Прибор для обучения чтению и графике

 

Класс 42п, 5

ПЯТ . НТ НЙ ИЗОБР :ТОНИЙ.

ОПИ САНИЕ прибора для обучения чтению и графике.

К патенту Г, Л. Мишуловича, заявленному 13 декабря 1926 года (заяв. свид. М 12627).

0 выдаче патента опубликовано 30 сентября 1930 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 30 сентября 1930 года.

Изобретение имеет в виду интенсифицировать преподавание как в части процесса передачи преподавателем, так и в части усвоения учеником учебного материала, путем машинной апелляции к активности учащихся, материализации отвлеченных понятий, установления режима определенной последовательности проработки предмета, концентрации предметов учебного обихода и воспитания

Привычки к творческому исследованию и упражнения навыков в самостоятеlbaOEI изыскании. Для этой цели предлагается прибор, состоящий из коробки с передвижным букварем для обучения чтению и составления формул и сочетании из различных знаков и букв, отделения с передвижной an валиках бумажной лентой для записей, зарисовки и вычер1 чивания линий и фигур специальныи чертежным приоором, другого отделения с лентой, содержашей учебный и просветительный материал, передвижного сборника словарных и справочных данных и доски с оборудованием электрическими принадлея ностями для обучения по методу вопросов и ответов.

На чертеже фпг. 1 изображает вид предлагаемого прибора сзади; фиг. 2 †в сбоку; фиг. 3 в ; фиг. 4 вид малой! настольной модели предлагаемого прибора: фиг. 5 — 45 — детали прибора.

Предлагаемый прибор состоит из коробки Л (фиг. 1 — 3) с передвижным букварем, отделения С.с передвижной бумажной лентой для записей, зарисовкп и вычерчпванпя линий и фигур, отделения,7) с лентой ЗП Я, содержащей просветительный и учебный материал, передвижного сборника Ь словарных и справочных данных и доски 38 (фпг. 39) с обсрудованпем электрическими принадлежностямп для обучения 1IO.EIåòîäó вопросов и ответоь.

Коробка Л имеет пргблизительно пятнадцать апр вертикальных, расположенных один (позади другого, валов 8 (фиг. 1 — 3, 14) с - рукоятками 8«, укрепленных в отверстиях 2«и 3« днища 2 и перегородки 3 коробки (фиг. 2, 6, 7). На валах перематываются приблизительно пятнадцать бумажных лент 21 — 23 (фпг. 26 — 28).-каждая

- из коих может сматываться с переднего вала на задний и наоборот. На пих нанесено примерно пять горизонтальных рядов букв разных алфавитов и íàêîâ. при чем кяждая лента имеет этп знаки и буквы на лицевой IT обратной своей сторонах. На одной стороне (ленты (например. лицевой) могут быть помеНа обратной же например:

А В

А. В

А Б

А Б

U В а Л ( с

Ц ц

С. ицены хотя бы следующие знаки (верхние— печатным шрифтом более крупйые, а на нижней полустроке — письменным шрифтом более мелкие):

А В С З а 5 с а а Б l(Д а б v„д стороне ленты другие знаки, Подобным образом могут быть с обеих сторон каждой ленты составлены все пять, - горизонтальных рядов всеми .буквами различ- ных,алфавитов и разного рода математиче- скимй, орфографическими, музыкальными и др. знаками.

С передней стороны (фиг. 3) коробка A покрыта пятью парными выдвижными рей-, ками 5 (фиг. 1, 3, 9, 10), скользящими на пяти съемных проволоках 5а, натянутых на бруски 1а (фиг. 2, 5), и удерживаемыми поперечными линейками 7 (фиг. 2, 3, 12, 13), : со спиральными пружинами 6 (фиг. 2, 11). i

При вращении валов 8 помощью рукояток 8а ленты наиатываются на передние вилы или же, наоборот, сматываются с них,,что дает возможность построения слов и формул из отдельных знаков, расположенных на лентах, при чем буквы от А до Z различных алфавитов расположены в строках в порядке вер1 тикальной равнозвучности.

