Кормовая оконечность траулера

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 1000345

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.10,81 (21) 3345000/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 В 35/18

Гасударственный кемнтет

СССР (53) УДК 629.124..72 (088.8) Опубликовано 28.02.83. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 0503.83 пв делам нэебретеннй н аткрытий (72) Авторы изобретения

Г. Ю. Сапрунов, и А. В. Хенд

Таллинский филиал Центрального проектно ру р и технологического бюро Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Запрыба» (71) Заявитель (54) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ТРАУЛЕРА

Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым оконечностям траулеров.

Известна кормовая оконечность траулера, содержащая промысловую палубу, на которой установлены траловые лебедки, а также консольные кронштейны с нижними опорными пластинами и ваерными блоками, смонтированные с возможностью поворота вокруг оси посредством шарниров на стойках, выполненных с верхними опорными пластинами, установленных на бортах и жестко связанных с фальшбортом (1).

Недостатком известной кормовой оконечности траулера является низкие эксплуатационные качества вследствие большой трудоемкости выполнения грузовых операций с траловыми досками, а также малая безопасность в эксплуатации.

Цель изобретения — улучшение эксплуатации качеств кормовой оконечности траулера путем снижения трудоемкости выполнения грузовых операций с траловыми досками, а также повышения безопасности ее в эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в кормовой оконечности траулера, содержащей промысловую палубу, на которой установлены траловые лебедки, а также консольные кронштейны с нижними опорными пластинами и ваерными блоками, смонтированные с возможностью поворота вокруг оси посредством шарниров на стойках, выполненных с верхними опорными пластинами, установленных на бортах и жестко свя1о занных с фальшбортом, в ней оси шарниров связи консольных кронштейнов со стойками расположены параллельно диаметральной плоскости корпуса и наклонены под углом 20 — 25 к вертикали в сторону носовой оконечности, а упомянутые верхние опорные пластины стоек и обращенные к ним нижние опорные пластины консольных кронштейнов расположенных перпендикулярно осям шарниров, выполнены с расположенными на одинаковом расстоянии от оси шарzo нира отверстиями и снабжены пропущенными через последние предохранительными стопорными элементами, связывающими между собой верхние и нижние опорные пластины стоек и консольных кронштейнов.

1000345

На фиг. 1 схематически изображена кормовая оконечность, вид сверху; на фиг. 2— то же, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение

А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3.

Кормовая оконечность траулера содержит траловые лебедки 1, установленные на промысловой палубе 2, консольные кронштейны 3 с ваерными блоками 4 для проводки ваеров 5, смонтированные шарнирно на стойках 6, установленных на бортах 7 и жестко связанных с фальшбортом 8. Причем, оси 9 шарниров кронштейнов 3 установлены параллельно диаметральной плоскости и наклонены под углом 20 — 25 от вертикали в сторону носовой оконечности траулера, а верхние опорные пластины 10 стоек 6 и сопряженные с ними нижние опорные пластины 11 кронштейнов 3 расположены перпендикулярно осям 9 шарниров и выполнены с расположенными на одинаковом расстоянии от оси 9 шарнира соосными отверстиями 12, в которые вставлены предохранительный стопорный элемент 13, удерживающий кронштейн 3 в повернутом за борт положении и освобождающий (при срезании) кронштейн

3 для поворота при зацепах трала за грунт и возникновении нагрузок, опасных для остойчивости траулера. К ваерам 5, пропущенным через ваерные блоки 4, присоединены траловые доски 14.

Кормовая оконечность траулера работает следую щи м о бр а зо м.

При стоянках в порту и на переходах траулера траловые доски 14 установлены на промысловой палубе 2, а кронштейны 3 повернуты в нос (на фиг. 1 — 3 показаны штрих-пунктиром) и закреплены по-походному.

Перед спуском трала (не показан) кронштейны 3 поворачиваются в корму. С помощью ваеров 5 и траловых лебедок 1 траловые доски 14 поднимаются с палубы 2 (на фиг. 2 показано штрих-пунктиром), поворотом кронштейнов 3 проносятся с зазорами над фальшбортами 8 и выводятся за борта 7. После этого кронштены 3 устанавливаются за бортами 7 в рабочее положение и в соосные отверстия 12 в опорных пластинах 10 и 11 вставляются предохранительные стопорные элементы 13.

