Прибор для определения при помощи радиосигналов местоположения движущегося предмета

 

Яо 310

1(ласс 42 с

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ прибора для определения при TIQMQUlH радпосигHBлов местоположения движущегося предмета.

1(патенту А. А. Петровского, заявленному 3 октября 1921 г. (заяв. свил. М 74956).

0 выдаче патента опубликовано 30 мая 1925 года. Действие патента распространяется па 15 лет от 15 сентября 1<)24 года.

Предлагаемый прибор имеет целью. дать возможность определить свое положение на поверхности земного шара 1 при помоши наблюдения радиосигналов.

На фиг. 1 и 2 изображены геометри-; ческие пояснения, а на фиг. 3, 4 и 5 схемы соответствуюгцих аппаратов, Идея, на которой устроен прибор, заключается в следуюшем:

Пусть имеются три фиксированных точки а, b, с (фиг. 1) и четвертая точка л., могушая перемешаться. В каком бы, месте чертежа ни находилась эта точка л, отрезки аb u bc будут видны из нее под некоторыми углами, величины которых могут изменяться в пределах от 0 ло 180 . Из геометрии известно, гго все

re положения точки х, из которых отрезок nb виден под углом а„лежат на окружности,проходяп1ей через точки а и 6 и вмещвюшей этот угол; точно также все те положения точки х, из которых, отрезок Ьс виден под углом v>.„ лежат на другой окружности, проходящей через точки И и с и вмешаюшей угол, с!>,. 5lcBo, что то положение точки.v, из I которого отрезок а b виден под углом о>, а отрезок bc виден под:углом о>.„находится в пересечении двух вышеуказанных окружностей. Задача имеет еше второе решение, которое аналогично вьппеприведенному и дает некоторое положение точки л по другую сторону or ломанной линии а Ьс, но 3ro Не влияет сушественно на ход дальнейших рассуждений.

Предположим теперь, что на земной поверхности имеются три радиостанции

Л, В и С (фиг. 2), передаюшие сигналы, и что некоторый предмет с (воздупгный корабль, автомобиль, путе|пественнпк и т. и.) перемешается в районе действия этих сигналов. Если он опре- делит направления Х 4, ХВ и УС, по которым доходят до него сигналы, то оп получит два угла О, и «О„ составляемые направлениями больших кругов ХА, ХВ и кругов ХВ, ХС.

Геометрическим местом точек, из когорых дуга ЛВ видна под углом Q,, будет не окружность, а некоторая кривая двоякой кривизны, умешаюшаяся на сфере; геометрическое место точек,. из которых дуга ВХ видна под углом

Я„также представится некоторою кривою двоякой кривизны: пересечение этих двух кривых и дает положение точки Х. Углы О> и 9., могут изменяться в пределах от 0 до 180"..

Еа>крой точке Х на земной повеохности, определяемой вышеуказанными углами 2, и 2... соответствует вполне определенная точка - л:, определяемая, той же величины, углами о>, и аз, ц наоборот. Поэтому, если при помощи какого-либо прибора найти величины

2, и ".,. и провести соответствующие окружности на чертеже, то пересечение их укажет точку .г, а следовательно и соответству>о>цу>о ей точку Х земной поверхности, в которой находится подвижной предмет. Поэтому рещение вопроса требует, конструкции специальнога прибора, способного определять углы 2, и У2; устройства специальной картограчмы, на которой возможно, прц помощи вьппеописанного построения, находить искомую точку.

Прибор предлагается в трех вариантах:

По первому варианту приемная рамка

1 (фиг. 3) укреплена перпендикулярно на конце линейки 1, вращающейся около осп О. Другой конец линейки имеет указатель Г, движущийся на дуге С, разделенной на градусы, При помощи настроенного ра дноприемника с соответствующим комплектом успли>елей наблюдатель получает сигнал станции .1 и, поворачивая линейку с рамой около осц, достигает его исчезновения. В этот момент рамка направлена плоскостью перпендикулярно, а линейка напра@»еца по направлению распространения приходящей волны .

Отметив положецце указателя ц повторив то жс car>roe для станций В и С, можно отсчитать углы 2, и 2., и, следовательно, найти положение точки Х.

11о второму варианту грц приемных рачки Р>, .Р„1-, (фпг. 4), устроенные так же, как и в первом варианте, при помощи переключателя, действу«>щего вручную илп автоматически, поочередно присоединяются к приемнику; последний состоит из трех частей, каждая цз которых настроена в резонанс, соотве> ственцо, па сигналы станций А, В rr С.