Назначением коробки с передвижным букварем является обучение технике чтения, т,-е; технике составления слов из слогов и букв и, наоборот, разложения слов на слоги и, буквы. В каждом ряду дан весь алфавит (строчными и прописными буквами) и все применяемые книжные знаки, при чем алфавиты разных начертаний (русский, латинский, немецкий и т. д.) расположены один под другим, примерно, в пяти горизонтальных рядах, каждый из коих перекрыт парой раздвижных покровных реек. Таким образом, в любом ряду коробки можно íà лицевоий (обращенной к зри-! телям) стороне прибора иметь любое сочетание отдельных знаков, напечатанных одним пз перечисленных алфавитов, Раздвинув одну пару покровных реек одного горизонтального ряда, можно читать и составлять слова на том илп ином языке. Если, например, идет . урок чтения на русском языке (для учеников, ! которые не знают другого языка, кроме русI ского), раздвигаются покровные рейки второго .сверху ряда и (в зависимости от метода † звука к слову или от слова к звуку) соответственно составляются из печатных знаков нужные построения на большом классном приборе; учащиеся же, если они снабжены малыми такой же конструкции приборами, проделывают такие же построения на своих малых переносных настольных приборах. Для обучения чтению, например, на немецком языке учеников, уже усвоивших, допустим, русский алфавит, пользуются третьим рядом (готический шрифт) и одновременно, по иере надобности (для облегчения расшифровывания букв, одинаково звучащих, но имеющих разное начертание на русском и немецкои алфавитах), раздвигают покровные рейки русского алфавита, выполняющего в данном случае назначение ключа. Таким же образом коробка иожет служить и для обучения технике чтения и составления математических выражений, химических формул, упражнений с музыкаль- t ными знаками и чтения телеграфного текста

Морзе.

В отделении С (фиг. 1 — 3) устроен чертежный прибор, состоящий из поперечной линейки 10 (фиг. 3, 23), снабженной про- ) резом, делениями, блоком 24 (фиг. 3, 31) и угломерным диском 16 (фиг. 3, 20, 34, 35), и другой поворотной линейки 15 (фиг. 3, 19), также снабженной прорезом, делениями и угломерным переставным по этой линейке диском 20 (фнг. 3, 25, 24). несущим лекало 33 (фиг. 3, 25, 36, 37) с переставнои чертежной кистью 3 Зсс и блок 17 (фиг. 3, 21, 22, 25, 24). На валиках ll (фиг. 1 — 3, 15) с рукоятками наматывается бумажная лента 35 для записей, зарисовки и вычерчивания линий и фигур.

Линейка 10 может перемещаться справа налево и наоборот вместе с блоком 24, линейкой 15 и лекалом 33 при помощи хомутиков 10сс (фиг. 23) по горизонтальным направляющим 106 (фиг. 23, 3). Передвижение блока 24 производится от руки вдоль прореза линейки 10 при помощи ослабления гайки 28 (фиг. 33 — 35) винта 27 (фиг. 32).

Передвижение же блока 17 вдоль линейки 15 по ее прорезу и вращательное движение лекала 33 осуществляется от руки илп при i помощи шнура 47 (фиг. 3), прикрепленного одним своим концом к ушку 17сс (фиг. 21, 22) блока 17, намотанного на этот блок и перекинутого через блок 24 а вспомогательный ролик 45 (фиг.. 45), а другим концом намотанного на шкив 34 (фиг. 3, 38), одевающийся на рукоятку валика 11. При пеиощи рукояток валиков 11 бумага, на

/ которой производятся записи. или чертеж может передвигаться и во время самого процесса вычерчивания, что дает возможность построения разного рода прямолинейных и криволинейных фигур. Лекало ЗЗ (фиг. 3, 36, 37) состоит из линейки с прорезом и соединенного с нею собственно лекала. В прорез линейки лекала помещается передвижной держатель вычерчивающей кисти ЗЗа. В прорезе линейки 15 (фиг. 3, 19) находятся переставные установочные винты 15сс и 15о.

