Устройство для дистанционной установки положения датчиков

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ УСТАНОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ ДАТЧИКОВ, содержащее пульт управления, электродвигатель с реверсивным направлением вращения, элементы его пуска и останова, сигнализатор положения, корпус которого соединен с валом электродвигат§ля, и блок управления, выход которого соединен с входами элементов пуска и останова электродвигателя , отличающееся тем, ..что, с целью повышения точности устройства путем ликвидации зоны нечувствительности, сигнализатор положения выполнен в виде взаимодействующей пары элементов, один из которых неподвижнен, а другой установлен с возможностью перемещения относительно неподвижного элемента и обеспечения появления ступенчатого сигнала, при этом выход сигн.ализатора соединен с первым Асодом блока управления, включающего в себя повторитель , первый и второй инверторы , первый формирователь импульсов, входы которых соединены с первым входом блока управления, к выходу повторителя и первого инвертора соответственно подключены первые входы элементов И, а выход второго инвертора соединен с входом второго формирователя импульсов, причем выходы формирователей импульсов подсоединены к входам элемента ИЛИ, к выхоЯу которого подсоединен первый вход триггера , второй вход которого соеди ен j с выходом пульта управления, кроме (/) того, выход триггера соединен с вторыми входами элементов И выходы которых через усилители подключены к соответствукяцим входам э91ементов пуска и останова электродвигателя. 2. Устройство по п. 1,отличаю щ е е с я тем, что взаимодействующая пара элементов сигнализатора выполнена в виде подвижного контакта, закрепленного на оси датчика , и контактной площадки, закрепленной на корпусе датчика, электрически изолированной от него и выполненной по дуге,равной половине длины окружности.I

(19) (lD

СОКИ СОВЕТСКИХ

ФЛ 0

РЕСа БЛИК

3(5D G 05 В 23/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3232623/18-21 (22) 31.12.80 (46) 23.04,83. Бюл. У 15. (72) Д.В.Гольден, N.A.ÃëàýîB и A.Â.Êûàêàäàìîâ (53) 681.2.083.8,0SS.8) (56) 1. Гольден Д.В., Маврин В.Н.

Регулирование и контроль бортового пилотажно-навигационного оборудования при поточном производстве.-"Авиационная промышленность", 1979, 9 1.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 130092, кл. Н 02 Р 1/00, 1959. (54)(57 ) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ УСТАНОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ ДАТЧИКОВ, содержащее пульт управления, электродвигатель с реверсивным направлением вращения, элементы его пуска и останова, сигнализатор положения, корпус которого соединен с валом электродвигателя, и блок управления, выход которого соединен с входами элементов пуска и останова электродвигателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем,,что, с целью повышения точности устройства путем ликвидации зоны нечувствительности, сигнализатор положения выполнен в виде взаимодействующей пары элементов, один иэ которых неподвижнен, а другой установлен с возможностью перемещения ,относительно неподвижного элемента и обеспечения появления ступенчатого сигнала, при этом выход сигнализатора соединен с первым Уходом блока управления, включающего в себя повторитель, первый и второй инверторы, первый формирователь импульсов, входы которых соединены с первым входом блока управления, к выходу повторителя и первого инвертора соответственно подключены первые входы элементов И, а выход второго инвертора соединен с входом второго формирователя импульсов, причем выходы формирователей импульсов подсоединены к входам элемента ИЛИ, к выходу которого подсоединен первый вход триггера, второй вход которого соединен

СЪ с выходом пульта управления, кроме того, выход триггера соединен с в.пррыми входами элементов И; выходы которых через усилители подключены к соответствующим входам элементов пуска и останова электродвигателя. Я

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что взаимодействующая пара элементов сигнализа тора выполнена в виде подвижного контакта, закрепленного на оси датчика, и контактной площадки, закрепленной на корпусе. датчика, электрически изолированной от него и выполненной по дуге, равной половине длины окружности. l

1013912

Изобретение относится к автоматическоиу регулированию и может быть использовано для дистанционной установки нулевого положения датчиков угловых отклонений и перемещений, применяемых н системах автоматического контроля °

