Изоляция обмотки электрической машины

 

ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ММаИНЫ, например водонаполненного электродвигателя, выполненная, по меньшей мере из двух слоев полимерных электроизоляционных материа-лОв , внутренний из которых выполнен из термопластичного полимера, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ресурса обмотки за счет обеспечения ее ремонтоспособ-ности путем нагрева, .наружный слой выполнен из материала с температурой плавления выше и коэффициентом объемного расширения ниже, чем у.. материала внутреннего слоя.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИК пв SUN A

М59 Н 02 К 3 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ ч д д

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "";,,:, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3369794/24-07 (22)25.12.81 (46)15.04.83. Бюл. Р 14 (72)В. Л Гантц, А. A. Гнедин, Н. В. Крупенин, Г. И. Мещанов и В.:П. Таран (71)Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский . и технологический институт кабельной промышленности и Всесоюзный научноисследовательский и технологический институт восстановления изношенных деталей машин (53)621..315(088.8) (56)1. Рекус Г. Г. Электродвигатели погружных электронасосов. It., Госэнергоиэдат, 1974, с. 9-15. (54) (57) ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ, например водонаполненного электродвигателя, выполненная по меньшей мере иэ двух слоев полимерных электроизоляционных матеркалбв, внутренний иэ которых выполнен из термопластичного полимера, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения ресурса обмотки эа счет обеспечения ее ремонтоспособ-: ности путем нагрева, наружный слой выполнен из материала с температурой плавления выше и коэффициентом объемного расширения ниже, чем у материала внутреннего слоя.

1012391

Т а б л и ц а 1

Изоляционный материал

Характеристика

Фторопласты

Полиэтилены

Полиамид

Полипропилен .

2М низкой высокой плотности плотности

40ш

Коэффициент объемного расширения при температуре

100ОС, 1/ОС

16 10 4 3,3 ° 10 11 ° 10 6-9 1G 8-12- 10

16- 10 4

Температура плавления,о С

120-125 165-170 210-215 265-275 160-165

105-110 разрушающее напряжение при растяжении, кгс/см

180-200 300-350 600-650 550

120-160

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкциям обмотки электродвигателей и технологии их ремонта.

Наиболее близкими к изобретению по технической сущности являются

5 погружные водонаполненные электродвигатели, имеющие статоры с двухслойной изоляцией обмоток, в которых в качестве внутреннего слоя использовано эмалевое покрытие, а в качестве наружного слоя - поливинилхлорид, а также статоры, в которых двухслойная изоляция обмоток выполнена из полиэтилена низкой плотнос-. ти - внутренний слой и из полиэтиле- 15 на высокой плотности - наружный слой f1 J.

Недостатком данной изоляции обмотки является то, что в случае электрического пробоя необходимо tlpo-gp вести подъем насосной установки из скважины, демонтаж и замену вышедшей из строя обмотки электродвигателя, что приводит к значительным материальным затратам, длительному простою по-25 стоянно действующих скважин и нарушению водоснабжения или водопонижения ,в горнорудной промышленности.

Цель изобретения. - увеличение ресурса обмотки за счет обеспечения ее ремонтоспособности путем нагрева.

Поставленная цель достигается тем, что в конструкции наружный слой выполнен из материала с температурой плавления выше и коэффициентом объем-з5, ного расширения ниже, чем у внутреннего слоя.

Процесс восстановления предлагаемой изоляции обмотки заключается в том, что при нагреве токопроводящей жилы до температуры несколько превы- 4О шающей температуру лавления материала внутреннего (или внутренних) слоя изоляции, имеющего более низкую температуру плавления и более высокий коэффициент объемного расширения, чем у материала наружного слоя изоляции, происходит расплавление материала внутреннего слоя и за счет его расширения заполнение им мест нарушения (электрического пробоя, дендритов, микротрещин) в изоляции. Наружный слой изоляции в то же время сохраняет на достаточно высоком уровне свои физико-механические характеристики и, таким образом, препятствует изменению конфигурации провода в целом в обмотке.

Пример выполнения изоляции обмотки.