При вращении рукоятки валика 11 одновременно с передвижением одетой на валики бумажной ленты вращается блок 17 (фиг. 3), приводящий в свою очередь во вращение лекало 33, кисть 33а которого при этом вычерчивает соответствующую линию. Если же на блоке 17 OTbIOTRTb шнур до самого ушка, лекало 33 отвести от винта 15е (фиг. 19) и затеи вращать рукоятку, то одновреиенно с прямолинейным перемещенйем буиажной ленты лекало будет перемещаться также прямолинейно вдоль прореза линейки 15, и кисть его вычертят соответствующую линию.

О кружность вычерчивается простым вращением блока 17 без вращения при этом рукоятки валика 11. Эвольвента воспроизводится разматыванием намотанного на блок 17 шнура 47.

Для вычерчивания цпклоиды ролик 45 (фиг. 45) снимается с места, в прорез его вставляется кисть, ролик катят по ребру линейки 15 и кисть вычерчивает циклоиду.

Эпи- и гипоцикломда получаются при накатывании ролика 45 по ребру лекала. Для получения параболы к шнуру 47 подвешивается груз, тянуший шнур вниз, блок 17 устанавливается не на вращение, а на поступательное движение по пазу линейки 1 5 до упора в винт 15сс. Одновременно вращается рукоятка валика 1 1, Для получения синусоиды шкив 34 одевается эксцентрично на валик 1 1 центром на шип рукоятки,, а наружной выемкой (фиг. 38) на валик 11, блок 17 устанавливается на вращение и одновременно вращается валик 11. Кроме пользования для черчения отделение С может служить также для рисования и письменных работ. По иере израсходования бумага сматывается с одного валика и наматывается на другой, но при этом она не отрывается, благодаря чему сохраняются следы от произведенной работы, что в свою очередь может процедуру экзаменационных испытаний свести к простому просмотру семестровой ленты. По израсходовании лицевой поверхности утилизируется .,обратная сторона бумаги.

Учебное применение отделения С заключается в том, что при объяснении, наприиер, сущности движения по параболе, ее соста-вляющие элеиенты (по-вертикальной и ropu,îHòàëüHîé оси) при пользовании чертежныи прибором отделенил не расчленлются искус- ственпо при процессе усвоения на последующие друг за другом разрозненные движения (по горизонтальному и отдельно вертикальному направленили), а даютсл сразу в положении их естественной одновременности и согласоианности, однако, в такой оостановке, что прп этом подсказывается необходимость аналитического расчленения цельного, нераздельного (воспринимаемого как цельное) явления на составляющие его факторы (в данном прпиере движение по оси иксов и движение по оси игреков).

Отделение З состоит из двух горизонтальных валиков с катушками 13 (фиг. 1, 2, 1 7) и четырьмя рукоятками, расположенными так, что- длл перевода ленты с лицевой на обратную сторону достаточно освободить только один край ленты. Учебный материал на ленте иожет быть дан рисунками, чертежамп, картами, таблицами, формулаии, графиками, схемаии, снпикаии, диаграммами и кратким ориентировочным текстом на нескольких языках параллельно.

Назначение ленты МЕ 3 заключается не в непосредсгвенном изложении сведений об изучаемом предмете, а в, тои, чтобы дать

„сгустки" этого предмета в определенной после овательности и организовать их проработку единоличную и коллоктпвную. Смысл ленточного (а не орошированного) устройства отделения заключается в том, что лента механически налаживает порядок последовательности изучения и полупринудительно возвращает к этой последовательности при случайных (например, для увязывания с событиям.т места и времени) отклонениях.

