Приводной механизм стартера

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECllVEiËÈК s g F 02 И. 1У06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2424048/25-27

{22) 30.11 ° 76 (31) 648441 (32) 12. 01. 76 (33) С« А (46) 15.04.83. Бюл. М 14 (72) Харольд Ричард Иортенсен (СИА) (71) Фейсет Энтерпрайсиз, инк (СНА) (53) 621. 825. 5 (О 88 . 8)

{56) 1, Патент С«1А М 3714834, кл. 74-6, 1973 (прототип). (54)(57) 1. ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА, содержащий установленную на приводном валу с воэможностью.осевого и углового перемещения ведущую пЬлумуфту со шлицами и установленную коаксиально на приводном валу с возможностью осевого перемещения ведомую полумуфту-шестерню с аксиальными торцовыми скошенными зубьями, свя„„SU„„1012803 Д занную с ведущей полумуфтой с помощью промежуточной втулки с торцовыми наклонными скошенными зубьями, взаимодействующими с аналогичными зубьями ведомой полумуфтн-шестерни, о т л ич а ю шийся тем,что,с целью повь1шения надежности и долговечностй путем обеспечения амортизации осевых усилий, он снабжен шлицевой втулкой, размещенной коаксиально между проме жуточной втулкой и ведущей полумуф" той и связанной с одной из них с помощью спиральных шлицов, а с другой - с помощью прямых шлицов, а также средством для осевой Фиксации шлицевой втулки относительно ведущей полумуфты, при этом шлицевая втулка выполнена с кольцевым выступом на внутренней поверхности, контактирую": щим с торцом ведомой полумуфты-шестерни °

1О1

2. Механизм по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что спиральные шлицы на шлицевой втулке расположены на наружной поверхности, а прямые — на внутренней поверхности, при этом спиральные шлицы расположены на внутренней поверхности ведущей полумуфты, а прямые шлицы — на промежуточной втулке.

3. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что на шлицевой втулке спиральные шлицы- расположены на ее внутренней поверхности, а прямые - на ее наружной поверхности, при, этом на промежуточной втулке выполнены спиральные шлицы, а на внутренней поверхности ведущей полумуфты — прямые шлицы.

280 1

4. Механизм по и, 1, о т л,и ч а ю шийся тем, что средатво для осевой Фиксации шлицевой втулки выполнено в виде радиальных выступов, расположенных на внутренней поверхности ведущей полумуфты.

5. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что средство для осевой фиксации выполнено в виде с.топорного кольца, установленного в канавке, выполненной на внутренней поверхности ведущей полумуфты.

6. Механизм по и. 1, о т л и ч аю шийся тем, что ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы и соединенной с ней чашеобразной детали, охватывающей промежуточную и шлицевую втулки.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стартерах для запуска двигателей внутреннего сгорания.

Известен приводной механизм стартера, содержащий установленную на приводном валу с возможностью осевого и углового перемещения ведущую полумуфту со шлицами и установленную коаксиально на приводном валу с возможностью осевого перемещения ведомую полумуфту-шестерню с торцовыми скошенными зубьями, связанную с ведущей полумуфтой с помощью промежуточной втулки со спиральными зубьями, взаимодействующими с аналогичными зубьями ведомой полумуфты-шестерни (1).

Однако известный механизм ненадежен и имеет недостаточную долговеч" ность, так как возникающие в нем осевые усилия не амортизируются.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем обеспечения амортизации осевых усилий.

