Имитатор шума двигателя

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз-Советскик

Социалистических

Республик ») 1 005095 (61) Дополнительное к авт. свид-вув407353 (22) 36%8neHo 121181 (21) 3353100/18-24 И) М.К.

G Об G 9/00

G 06 G 7/48 с присоединением заявки МоГосударственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет—

РИ УДК 681 ° 3 (088.. 8) Опубликовано 150383 Бюллетень HP 10

Дата опубликования описания 150383 (72) Авторы изобретения

Г. И. Хазов и В. Н . Семенов (71 ) Заявитель (54) ИИИТА ЖР MYNA ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к аналого.вой вычислительной технике и может найти применение в устройствах для имитации шума двигателя в тренажерах транспортных средств.

По основному авт.св. В 407353 известен имитатор шума двигателя, содержащий расположенные на одной оптической оси источник света, щелевую диафрагму, оптическую систему, диск с профилированной щелью., соединенный с приводом регулируемой скорости, фотоэлемент, источник питания и выходной усилитель, блок переключателей, соединенных первыми клеммами с источникам питания, а вторыми клеммами через соответствующие диоды и . резисторы - с источником света, причем общая точка резисторов и источник света через конденсатор подключены к шине нулевого потенциала11).

Недостатком известного имитатора шума является то, что с его помощью невозможно имитировать шум в режимах

"Прокрутка" и ."Запуск" двигателя.

В реальной гусеничной машине водитель прежде чем запустить двигатель производит его "Прокрутку" с целью подачи масла к трущимся частям для уменьшения трения и износа деталей.

Это делается с помощью стартера при закрытом кране подачи топлива. После "Прокрутки" двигателя водитель

5 производит его запуск, т.е. открывает кран подачи топлива и при помощи стартера запускает двигатель.

В режимах "Прокрутка" и "Запуск" двигатель имеет свой характерный

l0 шум. В известном имитаторе шума двигателя имитируется шум только работающего двигателя (работа на холос-. том ходу и на различных передачах) .

При обучении водителей на тренажерах, имеющих вышеуказанный.имитатор шума, им прививаются непра.вильные навыки при подготовке к запуску и запуске гусеничной машины, так как из процесса обучения выпада«

2п ет имитирование шума „.двигателя при

"Прокрутке" и "Запуске". Это является существенным недостатком в процессе обучения водителей гусеничной машины.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем имитации шума двигателя в режимах

"Прокрутка" и "Запуск" °

Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно . содержит регулятор частоти, два муль1005095 тивибратора и контур ударного возбуждения, выход которого соединен с

:входом выходного усилителя, входы контура ударного возбуждения соответственно соединены с выходами муль5 тивибраторов, входы мультивибраторов объединены и подключены к выходу регулятора частоты, вход которого соединен с выходом источника питания. На чертеже приведена структурная схема имитатора шума двигателя.

Имитатор шума двигателя содержит диоды 1-6 блока переключателей, ре-. зйсторы 7-10 блока переключателей и конденсатор 11 блока переключателей, источник света 12, усилитель 15

13 привода регулируемой скорости, двигатель 14, тахогенератор 15, щелевую диафрагму 16, линзу 17, диск с топограммой 18, линзу 19, фотоэлемент 20, конденсатор 21, выход- 70 ной усилитель 22, усилитель 23 цепи задания скорости, конденсаторы

24 и 25, резисторы 26-30 во внешних цепях усилителей привода и задания скорости, потенциометр 31, источник 25 питания 32, контакты 33-38 блока переключателей, регулятор частоты 39, мультивибраторы 40 и 41, коитур ударного возбуждения 42 (состоит из дросселя 43, конденсатора 44 в эмиттерных цепях транзисторов

45 и 46 и резисторов 47) .

Аноды диодов 1-6 через соответствующие резисторы 7-10 соединены с источником света 12 и конденсатором 11. Конденсатор 11 и источник света 12 другими концами соединены с шиной нулевого потенциала. Катоды диодов 1-6 соединены с контактами переключателей 33-38, другие контакты переключателей 33-38 соедине- 40 ны между собой и с выходом источника питания 32. Средняя точка потенциометра 31 соединена с одним из концов конденсатора 25 и резистора 27, а другой конец конденсатора 25 соединен с резистором 28.