Таким способом осуществляется спуск и буксировка трала. Подъем трала, установка траловых досок 14 на палубу 2 и поворот кронштейнов 3 в нос с креплением их по-походному производится в обратной последовательности.

Если в процессе буксировки трала произошел его зацеп за грунт и в одном из ваеров 5 возникло усилие опасное для остойчивости траулера, то моментом от этого усилия, стремящимся повернуть кронштейн 3 вокруг оси 9, срезается предохранительный стопорный элемент 13и кронштейн 3 поворачивается в нос. При этом ваерный

Формула изобретения

5

25 зо

45 блок 4 приближается к диаметральной плоскости и опускается, проходя с зазором над фальшбортом 8, что уменьшает опрокидывающий момент траулера и предотвращает его опрокидывание.

Установка осей 9 шарниров параллельно диаметральной плоскости с наклоном под углом 20 — 25 от вертикали в нос траулера и выполнение верхних опорных пластин

10, стоек 6 и нижних опорных пластин 11 кронштейнов 3 перпендикулярно осям 9 обеспечивают при повороте кронштейнов 3 в корму максимальный подъем их конков с ваерными блоками 4, при котором траловые доски 14 с зазором проносятся над фальшбортом 8, а при повороте кронштейнов 3 за борта 7, в рабочее положение, среднее по высоте размещение их концов с ваерными блоками 4, являющееся оптимальным по условиям работы человека с палубы 2 с траловыми досками 14 с другой оснасткой при спуске и подъеме трала. Кроме того, при повороте кронштейнов 3 в нос обеспечивается максимальное опускание их концов с ваерными блоками 4, при котором ваерные блоки с зазором проходят над фальшбортом 8.

Исходя из условия обеспечения перечисленных положений концов кронштейнов 3, а также габаритов ваерных блоков 4 и траловых досок 14, угол наклона осей 9 должен составлять 20 — 25, Угол принят в интервале от 20 до 25 в связи с тем, что габариты, используемые в практике ваерных блоков 4 и траловых досок 14, имеют переменное, зависимое от принятого типоразмера, значение.

Преимущество предлагаемой кормовой оконечности состоит в ведении защиты от опрокидывания траулера, что повышает безопасность работы траулера на промысле и в экспериментальных условиях может предотвратить гибель людей и потерю больших материальных ценностей.

Кроме того, обеспечивается сокращение времени выполнения трудоемких работ с траловыми досками без специально предусмотренных для этих целей, приспособлений и устройств.

Кормовая оконечность траулера, содержащая промысловую палубу, на которой установлены траловые лебедки, а также консольные кронштейны с нижними опорными пластинами и вареными блоками, смонтированные с возможностью поворота вокруг оси посредством шарниров на стойках, выполненных с верхними опорными пластинами, установленных на бортах и жестко связанных с фальшбортом, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения трудоемкости

1000345 выполнения грузовых операций с траловыми досками, а также повышения безопасности в эксплуатации, оси шарниров связи консольных кронштейнов со стойками расположены параллельно диаметральной плоскости корпуса и наклонены под углом 20—

25 к вертикали в сторону носовой оконечности, а упомянутые верхние опорные пластины стоек и обращенные к ним нижние опорные пластины консольных кронштейнов расположены перпендикулярно осям шарниров, выполнены с расположенными на одинаковом расстоянии от оси шарнира отверстиями и снабжены пропущенными через последние предохранительными стопорными элементами, связывающими опорные пластины стоек и консольных кронштей5 НОВ.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Чертеж 728.28.120 СБ проекта 728А траулера, ЦПКТБ «Запрыба», Таллин, 1974 (прототип) .

1000345

1000345

Составитель В. Старых

Редактор Е. Лушникова Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 1255/18 Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Кормовая оконечность траулера Кормовая оконечность траулера Кормовая оконечность траулера Кормовая оконечность траулера Кормовая оконечность траулера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судам на воздушной подушке, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Судно на воздушной подушке одновременно с поступательной скоростью в выбранном направлении, равной резонансной, перемещают по синусоидальной траектории. Причем при движении судна по синусоидальной траектории ему обеспечивают крен в сторону центров кривизны траектории. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова. 3 ил.
Наверх