Опора бурового шарошечного долота
ОПОРА БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА, содержащая радиально-упорные « Г.гП1(г.|1|д i, ,;;,П(ш - ; М5лаот о / I подшипники качения с беговыми дорожками на цапфе и в шарошке, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности опоры за счет возможности равномерного распределекия нагрузки на подшипники, между радиально-упорными подшипниками размещены р 1диалъ1ше подшипник качения и подшипник скольжения со сферической опорной поверхностью, при этом радиальный подшипник качения установлен на подшипнике скольжения. СО СП 00
CONS СОВЕТСКИХ
СОИ«ВЮ«Н
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
«« . .! ас« ц, ««
13,, ВИвЩО @
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И. (ЛНРЫТИЙ (21) 3328244/22-03 (22) 20.08 ° 81 (46) 30.06.84. Бюл. È« 24 (72) В.Н.Крестовский, Q.À.Ïîäêîïàåâ, С.И.Одинец и Р.А.Буланов (53) 622.24.051.55(088.8) (56) 1. Патент CIIIA Ф 3762782, кл. 308-8.2, опублик. 1973.
2. Патент CIIIA В 3749I88, кл. 175-364, опублик. 1973. (54)(57) ОПОРА БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО
ДОЛОТА, содержащая радиально-упорные,Я0.„1003581 . А (д) E 21 .В 10/22"Р 16 С 21/00 подшипники качения с беговыми дорожками на цапфе и в шарошке, о т л и — ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности опоры sa счет возможности равномерного распределения нагрузки на подшипники, между радиально-упорными подшипниками размещены радиальные подшипник качения и подшипник скольжения со сферической опорной поверхностью, при этом, радиальный подшипник качения установлен на подшипнике скольжения.
581 2
20
30
40
45 ника скольжения 5 выполнена сферичес- 55 кой с центром на продольной оси шарошки. щЩЦдц Захяз 4036/4
Филиаа ШШ тепт, i Ya
1 1ОО3
Изобретение относится к горному делу, а именно к опорам буровых шарошечных долот для бурения скважин большого диаметра.
Известны опоры шарошечных долот для бурения скважин большого диаметра, включающие два радиальных и один упорный замковый подшипник, размещенный между радиальными подшипниками 1 ., Недостатком данной конструкции яв- 10 ляется то, что основная радиальная нагрузка приходится на один из подшипников, в результате рабочий ресурс опоры определяется нагрузочной способностью топько одного из радиальных подшипников, и он значительно ииже возможного рабочего ресурса.
Известна также опора шарошечных долот для бурения скважин большого диаметра, включающая радиально-упорные подшипники качения с беговыми дорожками на цапфе и в шарошке (2 ).
Недостатком этой конструкции является то, что при боковой нагрузке ее радиальная составляющая действует в любой момент только на один из под" шипников, и нагрузочная способность опоры определяется нагрузочной способностью одного подшипника, что значительно ограничивает долговечность опоры.
Целью изобретения является повышение долговечности опоры за счет возможности равномерного распределения нагрузки на подшипники.
Цель достигается за счет того, что в опоре бурового шарашечного до" лота, содержащей радиально-упорные подшипники качения с беговыми дорожками на цапфе и в шарошке, между радиально-упорными подшипниками размещены радиальные подшипник качения и подшипник скольжения со сферической опорной поверхностью, при этом радиальный подшипник качения установлен на подшипнике скольжения.
На чертеже схематически показана предлагаемая опора, разрез.
Опора содержит беговые дорожки шарошки 1 с породоразрушающими элементами 2 и цапфы 3, радиально-упорные подшипники 4 и размещенные между ними радиальные подшипники скольжения 5, и качения 6 с внутренней обоймой 7, при этом опорная поверхность подшипРадиально-упорные подшипники 4 закреплены в шарошке с помощью гаек 8 и фланцев 9, связанных с шарошкой 1.
Между фланцами 9 и радиально-упорными подшипниками 4 размещены торцевые уплотненияо10 с уплотнительными кольцами 11. Фланцы 9 соединены с шарошкой
1 винтами 12 и имеют прокладки 13.
Цапфа 3 закреплена в кронштейне 14.
Сборка опоры производится следующим образом.
На цапфе 3 устанавливают подшипник скольжения, на котором закрепляют внутреннюю обойму 7 радиального подшипника 6 качения. Затем в шарошку 1 закладывают ролики радиального подшипника 6 качения, после этого в шарошку
1 вводят цапфу 3 в сборе. Затем устанавливают радиально-упорные подшипники 4 и закрепляют их гайками 8 и фланцами 9, предварительно поставив торцевые уплотнения 10. Шарошку крепят в кронштейне 14.
При работе шарошка на забое подвергается переменным нагрузкам. При этом нагрузка, перпендикулярная оси шарошки, в основном действует на радиальный подшипник 6 качения. Благодаря тому, что радиальный подшипник 6 качения закреплен на радиальном подшипнике 5 скольжения, повышается их рабочий ресурс и надежность работы, так как снижается соответственно скорость качения роликов подшипника .б качения и скорость скольжения подшипника 5 скольжения при той же скорости вращения шарашки 1. Кроме того, обеспечивается равномерный износ роликов.
При действии на шарашку нагрузок, неперпендикулярных цапфе 3, благодаря сферической опорной поверхности радиального подп ипника 5 скольжения имеется возможность ограниченных угловых смещений радиального подшипника 6 качения, в результате чего он несет основную часть радиальной нагрузки и распределяет меньшую часть радиальной нагрузки на один из радиальноупорных подшипников 4. Так как в любой момент времени радиальную нагрузку несут два подшипника, нагрузочная способность опоры и ее рабочий ресурс увеличиваются в 1,5-2 раза. Размещение роликов радиального подшипника б качения в канавке в средней части шарошки 1 обеспечивает высокие надежность и рабочий ресурс. ейск аи город,ул.Проехтвая, 4