Поставленная цель достигается тем, что приводной механизм стартера, содержащий установленную на приводном валу с возможностью осевого и углового перемещения ведущую полумуфту со шлицами и установленную коаксиально на приводном валу с возможностью осевого перемещения ведомую полумуфтушестерню с аксиальными торцовыми скоФ шенными зубьями, связанную с ведущей полумуфтой с помощью промежуточной втулки с торцовыми наклонными скошенными зубьями, взаимодействующими

5 с аналогичными зубьями ведомой полумуфты-шестерни, снабжен шлицевой втулкой, размещенной коаксиально между промежуточной втулкой и ведущей полумуфтой и связанной с одной из них

10 с. помощью спиральных шлицов, а с другой — с помощью прямых шлицов, а также средством для осевой фиксации шлицевой втулки относительно ведущей полумуфты, при этом шлицевая втулка

1 выполнена С кольцевым выступом на внутренней поверхности, контактирующим с торцом ведомой полумуфты-шестерни.

Спиральные шлицы на шлицевой рО втулке расположены на наружной поверхности, а прямые - на внутренней поверхности, при этом спиральные шлицы расположены на внутренней поверхности ведущей полумуфты, а прямые

2 шпицы - на промежуточной втулке.

На шлицевой втулке спиральные шлицы расположены на ее внутренней поверхности, а прямые - на ее наружной поверхности> при этом на промежуточной втулке выполнены спиральные шлицы, а на внутренней поверхности ведущей полумуфты — прямые шлицы.

Средство для осевой фиксации шлицевой втулки выполнено в виде ради101 2й03

3 альных выступов, расположенных на внутренней поверхности ведущей полумуфты.

Средство для осевой фиксации выполнено в виде стопорного кольца усе тановленного в канавке, выполненной на внутренней поверхности ведущей полумуфты.

Ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы и соединенной с ней чаше- 1О образной детали, охватывающей промежуточную и шлицевую втулки.

На фиг. 1 изображен приводной механизм стартера с частичным осевым разрезом и вырывом на фиг. 2 — то

15 же, вариант выполнения.

Приводной механизм стартера (фиг.1) расположен нв приводном валу 1, имеющем участок со спиральными шлицами 2, которые сопряжены со спиральными шлицами 3 ведущей полумуфты 4, .20 установленной с возможностью углового и осевого перемещения по ним. Коаксиально приводному валу установлена ведомая полумуфта-шестерня 5 с воз2S можностью осевого перемещения. Ведомая полумуфта-шестерня 5 выполнена с торцовыми скошенными зубьями 6, расположенными на фланце 7, выполненном совместно с шестерней Я. В центральное отверстие ведомой полумуфты-шестерни 5 запрессован подшипник 9 скольжения в виде втулки.

Ведущая полумуфта 4 выполнена в виде втулки, на части наружной поверхности которой выполнены прямые. M шлицы 10, а на торце радиальной - выступ 11 в виде буртика, являющегося средством для осевой фиксации илицевой втулки 12 .

На прямые шлицы ведущей полумуфты 4 одета шлицевая втулка 12, имеющая на наружной поверхности спиральные шлицы 13, а на внутренней поверхности — прямые шлицы 14, На торце шлицевой втулки со стороны внутренней: 4s .поверхности выполнена расточка 15, об- разующая кольцевой выступ, который прилегает к буртику ведущей полумуфты.

На спиральных шлицах 13 илицевой втулки 1? расположена промежуточная

50 втулка 16, имеющая на внутренней поверхности спиральные илицы 17, на которых промежуточная втулка 16 может поворачиваться и перемещаться в осевом направлении. На торце промежуточ- ной втулки 16 выполнены спиральные зубья 18, взаимодействующие с зубьями ведомой полумуфты 4.

Зубья 6 на ведомой полумуфте 5 и на промежуточной втулке 16 скоиены по нерабочим поверхностям.

На ведущей полумуфте 4 расположен, чашеобразный корпус 19 и зафиксирован стопорным кольцом 20, за прямыми шлицами 10 ведущей полумуфты 4 установлены диски ?1, прилегающие к упругому кольцу ??, выполненному, например, из резины. Между диском ?.1 и промежуточной втулкой 16 размещена пружина 23, прижимающая спиральные зубья 18 и 6 на промежуточной втулке 16 и на ведомой полумуфте-шестерне 5 друг к другу.

Механизм в собранном виде фиксируется стопорным кольцом 24, установленном у торца корпуса 19.

На ведущей полумуфте 4 расположены кольцо 25 включения, стопорное кольцо 26 и демпферная пружина 27.

Вариант выполнения приводного механизма отличается конструкцией отдельных деталей. Ведущая полумуфта 28 выполнена в виде ступицы 29 и соединенной с ней чаиеобразной детали корпуса 30. На внутренней поверхности ступицы 29 имеются спиральные шли" цы 31, взаимодействующие со спиральными шлицами 32 приводного вала 33, а на внутренней поверхности корпуса 30 — прямые шлицы 34. Илицевая втулка 35 расположена внутри корпуса и имеет прямые шлицы 36 на наружной поверхности и спиральные 37 на внутренней. Промежуточная втулка 38 расположена внутри шлицевой втулки 35 на спиральных шлицах 39, выполненных на ее наружной поверхности. Пружина 40 размещена внутри промежуточной втулки 38 и опирается на диск 41, прилегающий к упругому кольцу 42. Средство для осевой фиксации выполнено в виде стопорного кольца 43, установленного в канавке 44, выполненнои на внутрен" ней поверхности корпуса 30, и прилегающего к прямым шлицам 36 шлицевой втулки 35.

В собранном виде детали удерживают ся стопорным кольцом 45,,установленным на илицевой втулке 35. Зубья 46 и 47 промежуточной втулки 38 и ведо- . мой полумуфты 46 прижаты друг к другу.

Работа механизма осуществляется следующим образом.

При перемещении приводного .меха» низма вдоль приводного вала 1 шестерня 8 входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Приводной вал 1 стартера вращается и пе+

5 1 редает крутящий момент к ведущей полумуфте 4 через спиральные шлицы 2 и 3, от нее - к шлицевой втулке 1? посредством прямых шлицов 10 и 14, затем к промежуточной втулке 16 через спиральные шлицы !3 и 17 и к ведомой полумуфте 5 через зубья 46 и

47, которая поворачивает маховик.

После запуска двигателя маховик вращается быстрее шестерни, зубья 6 и 18 расцепляются и проскальзывают относительно друг друга, осуществляя обгон, и вращение от двигателя на приводной вал не передается. Промежуточная втулка 16 по спиральным шлицам 17 и 13 отходит от ведомой полумуфты 5, сжимая пружину 27. Осевое усилие, возникающее в спиральных шлицах 17 и 13 при перемещении промежуточной втулки 16, замыкается на радиальном выступе 11 ведущей

012803 d полумуфты и на ведомую полумуфту 5 не передается, В случае упора торца шестерни 8 в венец маховика при вводе привода в зацепление кольцо включения перемещается вдоль ведущей полумуфты 4, сжимая демпферную пружину 27. При последующем повороте приводного вала зубья шестерни повернутся относительно зубьев венца и займут положение против впадины между зубьями. В этот момент весь механизм под действием демпферной пружины 27 переместится вдоль приводного вала 1 и

1 шестерня 8 войдет в зацепление с венцом маховика. Возникающие при входе в зацепление осевые усилия через шлицевые соединения передаются на упругое кольцо ?2, амортизирующее удары, Приводной механизм по втором варианту работает аналогично.

Составитель Л. Атрушкевич

Редактор М. Петрова Техреп Т.фанта Корректор". (llyana

Заказ 2810/72 Тираж 548 Подписное

ВНИИИИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра шская наб. и. 4/5

«3 35» 35 . и. филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Приводной механизм стартера Приводной механизм стартера Приводной механизм стартера Приводной механизм стартера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к устройствам включения электростартера двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам постоянного тока, например автотракторным стартерам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет уменьшить размеры и массу устр-ва, повысить эксплуатационную надежность и технический уровень

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность
Наверх