Ленты специального содержания нужны только для специальных отраслей знания и они мо- гут быть вставными путеи вкладывания или пристегивания в любом месте разъединения сплошной ленты, Общепросветительнал же лента одна и едина до ее переработки вслед1. ствие устарения. При вращении одной из руколток отделения D лицевая часть ленты 1ХРЯ будет подыматься вверх (наматываться на верхний валик) или вниз, в зависииости от того, какую руколтку вращают. Техническое значение отделения заключается в тои„ что оно планирует обучение. устанавливал при этом определенный учебный режим.

Содержание общепро свети тел ьной ленты ЗХРЯ примерно может быть таково: математика (арифметика, алгебра, геометрические фигуры и формулы), физика, химия, минералогия, геология, космография, метеорология, география, ;à, зоология, био: логпя, технология (техника добычи, обработки, сообщения, распределенил, строительное дело, технология дерева, металла, .электротехника, хииия, материаловедение, сопротивление материалов, инструменты, машины, ремесла, сельское хозяйство, исследования и изыскания), биологил человека, антропология, пища, одежда, жилище, предиеты обихода, гигиена, медицина, половая жизнь, просвещение, искусство, психология, логика, изыскания. Социологил — политические и экономические единицы, государство, СССР, конституция СССР, средства общения, Н. О. Т., законы о труде, законы об изобретениях, авторское право, электрограмиа трудоведения, исследования и изыскания.

Пользование лентой 3Il ß может быть иллюстрировано нижеследующим примером: ,.Бербанк Лютер" (портрет илп иесто для портрета) — американец - садовод, вырастил породу кактуса без колючек, плоды этого кактуса по вкусу конкурируют с апельсинаии, ЛЖ десятичного каталога, литература, дарвинизм, селекционные станции, сельскохозяйственные выставки, статистика, газетные вырезки, лекции о Бербанке, Форд и Бербанк, СССР и Америка, составить графики. Еще что А что erne вырастил Лютер Бербанк?" ;

Задание группе: собрать материалы, выбрать докладчика, передать ему э атериалы, заслу- жать доклад под руководством преподавателя, тезисы и выводы записать на графическую ленту отделения С приоора.

Передвижной сборник Fs словарных и спра- i вочных данных-: находится в верхней части прибора и помещен в ящике 41 — 43 (фиг. 1, 2, 41 и 43), поворотном и устанавливаемом в рабочее положение, показан-; ное на фпг,. 3, на имеющей отверстия 29а верхней части 29 (фиг. 1 — 3, 29) общей подставки прибора. Словарь состоит пз бу- мажной ленты, намотанной на валы 12 (фиг. 1 — 3, 16) с рукоятками, прп чем i расположение ленты на двух валах в виде

:восьмерки (фиг. 27) дает возможность одновременного пользования лицевой и обратной поверхностью ленты, Горизонтальный средин- ный стержень 39 (фиг. 3, 40) делит лицевую сторону сборника на две половины— верхнюю и нижнюю, каждая пз коих разделена на семь колонн (фпг. 3), покрытых ново- ) ротными на петлях клапанами 44 (фиг. 44). у Каждая колонна оослуживает две или трп последовательные оуквы словарного алфавита (- — -, А .В Д:

-Е-: у и т; д.). -:.При пользованэ и сборником для отыскания нужного слова, например, „черный", неооходимо открыть кои лопну -„-, вращая верхнюю илп нижнюю ру- коятку соорника, в зависимости от того,, находится ли данное слово выше нлп ниже по алфавиту в печатном столбце соорника.

Для различных языков и разных целей могут вставляться разные ленты (например, лента русско-английская, англо-русская, лента орфо- ) графическая н т. п.).

Передвижной сборник словарных и справоч-, ных данных составляет пряэ ую связь с передвижным букварем Л и служит целям слово-, пстолкования или является справочно-ориен- тировочным. В первом случае соорник обслужи- вает коробку букваря, во втором — ленту llf .