Известно устройстно, содержащее потенциометрические датчики, позволяющие дистанционно измерять уг лоные отклонения и перемещения органов управления (1g, Недостаток устройства — низкая точность.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для дистанционной установки нулевого положения датчиков, содержащее пульт управления, электродвигатель, элементы его пуска и останова, потенциометр для отработки положения электродвигателя и схему управления, содержащую поляризованное реле и реверсивный распределитель, переключенные элементы которого подсоединены к отводам секций срабатывающего потенциометра. Управление приводом про. изводится подачей на реверсивный распределитель команды, устанавливающей щетку распределителя на нужную ламель ° Поляризованное реле срабатывает за счет разности потенциалов между точкой потенциометра, соединен ной с заданной ламелью распределителя, и движком потенциометра и подключает соответствующие магнитные пускатели, а через них — электродвигатель . исполнительного механизма в соответствующую сторону. После того, как,двигатель отработает заданное перемещение и переведет движок потенциометра в точку, соединенную с заданной ломелью распределителя, напряжение на реле исчезнет,оно.отключитсяи отключит электродвигатель (2).

Недостатками известного устройст" ва являются невысокая точность уста" нонки заданного положения и низкая надежность, что определяется применением поляризованного реле, статическая характеристика которого имеет зону нечувствительности. Это приводит к тому, что устройство не может отработать малые положения.

Попытка увеличить чувствительность реле за счет применения усилителей может привести к возникновению автоколебаний, так.как двигатель за .счет инерции ротора будет проходить через нулевое положение даже после отключения питания. Это приведет к снижению надежности функционирования устройства.

Целью изобретения является повышение точности за счет ликвидации зоны нечувствительности. указанная цель, достигается тем, .что устройство для дистанционной установки положения датчиков, содержа. щее пульт управления, электродвига тель с реверсивным направлением вращения, элементы его пуска и останова, сигнализатор положения, корпус которого соединен с валом электродвигателя, и блок управления, выход которого соединен с входами элемен10 тов пуска и останова электродвигателя, сигнализатор:<положения выполнен н. виде взаимодействующ= пары элементор, один из которых неподвижен, а другой установлен с воэможностью

15 перемещения относительно неподвижного элемента и обеспечения появления ступенчатого сигнала, при этом выход сигналнзатора соединен с первым входом блока управления, включающего в себя повторитель, первый и второй инверторы, первый формирователь импульсов, входы которых соединены с первым входом блока управления, а к выходу повторителя и

25 первого инвертора соответственно подключены первые входы элементов И, а а выход второго инвертора соедийен с входом второго формирователя импульсов, при;ем выходы формирователей импульсов подсоединены к входам элемента ИЛИ, к выходу которого подсоединен первый вход триггера, второй нход которого соединен с выходом пульта управления, кроме того, выход триггера соединен с вторыми вхо-» дами элементов И, выходы которых через усилитель подключены к соответствующим входам элементов пуска и останова электродвигателя.

Причем взаимодействующая пара

40 элементов сигнализатора выполнена в ниде подвижного контакта, закрепленного на оси датчика, и контактной площадки, закрепленной на корпусе .датчика, электрически изолированной

45 от него и выполненной по дуге, равной половине длины окружности.

На чертеже представлена схема устройства.

Устройство для дистанционной установки положения датчиков содержит пульт 1 управления, электродвигатель. 2 с реверсивным направлением вращения, элементы 3 его пуска и останова,.сигнализатор 4 нулевого положения, состоящий из подвижного контакта 5 и контактной площадки б, 55 и блок 7 управления. Блок управления содержит повторитель 8, инверто. ры 9 и 10, первый формирователь 11 импульсов, элементы И 12 и 13, усилители 14 и 15, второй формирователь 16 импульсов, элемент ИЛИ 17 и триггер 18.

Потенциометрический датчик (.потен:циометр) 19 и установленная на его:.

