Устройство для обучения и контроля знаний учащихся

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, содержащее соединенные последовательно блок ввода информации, рлок кодирования, первый элемент И, сумматор ответов обучаемого и блок сравнения, выход которого подключен к блоку формирования оценки, соединенному с блоком индикации, адругие входы блока сравнения соединены с выходами регистра, эталонного ответа, подключенными через блок управления к блоку предъявления информации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены элемент ИЛИ, три элемента И, счетчик, два дешифратора, сумматор весов оценки, регистр и распределитель кодов, при этом выходы блока ввода информации через элемент ИЛИ и счетчик подключены ко входам первого дешифратора, выходы которого соединены с входами первого, второго, третьего и четвертого элементов И, другие Bxojfci котоS рых подключены к выходам блока кодирования , выходы второго элемента И через сумматор весов оценки подключены ко входу блока формирования оценки, выходы третьего элемента И через регистр и второй дешифратор подключены ко входам распределителя кодов, выходц которого подключены ко входам регистра эталонного ответа , a другие входы - к выходам четвертого элемента И. Isd 00 а

,SU„„1012316 A

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН

3 G 09 B 7/06

1

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

M ABTOPCMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, содержащее соединенные последовательно блок ввода информации, блок кодирования, первый элемент И, сумматор ответов обучаемого и блок сравнения, выход которого подключен к блоку формирования оценки, соединенному с блоком индикации, а другие входы блока сравbp

СЮ

С5 (21) 3353794/18-24 (22) 02 ° 11 ° 81 (46) 15.04.83. Бюл. М 14 (72) В.И. Корнейчук, В.Н. Сороко и иностранцы С.Л. Лазаров, М.К. Тодорова, -М.Я. Георгиева и Г.С. Тодоров (НРБ) (71) Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (5.3) 681. 3. 071(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 579653, кл. G 09 В 7/06, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 287424, кл. G 09 В 7/02, 1969 (прототип). нения соединены с выходами регистра, эталонного ответа, подключенными через блок управления к блоку предьявления информации, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены элемент

ИЛИ, три элемента И, счетчик, два дешифратора, сумматор весов оценки, регистр и распределитель кодов, при этом выходы блока ввода информации через элемент ИЛИ и счетчик подключены ко входам первого дешифратора, выходы которого соединены с входами первого, второго, третьего и четвертого элементов И, другие вхоДы которых подключены к выходам блока кодирования, выходы .второго элемента

И через сумматор весов оценки.подключены ко входу блока формирования оценки, выходы третьего элемента И через регистр и второй дешифратор подключены ко входам распределителя кодов, выходы которого подключены ко входам регистра эталонного ответа, а другие входы — к выходам четвертого элемента И.

10f2316

Изобретение относится к автоматике .и вычислительной технике, в частности.к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения и контроля знаний в различных учебных заведениях.

Известно устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода вопроса, блок ввода ответа, блок поиска информации, блок определения оценки, блок анализа сложности вопроса, блок индикации и регистрации, блок предъяв ления информации, блок формирования 15 вопроса и блок формирования ответа (1).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство для обучения и 20 контроля знаний учащихся, содержащее соединенные последовательно блок ввода информации, блок кодирования, первый элемент И, сумматор, ответов обучаемого и блок сравнения, выход которого подключен к блоку формирования оценки, соединенному с блоком индикации, а другие, входы соединены с выходами регистра эталонного ответа, подключенными через блок управления к блоку предъявления информации (2).

Недостатком этих устройств является низкая эффективность из-,за невысокой степени достоверности и объ- 35 ективности контроля знаний в тех случаях, когда обучаемый сам вводит в устройство управляющие коды. После многократного прохождения данной контролируемой программы становится возможным дешифровать способ задания правильных ответов. Этот недостаток сужает дидактические возможности устройства.

Целью изобретения является рас- 45 ширение дидактических возможностей устройства.

