Патенты автора Пчентлешев Валерий Туркубеевич (RU)

Заявляемое изобретение имеет отношение к авиации и касается командных постов ручного управления летательного аппарата, в частности вертолета с одним несущим винтом. Командный пост ручного управления летательного аппарата имеет штурвал, выполненный с возможностью перемещения в продольной плоскости в направлении вперед-назад и с возможностью вращения вокруг своей продольной оси в направлении влево-вправо. Штурвал выполнен с возможностью управления летательным аппаратом по тангажу за счет вышеуказанного перемещения штурвала в направлении вперед-назад. Штурвал выполнен с возможностью управления летательным аппаратом по крену за счет вышеуказанного вращения штурвала в направлении влево-вправо. Штурвал имеет две ручки, левую и правую, выполненные с возможностью взаимодействия с левой и правой руками пилота. При этом по меньшей мере одна из вышеуказанных ручек штурвала, например правая, выполнена с возможностью вращения вокруг своей продольной оси. Задачей заявляемого изобретения является облегчение пилотирования вертолета, уменьшение времени, необходимого для обучения пилотов. При этом управление вертолетом должно быть удобным и естественным. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Винтокрылый летательный аппарат имеет фюзеляж, шасси полозкового типа, несущий винт, двигатель, хвостовую балку и рулевой винт, прикрепленный к хвостовой балке. Фюзеляж содержит поперечную балку, расположенную в нижней центральной части фюзеляжа, и вертикальную стойку, которая своим нижним концом прикреплена к вышеуказанной поперечной балке фюзеляжа. Шасси имеет одну поперечную стойку, расположенную с левой стороны фюзеляжа, и одну поперечную стойку, расположенную с правой стороны фюзеляжа. К одному из концов каждой из вышеуказанных поперечных стоек шасси прикреплено жестко по одному полозу шасси. Поперечные стойки шасси одним из своих концов прикреплены шарнирно к концам поперечной балки фюзеляжа. Амортизация каждой стойки шасси выполнена в виде, по меньшей мере, одного торсиона. При этом каждый из вышеуказанных торсионов одним из своих концов прикреплен жестко к одному из концов соответствующей поперечной стойке шасси, а другим из своих концов прикреплен жестко к фюзеляжу. Несущий винт прикреплен к верхнему концу вертикальной стойки фюзеляжа. Обеспечивается снижение веса конструкции фюзеляжа и шасси вертолета, а также увеличение аэродинамического качества вертолета. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов вертолетов. Несущий винт вертолета имеет втулку несущего винта и лопасти несущего винта. Втулка несущего винта имеет корпус и осевые шарниры, свой для каждой лопасти несущего винта. Каждая лопасть несущего винта выполнены с возможностью индивидуального управления углом ее установки посредством своего лопастного неполноповоротного гидродвигателя. Каждый из неполноповоротных гидродвигателей установлен на втулке несущего винта, встроен в осевой шарнир своей лопасти несущего винта и выполнен с возможностью взаимодействия с вышеуказанным корпусом втулки несущего винта и со своей лопастью несущего винта. На втулке несущего винта также расположены емкость с рабочей жидкостью, золотники, гидронасос, фильтр, выполненные для обеспечения работы вышеуказанных неполноповоротных гидродвигателей. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение имеет отношение к областям аэродинамики и гидродинамики. Несущая поверхность имеет две одинаковые консоли прямой стреловидности большого удлинения. Каждая консоль имеет по одному одинаковому наплыву, выступающему вперед от передней кромки консоли. Наплывы имеют эллиптическую форму в плане и острые передние кромки. На несущей поверхности - крыле наплывы расположены в месте расположения органов управления по крену, в частности элеронов. Наплывы расположены на конце каждой из консолей или на некотором расстоянии от концевой части консоли и на некотором расстоянии от корневой части консоли. Изобретение направлено на увеличение критических углов атаки без уменьшения подъемной силы. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к авиации. Летательный аппарат (ЛА) содержит одну отдельную часть – модуль, представляющий шасси, и другую отдельную часть – модуль, представляющий все остальные части ЛА, который прикреплен на шарнире к отдельной части - модулю шасси. Отдельная часть - модуль остальная часть ЛА выполнена с возможностью поворота в продольной плоскости вокруг оси шарнира относительно отдельной части – модуля шасси. Отдельная часть – модуль шасси выполнена неотделяемой от отдельной части - модуля остальная часть ЛА после взлета ЛА. Между органами управления ЛА, расположенными на отдельной части – модуле остальная часть ЛА, и отдельной частью – модулем шасси имеется кинематическая связь. Отдельная часть – модуль остальная часть ЛА выполнена с возможностью поворота относительно отдельной части – модуля шасси за счет воздействия на органы управления ЛА. Изобретение направлено на снижение веса. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к авиации. Летательный аппарат имеет фюзеляж, крыло, левая и правая консоли которого выполнены с возможностью изменения угла стреловидности. Имеется механизм изменения стреловидности левой и правой консолей крыла, состоящий из силового механизма поворота левой и правой консолей крыла и механизма синхронизации поворота левой и правой консолей крыла. Силовой механизм поворота левой и правой консолей крыла выполнен в виде винтового домкрата с двумя приводами, единого для левой и правой консолей крыла. Он одним концом выполнен с возможностью взаимодействия с левой поворотной консолью крыла, а другим концом выполнен с возможностью взаимодействия с правой поворотной консолью крыла. Механизм синхронизации поворота левой и правой консолей крыла выполнен в виде двуплечей качалки и двух тяг, при этом ось вращения качалки закреплена на центроплане крыла. Один конец одной из тяг шарнирно закреплен на левой поворотной консоли крыла, а другой конец этой тяги шарнирно закреплен на одном из плеч вышеуказанной качалки. Один конец второй тяги шарнирно закреплен на правой поворотной консоли крыла, а другой конец второй тяги шарнирно закреплен на втором из плеч вышеуказанной качалки. Изобретение направлено на упрощение аппарата. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.