1. Внутренний слой изоляции выпол-. нен из полиэтилена низкой плотности, наружный слой - из полипропилена.

2 ° Внутренний слой изоляции выполнен из полиэтилена низкой плотности,наружный слой - из фторопласта 2М, 3. Внутренний слой изоляции выполнен из полиэтилена низкой плотности, наружный слой — из полиамида.

4. Внутренний слой изоляции выполнен иэ полиэтилена высокой плотности, наружный — из полиамида.

5. Внутренние слои изоляции вы.полнены иэ полиэтилена низкой плотности и полиэтилена высокой плотности, наружный — из полиамида.

6. Внутренний слой изоляции выполнен из полипропилена, наружный " из фторопласта 40Ш.

В табл. 1 приведены характеристики некоторых изоляционных материалов.

1012 391

Таблица 2

250

1,6

ыдержива

Полиэтилен низкой плотности -, внутренний слой и полипропилен — наружный слой

l15 0

250

14,5

250

250

18,0

16,5

250

14,0

° 1

250

18,0

1 °

250

17,5

250

15,5 и

250

15 0

250

Не выдерживают

250.

1,6

Марка ПВДП (полиэтилен низкой плотности - внутренний слой и полиэтилен высокой плотностинаружный слой) 0

250

250

250

250

250 и«

250

Увеличение ресурса обмотки за счет ее ремонтоспособности осущест- вляют путем ее нагрева, например, следующим образом.

По токопроводящей жиле обмотки статора пропускают ток, необходимай для разогрева жилы до 120-150 С,. заданная температура на жиле поддерживается в течение времени, необходимого для расплавления внутреннего

- слоя и ликвидации микротрещин или 10 прогаров в результате комплекса воздействия температуры и .давления, возникающего при расширении материала.

Разогрев обмотки статора электродвигателя может производиться без его 5 разборки непосредственно в эксплуатационной скважине, что позволяет быстро ликвидировать дефекты в изоляции обмотки и продолжить эксплуатацию электронасосной установки, например, в сельскохозяйственном производстве и,таким образом, восстановить водоснабжение.

Восстановление изоляции обмоток можно испольэовать также в условиях ремонтных служб в случае пробоя изоляции в процессе изготовления обмоток электрических машин.

Например, для обмотки, внутрен.ний слой изоляции которой выполнен из полиэтилена низкой плотности, а наружный слой — из полипропилена,. время нагрева для восстановления изоляции составляет: для тока 250 A

5-8 с, для тока 200 A 12-20 с, для тока 175 A 15-25 с в зависимости от диаметра провода.

Данные испытаний приведены в табл, 2.

1012391 (1

250

О, 250

25.0 и

Выдерживает

16,5

200

200

15,5

14,5

200

200

16 5

200

17,5

200

1 7, О

200

15,5.200

15,0

200

16,5

200

16,0

200

Не выдерживает

200

200

200

200

12

200

200

200

200

О

200

15

16,0

1,6

175

Выдерживает

175

15 0

175

14,5

175

17,5

175

17,0

175

16,0

175

14,5

175

17,0

1 E tf

Полиэтилен низкой плотности - внутренний слой и полипропилен - наружный слой

ПВДП полиэтилен низкой плотности внутренний слой и полиэтилен высокой плотности - наружный слоЯ

Полиэтилен низкой плотности — внутренний слой и полипропилен - наружный слой

Продолжение табл. 2 8

1012391

2 3 4 5

16,5

15 5

175

15 Не выдерживает

1,6

15

175

175

175

175

175

0

175

19.,5

Выдерживает

2,5

250

20,0

250

21,0

250

19,0

250

18,5

250

20,5

250

° I

18,5

250

19;0

250

21,0

250

19,5

250

ПВДП (поли- 2,5 этилен низкой плотностивнутренний . слой и. полиэтилен высокой плотности - наружный слой) 0

Не выдерживает

250

250

250

О.

250

250

250 .

