Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1ц!003263 (6!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 010481 (21) 3274823/24-07 (И) М. Кп.

Н 02 К 29/00. сприсоедиивииемзаявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 070383 Бюллетень. № 9 (33 УДК б 21. 313. .13.014.2:

:621.382 (088.8) Дата опубликования описания 070383

В.Н. Десятнюк, Д.И. Родькин и В.O. Захаров.

>

1

Криворожский ордена Трудового Красново Знамени.:,- ) горнорудный институт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

РОТОРА ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания систем управления вен-. тильными двигателями беэ обратной связи-по положению, т.е. беэ датчи-. ка положения ротора.

Известны устройства для определения углового положения ротора вентильного двигателя, в которых в качестве одного из основных элементов выступает датчик положения ротора:, механически связанный с валом или встроенный в корпус двигателя (1).

Недостатком известных устройств является наличие укаэанного датчика положения, установка которого на валу. машины не всегда возможна и усложняет механическую часть привода, что снижает надежность его работы и ограничивает область применения привода с вентильным двигателем.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для определения углового положения ротора синхронной машины, якорной обмоткой подключенную к тиристорному преобразователю частоты со звеном постоянного тока, включающему в себя системы управления выпрямителем и инвертором преобразователя и распределитель импульсов системы управления инвертором, а обмоткои возбуждения — к тиристорному возбудителю, содержит датчики выпрямпенного тока и тока возбуждения, датчики ЭДС и сумматор, соединенный одним входом с функциональным преобразователем, а выходом — с указателем углового поломения ротора. Кроме того, устройство содержит дисковый датчик, связанный с валом ротора машины„ статический генератор опорных. импульсов и еще один функциональный преобразователь (2), Недостатком известного устройства является сложность производства измерения углового положения ротора двигателя, требующая на время измерения подключения обмотки возбуждения двигателя к генератору постоянного напряжения, а якорной

Обмотки — к входам функциональных преобразователей, что вызывает неудобство при эксплуатации, снижает быстродействие устройства и точность определения углового положе ния ротора.

1003261, Кроме того, наличие дискового датчика, связанного с валом ротора машины, снижает надежность ра6оты устройства и ограничивает его применение для механизмов, где невозможна установка таких датчиков (тяжелые условия работы механизма, связанные с влажностью, запыленностью, вибрацией и т.п., а также отсутствие возможности соединения датчика с валом ротора двигателя).

Цель изобретения — повышение быстродействия и надежности работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для. определения углового положения ротора вентильного двигателя, содержащее синхронную машину, якорной обмоткой подключенную к тиристорному преобразователю частоты со звеном постоян.ного тока, включающему в себя системы управления выпрямителем и инвертором преобразователя и распределитель импульсов системы управления инвертором, а обмоткой возбуждения — к тиристорному возбудителю, датчики выпрямленного тока и тока возбуждения, датчики ЭДС и сумматор, соединенный одним входом с функциональным преобразователем, а выходом — с указателем углового положения ротора, введены цепь из последовательно соединенных нелинейного преобразователя, служащего для моделирования кривой намагничивания синхронной машины, дифференциатора, пропорционального преобразователя и блока деления, а также вычислительное устройство, выходной сигнал; которого пропорционален значению угла между вектором результирующей ЭДС, наведенной полем вращающегося ротора, и осью одной из фаэных обмоток якоря, трехфазный мостовой выпрямитель, задатчик точки бтсчета положения ротора и нуль-орган, причем вход цепи иэ последовательно соединенных элементов подключен к датчику тока возбуждения, а выход — к функциональному преобразователю, выходной сигнал которого пропорционален арккосинусу входного, второй вход блока деления подключен через трехфазный мостовой выпрямитель к датчикам ЭДС, которые также подключены к трем соответствующим входам вычислительного устройства, четвертый вход которого подсое- дийен к распределителю импульсов, а выход — к второму входу. сумматора, треТий вход которого соединен с задатчиком точки отсчета положения ротора, кроме того, два входа нульоргана подключены соответственно к датчику выпрямленного тока и.к выходу системы управления инвертором, а выход нуль-органа подсоединен к вторым входам датчиков ЭДС и нелиней ного преобразователя.

На фиг. 1 изображена блок-схема устройства для определения углового положения ротора вентильного двигателяр на фиг. 2 — векторная диаграмма ЭДС вентильного двигателя.

Устройство для определения углово. го положения ротора вентильного двигателя содержит нуль-орган 1, входа10 ми подключенный к системе управления инвертором (СУИ) и к датчику выпрямленного тока (ДВТ.), датчики 2 ЭДС, подключенные к соответствующим фазам

А, В и С якорной обмотки синхронной

15 машины и к выходу нуль-органа 1, выходы датчиков 2 ЭДС подключены к вычислительному устройству 3 и трехфазному мостовому выпрямителю 4, эадатчик точки отсчета положения ротора 5, подключенный к третьему входу сумматора б, второй вход которого подсоединен к выходу вычислитель. ного устройства 3, соединенного одним иэ входов с распределителем импуль-

25 сов (РИ) СУИ,последовательно включенные нелинейный преобразователь 7, входы которого подключены, соответственно к датчику тока возбуждения (ДТВ) и:.к выходу нуль-органа 1, дифференциатор 8, пропорциональный преобразователь 9 и блок 10 деления, второй вход которого подключен к выпрямителю 4, а выход — к функциональному преобразователю 11, выходом подключенного к третьему входу сумматора б, выход которого соединен с указателем углового положения ротора 12.