Цель достигается тем, что в устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее соединенные последовательно блок ввода информации, блок кодирования, первый. элемент Й, сумматор ответов обучаемого и блок сравнения, выход которого подключен к блоку формирования оценки, соединенному с блоком индикации, а другие вхОды соединены с выходами регистра эталонного ответа, подключенными через блок управления к блоку предъявления-информации, введены элемент ИЛИ, три элемента И, счет-, 60 чик, два дешифратора, сумматор весов оценки, регистр и распределитель кодов, при этом выходы блока ввода информации через элемент ИЛИ и счетчик подключены ко входам первого де- 65 шифратора, выходы которого соединены с входами первого, второго, третьего и четвертого элементов И, другие входы которых подключены к выходам блока кодирования, выходы второго элемента И через сумматор весов оценки подключены ко входу блока формирования оценки, выходы третьего элемента И через регистр и второй дешифратор подключены ко входам распределителя кодов, выходы которого подключены ко входам регистра эталонного ответа, а другие входы — к выходам четвертого элемента И.

На чертеже представлено устройство, выполненное согласно изобретению.

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся содержит блок ввода информации 1, выходы которого подключены к входам блока кодирования 2 и элемента ИЛИ 3, соединенного через счетчик 4 со входами дешифратора 5, выходы которого подключены к первым входам элементов И 6-9, вторые входы которых подключены к выходам блока кодирования 2. Элемент И 6 соединен через сумматор весов оценки 10 и блок формирования оценки 11 с блоком индикации 12.

Элемент И 7 через сумматор ответов обучаемого 13, блок сравнения 14 подключен к регистру эталонного ответа 15, входы которого подключены к выходам распределителя кодов 16, соединенного первыми входами с выходами элемента И 9, а вторыми входами со вторым дешифратором 17, подключенного через регистр 18 к выходам элемента И 8. Выходы регистра 15 подключены ко входам блока управления 19, соединенного с блоком предъявления информации 20.

Устройство работает следующим образом.

С начала занятия при. нажатии кнопки "Начало" с блока предъявления информации 20 под управлением блока

19 происходит предъявление информации. При этом вместе с контрольным заданием предъявляется и набор из нескольких управляющих символов, которые, должны быть введены обучаеьым посредством блока ввода информации 1 в устройство перед ответом на контрольное задание или продвижение вперед по обучающей программе..По этим кодам производится реализация соответствующей программы, вводится вес данной оценки и задается способ формирования эталонного ответа. В блоке 2 производится кодирование введенной информации.

Дальнейшее преобразование введенного кода происходит автоматически в рас:пределителе кодов 16 следующим образом.

Под действием управляющих сигналов, поступающих из дешифратора 17, 1012316. происходит соответствующая селекция (маскирование, выбор) некоторых разрядов кода, проходящего через этот блок. Можно пропустить целое слово без изменения, запретить прохождение одного (выбрать остальные) раз5 ряда., двух разрядов и т.д. Например, если вводилый код представлеи в виде 1101 и происходит селекция трех старших разрядов (запрет младшего разряда), то распределитель кодов 16 должен быть настроен дешифратором 17 таким образом, чтобы на выходе блока образовался код 1100.

Преобразованные таким образом коды запоминаются в регистре эталонного 15 ответа 15, выполненным в виде на-. капливающего сумматора. В исходном состоянии устройства дешифратором

5 подается разрешающий сигнал на управляющий вход. элемента И 8. Ос- 2О тальные элементы И 6, 7 и 9 закрыты. Первый введенный управляющий символ после кодирования в блоке 2 проходит через счетчик 4 и запоминается в регистре 18, а спустя неко- 25 торсе время посредством элемента

