, после чего проводят испытание выбранного объекта. Также заявлено предохранительное устройство для осуществления способа. Обеспечивается повышение надежности получения результатов и сокращение сроков подготовки испытаний. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, силовые элементы системы управления створками закреплены на корпусе и соединены с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Система управления створками включает в себя четыре гидроцилиндра по одному на каждый механизм управления сверхзвуковыми створками, закрепленных на корпусе посредством соединительных устройств, четыре гидроцилиндра и два пневмоцилиндра, каждый из которых связан с одним механизмом управления дозвуковыми створками и закреплен на корпусе посредством траверс, систему коммуникаций и агрегаты управления. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр или пневмоцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира. Проушина крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами крепления тяг и проушинами крепления рычага к кронштейну. Каждые гидроцилиндр и пневмоцилиндр имеют датчик обратной связи, а каждый механизм управления соединен с соответствующим гидроцилиндром или пневмоцилиндром посредством шарнира. Пневмоцилиндры соединены с центральными механизмами дозвуковых сворок в верхней и нижней части регулируемого сопла. Изобретение позволяет повысить КПД двигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его частях, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, при этом механизмы управления включают шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней частях регулируемого сопла. Система управления створками включает в себя силовые элементы, закрепленные на корпусе и соединенные с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Силовые элементы представляют собой гидроцилиндры с датчиком обратной связи, по одному на каждый механизм управления, соединенные посредством шарниров, систему коммуникаций и агрегаты управления, обеспечивающие независимое управление дозвуковыми и сверхзвуковыми створками в верхней и нижней частях регулируемого сопла. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира, кроме того, проушина крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами крепления тяг и проушинами крепления рычага к кронштейну. Изобретение обеспечивает увеличение КПД газотурбинного двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, и четырьмя соединительными устройствами, каждое из которых установлено на корпусе между траверсами. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, при этом механизмы управления включают шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней части регулируемого сопла. Система управления створками включает в себя силовые элементы, закрепленные на корпусе и соединенные с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Силовые элементы представляют собой гидроцилиндры с датчиком обратной связи по одному на каждый механизм управления, соединенные посредством шарниров, систему коммуникаций и агрегаты управления, обеспечивающие независимое управление дозвуковыми и сверхзвуковыми створками в верхней и нижней части регулируемого сопла. Каждое соединительное устройство включает кронштейн, закрепленный на корпусе, рычаг, шарнирно закрепленный на кронштейне, и две тяги, шарнирно соединяющие рычаг с соседними траверсами. Каждый гидроцилиндр механизмов дозвуковых створок закреплен на соответствующей траверсе посредством шарнира, а каждый гидроцилиндр механизмов сверхзвуковых створок закреплен на соответствующем рычаге посредством шарнира, кроме того проушина для крепления гидроцилиндра на рычаге расположена между проушинами для крепления тяг и проушинами для крепления рычага к кронштейну. Изобретение позволяет увеличить КПД газотурбинного двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя снабжено механизмами увеличения жесткости боковых стенок, двумя вертикальными силовыми балками, каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками. Корпус включает в себя выходной фланец, на торцевой поверхности которого жестко закреплены боковые стенки, притом силовые балки закреплены на вертикальных участках выходного фланца. На силовых балках шарнирно закреплены механизмы увеличения поперечной жесткости, соединенные с последними и корпусом с возможностью перемещения вдоль проточной части. Каждая из боковых стенок снабжена плоскими теплозащитными экранами и законцовками, симметрична относительно горизонтальной плоскости, представляет собой тонкостенную профилированную панель, состоящую из закрепленных между собой передней, средней и задней частей и выполненную сужающейся по своей ширине от места контакта с корпусом, а передняя часть снабжена фланцем в области переднего торца, контактирующего с корпусом. Профиль каждой панели содержит выступы, выполненные в виде цилиндрических втулок, ось которых перпендикулярна плоскости экранов, для крепления последних, законцовок и под установку шарнирных соединений с дозвуковыми створками, а также внешние ребра жесткости, средства соединения с механизмами увеличения жесткости боковых стенок, три продольные выпуклости и шесть поперечных выпуклостей, расположенных между продольными, при этом все выпуклости направлены наружу относительно проточной части. Продольные выпуклости выполнены от фланца, центральная из них выполнена шире крайних, зауженной и усиленной двумя внешними ребрами жесткости у фланца, с вогнутостью вдоль наружной поверхности в месте максимального удаления от проточной части и проходит через три части панели. Крайние продольные выпуклости выполнены на передней и средней частях, на передней части выполнены две широкие поперечные выпуклости, на средней части выполнены четыре узких поперечных выпуклости, на двух из которых максимально удаленных от фланца выполнены по два средства соединения с механизмом увеличения жесткости боковых стенок, каждое из которых подкреплено внешним ребром жесткости к месту соединения с задней частью. В задней части на выходе выполнен вырез с отверстиями на кромке, в котором установлена законцовка, повторяющий ее форму, выступы под установку законцовок периодически расположены вдоль кромок выреза, каждый из выступов содержит по паре проушин и подкреплен ребром жесткости к центральной продольной выпуклости или к месту соединения со средней частью, причем вдоль мест соединения частей панель выполнена с большей толщиной. Выступы для установки шарнирных соединений с дозвуковыми створками выполнены между кромкой панели и крайними продольными выпуклостями около фланца, причем каждый подкреплен тремя внешними ребрами жесткости с последним и одним внешним ребром жесткости с крайней продольной выпуклостью, выступы под крепление экранов расположены рядами поперек панели, а выступы для крепления законцовок выполнены с возможностью крепления экранов. Изобретение позволяет увеличить КПД сопла и газотурбинного двигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбо- и авиадвигателестроения, а именно к двухканальным топливным форсункам камер сгорания, обеспечивающим подачу жидкого топлива в камеру сгорания турбомашины, в частности газотурбинного двигателя. Двухканальная топливная форсунка камеры сгорания турбомашины содержит корпус с каналами подачи топлива, с фланцем для его установки на камере сгорания и нижним выступом относительно фланца со стороны выхода каналов подачи топлива. Форсунка снабжена двумя трубками и по меньшей мере одним бандажом, а корпус