65 корпусе контактная площадка б связаны

1013912 с валом электродвигателя 2. Сигнализатор 4 нулевого положения выставляется при сборке таким образом, чтобы граница контактной площадки 6 была совмещена с началвным витком .обмотки потенциометра 19, а подвижный.контакт располагается параллельно щетке потенциометра 19. Тогда положение контакта на границе контактной площадки будет соответствовать нулевому положению потенци- 10 ометра.

Устройство работает следующим образом.

Отклонение потенциометра относи- 15 тельно нулевого положения может замкнуть подвижный контакт 5 сигнализатора с контактной площадкой 6.

При этом, на первый вход блока управления поступает сигнал отрицатель- О ной полярности, соответствующий логической "1". Сигнал проходит повторитель 8 и инвертор 9, соответственно на первом входе элемента И 12 пристуствует логическая "1", а элемента И 13 — логический "0".

Устройство запускается сигналом с пульта 1 управления, который переводит триггер 18 в "единичное" состояние, с выхода триггера логическая

"1" поступает на вторые входы элементов И 12 и 13 ° С выхода элемента

И 12 логическая "1" поступает на усилитель 14, который включает соответствующий магнитный .пускатель, а через него электродвигатель, раз- З5 ворачивающий корпус потенциометра в сторону нулевого положения.

При смещении потенциометра от нулевого положения таким образом, что подвижный контакт 5 разомкнут с контактной площадкой 6, логическая

"1" присутствует на первом входе элемента И 12 и 13 .и усилитель 15 включает другой магнитный пускатель.

В момент прохождения подвижным контактом 5 границы контактной площадки 6 (независимо от напряжения движения ) происходит сброс триггера 18 с элементов И 12 и 13. снимается разрешающая логическая

"1", усилитель 14 и 15 отключает .:. соответствунащй магнитный пускатель и двигатель прекращает разворот потенциометра.

Сброс триггера в нулевое состояние осуществляется импульббм с выхода элемента ИЛИ 17. Перепад сигнала, образукицийся в момент прохождения подвижным контактом гра. ницы контактной площадки, поступает:, на формирователи 11 и 16 импульсов, с выходов которых импульсный сигнал через элемент ИЛИ поступает на триг- гер 18.

Таким образом, при каждом замыкании или размюкании контактной группы сигнализатора на выходе элемента ИЛИ появляется отрицательный импульс, переводящий триггер в нулевое состояние.

Устройство позволяет повысить точность установки нулевого положения датчика в 2-3 раза, обеспечить повышение производительности труда при проведении измерений в среднем на 10%.

1013912

Составитель В. Рябцев

Редактор Н. Джуган Техред И.Гайду Корректор Ю.Макаренко

Заказ 3016/56 Тираж 872 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для дистанционной установки положения датчиков Устройство для дистанционной установки положения датчиков Устройство для дистанционной установки положения датчиков Устройство для дистанционной установки положения датчиков 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам контроля устройств автоматики и телемеханики и может быть использовано, в частности, для контроля исправности их выходных каскадов (силовых управляемых ключей)

Изобретение относится к области полетного контроля датчиков угловых скоростей, входящих в состав систем автоматического управления летательных аппаратов

Изобретение относится к комплексному контролю исправности датчиков системы автоматического управления самолета

Изобретение относится к автоматизированным системам контроля, в частности к системам контроля цифроаналоговых, аналого - цифровых, цифровых и аналоговых узлов радиоэлектронной аппаратуры (РЭА)

Изобретение относится к области управления и регулирования и, в частности к области контроля и управления автоматизированными комплексами с использованием электрических сигналов в роботизированных производствах

Изобретение относится к сложным изделиям автоматики, вычислительной техники и может быть использовано в управляющих вычислительных комплексах, информационно-управляющих комплексах и автоматизированных системах управления технологическими процессами

Изобретение относится к контролю и диагностированию систем автоматического управления и их элементов и может быть использовано для диагностирования линейных динамических объектов, состоящих из апериодических звеньев первого порядка

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике

Изобретение относится к области техники измерений, конкретно к способам определения остаточной емкости свинцового аккумулятора (СА)
Наверх