ИЛИ 3 устанавливает счетчик 4 в следующее состояние, которое после дешифрации обеспечивает выработку таких управляющих сигналов, которые 3П открывают элемент И 9 и закрывают остальные элементы И б, 7 и 8. После этого состояние регистра 18 дешифруется и соответствующий управляющий сигнал от дешифратора 17 настраивает определенным образом распределитель кодов 16. Коды следующей группы управляющих символов, например, группы из двух символов., проходят через открытый элемент И 9 и через распределитель кодов 16, накапливаются в регистр эталонного ответа 15, формируя правильный от.— вет. После этой группы. управляющих символов счетчик 4 и дешифратор 5 переходят в новое состояние и соот-. 45 ветствующие управляющие сигналы иэ дешифратора закрывают элемент И 9, а открывают И б с тем, чтобы слЕдую- . щая группа кодов управляющих символов, например, четвертый и пятый, 50 несущих информацию о весе данной оценки, проходили через этот элемент И б и в сумматоре 10 образовался вес оценки ..

Последний символ управляющего кода, например шестой, переводит дешифратор 5 в состояние, вырабатывающее запретные сигналы всем логическим схемам за исключением элемента

И 7 ° После обдумывания и ответа на контрольное задание обучаемый вводит символы своего ответа, коды которого проходят через открытый эле- . мент И 7 и накапливаются в сумматоре ответов обучаемого 13. После этого происходит сравнение содержимого этого сумматора 13 с содержимям ре" :. гистра эталонного ответа 15 в блоке сравнения 14. При правильном ответе вырабатывается сигнал, поступающий на блок формирования оценки 11, в котором формируется текущая оценка знаний обучаемого с учетом предвари.тельно введенного веса в сумматоре 10.

При нажатии кнопки "Результат" полученная оценка индицируется в блоке 12 и производится переход к следующему кадру обучающей программы.

Этот переход осуществляется блоком управления 19, учитывая содержание регистра эталонного ответа 15, где вместе с правильным ответом находится и информация о том, к какому сле» дующему кадру переходить.

Предлагаемое устройство для обучения и контроля знаний учащихся позволяет расширить дидактические возможности машинного обучения эа счет повышения: достоверности и объективности контроля знаний. Благодаря многовариантности.используелаях способов формирования эталонных ответов значительно уменьшается вероятность расшифровки конкретного способа. Кроме того, посредством ввода управляющих кодов самим обучаеmm,значительно сокращаются аппаратурные расходы для реализации устройства, так как нет необходимости ввода и сохранения в запоминающем устройстве кодов всех эталонных ответов, что значительно упрощает управление устройством и вместе с тем обеспечивает воэможность создания гибкой и динамически изменяющейся програлвы обучения.

1012316

Составитель Т. Панина

Редактор А. Долинич Техред К.Мыцьо . Корректор M. лароши

Заказ 2773/63 Тираж .486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технических средств обучения и может использоваться для обучения правил дорожного движения, тактики военного искусства, различным дисциплинам, переподготовки специалистов разных отраслей народного хозяйства
Изобретение относится к компьютерным средствам обучения операторов и производственного персонала технологических процессов планам локализации и ликвидации аварийных ситуаций

Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей в условиях, когда обучающийся и обучающий лишены возможности прямого контакта

Изобретение относится к системе образования и обучения

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к системе проведения Интернет-экзамена по дисциплинам профессионального образования, реализующего применение новых информационных технологий в учебном процессе
Изобретение относится к области технологий компьютерного тестирования при обучении и подготовке специалистов для различных отраслей знаний и специальностей

Заявленное изобретение относится к средствам обучения, в которых обучающийся выбирает ответ на поставленный вопрос из набора ответов одновременно с регистрацией связанных с событием потенциалов, и может быть использовано для автоматизированной оценки знаний. По наличию компонента Р300 вид решения классифицируют с помощью набора решающих правил на соответствие случайному угадыванию, списыванию, частичному знанию, неуверенному знанию или уверенному знанию. В результате эксплуатации средства обучения повышается достоверность оценки знаний учащегося. 4 з.п. ф-лы, 1 табл., 5 ил.
Наверх