Устройство для определения углового положения ротора вентильного

40 двигателя предназначено для контро." ля положения ротора при работе двигателя в диапазоне низких частот вращения (до.10% номинальной), т.е. в зоне искусственной коммутации венти45 лей инвертора. Особенность устройства заключается в дискретном режи:ме его работы, при котором производство необходимых измерений по определению углового положения ротора про50 изводится в моменты бестоковых пауз в звене постоянного тока.

Устройство работает следующим образом.

Непосредственно перед пуском двигателя, после его возбуждения, производится установка ротора в исходное положение, при котором продольная ось полюсов ротора совпадает с точкой отсчета его углового

60 положения. установка ротора в исходное положение производится подачей управляющего импульса на вентили выпрямителя,и на выбранную нару вентилей инвертора. После успокое65 ния ротора дается команда на "Пуск"

1003261.двигателя и ротор начинает разворачиваться. После прохождения ротором первого тактового интервала в момент перекоммутации якорных обмоток синхронной машины, работающей в режиме искусственной коммутации вентилей инвертора напряжением выпрямителя, когда .ток в звене постоянного тока становится равным нулю и отсутствует управляющий импульс от СУИ, срабатывает нуль-орган 1, имеющий на 10 . входе логическую схему И, и включает в работу датчики 2 ЭДС и нелинейный преобразователь 7. Сигнал, пропорциональный величине наведенных ЭДС в фазах якорной обмотки 15 двигателя, поступает с датчиков ЭДС на входы вычислительного устройства

3 и трехфазного выпрямителя 4.

Вычислительное устройство 4 по сигналам, поступающим от РИ и СУИ, 2О производит выбор фазы якорной обмотки относительно которой определяется положение ротора и направление тока в ней. Затем, в соответствие с выбранной фазой (например, фаза A 25 (фиг. 2), устройство 3 производит вычисление значения угла (для фазы А) между осью этой фазы и вектором результирующей ЭДС le (фиг. 2), наведенной в якорной обмотке машины полем вращающегося ротора. Вычисление значения угла (для фазы А) в устройстве 3 производится по следующему алгоритму

+3(Us- Ос)

В=о ч —,—,о—, А С где UA, U и Uc — модули векторов

ЭДС, наведенных в соответствующих фазах А, В и С якорной обмотки машины. 40

Сигнал, пропорциональный значению угла » с выхода вычислительного устройства 3 поступает на второй вход сумматора б.

ОдновРеменно с датчиками ЭДС 45 вступает в работу и нелинейный преобразователь 7, -служащий для моделирования кривой намагничивания синх".. ронного двигателя. На вход преобразователя 7 постУпает сигнал пропорциональный току возбуждения двигателя от ДТВ, а с выхода его — сигнал, пропорциональный значению магнитного потока двигателя в момент определения углового положения ротора. Он поступает на вход дифференциатора 8, 55 служащего для определения изменения величины магнитного потока двигателя эа время измерения углового положения ротора. Продифференцированный сигнал с выхода 8 поступает на вход 60 пропорционального преобразователя 9, где он преобразуется в сигнал, пропорциональный модулю вектора ЭДС ф». (совпадающего по направлению с .продольной осью полюсов Ротора 65 (фиг. 2), наводимой в якорныХ обмотках машины при изменении магнитного потока поля ротора.

Сигнал с выхода преобразователя 9 поступает на первый вход блока 10 деления, на второй вход которого с выхода выпрямителя 4 поступает сигнал U, пропорциональный модулю результирующего вектора ЭДС, наводимой в якорных обмотках машины.

Значение модуля Щ полу ается в ре-зультате выпрямления 4-х сигналов, поступающих от датчиков 2 ЭДС.

Результирующий сигнал Щ» /Цд с выхода блока 10 деления поступает на вход функционального преобразователя 11, выходной сигнал которого пропорционален арккосинусу входного.

В результате на выходе преобраэовате ля 11 получается сигнал

t Щ

arccos

1 и< пропорциональный значению угла между вектором результирующей ЭДС и вектором ЭДС индукции, наведенныйи в якорных обмотках машины.

С выхода функционального преобразователя 11 сигнал поступает на первый вход сумматора б. После алгебраического суммирования в блоке б получаем сигналЧ= ч - ф ! пропорциональный углу между осью выбранной фаэной обмотки якоря и продольной осью полюсов ротора.

С целью получения наибольших значений пускового момента двигателя и наименьших его колебаний, перекоммутация фаз якорной обмотки должна осуществляться при положениях ротора, соответствующих точкам пересечения линейных ЭДС холостого

1хода двигателя. А точка пересечения ,линейных ЭДС холостого хода двигате ля сдвинута относительно оси era фаэной обмотки на Г/б электрических градусов. Поэтому для согласования точки :.отсчета углового положения ротора двигателя с точкой пересече- ния его линейных ЭДС холостого хода, введен в схему задатчик точки отсчета углового положения ротора 5.