Поворачивая линейки L„L„.и L; вокруг оси вращения О, наблюдатель добивается того, чтобы при работе переключателя сигнал не появлялся ни на одно мгновение. В таком случае, ! каждая из трех линеек направлена вдоль соответствующего направления распространения волны и углы 2„Q> >отсчитыва>отся по дуге единовременно.

По третьему варианту вся система рамок и линеек устроена так же, как

1 в первом варианте, но каждая линейка

Lr, L„L;; вращается около своей оси

О>, О„О,. (фиг. й); кроме того, каждая линейка снабжена, вместо указателя, продол>кенцем, также в виде линейки, которая может выдвигаться и вдвигаться подобно трубе тромбона; концы всех продолжений линеек устроены ходящими в обхватывающих их частях

O„O„О., и соединены общим >парннром О. При этом картограчма подкладывается под систему линеек так, чтобы точки а, b ц с, изображающие, радиостанции, были на продолжениях осей О„О„О, вращающихся линеек; при этом управление производится во время наблюдения, как повороточ линеек, так и выдвиганием (или вдвцганием) их продол>кений, таким образом, чтобы сигнал не появлялся пи ца одно и новение; наблюдатель тем самым сразу

>ке определяет точку х, которая r>a>голится как раз под шарниром О, а сле-! довательно без всяких дополнительц»>х построений находит и свое местопо>>ожецие.

l Расчет и вычерчцьапце сетки и «orr. туров усчовных изображений материков, морей и проч. делается по методач, 1 излагаемыч в сферической тригонометрии. и> вдмет изон> втвцця. !

1. Прибор для определения при помоиц> радиосигналов местоположения движущегося предмета, отлцчающцйся теч, что он состоит из поворотной вокруг осц О (фцг. 3) линейки 1, несущей ца одном конце приемную раму 1, а rra другол> конце снабженной указа-. телем 1 ; ходящим против дуги С. с гра-! -дусц>ялт делеш>ями.

2. Видоизменение описанного в и. 1 прибора, отличающееся применением трех линеек L„L.„ I..., поворотных вокруг обшей оси вращения 0 (фиг. 4), снабженных на одних концах приемными рамами 1- „Р,, Р„а на других концах несущих указатели 1 „1:„, Г,, ходягцие против дуги круга 6 с градусными делениями.

Ъ. Видоизменение описанного в и. 1 прибора, отличающееся тем, что линейки L 1. „L, устроены поворотными

80Kpgl" осей 0„0,, О„(ф г. 5), совпадаюцгих с нанесенными на картограмме местоположениями трех радиостанций

Л, В, С, и снабжены на одних KOHLlBx приемными рамками Р„ Р.„ 1 ;;, другие же концы линеек устроены ходящими в обхватывающих их частях

Г>„O„O,, соединенных общим шарниром О.

Прибор для определения при помощи радиосигналов местоположения движущегося предмета Прибор для определения при помощи радиосигналов местоположения движущегося предмета Прибор для определения при помощи радиосигналов местоположения движущегося предмета Прибор для определения при помощи радиосигналов местоположения движущегося предмета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической радионавигации, геодезии и может быть использовано для определения курсового угла и координат местоположения объектов

Изобретение относится к радионавигации и предназначено главным образом для использования в среднеорбитальных спутниковых радионавигационных системах (ССРНС) типа ГЛОНАСС и HABCTAP-GPS

Изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано в системах предупреждения столкновений

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в частности для наблюдения за грозовой деятельностью

Изобретение относится к способу и системе дистанционного контроля и управления подвижным необитаемым частично автономным подводным аппаратом

Изобретение относится к спутниковой навигации и может использоваться для определения углового положения объектов в пространстве или на плоскости

Изобретение относится к области радиотехники и предназначено для использования в бортовых навигационных системах транспортных средств, таких как экранопланы, суда на воздушной подушке, легкомоторные самолеты, а также в системах автоматического управления автомобилей

Изобретение относится к радионавигации и может быть использовано для решения различных навигационных задач методами относительных определений на динамических объектах (например, летательных аппаратах)

Изобретение относится к измерительным системам и может быть использовано для определения направления подвижного объекта на источник радиосигнала
Наверх