Например, если ученик. знающий русский, язык, уже умеет так или иначе расшифровать композицию „das Kind", он, открыв клапан колонны Л. сборника, вращением рукоятки валика 1 2, находит слово „das

Kind" и прочитывает значение итого слова на знакомом ученику, скажем, русском языке:

Л.

Клпс! — дитя. Но так кат; колонна обслужнвает слова на две начальные буквы, то естественно, что, если случайно лента сборника находится в таком положении, что против клапана колонны стоит, скажем, слово

„1еЬеп", придется вращать нижнюю рукоятку сборника для того, чтобы текст ленты шел

Н0 направлению от 1 к К: если же, допустим; в окне видно слово „kaufen (предшествующее в алфавитном порядке слову

Kind), то вращать пр детея верхнюю рукоятку сборника. Лента для сборника устроена так, что если ее вынуть пз прибора и расправить, она представит собою длинную прямоугольную полосу, на которой напечатаны семь узких вертикальных колонок наподобие газетных колонок, на каждой из которых обслуживаются две (кое-где в случае необходимости и трп) буквы алфавита: от верха колонки приблизительно до .середины длины ленты (примерно) слова an, 1, а от середины вниз до нижнего края слова на букву Б. Таким образом, на одной стороне ленты заполнены слова до 2 y, "r = 14-ой буквы алфавита, скажем— до буквы Н. Остальные слова (от буквы 1L и до конца алфавита) напечатаны на обратной стороне ленты в том же цорядке, как на лицевой стороне. Кроме лент лексических, лингвистических и орфографических могут быть вставляемы в прибор и специальные ориентировочные. справочные, библиографические. статистические п т. п. ленты (алфавитные указатели). В таком случае сборннк, служа не для усвоения, а для справки и проработки изучаемого учебного ыатерияла, должен являться прямым дополнением к ленте lf PR В последнем случае пользование можно пллюс,трир овать так: лента ЛЕВ в порядке исчерпывающего изучения 5ста! навливавт и фиксирует внимание изучающего, например, иа задании . Менделизм" (намечает задание „Менделизм ). Самая лента МР8 не дает или почти не дает сведений по существу трактуемого задания (аонятия „Менделизм"). Она только дает лаконические директивы к проработке данной темы. Первый ориентировочный материал в таком случае даст лента ориентира-сборника В.

На фиг. 39 изображена схематически доска 88 с оборудованием электрическими принадлежностями для обучения по методу вопросов и ответов, состоящими из системы

1птепсельных гнезд 1 — 23 со штепсельными шнурами, источника "îêà и указателя тока 24 или лампы накаливания. Цифровые обозначения на ней означают: 1) материальная, 2) персональная, 3) социальная, 4) патология, б) терапия, 6) профилактика, 7) гигиена, 8) материально, 9) персонально, 10) социально, 11) полезного, 12) бесполезного, 13) вредного, 14) мужского, 15) женского, 16) детского, 17) персонального, 18) коллективного, 19) добывающего, 20) обрабатывающего, 21) распределяющего, 22) нормирующего, 23) исследующего и созидающего, 24) труда. Примерное включение (показанное на чертеже пунктиром) — материальная профилактика персонально вредного женского коллективного обрабатывающего труда.

Таким образом, коробка с передвижным букварем, сборник и отделение С должны явиться орудиями обслуживания преимущественно так называемых формальных дисциплин и в первую очередь служат для приобретения формальных технических навыков. Лента же MPS (отделение Э), не давая или почти не давая сама конкретных сведений (каковые помещены в лентах справочных словарей и алфавитных указателей), нормирует и заполняет конкретным содержанием всю работу учащихся и учащих в форме обособленных, остро выдвигаемых отдельных проблем и заданий для проработки, расположенных в опре|

1 деленной систематической последовательности

Связь отделения I) с остальными частями прибора такова: передвижной букварь и сборник имеют здесь (на ленте ЗХР8) необходимый материал для упражнений текст ленты МРВ ведется на нескольких языках параллельно; с отделением C связь чисто. техническая (использование ленты отделения С для механически сохраняющихся записей, результатов индивидуальной или коллективной проработки тем ленты ЗХРЯ).

