Устройство для проветривания карьеров
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ КАРЬЕРОВ, включающее газотурбиный двигатель с выхлопным патрубком, редуктор и лопастной винт с втулкой н валом, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности проветривания за счет использования выхлопных газов газотурбинного двигателя при температурных инверсиях, устройство снабжено торообразным коллектором с кольцевой щелью и крышкой с газоотводящими трубами, установленной с возможностью вращения относительно коллектора, при этом коллектор установлен соосно валу лопастного винта и сообщен с выхлопным патрубком газотурбинного двигателя, а газоотводящие трубы закреплены на втулке лопастного винта. л с со о 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (11) (51)4 Е 21 F 1/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3343712/22-03 (22) 24.07.81 (46) 23.12.86. Бюл. Ф 47 (72) P.Á.Àëìàåâ, M.Êîãàé, И.А.Ларчев и П.Д.Шилов (53) 622.445 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 538139, кл.. Е 21 F 1/08, 1979.
Авторское свидетельство СССР
В 346486, кл. E 21 F 1/00, 1974. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ
КАРЬЕРОВ, включающее газотурбиный двигатель с выхлопным патрубком, редуктор и лопастной винт с втулкой и валом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности проветривания за счет использования выхлопных газов газотурбинного двигателя при температурных инверсиях, устройство снабжено торообразным коллектором с кольцевой щелью и крышкой с газоотводящими трубами, установленной с возможностью вращения относительно коллектора, при этом коллектор установлен соосно валу лопастного винта и сообщен с выхлопным патрубком газотурбинного двигателя, а газоотводящие трубы закреплены на втулке лопастного винта.
4 1010
Изобретение относится к области горной промышленности и может быть использовано для проветривания карьеров восходящими воздушными струями.
Известно устройство для проветривания карьеров, включающее лопастной винт с втулкой и валом, электродвигатель и газовые горелки для подогрева центральной части струи с целью увеличения дальнобойности струи в пери- 10 од температурных инверсий.
Недостатком этого устройства является то, что нагрев воздуха осуществляется дополнительным источником энергии, что ведет к удорожанию про- 15 ветривания.
Наиболее близким по технической сущности является устройство для проветривания карьеров, включающее газотурбинный двигатель с выхлопным 20 патрубком, редуктор и лопастной винт с втулкой и валом.
Недостатком этого устройства является то, что оно может осуществлять проветривание только вытянутых в пла- 25 не карьеров и имеет небольшую дальнобойность струи.
Целью изобретения является повышение эффективности проветривания за счет использования выхлопных газов газотурбинного двигателя.
Это достигается тем, что устройство для проветривания карьеров, включающее газотурбинный двигатель с выхлопным патрубком, редуктор и ло35 пастной винт с втулкой и валом,снабжено торообразным коллектором с кольцевой щелью и крышкой с газоотводящими трубами, установленной с возможностью вращения относительно коллектора, при этом коллектор установлен соосно валу лопастного винта и сообщен с выхлопным патрубком газотурбинного двигателя, а газоотводящие трубы закреплены на втулке лопастного винта.
На фиг. 1 показано устройство для проветривания карьеров, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1;на фиг. 3 — вид Б на фиг. 2.
Устройство состоит из платформы
1, на которой установлены силовые агрегаты вертолета, состоящие из двух газотурбинных двигателей 2, 908 2
Редуктора 3, вала 4, втулки 5 и лопастного винта 6. Выхлопные патрубки 7 двигателей соединены посредством соединительного патрубка 8 с торообразным коллектором 9 с кольцевой щелью 10 в верхней части. Коллектор
9 установлен соосно валу 4 и имеет крышку 11 с газоотводящими трубами
12, переходящими в сопла 13. При этом газоотводящие трубы закреплены на втулке 5 между лопастями лопастного винта, выступая выше плоскости вращения винта. Крышка 11 опирается на коллектор через подшипники качения 14. Для уменьшения дополнительного крутящего момента на вал винта, связанного с вращением системы газоотводящих труб, крышка 11 может быть снабжена приводом с передачей вращения от вала привода хвостового винта вертолета на редукторе 3. В зазоры между крышкой 11 и коллектором 9 эжектируется окружающий воздух, способствуя охлаждению гаэоотводящих труб 12. Редуктор 3 и вал 4 винта защищены от теплового излучения экраном 15.
Устройство работает следующим образом.
Газотурбинные двигатели 2 через редуктор 3 приводят во вращение вал
4, на котором посредством втулки 5 закреплен лопастной винт 6. Вращение винта создает изотермическую восходящую струю. Выхлопные газы из выхлопных патрубков 7 двигателей, имея начальную температуру +500 С и скорость 100 м/с, через соединительные патрубки 8 поступают в коллектор 9, откуда через кольцевую . щель 10 распределяются по газоотводящим трубам 12, подающим горячий газ в центральную часть площади, ометаемой винтом, вьппе плоскости
его вращения. Гаэоотводящие трубы
12 вращаются вместе с винтом со ско ростью вращения около 110-120 об/мин., Таким образом, предлагаемое устройство позволяет подать горячие газы выхлопа от двигателей привода соосНо изотермической струе, создаваемой винтом, что способствует повышению эффективности проветривания карьера.
1(! 10908 Е
Фиг. Я
Составитель
РедактоР С.Головенко ТехРед М Кодаи
Корректор А. Обручар
Заказ 6978/3 Тираж 436
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4