Летательный аппарат имеет фюзеляж, шасси, крыло, выполненное с возможностью изменения угла его установки в продольной плоскости по отношению к фюзеляжу, средство для сокращения длины пробега при посадке, в качестве которого использовано вышеуказанное крыло, которое выполнено с возможностью его установки на больший, по абсолютной величине, угол, чем посадочный угол его установки. Изобретение направлено на сокращение длины пробега при посадке. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов (ВКЛА). ВКЛА, выполненный по одновинтовой схеме, содержит фюзеляж, хвостовую балку, рулевой винт, прикрепленный к хвостовой балке, один несущий винт, один двигатель, главный редуктор. Двигатель всеми своими опорами жестко прикреплен к корпусу главного редуктора. Хвостовая балка жестко прикреплена к корпусу главного редуктора. Несущий винт, двигатель, редуктор и хвостовая балка представляют собой отдельный модуль, прикрепляемый к фюзеляжу посредством упругой подвески жидкостно-газового или пружинного типа. В качестве двигателя может быть использован турбовальный двигатель. Двигатель может быть прикреплен к хвостовой балке. ВКЛА может быть выполнен с двумя двигателями. Достигается снижение вибрации и повышение комфорта для пассажиров. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов. Летательный аппарат, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка», имеет крыло, состоящее из центроплана и консолей, фюзеляж, два турбореактивных двигателя, размещенных в общей мотогондоле один над другим в плоскости симметрии самолета. Мотогондола расположена с нижней стороны крыла, при этом крыло прикреплено к мотогондоле шарнирно. Ось шарнира крыла перпендикулярна оси симметрии самолета. Фюзеляж прикреплен к крылу посредством вышеуказанной мотогондолы. Крыло выполнено с возможностью поворота относительно оси вышеуказанного шарнира и изменения таким образом угла установки в продольной плоскости относительно мотогондолы и фюзеляжа и изменения его угла стреловидности в зависимости от режима полета самолета. Крыло оборудовано взлетно-посадочной механизацией. Обеспечивается повышение аэродинамического качества летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиации и касается самолетов с изменяемыми углами установки крыла. Летательный аппарат содержит крыло, фюзеляж, двигатель, размещенный в мотогондоле. Мотогондола расположена с нижней стороны крыла. Фюзеляж прикреплен к крылу посредством мотогондолы. При этом крыло прикреплено к мотогондоле шарнирно. Достигается улучшение летно-технических характеристик. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений имеет отношение к износостойким деталям, используемым в двигателях внутреннего сгорания. Деталь имеет, по меньшей мере, одну износостойкую поверхность, являющуюся рабочей поверхностью контакта, по меньшей мере, одну поверхность, которая примыкает к вышеуказанной износостойкой поверхности, и, по меньшей мере, один износостойкий слой. Вышеуказанный износостойкий слой расположен на вышеуказанной поверхности, которая примыкает к вышеуказанной износостойкой поверхности. По меньшей мере, один из краев вышеуказанного износостойкого слоя выходит на вышеуказанную износостойкую поверхность. Изобретение повышает надежность работы устройства. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов короткого и/или вертикального взлета и посадки. Самолет имеет крыло, фюзеляж, два воздушно-реактивных двигателя (ВРД), расположенных в хвостовой части фюзеляжа один над другим в плоскости симметрии самолета. Нижний ВРД имеет поворотное в вертикальной плоскости сопло, выполненное с возможностью создания вертикальной составляющей силы тяги. Реактивное сопло нижнего ВРД расположено ближе к носовой части фюзеляжа, чем реактивное сопло верхнего ВРД. Крыло самолета выполнено по схеме высокоплан. Сверхзвуковой воздухозаборник верхнего ВРД расположен с верхней стороны носовой части фюзеляжа, а сверхзвуковой воздухозаборник нижнего ВРД расположен с нижней стороны носовой части фюзеляжа. Функцию генератора скачков уплотнения в вышеуказанных сверхзвуковых воздухозаборниках выполняет носовая часть фюзеляжа, выполненная в виде горизонтального многоступенчатого клина неизменяемой геометрии. Достигается увеличение аэродинамического качества самолета. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам (ЛА). ЛА содержит центральный корпус в виде балки, соединенный с неподвижным передним корпусом, крыло, цельноповоротное переднее горизонтальное оперение (ПГО) треугольной формы в плане, тянущий воздушный винт (ТВВ). Тянущий воздушный винт содержит полый вал и соединён с неподвижным передним корпусом (НПК). НПК выполнен в виде единой детали или нескольких деталей. Диаметр ТВВ больше размаха ПГО. Центральный участок ПГО отделен от остальной части двумя продольными аэродинамическими перегородками. Изобретение позволяет повысить аэродинамические характеристики самолета. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА). ЛА содержит две тандемно расположенные несущие поверхности - переднюю и заднюю, выполненные с возможностью создания положительной подъемной силы. Передняя несущая поверхность состоит из двух консолей. Консоли выполнены с возможностью их установки на большие углы атаки по отношению к задней. При этом консоли своими корневыми хордами примыкают к концевым хордам задней несущей поверхности ближе к передней кромке. Передняя несущая поверхность имеет меньшую по величине корневую хорду, чем концевая хорда задней. Двигатель ЛА размещен в мотогондоле, прикрепленной к крылу с его передней нижней стороны посредством пилона. Пилон расположен в плоскости симметрии ЛА. Передняя (носовая) опора шасси прикреплена к мотогондоле или к пилону двигателя. Пассажирская или грузовая кабина размещена внутри крыла. Крыло ЛА имеет нервюры арочного типа, между которыми имеются продольные проходы для пассажиров. Проходы углубленны по отношению к внутреннему контуру арочных нервюр в направлении внешнего контура арочных нервюр. Линия пола проходов разбита на несколько участков, находящихся на разных уровнях. Достигается устойчивость по тангажу, увеличение аэродинамического качества задней несущей поверхности и ЛА в целом, снижение веса шасси и ЛА в целом. 3 н. и 12 з. п. ф-лы, 18 ил.