Кроме того, задатчик 5 может быть использован для задания угла опережения управления инвертором P . С задатчика 5 сигнал, пропорциональный значению угла 7 /б, поступает на третий вход сумматора б. В результате на выходе сумматора б получается скорректированный сигнал углового положения ротора относительно выбранной фазы якоря

»»" = Я- »" „-Ть! 6. Сигнал с:.выхода сумматора б поступает на вход указателя углового положения ротора 12.

1003261

Выходной сигнал с указателя углового положения ротора может быть заведен в систему программного управ ления пуском вентильного двигателя с целью коррекции управляющих сигналов, задаваемых программным устройством на каждый тактовый шаг поворота ротора двигателя, в соответствии с действительным положением ротора.

Это обеспечит надежный пуск и управление вентильным двигателем при работе его в диапазоне частот вращения 0-0,1 номинальной, в пределах которых осуществляется искусственная коммутация вентилей инвертора.

Применение устройства для определения углового положения ротора в вентильных двигателях с синхронными машинами без демпферных обмоток и производство этим устройством необходимых измерений в моменты безтоковых пауз в звене постоянного тока вентильного двигателя снижают влияние реакции якоря на точность определения углового положения вектора результирующей ЭДС машины, что, соответственно, повышает точность определения действительного положения ротора двига-.åëÿ.

Исключение иэ схемы устройства для определения углового положения ротора дисковых датчиков, механически связанных с ротором двигателя„ повышает надежность работы устройства, по сравнению с базовым объектом в качестве которого принят прототип, а измерение параметров двигателя, требуемых для определения углового положения его ротора, без отключения обмоток машины от вентильного преобразователя повышает быстродействие устройства.

Также улучшаются условия эксплуатации вентильных двигателей с устройствами для определения углового положения ротора и расширяется область их применения. В частности, расширяется область применения вентильных двигателей для механизмов, где невозможна установка датчиков положения, связанных с ротором двигателя, а также для механизмов, работающих в сложных усло- . виях эксплуатации (влажность, эапыпенность, вибрация и т.п.), где надежность работы датчиков положения, связанных с ротором двигателя, низкая.

va;;- мула изобретения

Ь стройство для определения углового:-оложения ротора вентильного двигателя, содержащее синхронную машину, якорной обмоткой подключенную к тиристорному преобразователю частоты со звеном постоянного тока, включающему в себя системы управления выпрямителем и инвертором преобразователя и распределитель импульсов системы управления инвертором, а обмоткой возбуждения - к тиристорному возбудителю, датчики выпрямленного тока и тока возбуждения, датчики ЭДС и сумматор, соединенный одним входом с функциональным преобразователем, выходной сигнал которого пропорционален арккосинусу входного, а выходом — c указателем углового положения ротора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и надежности устройства в работе, введены цепь из последовательно соединенных нелинейного преобразователя, служащего для .моделирования кривой намагничивания синхронной машины, дифференциатора, пропорционального преобразователя и блока деления, а также вычислительное устройство, выходной сигнал которого пропорционален значению угла между вектором реэультирующей ЭДС, наведенной полем вращающегося ротора, и осью одной из фазных обмоток якоря, трехфазный мосToDoA выпрямитель, задатчик точки отсчета положения ротора и нуль-орган, причем вход цепи из последовательно соединенных элементов подключен к датчику тока возбуждения, а выход — к функциональному преобразователю, второй вход блока деления подключен через трехфазный мостовой выпрямитель к датчикам ЭДС, которые также псцключены к трем соответствующим входам вычислительного устройства, четвертый вход которого подсоединен к распределителю импульсов, а выход — к второму входу сумматора, третий вход которого соединен с эадатчиком точки отсчета положения ротора, кроме того, два входа нульоргана подключены соответственно к датчику выпрямленного тока и к выходу системы управления инвертором, а выход нуль-органа подсоединен к вторым входам датчиков ЭДС и нелинейного преобразователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Электропривод и автоматизация промышленных установок. T. 4.—

А.N.Мейстель,К.И.Наумычева. Электропривод с вентильными двигателями, ВИНИТИ, N. 1974„ с. 97-103.

2. Патент ФРГ 9 2353594, кл. Н 02 Р 7/б2, 1975.

1003261

1003261

Составитель A. Сапталов

Редактор Е. Кинив Техред A.дч Корректор И. Шулла

Заказ 1583/41 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5.

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электродвигателям с встроенным датчиком положения и скорости, и может быть использовано, например, в вентильных электроприводах в качестве исполнительного элемента, в устройствах автоматики

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к магнитному вращающемуся устройству и, в частности, к магнитному вращающемуся устройству, которое использует многократно пульсирующие силы, возникающие между постоянным магнитом и электромагнитом

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секций обмоток статора в зависимости от положения ротора с помощью преобразователя частоты, т
Наверх