Резисторы 27 и 28 другими концами соединены между собой и с одним из концов резистора 26, конденсатора

24 и входом усилителя 23. Другие

50 концы резистора 26, конденсатора 24 соединены между собой, выходом усилителя 23 и через резистор 29 соединены с резистором 30 и входом усилителя 13. Резистор 30 другим концом соединен с контактом обмотки управления двигателя 14. Другой конец обмотки управления соединен с шиной нулевого потенциала. Выход усилителя 13 соединен с контактом обмотки якоря тахогенератора 15, а другой 60 конец обмотки якоря тахогенератора 15 — с шиной нулевого потенциала. Выход источника питания 32 соединен с входом регулятора частоты 39, выход которого соединен с входом мультивибраторов 40 и 41. Выход мультивибратора 40 соединен с базой транзистора Т1 контура ударного возбуждения 42, а выход мультивибратора 41 — с базой транзистора Т2 контура ударного возбуждения 42. Выход контура ударного возбуждения 42 соединен с одним из концов конденсатора 21 и входом выходного усилителя 22. Конденсатор 21 другим концом соединен с катодом фотодиода 20, на анод которого поступает световой поток от источника света 12 через щелевую диафрагму 16, линзу 17, отверстия топограммы 18, линзу 19.

Имитатор шума работает следующим образом.

На диск 18 нанесена топограмма акустического шума двигателя в режиме холостого хода с учетом изменения

его по спектральному составу в зависимости от числа оборотов, поэтому при имитации акустического шума двигателя в режиме холостого хода резистор 7 с помощью источника питания 32, контактной группы 33 и диода 1 обеспечивает режим работы фотоэлемента 20 на линейном участке световой характеристики.

При имитации акустического шума двигателя в режиме 1 передачи, заднего хода напряжение 27В подается на контактную группу 34, при этом резистор 8 увеличивает световой поток, смещая тем самым рабочий режим фотоэлемента с линейного участка 1, на линейный участок II в результате чего сигнал на выходе фотоэлемента по сравнению с сигналом, полученным в режиме холостого хода, оказывается измененным по частотному и спектральному составу. Необходимый режим íà II u III передачах обеспечивается резистором 9, на 1У пер даче — резистором 10. Необходимое изменение спектрального состава шума имитатора в режиме той или иной передачи в зависимости от изменения числа оборотов двигателя достигается изменением скорости модуляции светового потока профилированной топограммой вращающегося диска. Изменение скорости вращения диска, а следовательно, и скорости модуляции светового потока производится управляющим сигналом, поступающим с выхода потенциометра 31 через корректирующие элементы, конденсаторы и резисторы 25-28 на усилитель 23 с цепью обратной связи 24 и 26, на привод, состоящий из усилителя 13, резисторов 29 и 30, двигателя 14 и тахогенератора 15.

Для имитации акустического шума в режимах "Прокрутка" и "Запуск" напряжение с источника питания 32 подается на регулятор частоты 39, где формируется сигнал, пропорциональ1005095

Формула изобретения ный оборотам коленчатого вала двигателя в режимах "Прокрутка" и "Запуск" ,а затем поступает на входы мультивибраторов 40 и 41 и управляет йх частотой. С выхода мультивибраторов сигналы подаются на вход контура ударного возбуждения 42, где смешиваются и подаются на выходной усилитель

22 и являются выходным сигналом во время прокрутки и запуска двигателя.

Таким образом, использование регу- о лятора частоты, мультивибраторов и контура ударного возбуждения позволяет получить акустический шум, приближенный к реальному шуму двигателя в режиме "Прокрутка" и "Запуск". 15

Это,в свою очередь, позволяет более правильно прививать водителям навыки по подготовке к запуску гусеничной машины, что дает воэможность повысить моторесурс гусеничных машин, 2О экономить горюче-смазочные материалы, время на ремонт машин и учебных трасс.

Имитатор шума двигателя по авт. св. 9 407353, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей эа счет имитации шума двигателя в режимах "Прокрутка" и "Запуск", он дополнительно содержит регулятор частоты, два мультивибратора и контур ударного возбуждения, выход которого соединен с входом выходного усилителя, входы контура ударного возбуждения соответственно соединены с выходами мультивибраторов, входы мультивибраторов объединены и подключены к выходу регулятора частоты, вход которого соединен с выходом источника питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 407353, кл. G 06 G 9/00, G 06 G 7/48, 1972 {прототип).

ВНИИПИ Заказ 1903/66

Тираж 704 Подписное

Филиал ППП "Патент"., r.Ужгород,ул.Проектная,4

Имитатор шума двигателя Имитатор шума двигателя Имитатор шума двигателя 

 

Похожие патенты:
Наверх