выполнен симметричным относительно плоскости, проходящей через оси каналов подачи топлива, идущих параллельно, и образует над фланцем верхний выступ, выполненный концентрическим с внешней резьбой и одним входным отверстием со стороны свободного торца, сообщающимся с двумя каналами подачи топлива, площади которых изменяются по длине и равны в каждом поперечном сечении, кроме того на образованном корпусом относительно фланца нижнем выступе со стороны его свободного торца выполнены параллельные проточки под установку трубок, а на боковой его поверхности выполнены лыски, причем трубки жестко закреплены в проточках и зафиксированы друг относительно друга по меньшей мере одним бандажом, отстоящим от корпуса, при этом одна из трубок выполнена большей длины, а оси трубок на участке от корпуса до максимально удаленного бандажа эквидистантны друг другу независимо от направления изгиба, также каждый канал подачи топлива сообщен с полостью соответствующей ему трубки. Изобретение позволяет обеспечить минимизацию потерь потока внутри камеры сгорания, надежное соединение топливоподводящих каналов, оптимальную дозировку и распределение топлива при доставке его в камеру сгорания. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления, согласно настоящему изобретению снабжено теплозащитными экранами, установленными со стороны проточной части в корпусе, а также на боковых стенках и дозвуковых створках и жестко зафиксированными на корпусе, боковых стенках и дозвуковых створках соответственно, с образованием тракта охлаждения между теплозащитными экранами и упомянутыми конструктивными элементами, вход в который сообщен с наружным контуром двигателя, при этом каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок, выполнена в поперечном разрезе в форме тупого угла, вершина которого направлена от проточной части, кроме того, каждая дозвуковая створка выполнена из центральной и двух боковых частей, жестко соединенных по близлежащим торцам, при этом близлежащие поверхности дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими, кроме того, на наружной поверхности каждой дозвуковой створки выполнены продольные, поперечные и наклонные относительно направления газового потока ребра жесткости, установленные под углом к продольным и поперечным ребрам жесткости, а также кронштейны с проушинами для соединения с механизмами управления и сверхзвуковыми створками, установленные вдоль центральных частей дозвуковых створок, при этом каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того, на дозвуковой створке, вдоль нее, выполнены по меньшей мере один ряд отверстий, в которые установлены втулки, а также по меньшей мере два ряда крючкообразных зацепов со стороны ее внутренней поверхности. Техническим результатом является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, возможностью расширения технологии производства деталей и минимизацией их массы, что снижает вес и увеличивает его КПД и двигателя в целом. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также элементы внешнего обвода и систему управления створками. На каждой сверхзвуковой створке установлены по одной поперечной передней и задней балке. В каждой поперечной передней балке выполнено по меньшей мере три отверстия, в двух из которых с зазором размещены элементы механизмов управления. Каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе в форме тупого угла, вершина которого направлена от проточной части двигателя. Каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми створками. Раскрыто выполнение сверхзвуковых створок и ребер жесткости на них, а также соединение створок с механизмами управления. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя включает корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, боковые стенки, закрепленные на корпусе, дозвуковые створки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, образующие проточную часть с управляемыми критическим и выходным сечениями, систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Дозвуковые створки шарнирно закреплены на боковых стенках. Корпус выполнен симметричным относительно вертикальной продольной плоскости, сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней его части, двумя горизонтальными силовыми балками. Механизмы управления установлены на траверсах и шарнирно соединены с последними. Корпус включает в себя входной кольцевой фланец, силовой пояс и выходной фланец. Передняя плоскость входного кольцевого фланца повернута относительно горизонтали, перпендикулярной оси газотурбинного двигателя, на угол до 5° включительно. Силовой пояс выполнен вне проточной части в виде двух поперечных стенок, закрепленных на обечайке корпуса, и наружной полки, выступающей за габариты поперечных стенок и содержащей плоские горизонтальные площадки на наружной поверхности в верхней и нижней ее части. Кроме того, силовой пояс содержит две коробки с проушинами, при этом проушины расположены таким образом, чтобы в каждой стенке силового пояса их было две, проушины выступают внутрь коробки, а окружная координата центров проушин отклонена от горизонтали и находится в диапазоне от 20° до 35°. Наружная полка в области коробки имеет вырез и выступает относительно стенок больше, чем в других местах силового пояса. Горизонтальные силовые балки закреплены на соответствующих прямолинейных участках выходного фланца, притом каждая траверса передней частью закреплена на соответствующей плоской горизонтальной площадке, а задней частью на соответствующей горизонтальной силовой балке. Обечайка в месте закрепления поперечных стенок выполнена с утолщением. Изобретение обеспечивает снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и турбореактивного двигателя в целом. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно, к элементам конструкции промежуточных корпусов турбореактивных двигателей. Промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя содержит составной конический разделитель потока, силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, объединенные составным коническим разделителем потока, состоящим из неподвижных и подвижных секторов. Неподвижные сектора выполнены за одно целое с силовыми стойками, между которыми расположены подвижные сектора, торцевые стенки которых соединены поворотными осями с близлежащими неподвижными секторами. Задние стенки подвижных секторов кинематически соединены с приводом направляющих аппаратов компрессора высокого давления посредством поворотных тяг, рычагов и приводных колец. Статорная часть компрессора высокого давления соединена с неподвижными секторами разделителя потока, при этом на приводном кольце подвижных секторов установлены пальцы. На задних стенках подвижных секторов разделителя выполнены наклонные прорези с возможностью контактировать с соответствующими пальцами приводного кольца подвижных секторов. Подвижные сектора и передний ряд направляющих аппаратов компрессора высокого давления кинематически связаны посредством одного приводного кольца, содержащего средства крепления пальцев, размещенные на его переднем торце, а также средства соединения с передним рядом направляющих аппаратов, последние из которых установлены со стороны заднего торца приводного кольца. Технический результат - повышение надежности и снижение массы конструкции, за счет уменьшения количества деталей с сохранением синхронизации управления поворотом подвижных секторов конического разделителя потока и направляющих аппаратов компрессора высокого давления. 4 ил.