250

250

250

ПВДП i полиэтилен низкой плотности— внутренний слой и полиэтилен высокой плотности - наружный слой) Полиэтилен низкой плотности — внутренний слой и полипропилен - наруж-.. ный слой

Продолжение табл. 2.

1012391

2,5 1

175

18,5

Выдерживает

175

21,0

175

19,0

175

18,5

175

20,5

19,5

175

175

19

20,5

20,5

19

175

19

175

18,5

10

175

18,0

2,5

175

175

Н

175

Н

175

175

17

5

175

175

19

175

Н

19

175

5,2

250

24,5

Выдержи вает

250

26,0

250

24,0

Н»

250

25,5

250

25,0

250

24,0

250

25 0

250

25,5

250

25,5

250

25,0

250

250

1 2 3

» ° ° »»

Полиэтилен ниэкой плотности - внутренний слой и полипропилен » наружный слой

ПВДП (полиэтилен низкой плотности внутренний слой и полиэтилен высокой плотностинаружный слой) Полиэтилен низкой плотности - внутренний слой и полипропилен - наружный слой

ПВДП (поли- 5,2 этилен низкой плотноLT I

Не выдерживает

Не выдерживает

1012391

1 °

250

250

250

250

250

250

250

250

° 1

2365

200

5,2

26,0

200

200

26,5

25,5

200

25,0

200

26,5

200

26,5

200

23,0

200

24,5

25,0 и

22

200

10

° I

200

5,2

200

200

200

20.200

200

200

22

200

200

22

20.0

26,5

175

23,0

175

24,5

175

24,0

175

25 сти - внутренний слой и полиэтилен высокой плот-. ности - наружный ) Полиэтилен низкой плотности « внутренний слой и полипропилен - наружный слой

ПВДП (полиэтилен низкой плотности - внутренний слой и полиэтилен высо-. кой плотности - наружный слой) ° 9

Полиэтилен 5,2 низкой плотности - внутренний слой и полипро.пилен - наружный слой

Продолжение табл. 2.

6 ) 7

Выдерживает

Не выдерживает

Выдерживает

1012391

ПРОДолжение табл, 2

2 3

6 °

25,5

175 25

175 27

24,5

23 5

175

175

24,5

175 27

175 . 27

26,0

26,5

175

5,2

Не выдерживает

175 25 25

175

175 25

175 25

175

175 27

175

175

175 27

По такому же принципу может быть

Осуществлено восстановление обмотки статора, выполненной иэ провода с изоляцией иэ двух или более слоев других полимерных электроизоляционных материалов, при условии, что наружный слой изоляции имеет коэффициент линейного расширения в 2-.

6 раз меньше коэффициента линейного

Составитель В, Пуков

Техред A. Бабинец,.

Корректор Г. Orap

Редактор.N ° Петрова

Заказ 2785/67 Тираж 685 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений .и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

ПВДП (полиэтилен низкой плотности — внутренний слой и полиэтилен высокой плотности наружный слоЯ) расширения одного или нескольких внутренних слоев и температуру плавления не менее чем на ЗОО С выше тем пературы одного или нескольких внутренних слоев.

Изобретение позволяет повысить ресурс обмотки за счет ее ремонтоспособности в 1,8-1,9 раза и сократить эксплуатационные расходы.

Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины Изоляция обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к высоковольтной изоляции для статорных обмоток электрических машин, содержащей изоляцию секций проводников, объединенных в стержни

Изобретение относится к изоляционным материалам на синтетической основе, а более точно к материалам, применяемым в электроизоляционной технике, а также в электрических машинах и аппаратах в качестве пазовой изоляции различных прокладок и т

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей изоляции обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения корпусной изоляции, выдерживающей напряжения свыше 4 кВ, предпочтительно 13,8 кВ или более, применяемой в динамоэлектрических машинах
Изобретение относится к электроизоляционным материалам для изоляции обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух для охлаждения тяговых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике , в частности к изоляционной технике

Изобретение относится к электротехнике , в частности к обмотанньм статорам высоковольтных электрических машин с полупроводящими упругими элементами между изоляцией обмотки и стенкой паза
Наверх