Способ восьмитактного управления четырехфазным шаговым двигателем

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ро1 001421

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-sy- (22) Заявлено Оф0181 (21) 3234140/24-07 (51}М Кт1 з

Н 02 P 8/00 с присоединением заявки ¹Государственный комитет

:ссср ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет(53} УДК 621. 313., .13-525(088.8) Опубликовано 280 83, Бюллетень ¹8

Дата оппубликования описания 28.02.83 (72) Авторы изобретения

С.A.Kàëèíè÷åâ, A.Ñ.Ôèëàòîâ, Всесоюзный ордена Ленина научи и проектно-конструкторский инс машиностроен (71) Заявитель о (54) СПОСОБ BOCbNHTAKTHOI О УПРАВЛЕНИЯ

ЧЕТЫРЕХФАЗНЫЧ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Изобретение относится -к электротехнике, а именно к устройствам для управления шаговым электродвигателями, и может быть использовано в позиционных силовых электропри-водах различных машин и механизмов, требующих больших ускорений и боль шой частоты включений. Известен способ восьмитактного управления шаговым двигателем с безобмоточным зубчатым ротором и статором,.имеющим восемь полюсов с зубцовыми. зонами, охваченных катушками, путем. их коммутации с поочередным включением то двух, то трех катушек 1.1).

Недостатками укаэанного способа являются необходимость выполнения специальной несюв етричной магнитной системы статора.и появление сил одноосного магнитного тяжения, ухудшаю- щих работу двигателя.

Наиболее близким к.предлагаемомУ является способ восьмитактного уп. равления четырехфазным шаговым дви гателем с безобмоточным эубчатык pdтором и статором, имеющим восемь по люсов с симметричными зубцовыми зо нами, охваченными катушками, каждая пара которых, расположенная. на ди аметрально противоположных полюсах, составляет фазу, путем коммутации катушек фаз с одновременным включе- . нием через такт попарно обеих кату аек. двух смежных фаз 2 .

Недостатком известного способа управления шаговым двигателем явля- ется резко выраженная неравномерность синхронизирующих моменхов при четном и нечетном числе возбужденныМ фаз, определяемых по порядковым номерам первой половины полюсов в так те. Следствием этого является ванн- . женное значение частоты приемистости шагового двигателя и ухудшение устойчивости движения на резонансных частотах. Кроме того, в известном способе наблюдается возрастание-йот .ребляемой мОЩНОстие

Цель изобретения - повышение быстродействия и точности отработки шага.

Поставленная цель достигается тем, что при .восьмитактном способе управления.четырехфазным шаговым двигателем с безобмоточным зубчатым, ротором и статором, имеющим восемь полюсов .с сиве етричными зубцовыми saнами, охваченными катушками, каждая . пара которых, расположенная на диаЗо .метрально противоположных полюсах, 1.

1001421 составляет фазу, путем коммутации катушек фаз с одновременным включением через такт попарно обеих катушек двух смежных фаз, катушки фаэ коммутируют раздельно, включая в остальных тактах попарно две катушки одной фазы и по одной катушке двух смежных с ней фаз.

При таком способе управления че.тырехфазным шаговым двигателем умень 1р шается неравномерность синхронизирующего момента, развиваемого двигателем при разных тактах коммутации и увеличивается результирующий мо-, мент, что повышает быстродействие 15 двигателя при снижении потерь и уменьшает неравномерность отработки шага.

На фиг. 1 изображены векторные 2р диаграммы намагничивающих сил, созданаемых катушками фаз, и результирующей намагничивающей силы при различных тактах коммутации на фиг. 2 — угловые характеристики ста- 25 тических синхронизирующих моментов для днух соседних тактов коммутации, а на фиг. 3 — принципиальная схема устройства, реализующего предлагаемый способ управления. . ЗР

Способ осуществляется следующим образом. .Катушки 1 — 8 с полюсами статора шагового двигателя (фиг. 1) обозначе ны в порядке их следования по часо- 35 вой стрелке. Катушки диаметрально расположенных полюсов: 1,5; 2,6;

3,7; 4,8 образуют четыре фазы двигателя. На диаграммах (фиг. 1) для каждого такта от О до ХЧ направление 4р вектора намагничивающей силы воз бужденной катушки обозначено стрелкой с внешней стороны окружности, а направление вектора геометрической суммы намагничивающих сил — стРел45 кой внутри окружности. Примем за исходный нулевой такт коммутации одновременное возбуждение катушек

1,5 и 2,6, т.е. одновременное возбуждение обеих катушек двух смежных 5р фаз (такт О, фиг. 1). При этом вектор результирующей намагничивающей силы расположится симметрично между векторами намагничивающих сил катушек 1 и 2:(такт О, фиг. 1) . Следует отметить, что на диаграммах (фиг. 1) геометрический угол поворота намагничивающих сил вдвое меньше электрического угла поворота ротора шагового двигателя. Это связано с размещением на окружности восьми полю- 6р сов статора, геометрический угол меж. ду которыми составляет Я:/4, а электрический В/2, поскольку зубцы диаметрально противоположных полюсов совпадают и электрический угол между. 65 ними равен нулю. В следующем такте коммутации (такт 1 на фиг. 1) возбуждаются обе катушки 2 и 6 второй фазы и по одной катушке 5 и 3 соответственйо первой и третьей фазы. Вектор результирующей намагничивающей силы на диаграмме (фиг, 1) поворачивается на геометрический угол 7 /8, а ротор- — на электрический шаг, равный 7L/4, поскольку катушки 1 и 2 смещены в магнитном отношении на электрический угол Ж/2. В третьем такте (ill на фиг.1) вновь возбуждаются по две катушки двух смежных фаз, при этом ротор поворачивается еще на шаг, равный - E/4 и т.д.

