Блок датчиков положения штурвала самолета

 

БЛОК ДАТЧИКОВ ПОЛОЖЕНИЯ ШТУРВАЛА САМОЛЕТА, содержащий входной вал с жестко закрепленным на нем приводным элементом, выходные валы, на каждом из которых установлены зубчатое колесо и ограничитель поворота, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы блока, зубчатые колеса и ограничители поворота жестко закреплены на выходных валах, приводной элемент выполнен в виде разнесенных вдоль оси входного вала двух зубчатых и двух цилиндрических секторов, взаимодействующих с соответствующими зубчатыми колесами и ограничителями поворота, каждый из которых выполнен в виде двух упоров с цилиндрической рабочей поверхностью, концентричной поверхности сопрягаемого с ним цилиндрического сектора, причем центральный угол между упорами равен полному рабочему ходу соответствующего выходного вала.

Изобретение относится к конструкции устройств для управления летательным аппаратом, в частности к устройствами задающих и управляющих элементов дистанционных систем управления органами летательного аппарата с приводом от штурвала или ручки управления самолета, и может быть использовано в системах поперечного управления летательных аппаратов, например для управления интерцепторами, работающими в элеронном режиме. Известна система управления интерцепторами-элеронами, содержащая корпус с установленным в нем входным валом, механически связанным проводкой управления со штурвалом, приводной элемент и управляющие механизмы. Приводной элемент выполнен в виде кулачка, закрепленного на входном валу и имеющего две рабочие поверхности, одна из которых выполнена дугой окружности, а другая определенным образом спрофилирована. Управляющие механизмы расположены симметрично относительно оси кулачка и каждый из них выполнен в виде подпружиненной качалки с роликом, взаимодействующим с соответствующей поверхностью кулачка. Подпружиненные качалки устройства через систему тяг связаны с входами гидроприводов интерцепторов-элеронов. При повороте входного вала в одну из сторон отклоняется та подпружиненная качалка, которая своим роликом взаимодействует с рабочей профилированной поверхностью задающего кулачка. Ролик другой подпружиненной качалки обкатывается в это время по поверхности кулачка, выполненной дугой окружности, и вторая качалка остается неподвижной. Указанное устройство представляет собой сложную систему кинематических звеньев, что приводит к значительному весу устройства и уменьшению его надежности. Кроме того, наличие люфтов в кинематических звеньях снижает точность срабатывания устройства и условия его регулировки. Известно наиболее близкое по технической сущности к предлагаемому изобретению, устройство для раздельного управления интерцепторами-элеронами летательного аппарата. Это устройство служит для привода задающих датчиков электродистанционной системы управления интерцепторами-элеронами в зависимости от положения штурвала. На его входном валу жестко закреплен барабан, связанный с помощью тросовой проводки со штурвалом. Устройство содержит приводной элемент, выполненный в виде зубчатого колеса, жестко закрепленного на входном валу, и управляющие механизмы, расположенные симметрично по обе стороны от входного вала. Каждый управляющий механизм выполнен в виде шестерни, взаимодействующей с приводным зубчатым колесом, и подпружиненного выходного вала, причем шестерня и выходной вал установлены в корпусе соосно. На шестернях выполнены торцовые выступы, а на выходных валах радиальные выступы. Кроме того, устройство имеет ограничители поворота выходных валов, выполненные на корпусе в виде упоров, взаимодействующих с радиальными выступами выходных валов, которые при помощи шлицев связаны с задающими устройствами электродистанционной системы управления интерцепторами-элеронами. Недостатком известного устройства является низкая надежность его работы, обусловленная отсутствием постоянной механической связки между элементами устройства, а также изменением механических свойств пружин и тросовой проводки управления в процессе длительной эксплуатации и приводящая к возможности рассогласования положений штурвала самолета и органа управления летательным аппаратом. Целью изобретения является повышение надежности работы устройства. Указанная цель достигается тем, что в блоке датчиков положения штурвала самолета, содержащем входной вал с жестко закрепленным на нем приводным элементом, выходные валы, на каждом из которых установлены зубчатое колесо и ограничитель поворота, последние жестко закреплены на выходных валах, приводной элемент выполнен в виде разнесенных вдоль оси входного вала двух зубчатых и двух цилиндрических секторов, взаимодействующих с соответствующими зубчатыми колесами и ограничителями поворота, каждый из которых выполнен в виде двух упоров с цилиндрической рабочей поверхностью, концентричной поверхности сопрягаемого с ним цилиндрического сектора, причем центральный угол между упорами равен полному рабочему ходу соответствующего выходного вала. На фиг.1 показан предлагаемый блок, общий вид; на фиг.2-4 положение элементов блока, соответствующее различным положениям штурвала самолета. В корпусе 1 на подшипниках 2 установлен входной вал 3, на котором установлен барабан 4 тросовой проводки к штурвалу. На валу 3 жестко установлены зубчатые секторы 5 и 6. Входной вал выполнен с двумя цилиндрическими секторами 7 и 8, которые соосны с валом и имеют выборку, длина которой превышает длину дуги, описанной по вершинам зубьев зубчатых секторов 5 и 6. На выходном валу 9 установлены зубчатое колесо 10 и ограничитель поворота 11, которые взаимодействуют с зубчатым сектором 5 и цилиндрическим сектором 7. На выходном валу 12 установлены зубчатое колесо 13 и ограничитель поворота 14, которые взаимодействуют с зубчатым 6 и цилиндрическим сектором 8. Ограничители поворота 11, 14 снабжены упорами 15, 16 и 17, 18 соответственно. Рабочая поверхность упоров 15, 16 и 17, 18 выполнена цилиндрической, концентричной поверхностям секторов 7, 8. Упоры 15, 16 и 17, 18 расположены под центральным углом, равным полному рабочему ходу соответствующего выходного вала и связанного с ним задающего датчика электродистанционной системы управления. Блок работает следующим образом. При нейтральном положении штурвала входной вал 3 и выходные валы 9 и 12 установлены так, что зубчатые секторы 5 и 6 находятся вне зацепления с зубчатыми колесами 10 и 13, а ограничители поворота 11 и 14 упорами 15 и 17 контактируют с цилиндрическими секторами 7 и 8, т.е. выходные валы 9 и 12 заторможены. При повороте штурвала поворачивается барабан 4, входной вал 3, зубчатые секторы 5 и 6 и цилиндрические секторы 7 и 8, причем последние скользят по цилиндрическим поверхностям упоров 15 и 17 ограничителей поворота 11 и 14 до тех пор, пока зубчатый сектор, например 5, не войдет в зацепление с зубчатым колесом 10. Одновременно упор 15 перестает контактировать с поверхностью сектора 7, так как на ней начинается выборка. Таким образом, выходной вал 9 освобождается и начинает вращаться, поворачивая входное звено задающего элемента электродистанционной системы управления. Выходной вал 12 при этом остается неподвижным, так как зубчатый сектор 6 не взаимодействует с зубчатым колесом 13, а сектор 8 входного вала 3 контактирует с поверхностью упора 17. Таким образом, при повороте штурвала в одно из крайних положений один из выходных валов блока датчиков поворачивается на полный рабочий угол, а другой выходной вал остается неподвижным. Увеличение хода штурвала в результате вытяжки тросовой проводки управления не влияет на величину полного рабочего хода выходного вала, т.к. при этом зубчатый сектор 5 выходит из зацепления с зубчатым колесом 10, а цилиндрический сектор 7 начинает контактировать с ответной поверхностью упора 16, т.е. выходной вал 9 остается зафиксированным. При повороте штурвала в нейтральное или другое крайнее положение последовательность работы механизма аналогична описанной выше. Предлагаемый блок повышает точность установки входного звена задающего устройства электродистанционной системы в крайних и нейтральном положениях независимо от величины вытяжки троса при эксплуатации, отсутствие пружин в составе блока позволяет снизить усилия на штурвале. Это улучшает летно-технические характеристики самолета и повышает надежность системы.