Изобретение относится к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус с обечайкой, боковые стенки, сверхзвуковые створки, шарнирно закрепленные на дозвуковых, систему управления створками, соединенную с дозвуковыми створками и сверхзвуковыми створками посредством механизмов управления. Сопло снабжено, по меньшей мере, двумя механизмами увеличения жесткости корпуса, двумя горизонтальными и двумя вертикальными силовыми балками, а также шестью траверсами, закрепленными снаружи корпуса по три в верхней и нижней его части. Механизмы управления установлены на траверсах и шарнирно соединены с ними. Корпус выполнен составным из передней и задней частей и включает в себя последовательно расположенные входной фланец, силовой пояс соединения с самолетом, два внешних поперечных шпангоута, выполненные своим периметром по форме обечайки корпуса, поперечное фланцевое соединение двух частей корпуса, расположенное в его центральной части, три внешних поперечных шпангоута, выполненные по форме обечайки корпуса, и выходной фланец. По меньшей мере один из шпангоутов выполнен с возможностью контакта с, по меньшей мере, двумя траверсами. Вертикальные и горизонтальные силовые балки закреплены на соответствующих прямолинейных участках выходного фланца посредством подвижных соединений. Траверсы задней частью закреплены на корпусе посредством горизонтальных силовых балок. Каждый механизм увеличения жесткости корпуса включает кронштейн, установленный на поперечном фланцевом соединении двух частей корпуса, и балку, которая своей центральной частью шарнирно закреплена на соответствующей вертикальной силовой балке. Один конец каждой из балок соединен с корпусом посредством кронштейна, а другой - с соответствующей боковой стенкой, с возможностью смещения концов балок относительно кронштейна и боковой стенки вдоль продольной оси сопла. Технический результат - увеличение КПД сопла и газотурбинного двигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, верхние и нижние дозвуковые створки и верхние и нижние сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с соответствующими дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, согласно настоящему изобретению снабжено теплозащитными экранами и уплотнительными элементами. Корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, причем каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками. Теплозащитные экраны установлены со стороны проточной части в корпусе, а также на боковых стенках и дозвуковых створках и жестко зафиксированы на корпусе, боковых стенках и дозвуковых створках соответственно с образованием тракта охлаждения между теплозащитными экранами и упомянутыми конструктивными элементами, вход в который сообщен с наружным контуром двигателя. Каждый из уплотнительных элементов установлен между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки и жестко соединен с выходным фланцем. В зазорах между теплозащитными экранами, установленными в корпусе и на дозвуковых створках, установлены уплотнительные проставки, каждая из которых жестко соединена с близлежащим уплотнительным элементом посредством направляющих элементов, расположенных с зазором друг относительно друга и установленных между уплотнительными элементами и соответствующими им уплотнительными проставками в тракте охлаждения. Достигается снижение потерь при протекании газа внутри проточной части, в том числе и в тракте охлаждения и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и уменьшения утечек из проточной части и тракта охлаждения с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и турбореактивного двигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, систему управления створками, соединенную со створками посредством механизмов управления. Сопло снабжено шестью траверсами, закрепленными на корпусе по три в верхней и нижней части. Раскрыто крепление дозвуковых створок, а также раскрыты механизмы управления, включающие шесть механизмов дозвуковых створок и четыре механизма сверхзвуковых створок, поровну расположенных в верхней и нижней части регулируемого сопла. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, дозвуковые и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные друг с другом, боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, а также механизмы управления створками. Сопло снабжено двумя вертикальными силовыми балками с отверстиями и двумя горизонтальными силовыми балками, содержащими проушины, а также шестью траверсами, закрепленными на корпусе. Каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками. Корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, при этом с внешней стороны вдоль каждого прямолинейного участка выходного фланца выполнены пазы с отверстиями в их стенках. Раскрыты размещения проушин, вертикальных силовых балок и траверс, а также раскрыта конструкция горизонтальных силовых балок. Технический результат заключается в снижении потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции и снижения габаритных размеров с сохранением параметров его регулирования. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму. Каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя. Каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками. Между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки установлено по уплотнительному элементу, жестко соединенному с выходным фланцем. Поверхности уплотнительных элементов, близлежащие к соответствующим им дозвуковым створкам, выполнены с возможностью контакта с последними и образованы двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки. Каждая из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 2 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом. Указанный технический результат достигается тем, что известное регулируемое сопло турбореактивного двигателя, согласно настоящему изобретению, содержит корпус с выходным фланцем прямоугольной формы, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам и снабженным двумя вертикальными силовыми балками, установленными на его наружных боковых поверхностях, при этом подвижные створки выполнены в виде шарнирно соединенных друг с другом дозвуковых и сверхзвуковых створок, причем каждая дозвуковая створка шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того, механизм снижения изгибной деформации неподвижных боковых стенок выполнен в виде, по меньшей мере, двух кронштейнов, установленных на корпусе, и, по меньшей мере, двух горизонтальных балок, каждая из которых своей центральной частью шарнирно закреплена на соответствующей вертикальной силовой балке, при этом противолежащие концы каждой из горизонтальных балок соединены с корпусом посредством кронштейна, а также с соответствующей боковой стенкой, с возможностью смещения первых относительно последних вдоль продольной оси сопла. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к конструированию стендов для испытания трубопроводов на усталостную прочность, содержащих специальные приспособления для закрепления трубопроводов на вибростенде, в частности трубопроводов турбомашин. Установка содержит средство балансировки и, по меньшей мере, один штуцер для закрепления конца трубопровода различного диаметра, опора выполнена в виде полого цилиндра с кольцевым фланцем, наружная боковая поверхность полого цилиндра выполнена в виде многогранника с четным количеством граней, при этом штуцер установлен, по меньшей мере, на одной из граней и соединен с последней посредством разъемного соединения, а на противоположной ей грани опоры закреплено средство балансировки или штуцер для уравновешивания системы, причем устройство упругих направляющих, передающее вибровозбуждения от вибратора, направлено вдоль оси опоры. Опора выполнена, по меньшей мере, с одним резьбовым отверстием на каждой грани под разъемное соединение для закрепления штуцера или средства балансировки, средство механического нагружения выполнено в виде, по меньшей мере, одного шара определенной массы с цилиндрическим отверстием, выполненного с возможностью жесткого закрепления на противоположном конце трубопровода. Технический результат заключается в упрощении конструкции, повышении надежности и универсальности использования при повышении точности результатов, возможности испытаний трубопроводов разного диаметра и более одного трубопровода одновременно. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам авиационного газотурбинного двигателя, а именно к нерегулируемым выходным устройствам плоских реактивных сопел. Выходное устройство плоского реактивного сопла содержит две боковые стенки, донную часть, верхнюю часть и центральное тело, образующие каналы проточной части, согласно изобретению выходное устройство выполнено симметрично относительно вертикальной продольной плоскости, центральное тело выполнено вертикальным и в сечении этой плоскостью асимметричным, площадь сечения центрального тела горизонтальной продольной плоскостью, а также плоскостью, параллельной ей и пересекающей выходную кромку, имеет в выходной части клиновидную форму, при этом со стороны каналов проточной части поверхности боковых стенок выполнены поверхностями второго порядка, а поверхности верхней части, центрального тела и донной части сформированы плоскими гранями с переходами между последними, при этом выходные кромки верхней части и донной части реализованы стреловидными или выполнены клиновидной формы, угол при вершине которых является тупым, а сами вершины смещены вдоль проточной части соответствующим порядком, притом данные вершины соединены выходной кромкой центрального тела, при этом каналы проточной части вдоль центрального тела выполнены сужающимися по вертикали и расширяющимися в горизонтальном направлении. Изобретение обеспечивает уменьшение потерь потока при обтекании центрального тела и повышение КПД узла в целом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбо- и авиадвигателестроения, а именно к устройствам соединения наружных и внутренних корпусов турбомашины. Устройство для соединения внутреннего и наружного корпусов 1 и 2 турбомашины содержит тяги 3, концы которых шарнирно соединены с соответствующими кронштейнами 5 корпуса 2 и кронштейнами 4 корпуса 1, а также промежуточный кольцевой элемент 9. Кронштейны 4 и 5 закреплены на соответствующих корпусах 1 и 2 посредством средства силового крепления. На внутренней поверхности корпуса 2, выполненного с фланцами горизонтального разъема 6, сформирован кольцевой паз, в котором установлен элемент 9, закрепленный с возможностью разъема на кронштейнах 5. При этом средства силового крепления со стороны корпуса 2 проходят насквозь через элемент 9 и образуют зазор с последним. Изобретение направлено на повышение удобства сборки, ускорение и упрощение процесса сборки при обеспечении требуемой взаимосвязи между внутренним и наружным корпусами в работе. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение предназначено для использования в турбомашиностроении и может найти широкое применение для снижения вибронапряжений в лопатках рабочих колес турбомашин. Проводят тензометрирование лопаток отдельного рабочего колеса турбомашины. Определяют наиболее опасную резонансную частоту колебаний лопаток, расчетно исследуют влияние изменения геометрии лопатки рабочего колеса на опасную резонансную частоту. В зависимости от условий эксплуатации определяют возможные изменения геометрии лопатки. Расчетно исследуют влияние такого изменения геометрии лопатки на прочностные и жесткостные свойства лопатки. Выбирают оптимальное изменение, которое в меньшей степени оказывает влияние на снижение ресурса лопатки, которое закладывают в технологию производства двух типов лопаток, локально отличающихся по геометрии на размах допуска на изготовление номинальной лопатки одна в большую сторону, а вторая в меньшую сторону, или два типа лопаток - номинальной формы и локально отличающиеся по геометрии на размах допуска на изготовление номинальной лопатки в большую или в меньшую сторону. Затем для рабочего колеса с четным количеством лопаток изготавливают лопатки рабочего колеса двух типов поровну и размещают их на рабочем колесе через одну. Для рабочего колеса с нечетным количеством лопаток изготавливают два комплекта лопаток разного типа с нечетным количеством лопаток в любом из комплектов и размещают их на рабочем колесе через одну с расположением в любом одном месте рабочего колеса двух лопаток нечетного комплекта подряд. Технический результат - снижение вибрации лопаток всех рабочих колес турбомашины, в том числе и моноколес, без искусственного внесения дополнительной окружной неравномерности в температурное поле и без усложнения системы управления турбомашиной, что, как следствие, снижает общий уровень вибраций, повышает надежность и ресурс турбомашины в целом. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к системам охлаждения турбин газотурбинного двигателя. Воздухо-воздушный теплообменник содержит несколько охлаждаемых секций, установленных в проточной части турбомашины и закрепленных на корпусе посредством болтовых соединений, с двумя фланцами, соединенными между собой сетью трубок и снабженными отверстиями под болтовое соединение и буртами с посадочными поверхностями, лежащими в одной плоскости, расположенной под углом к соответствующей плоской площадке корпуса и образующей с ним зазор, выбирающийся при сборке. При этом по меньшей мере одно отверстие под болтовое соединение выполнено со стороны максимальной величины зазора до сборки. Технический результат - повышение эффективности работы теплообменника за счет обеспечения герметичности соединения фланцев с площадками корпуса. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения. Демпфер содержит внутренний корпус, образующий с корпусом радиальный зазор. На внутренней поверхности корпуса и наружной поверхности внутреннего корпуса выполнены проточки. В полости, образованной несквозными цилиндрическими проточками, установлено упругое кольцо. С двух сторон от несквозных цилиндрических проточек выполнены минимум две кольцевые проточки. В кольцевых проточках установлены кольцевые уплотнительные эластичные элементы. Внутренний корпус содержит фланец на уровне полости для непосредственного соединения с подшипником. Во внутреннем корпусе выполнено отверстие в полость для установки штифта с натягом. На одном из выступов внешней поверхности упругого кольца со стороны торца выполнен сквозной радиальный паз. На каждом из выступов упругого кольца поочередно выполнены одна и две окружные канавки. В промежутке между каждыми близлежащими выступами выполнены минимум два сквозных отверстия. Отверстия смещены друг относительно друга в окружном направлении и расположены на удалении от зоны влияния изгибных напряжений в упругом кольце. Изобретение позволяет снизить общий уровень вибраций и увеличить ресурс турбомашины в целом. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области турбо и авиадвигателестроения. Устройство для соединения внутреннего (2) и наружного (1) корпусов турбомашины содержит механизмы соединения корпусов, каждый из которых включает кронштейны (3) с проушинами (4), жестко закрепленные на наружном корпусе, кронштейны (5), жестко закрепленные на внутреннем корпусе, тяги (8), одним концом шарнирно закрепленные в проушинах кронштейнов наружного корпуса. Каждый кронштейн (5) внутреннего корпуса снабжен осью (6), а устройство содержит по меньшей мере три механизма соединения корпусов, каждый из которых дополнительно снабжен коромыслом (7), шарнирно закрепленным на оси кронштейна внутреннего корпуса и с парой тяг равной длины, причем коромысло выполнено таким образом, что центр шарнирного крепления коромысла на оси кронштейна внутреннего корпуса равноудален от центров шарнирного крепления соответствующей пары тяг в проушинах кронштейнов наружного корпуса. Технический результат – снижение напряженности в тягах, уменьшение износа в шарнирных соединениях, уменьшение количества элементов устройства. 5 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к конструированию приспособлений для закрепления деталей турбомашины на вибростенде при усталостных испытаниях. Устройство содержит основание, выполненное с возможностью фиксации на вибростенде, корпус, соединенный с основанием посредством соединения «цилиндрические выступ-паз», с возможностью проворота корпуса в окружном направлении в цилиндрическом пазу, с возможностью фиксации корпуса на основании в требуемом положении, зажимное устройство для фиксации лопаток турбомашин, содержащее подвижный и неподвижный разъемные элементы с образованием зазора между ними, соединенные между собой механизмом, регулирующим величину зазора и усилие прижатия между ними. При этом на каждом из разъемных элементов установлен прижимной элемент, выполненный в виде цилиндрического ролика, на котором выполнена лыска, а на каждом из разъемных элементов, между цилиндрическим роликом и пером испытуемой лопатки, выполнено по меньшей мере по одному выступу, причем выступы подвижного и неподвижного разъемных элементов направлены навстречу друг другу. При этом неподвижный разъемный элемент соединен с корпусом посредством соединения «цилиндрические выступ-сквозное отверстие» соответственно, с возможностью проворота неподвижного разъемного элемента в окружном направлении в цилиндрическом сквозном отверстии и его жесткой фиксации относительно корпуса в требуемом положении, кроме того на торце цилиндрического выступа неподвижного разъемного элемента выполнено резьбовое отверстие для жесткой фиксации элементов турбомашин. Технический результат заключается в повышении точности измеряемых параметров, упрощении подготовки и проведения испытаний, расширении номенклатуры испытываемых на стенде деталей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области натурных испытаний в условиях работающей турбомашины. Способ определения осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, включает установку тензодатчиков на элементы опоры ротора, их градуировку, снятие сигнала с тензодатчиков, его запись и обработку. Используют минимум по два тензодатчика, которые устанавливают равноудаленно друг от друга в окружном направлении в по крайней мере одно место, чувствительное к возникновению концентрации напряжений от осевой силы и менее подверженное деформациям от радиальной нагрузки с ротора на элементах опоры, которые предварительно определяют до установки тензодатчиков. Проводят запуск турбомашины на стенде или в условиях эксплуатации с обеспечением ее работы на требуемых режимах, причем запись сигналов с тензодатчиков осуществляют в течение всего запуска, а в процессе обработки сигналов с тензодатчиков исключают влияние на сигналы радиальной составляющей силы с ротора. Далее обработанные сигналы пересчитывают в значение осевой силы с ротора и строят график изменения осевой силы с ротора по времени запуска турбомашины в процессе ее работы. Опору ротора выполняют с упругим элементом в виде втулки с продольными прорезями по ее окружности, а тензодатчики устанавливают на балочки, образованные прорезями. Тензодатчики устанавливают на балочки упругого элемента со стороны прорези. Места установки тензодатчиков определяют при помощи расчета методом конечноэлементного моделирования. Предварительно дорабатывают элементы опоры ротора только для обеспечения вывода проводов от тензодатчиков и для обеспечения требований к качеству и форме поверхности элементов опоры в местах установки тензодатчиков. Технический результат - определение осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, без существенной доработки элементов опоры ротора. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к элементам конструкции промежуточных корпусов газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является повышение надежности и снижение массы конструкции, за счет уменьшения количества деталей, а также упрощение системы управления двигателем. Предложен промежуточный корпус турбомашины с разделителем потока, содержащий силовые стойки 1, размещенные между наружным 2 и внутренним 3 контурами, объединенные составным коническим разделителем потока, состоящим из неподвижных 4 и подвижных 5 секторов. Неподвижные сектора 4 выполнены за одно целое с силовыми стойками 1, между которыми расположены подвижные сектора 5, торцевые стенки 6 которых соединены поворотными осями 7 с близлежащими неподвижными секторами 4, а задние стенки 8 подвижных секторов 5 кинематически соединены с приводом. Согласно изобретению, наружный диаметр внутреннего контура 3 образован статорной частью 9 компрессора высокого давления с регулируемыми направляющими аппаратами 10, также статорная часть 9 компрессора соединена с неподвижными секторами 4 разделителя потока, причем привод направляющих аппаратов 10 компрессора и подвижных секторов 5 разделителя выполнен общим. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение предназначено для использования в турбомашиностроении. Способ снижения вибрации в рабочих лопатках турбомашины заключается в том, что проводят тензометрирование лопаток отдельного рабочего колеса на работающей турбомашине, по его результатам определяют наиболее опасную резонансную частоту колебаний лопаток рабочего колеса. Берут два комплекта лопаток, предназначенных для сборки рабочего колеса, устанавливают поочередно каждую лопатку на вибростенд, определяют для каждой значение выявленной при тензометрировании опасной собственной частоты колебаний. Определяют для двух комплектов среднее значение опасной собственной частоты, строят график среднеквадратичного отклонения значений собственных частот колебаний каждой лопатки. По графику определяют значение средней опасной собственной частоты и разделяют все лопатки на четыре равные группы, две из которых располагаются ближе к значению средней опасной собственной частоты, а оставшиеся две дальше. Собирают два новых комплекта лопаток каждый из двух групп по принципу: одна группа лопаток со значениями собственных частот, более приближенных к значению средней опасной собственной частоты, и другая группа лопаток со значениями собственных частот, более удаленных от данного значения, при этом значения собственных частот этих двух групп находятся с разных сторон от значения средней опасной собственной частоты. Устанавливают сформированные таким образом комплекты лопаток на диск рабочего колеса. При нечетном количестве лопаток при разделении их по графику на четыре равные группы с каждой стороны от среднего значения опасной собственной частоты изымают по одной лопатке, значение собственной частоты колебаний которой наиболее близко к среднему значению, для каждого нового комплекта. Изобретение позволяет закладывать снижение вибрации лопаток рабочих колес на стадии сборки турбомашины без внесения изменений в конструкцию. 1 з.п. ф-лы, 2 ил

Изобретение относится к области турбо- и авиадвигателестроения, а именно к устройствам опор турбин. Изобретение позволяет исключить возможность чрезмерной стяжки упругих элементов с возможностью контроля натяжения спиц по моменту затяжки регулировочной гайки на ключе при сборке, а также повысить удобство сборки и надежности узла и турбомашины в целом. Опора турбины турбомашины содержит наружный корпус, внутренний корпус с подшипником, сопловые лопатки, радиальные спицы с регулировочными гайками, соединяющие наружный и внутренний корпусы. Радиальные спицы проходят сквозь сопловые лопатки и выполнены с возможностью закрепления на наружном корпусе. Упругие элементы установлены на радиальных спицах в полости внутреннего корпуса между его обечайкой и регулировочной гайкой соответствующей радиальной спицы. Опора снабжена наружным, промежуточным и внутренним стаканами, каждый из которых имеет отверстие в донышке под радиальную спицу, а промежуточный стакан снабжен кольцевым выступом на донышке. Стаканы установлены таким образом, что наружный стакан донышком упирается в обечайку внутреннего корпуса опоры турбины, а внутренний со стороны донышка поджимается регулировочной гайкой. Смежные стаканы образуют телескопические соединения, ограниченные торцевыми зазорами между смежными стаканами, при этом между двумя смежными стаканами размещена по крайней мере одна пара упругих элементов. Пара упругих элементов представляет собой пару тарельчатых пружин, расположенных зеркально друг относительно друга и контактирующих друг с другом и соответствующими стаканами в направлении оси радиальной спицы. В обечайке внутреннего корпуса выполнена проточка под наружный стакан. Между регулировочной гайкой и внутренним стаканом дополнительно размещена шайба и/или контровочный элемент. Между внешним и промежуточным и между промежуточным и внутренним стаканами установлены упругие элементы разной жесткости. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для крепления предметов к гладким опорным поверхностям. Сущность: устройство содержит жесткий корпус (3), выполненный в виде перевернутого стакана с цельным донышком (7). В основании жесткого корпуса (3) выполнена концентрическая торцевая канавка (8), в которой расположено уплотнительное кольцо (5). Причем уплотнительное кольцо (5) выступает из жесткого корпуса (3) и выступающей поверхностью повторяет форму гладкой опорной поверхности (2). В боковой стенке жесткого корпуса (3) выполнено сквозное резьбовое отверстие (4), в котором установлен штуцер (6) с обратным клапаном для отсоса воздуха. При этом жесткий корпус (3) выполнен с возможностью контакта с гладкой опорной поверхностью (2), а датчик (1) установлен снаружи донышка (7). Технический результат: уменьшение габаритных размеров устройства, повышение надежности его работы. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области тензометрирования трубопроводов в турбомашиностроении, преимущественно в авиационных газотурбинных двигателях, а именно измерению динамических напряжений в трубопроводах при лабораторных, стендовых испытаниях или в условиях эксплуатации. Способ включает установку на трубопроводе тензометрических датчиков, определение ожидаемого уровня деформации исходя из тарировочных данных и известных предельных значений динамических напряжений, проведение испытаний, получение данных динамических напряжений с тензометрических датчиков, обработку полученных данных с учетом выбранной погрешности. При этом устанавливают три независимых тензометрических датчика в по меньшей мере одной диаметральной плоскости на равном удалении друг от друга, ориентируют их при установке вдоль оси трубопровода, подключают к измерительной аппаратуре, проводят испытания. Затем сопоставляют полученные данные с ожидаемым уровнем деформации, получают информацию об исправности датчиков, выделяют отрезки времени испытаний, в которых есть сомнения в исправности работы датчика, при этом применяют математическую формулу, связывающую значения сигналов с трех датчиков в диаметральной плоскости, для определенного момента времени. При этом используют математическую формулу для получения расчетного значения динамических напряжений, в случае выявления одного неисправного датчика в диаметральной плоскости, а также применяют математическую формулу в случае сомнения в правильности работы одного датчика в диаметральной плоскости, и далее расчетом подтверждают или опровергают правильность полученных с него значений динамических напряжений. Технический результат заключается в обеспечении достоверности определения напряженно-деформированного состояния трубопровода, в том числе определения нагрузок, действующих в трубопроводе. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области устройств для измерения параметров газового потока, преимущественно в турбомашиностроении, а именно к гребенкам замера параметров газового потока. Устройство для измерения параметров потока газа содержит обтекаемый корпус, с продольными и поперечными каналами, сообщенными между собой, датчики, установленные в поперечных каналах, со стороны набегающего потока газа. Устройство снабжено по меньшей мере одной съемной втулкой с пояском, зафиксированной в поперечном канале корпуса, фланцем, выполненным на корпусе. Корпус выполнен разъемным, состоящим из двух частей с ответными отверстиями под соединительные элементы для фиксации частей корпуса. Продольные и поперечные каналы образованы ответными канавками, выполненными на поверхностях разъемных частей корпуса, а датчики установлены в съемных втулках. Изобретение обеспечивает универсальность устройства при сохранении требуемой погрешности измерений и приводит к снижению затрат на испытания в целом. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию крепежных деталей в машиностроении, преимущественно в авиастроении и турбомашиностроении. Болт для соединения деталей состоит из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной головки, промежуточного элемента в виде усеченного конуса, меньшим диаметром расположенного внутри кольцевой проточки и соединяющего отрывную головку с основной головкой. В цилиндрическом стержне выполнено глухое профилированное отверстие для извлечения болта, расположенное на торце стержня, при этом кольцевая проточка выполнена под покрытие, глубина которой не меньше толщины покрытия, а минимальный диаметр промежуточного элемента не превышает 4/5 минимального диаметра резьбы. Изобретение обеспечивает гарантированное разрушение болта при сборке по минимальному диаметру промежуточного элемента с обеспечением требуемого усилия затяжки, возможность обеспечения ровной поверхности собираемых деталей в месте установки болта, а также возможность вывернуть болт при разборке соединенных им деталей, что обеспечивает удобство сборки/разборки соединяемых деталей и требуемые характеристики их наружных поверхностей в целом. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к конструированию узлов крепежной арматуры трубопроводов в машиностроении, преимущественно в турбомашиностроении. Узел крепления трубопровода на корпусе турбомашины содержит хомут, охватывающий участок трубопровода и закрепленный при помощи средства фиксации на корпусе турбомашины, при этом хомут снабжен по меньшей мере двумя фланцами со сквозными отверстиями под средство фиксации, прокладку, установленную между хомутом и охватываемым участком трубопровода. Кроме того, узел крепления трубопровода снабжен четным количеством плоских ребер жесткости, попарно соединяющих хомут с фланцами. При этом ось сквозных отверстий расположена между соответствующей парой ребер жесткости, а хомут, фланцы и ребра жесткости выполнены из композитного материала, армированного полиимидными или арамидными волокнами. Изобретение обеспечивает снижение массы при сохранении требуемой жесткости и прочности и, как следствие, обеспечение ресурса и надежности узла крепления трубопровода на корпусе турбомашины в целом, в том числе и в условии работы при высоких температурах, то есть при температурах, близких к верхним границам температур допустимой работоспособности применяемых материалов. 9 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к узлам соединения агрегатов с обечайкой корпуса турбомашины. Кронштейн крепления агрегата на обечайке корпуса турбомашины содержит бобышку, расположенную между обечайкой корпуса и агрегатом, с опорной площадкой и резьбовым отверстием под установку агрегата. Кронштейн снабжен двумя наклонными ребрами жесткости, расположенными снаружи бобышки и выполненными расширяющимися к обечайке корпуса. Каждое ребро жесткости выполнено криволинейным, обращенным выпуклой частью к обечайке корпуса. Один край ребер жесткости соединен с бобышкой, а противоположный край ребер жесткости соединен с обечайкой корпуса. Изобретение обеспечивает увеличение жесткости обечайки корпуса турбомашины в месте крепления с кронштейном, что приводит к повышению прочности и надежности узла соединения в случае динамической нагруженности, а именно при воздействии вибраций. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ручным ударным инструментам. Ручной ударный инструмент содержит полый корпус, подпружиненный ударник, концентрично расположенный относительно корпуса, устройство фиксации и сброса ударника. Ручной ударный инструмент снабжен ограничителем, выполненным в виде пружины и установленным на торце корпуса. Ударник выполнен в виде стержня, расположенного одной частью внутри корпуса, а другой частью снаружи корпуса. Ограничитель охватывает наружную часть ударника, а торец ударника, расположенный снаружи корпуса, выходит за внешние габариты ограничителя. Устройство фиксации и сброса ударника выполнено в виде рычага с по меньшей мере одним зацепом. На корпусе вдоль его оси выполнена прорезь. Рычаг одним концом закреплен на ударнике и выполнен с возможностью их совместного перемещения. Зацеп частично повторяет наружную форму поверхности рычага, который расположен внутри прорези с возможностью контакта с ее краями. Наружная часть корпуса, с противоположной от ограничителя стороны, выполнена рифленой. В результате обеспечивается гарантированное ударное воздействие требуемой силы со стороны инструмента. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к конструированию приспособлений для закрепления рабочих лопаток турбомашины на вибростенде при усталостных испытаниях. Устройство для закрепления рабочей лопатки турбомашины с замковым элементом при усталостных испытаниях содержит корпус, жестко закрепленный на вибростоле с помощью кронштейна, зажим с элементами фиксации, расположенный на корпусе. В зажиме выполнен паз, повторяющий замковую часть лопатки. Устройство снабжено гибким шлангом, закрепленным на корпусе при помощи резьбового соединения. В корпусе выполнена полость. В корпусе рядом с зажимом выполнены отверстия, соединяющие полую часть с атмосферой. Элементы фиксации расположены между пазом и полой частью корпуса. Зажим состоит из двух частей, одна из которых выполнена подвижной, с возможностью съема и содержит зацеп, а другая является частью корпуса и содержит выемку, повторяющую своей формой зацеп. Технический результат заключается в снижении влияния температуры испытаний на жесткость устройства и расширении номенклатуры применяемых материалов для производства его элементов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к конструированию узлов соединительной арматуры трубопроводов в машиностроении, преимущественно турбомашиностроении. Узел соединения трубопроводов турбомашины содержит хомут, закрепленный на по меньшей мере двух трубопроводах и выполненный в виде пары колодок с выемками под трубопроводы, прокладки, расположенные в выемках между колодками и трубопроводом. В колодках выполнены сквозные отверстия под средство соединения их между собой. Каждая колодка снабжена по меньшей мере одним плоским ребром жесткости, выполненным на внешней поверхности и сориентированным в поперечном направлении относительно трубопроводов. Ребро жесткости не превышает по высоте габариты соответствующей колодки. Хомут и ребра жесткости выполнены из армированного волокном композитного материала. В качестве армирующего волокна выбраны полиимидные или арамидные волокна. Изобретение обеспечивает снижение массы при сохранении требуемой жесткости и прочности и, как следствие, обеспечение ресурса и надежности узла соединения трубопроводов в целом, в том числе и в условиях работы при высоких температурах. 