На фиг. 2 сплошными линиями изображены угловые характеристики статического синхронизирующего момента Y-{a(.), развиваемого двигателем при управлении. Для сравнения штри-. ховыми линиями показаны аналогичные характеристики, соответствующие несимметричной коммутации. Для такта, характеризующегося возбуждением обеих катушек двух смежных фаз, моменты, развиваемые двигателем, равны для обоих способов управления (кривые 9, 10 и 11 и 12).

Кривая 9, показанная сплошной . линией и соответствующая нозбуждению катушек 1, 5, 2, б fòàêò О на фиг. 1) в предлагаемом способе должна полностью совпадать с штриховой кривой 10, соответствующей возбуждению этих же катушек при несимметричном способе коммутации. Также совпадают и кривые 10 и 11, соответствующие возбуждению катушек 2,6,3,7 (такт II на,.фиг. 1). Как следует из рассмотренных кривых 9 - 12 они сднинуты друг относительно друга на угол 7Г/2, т.е. на два шага.

Различие в развиваемых моментах рассматриваемого и несимметричного способов управления четырехфазным шаговым двигателем проявляется н нечетных тактах коммутации l,ill... и т.д. В такте 1 возбуждаются катушки

2, б, 3 и 5, чему соответствует кри- вая 13 синхронизирующего момента, показанная на фиг. 2 сплошной линией.

Эта кривая сдвинута относительно кривой 9 (соответствующей такту О) на угол 7Г/4, т.е . на шаг . При эхом максимальное значение момента, развиваемого двигателем снижается незна чительно. Для сраннения на фиг. 2 штриховой линией показана кривая 14, соответствующая шести возбужденным катушкам 1, 2, 3, 5, 6, 7 при несимметричном способе коммутации. Как следует из сравнения кривых 13 и 14, предлагаемый способ управления увеличивает момент двигателя при одновременном уменьшении потребляемой мощности.

5 1001421

На Фиг. 3 приведен пример выпол- нения устройства для управления четырехфазным шаговым двигателем, реа ч лизующего описываемый способ. Уст- с ройство содержит реверсивный двоичный счетчик 15, дешифратор 16, уси-, с лители мощности 17-24 и шаговый двн- в гатель 25 с катушками 1 - 8 управ- т ления. М

Устройство работает следующим образом.

Управляющие импульсы поступают на счетный вход с реверсивного счетчика

15. Выбор направления движения осуществляется подачей единичного сиг- 15 нала на один иэ входов направления счета + или -. Двоичный код, вырабатываемый на выходах счетчйка 15, преобразуется дешифратором 16 в мно- гоканальный последовательный код, . ;р управляющий усилителями мощности 17: 24,которые коммутируют катушки 1

8 шагового двигателя 25 в соответствии с диаграммами, приведенными на фиг. 1. 25

Формула изобретения

Способ восьмитактного управления етырехфазным шаговым двигателем безобмоточным зубчатым ротором и статором, имеющим восемь полюсов с имметричными зубцовыми зонами, охаченными катушками, каждая пара ко орых, расположенная на диаметральо противоположных полюсах, составляет фазу, путем коммутации катушек фаз с одновременным включением через такт попарно обеих катушек двух смей. ных фаз, отличающийся тем, что, с целью повышения быстро действия и точности отработки шага, катушки фаз йоммутируют раздельно, включая в остальных тактах попарно две катушки одной фазы и по одной катушке двух смежных с нею фаз.

Источники информации, принятые во внимание при .экспертизе

1. авторское свидетельство СССР

В 180240, кл. Н 02 К 37/00, 1964.

2. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями. Под. ред. М.Г.Ч4,ликина, М., "Энергия"; 1971, с. 78. !

Фцг f

1001421

ВНИИПИ Заказ 1441/72 Тираж 685 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная,4

Способ восьмитактного управления четырехфазным шаговым двигателем Способ восьмитактного управления четырехфазным шаговым двигателем Способ восьмитактного управления четырехфазным шаговым двигателем Способ восьмитактного управления четырехфазным шаговым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к шаговым двигателям (ШД)

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, к системам, содержащим электрические приводы с шаговыми двигателями, требующими точного позиционирования исполнительного механизма, например графопостроители, станки с программным управлением и т.д

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в дискретном электроприводе с ограниченным диапазоном перемещения подвижного элемента

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к электроприводу

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электродвигателях, в электрических машинах, предназначенных для работы в широком диапазоне изменения частоты вращения, в устройствах, в которых необходим большой пусковой момент
Наверх