Формула изобретения

БЛОК ДАТЧИКОВ ПОЛОЖЕНИЯ ШТУРВАЛА САМОЛЕТА, содержащий входной вал с жестко закрепленным на нем приводным элементом, выходные валы, на каждом из которых установлены зубчатое колесо и ограничитель поворота, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы блока, зубчатые колеса и ограничители поворота жестко закреплены на выходных валах, приводной элемент выполнен в виде разнесенных вдоль оси входного вала двух зубчатых и двух цилиндрических секторов, взаимодействующих с соответствующими зубчатыми колесами и ограничителями поворота, каждый из которых выполнен в виде двух упоров с цилиндрической рабочей поверхностью, концентричной поверхности сопрягаемого с ним цилиндрического сектора, причем центральный угол между упорами равен полному рабочему ходу соответствующего выходного вала.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области рулевых приводов аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к области беспилотных летательных аппаратов и может быть использовано при разработке приводов аэродинамических рулей

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено для управления механизацией крыла (закрылка, предкрылка) самолета

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к рулевым приводам управляющих аэродинамических поверхностей

Изобретение относится к приводам агрегатов планера летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационного оборудования и касается конструкции электроприводов управления рулевыми плоскостями летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к элементам электродистанционных систем управления самолетом с ручным приводом органов управления, и является усовершенствованием основного изобретения по авторскому свидетельству N 1001610

Изобретение относится к опорной сборке предкрылка и к крылу летательного аппарата. Крыло летательного аппарата имеет предкрылок и опорную сборку предкрылка. Опорный рычаг предкрылка является сконфигурированным так, что он выходит из зацепления с обоймой, находящейся на расстоянии дальше всего от передней кромки крыла, когда предкрылок достиг своего полностью выпущенного положения. Опорная сборка предкрылка содержит опорный рычаг предкрылка, имеющий множество опорных поверхностей, тянущихся по его длине, и множество цилиндрических роликовых подшипников. Опорный рычаг предкрылка является подвижным, чтобы выпускать предкрылок, прикрепленный к одному концу упомянутого опорного рычага предкрылка, из передней кромки крыла летательного аппарата. Каждый подшипник находится в контакте качения со связанной опорной поверхностью, чтобы поддерживать опорный рычаг предкрылка и направлять его во время выпуска и уборки предкрылка. Каждый подшипник имеет ось вращения, которая параллельна его опорной поверхности. Опорная сборка предкрылка содержит пару смежных верхних опорных поверхностей, каждая верхняя опорная поверхность является расположенной под углом относительно смежной верхней опорной поверхности, так что подшипник, связанный с каждой верхней опорной поверхностью, не разделяет общую ось с подшипником. Достигается уменьшение веса сборки. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх