Снегоходное транспортное средство

 

СНЕГОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее несущую корпус гибкую лыжу, выполненную в зоне опорной поверхности постоянного поперечного сечения, при этом носовой обвод лыжи связан с корпусом, а на ее конце жестко смонтирован кронщтейн, связывающий лыжу с корпусом и с приводом, нагружающим ее изгибающим моментом, отличающееся тем, что, с целью снижения сопротивления повороту путем осуществления изгиба по дуге окружности нейтральной линии опорной поверхности лыжи, носовой обвод связан с корпусом жестко, кронштейн установлен в плоскости, перпендикулярной продольной оси лыжи, и связан с приводом нагружения обоймой, которая жестко закреплена на кронщтейне и выполнена с роликами , взаимодействующими с криволинейной направляющей, расположенной в указанной плоскости и жестко смонтированной на корпусе.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСГ1УБЛИН (19) (11) 1008057 А

>% ЮЛИУ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

С0

Ю

Сл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3371638/27-11 (22) 29.12.81 (46) 30.03.83. Бюл. № 12 (72) С. Ф. Киркин и Н. Е. Мерзляков (71) Марийский политехнический институт им. М. Горького (53) 629.11.032.012.43 (088.8) (56) 1. Патент США № 2183638, кл. 280—

22, 1939 (прототип). (54) (57) СНЕГОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее несущую корпус гибкую лыжу, выполненную в зоне опорной поверхности постоянного поперечного сечения, при этом носовой обвод лыжи связан с корпусом, а на ее конце жестко з(я1) В 62 В 17/00; В 62 М 27/02 смонтирован кронштейн, связывающий лыжу с корпусом и с приводом, нагружающим ее изгибающим моментом, отличающееся тем, что, с целью снижения сопротивления повороту путем осуществления изгиба по дуге окружности нейтральной линии опорной поверхности лыжи, носовой обвод связан с корпусом жестко, кронштейн установлен в плоскости, перпендикулярной продольной оси лыжи, и связан с приводом нагружения обоймой, которая жестко закреплена на кронштейне и выполнена с роликами, взаимодействующими с криволинейной направляющей, расположенной в указанной плоскости и жестко смонтированной на корпусе

l0

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для передвижения по снегу и льду.

Известно снегоходное транспортное средство, содержащее .несущую корпус гибкую лыжу, выполненную в зоне опорной поверхности постоянного поперечного сечения, при этом носовой обвод лыжи связан с корпусом, а на ее конце жестко смонтирован кронштейн, связывающий лыжу с корпусом и с приводом, нагружающим ее изгибающим моментом (1) .

Однако известная конструкция не позволяет свести к минимуму сопротивление повороту саней поскольку шарнирное крепление криволинейной балки с переменным моментом сопротивления изгибу, нагруженной чистым изгибающим моментом, приложенным в шарнире,, приводит к тому, что нейтральная линия изогнутых полозьев представляет собой кривую переменного радиуса кривизны.

Цель изобретения — снижение сопротивления повороту путем осуществления изгиба по дуге окружности нейтральной линии опорной поверхности лыжи.

Для достижения поставленной цели в снегоходном устройстве, содержащем несущую корпус гибкую лыжу, выполненную в зоне опорной поверхности постоянного поперечного сечения, при этом носовой обвод лыжи связан с корпусом, а на ее конце жестко смонтирован кронштейн, связывающий лыжу с корпусом и с приводом, нагружающим ее изгибающим моментом, носовой обвод связан с корпусом жестко, кронштейн установлен в плоскости, перпендикулярной продольной оси лыжи, и связан с приводом нагружения обоймой, 35

08057 вращения вертикального смещения обоймы и лыжи каждый из роликов выполнен с ребордами. Обойма, ролики и направляющие размещены в специальном отсеке корпуса аэросаней, расположенном под кронштейном 4. В днище отсека выполнен паз для обеспечения перемещения кронштейна.

В сечении рабочих поверхностей направляющей горизонтальными плоскостями лежат кривые, эквидистантные кривой, которая описывается уравнением в полярных координатах

Р= 81п.с, где Р— радиус- вектор; с — длина лыжи; м — полярный угол.

15 Полярная ось координат лежит на нейтральной линии недеформированной лыжи, а полюс располагается в точке защемления нейтральной линии.

В параметрическом задании функции та же кривая описывается уравнением х = С вЂ” sin2q; у =

Кривая, описываемая уравнением Р =

С

= — з1 п, соответствует траектории точки, лежащей на свободном конце защемленной прямолинейной консольной балки, нагружаемой с чистым изгибающим моментом, изgp меняющимся от нуля до величины, определяемой минимальным радиусом поворота аэросаней, а угол поворота кронштейна 4 соответствует углу поворота свободного конца балки, нагружаемой указанным выше изгибающим моментом. которая жестко закреплена на кронштейне и выполнена с роликами, взаимодействующими с криволинейной направляющей, расположенной в указанной плоскости и жестко смонтированной на корпусе.

На фиг. 1 схематично показана установ- 4О ка гибкой лыжи на корпусе, вид сбоку; на фиг. 2 — лыжи и направляющие, вид сверху (часть корпуса аэросаней и верхняя часть обоймы не показаны).

Лыжа 1 представляет собой прямолинейную балку прямоугольного сечения, изготовленную из упругого материала, например полиэтилена. Носовой обвод 2 лыжи металлический полый, жестко крепится к передней части днища 3 корпуса по всей 5р своей длине. К заднему торцу лыжи, заделанной передней частью в носовом обводе под прямым углом к продольной ее оси крепится кронштейн 4. С кронштейном жестко связана обойма 5, состоящая из двух пластин, на которых закреплены оси 6 роликов 7, 55 которые охватывают боковые рабочие поверхности направляющей 8, жестко связанной с корпусом аэросаней. Для предотДля предотвращения бокового сноса аэросаней служит подрез 9, представляющий собой стальную пластину, расположенную в плоскости симметрии лыжи и проходящую по всей высоте и длине ее. Передний и задний концы подреза 9 жестко связаны с носовым обводом 2 лыжи 1 и кронштейном 4 соответственно. Обоймы 5 каждой из лыж нагружаются шарнирно связанной с ними тягой 10, приводимой в движение гидроцилиндром 11. Вместо тяги 10 может быть применена рулевая трапеция.

Для осуществления поворота аэросаней в одну из полостей гидроцилиндра 11 подается рабочая жидкость. При этом тяга 10 воздействует на обойму 5, вызывая ее смещение, и ролики 7, шарнирно связанные с обоймой 5 посредством осей б, перекатываются по рабочим поверхностям направляющей 8, обеспечивая поворот и смещение кронштейна 4. Поскольку рабочие поверхности направляющей 8, жестко связанной с корпусом, определяют изгиб нейтральной линии и поворот заднего торца лыжи, соответствующий нагружению консольной балки чистым изгибающим моментом, то

1008057 неитральная линия изогнутой лыжи представляет собой дугу окружности, а сопротивление повороту аэросаней минимально.

Применение гибкой лыжи, нагружаемой посредством обоймы и евязанным с ней кронштейном, направляющей, жестко свя- 5

4 за иной с корпусом, обеспечивает перемещение и поворот заднего торца лыжи, при котором нейтральная линия изогнутой лыжи представляет собой дугу окружности, что снижает сопротивление повороту и увеличивает устойчивость лыжи при повороте. фиг.2

Составитель Т. Попова

Заказ 2244/25

Редактор Н. Кешеля Техред И. Верес К орректор . илак

О. Б

Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Фи

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская н б.. 4/5 лиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Снегоходное транспортное средство Снегоходное транспортное средство Снегоходное транспортное средство 

 

Похожие патенты:
Наверх