Изобретение относится к объемным машинам, у которых используется силовой механизм, преобразующий возвратно-вращательные перемещения рабочего органа в непрерывное вращение вала. Механизм преобразования содержит корпус, кулису, шарнирно установленную в корпусе и выполненную с возможностью возвратно-вращательного перемещения относительно оси своего шарнира. Кулиса имеет в направлении оси своего шарнира паз с двумя параллельными гранями, вал, установленный в корпусе и выполненный с возможностью вращения или возвратно-вращательного перемещения вокруг своей оси. Вал имеет, по меньшей мере, одну кривошипную шейку, выполненную с возможностью взаимодействия с вышеуказанным пазом кулисы. Ось шарнира кулисы и ось вращения вала не параллельны между собой. Кривошипная шейка выполнена сферической формы с возможностью взаимодействия с пазом кулисы посредством ползуна. Ползун имеет со своей внешней стороны две параллельные грани, которые выполнены с возможностью взаимодействия с двумя параллельными гранями паза кулисы. Ползун имеет внутреннюю сферическую поверхность, которая выполнена с возможностью взаимодействия со сферической шейкой кривошипа. Изобретение направлено на повышение работоспособности и ресурса. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 16 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям воздухозаборников сверхзвуковых пассажирских самолетов

 


Наверх