8 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к элементам конструкции промежуточных корпусов газотурбинных двигателей. Указанный технический результат достигается тем, что промежуточный корпус турбомашины с разделителем потока, содержащий силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами и соединенные между собой кольцевым коническим разделителем потока турбомашины, согласно изобретению разделитель потока выполнен составным в виде подвижных и неподвижных секторов, причем неподвижные сектора выполнены за одно целое с силовыми стойками, между которыми расположены подвижные сектора, торцевые стенки которых соединены поворотными осями с близлежащими неподвижными секторами, а задние стенки подвижных секторов кинематически соединены с приводом, размещенным на промежуточном корпусе. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является снижение удельного расхода топлива за счёт снижения потерь полного давления, в результате оптимального обтекания набегающего потока. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Упругодемпферная опора ротора турбомашины содержит вал, опирающийся на радиальный подшипник, статорный элемент с выполненными в нем отверстиями для подачи масла и кольцевой проточкой. Гидродинамический демпфер соединяет статорный элемент с радиальным подшипником. Крышка установлена на статорном элементе. Гидродинамический демпфер выполнен в виде единого упругого кольца с цилиндрическими наружной и внутренней поверхностями, в окружном направлении которого выполнены сквозные прорези, образующие опорные перемычки и дугообразные пружины с отверстиями. Упругодемпферная опора снабжена по меньшей мере одним окружным рядом сквозных прорезей, выполненных концентрично относительно оси гидродинамического демпфера и образующих по меньшей мере два кольца, соединенных опорными перемычками и расположенных на равном расстоянии друг от друга с образованием симметрично расположенных дугообразных пружин. В дугообразных пружинах выполнены наклонные отверстия. В каждой второй опорной перемычке выполнены прорези, образующие выступы на дугообразных пружинах, между которыми выполнен радиальный зазор, для обеспечения возможности изгиба последних. В двух соседних рядах сквозных прорезей выступы и опорные перемычки расположены в шахматном порядке. Отверстия для подачи масла и кольцевая проточка выполнены со стороны торца гидродинамического демпфера. Технический результат: обеспечение большой эффективности демпфирования на различных режимах работы турбомашины и снижение общего уровня вибрации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к разъемным корпусам турбомашин. Разъемный корпус турбомашины содержит торцевые фланцы, продольные фланцы, выполненные в местах разъема частей корпуса, колодки с продольным пазом и отверстиями под крепежные элементы. Продольные фланцы соединены между собой колодкой, охватывающей их. Разъемный корпус турбомашины снабжен окружными проушинами, выполненными на торцах колодок, с по меньшей мере одним отверстием. На торцевых фланцах корпуса выполнены отверстия, соосные с отверстиями соответствующих окружных проушин. Колодки зафиксированы на торцевых фланцах корпуса крепежными элементами. Изобретение обеспечивает снижение количества крепежных деталей в продольных соединениях разъемного корпуса, что уменьшает время сборки/разборки корпуса, и, как следствие, время сборки/разборки, технического обслуживания и ремонта турбомашины в целом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к штифтовым соединениям частей вала турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя. Штифтовое соединение для вала турбомашины, состоящее по меньшей мере из двух соосно расположенных частей вала (1, 3), с выполненными на их торцах выступом (4) и ответным пазом (2) соответственно, и соединенных между собой штифтами (5). Штифты (5) расположены в окружном направлении вала. Штифты (5) установлены наклонно к радиальному направлению относительно оси вала, причем угол наклона (6) каждого следующего штифта (5) выполнен в отличную от предыдущего сторону. Углы наклонов (6) штифтов (5) к радиальному направлению относительно оси вала равны. Углы наклонов (6) штифтов (5) к радиальному направлению относительно оси вала образуют острый угол не более 15°. Изобретение обеспечивает увеличение прочности и надежности штифтового соединения с наклонными штифтами, за счет увеличения площади поверхности среза последних и восприятия центробежных нагрузок не только натягом и вальцовкой удерживающих штифт вдоль оси, но и боковой поверхностью штифта, частично снимающей нагрузку в поперечном направлении, а также в частных случаях реализации позволяет сохранить существующие заготовки частей вала ТНД, используемые для соединения радиальными штифтами. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к конструкции поворотных сопел турбореактивных двигателей в месте сочленения поворотного устройства сопла с мотогондолой самолета. Устройство для сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета содержит кольцевой корпус с закрепленными на нем упругими элементами. Устройство снабжено стяжным механизмом, выполненным в виде троса с тандером, кронштейнами для крепления стяжного механизма на поверхности упругих элементов. Кольцевой корпус выполнен по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью разъема и жесткого закрепления на мотогондоле самолета. Упругие элементы установлены с возможностью контакта с соседними упругими элементами, стянуты между собой и прилегают к наружной поверхности поворотной части реактивного сопла. При этом по меньшей мере два упругих элемента с тандером установлены в месте разъема частей кольцевого корпуса и выполнены съемными. Изобретение обеспечивает упрощение процесса и сокращает время сборки/разборки устройства сочленения наружной поверхности поворотного реактивного сопла турбореактивного двигателя и мотогондолы самолета, обеспечивая подвижность и достаточную герметичность в месте сочленения. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к авиадвигателестроению. Техническим результатом является увеличение жесткости соединения, что приводит к повышению прочности и надежности узла соединения в случае динамической нагруженности, а именно при воздействии вибраций, а также снижение массы узла соединения в целом. Указанный технический эффект достигается тем, что в известном узеле соединения агрегата внешней обвязки с корпусом турбомашины, содержащем кронштейн, жестко соединенный с агрегатом внешней обвязки, причем на кронштейне, зацело с ним, выполнен выступ, жестко соединенный с корпусом, согласно настоящему изобретению выступ жестко зафиксирован в пазу посредством неразъемного соединения, выполненном в свою очередь в силовом элементе корпуса. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 


Наверх