Весь прибор помещен на стойках 37 общей подставки E (фиг. 1 — 3), состоящей из двух стоек, соединенных поперечной доской при помощи клиньев. Стойки входят вушки корпуса 1Ь (фиг. 5) прибора, при чем нижние ушки опираются на заплечики в ножках станка. Низ корпуса прибора опирается, кроме того, на поперечную планку, перекинутую между стойками 37. Над лицевой поверхностью ленты 3IPS укреплен прозрачный лист 30 (фиг. 30) из целлюлоида для защиты ленты от загрязнения и повреждений.

Предмет патента. !

Прибор для обучения чтению и графике с учебным материалом на перематываемых по катушкам лентах и с приспособлениями для открывания части материала, характеризующийся совокупным применением помещенных в ящики 1 — 4 и 41 — 43 на стойках 37 общей подставки J : а) коробки с передвижным букварем для обучения чтению и составлению формул и сочетаний из различных знаков, буквы разных алфавитов и знаки которого нанесены примерно пятью горизонтальными рядами на прибтизительно пятнадцать лент 21 — 23, перематываемых на валах S, снабженных рукоятками 8а и укрепленных в отверстиях 2а и За днища 2 и перегородки 3 коробки 1, 1и, 1Ь, 2 — 4 за распбложенными перед каждым горизонтальным рядом знаков выдвижными рейками 5 на проволоках 5а, удерживаемыми линейками 7 со спиральными пружинами 6, б) отделения 6 с передвижной на валиках 11 со шкивами 34 ( бумажной лентой 35 для записей, зарисовки и вычерчивания линий и фигур и с чертежным прибором, состоящим из неподвижной и подвижной линеек 10, 15, соответствую.щих кооридинатным осям, перемещаемых шнуром 47, перекинутым через блок 24, и ! снабженных прорезами и делениями и угло- I мерными дисками 16, 20, из коих последний .сделан переставным по линейке 15 и несет блок 17 илекало 33 с кистью .33а,, в) отделения D с лентой ЛРЯ, содержащей просветительный и учебный материал и иерематываемой на катушках 13 за листом 30 целлюлоида или другого соответствующего прозрачного материала — с целью демонстрироввння общих сведений, г) передвнъного ( сборника словарных и справочных данных на перематываемых на валах 12 лентах, помещенного в ящике 41 — 43, поворотном на верхней части 29 общей подставки, и снабженного срединным стержнем 39 с поворотными клапанами 44 против семи колонн со сведениями на две илп три буквы алфавита, снабженными соответственными содержанию матерпала каждой колонны буквенными обозначениями и служащими для демонстрирования той пли иной частн справочного материала словарной ленты (фиг. 1 — 3, 20, 23, 25 — 28 и 30) и д) доски 38 с оборудованием злектрическими принадлежностями для обучения по методу вопросов и ответов, состоящими из системы штепсельных гнезд 1 — 23 со штепсельными шнурамм, источника тока и указателя 24 тока или лампы накаливания.

В патенту Г. А. Мишуловича № 1692616 Ж Я

Щигб,г

) тирад жига. ачп:Х2 илу."Л 1 фИГ.20. ф д-. . ФИГ22. юг Ц)ИГ.15. л . 6)ИГ.19.. - ь

Ef>HI. Хб 12 — — — ФИГ24: фИГ2э.

,аиды ®ИГЛ . в ту Я вЂ” — = — — Q II ю, .20 -ж (МИГ. б

1. ,! ,; и -р

@ оу .Л.

== В Ь ф . — -ФИГ59 Фиг40. жти м ©уу .у0 Фягм. -: i p - ю

t .."ФЯГ5

«И (@ вобл, Q

1 .1й. 1 ) 4 : Яй " -mai.:èû 1 л

Тая. «Пачатыый Труд».

Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике Прибор для обучения чтению и графике 

 

Наверх