Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин

 

УСТРОЙСТВО ДЯЯ КОНТРОЛЯ ЯКОРЕЙ КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, еодержащее механизм вращения объекта контроля, источник питания, генератор тока повышенной частоты, выход которого соединен с выводами двух щупов и входом блока сравнения, выход которого соединен с формирователей ампли- ; туды , индикатор вида дефекта ,| о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, i с целью повышения точности контроля и производительности устройства, в него введены второй блок сравнения, второй формирователь амплитуды сигнала , два блока селекции и задержки, второй индикатор вида дефекта, элемент ИЛИ, блок памяти, причем.выходы генератора тока повышенной частоты соединены с входами второго блока сравнения, выход которого соединен с входом формирователя амплитуды сигнала , выход которого и выход первого формирователя-амп;тту фй сигнала соединены с входа «1 сс ответствую1цих блоков задержки и селекции, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов вида дефекта и с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом блока памяти, соединенного с , механизмом вращения объекта контроля . 00 о сх

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ)(РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

М. *8 TOP CNOMV СЕИДатВЪС тем

ГОСУДАРСТВЕННЬЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

- (21) 3331086/18-21 .(22) 26.08.81 ,(46) 15Л5,83. Бюл. I 18

:(72) А,А,Кипнис, В,М.Муратов, Е,А.Ар.хипов и Î,С.Вустров (53) 621.317 333.8:621.313.043(088,8) (б) 1. Авторское свидетельство СССР

Н 737888, кл. G 01 R 3l/06, 1980.

2, Авторское свидетельство СССР М 132320, кл..G 01 Я 31/06, 1960. (4)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЯКО"

РЕЙ КОЛЛЕКТОРНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАЙИН, содержащее механизм вращения объекта контроля, источник питания, генератор тока повышенной частоты, выход которо.

ra соединен с выводами двух щупов и

: входом блока сравнения, выход которого соединен с формирователем ампли-; туды сигнала, индикатор вида дефекта,;

: о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля

Я0„„1 018060. и производщтельности устройства, в него введены второй блок сравнения, второй формирователь амплитуды сигнала, два блока селекции и задержки, второй индикатор вида дефекта, элемент ИЛИ, блок памяти, причем выходы генератора тока повышенной частоты соединены с входами второго блока сравнения, выход которого соединен с входом формирователя амплитуды сигнала, выход которого и выход первого формирователя-амплитуды сигнала соединены с входами соответствующих блоков задержки и селекции, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов вида дефекта и с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с . входом блока памяти, соединенного с ,механизмом вращения объекта контроля °

1018060

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к устройствам для обнаружения дефектов в обмотках якорей коллекторных электрических машин, и может быть использовано в процессе производства.

Известно устройство контроля якоря электродвигателя постоянного тока на обрыв, содержащее генератор импульсов с большой скважностью, расширитель, триггер управления индикацией, схему индикации, ключевую .пороговую схему иэ опорногс диода, транзисторного ключа и фильтра, подключенную параллельно измерительному элементу в виде резистора, Испытуемый двигатель включен между расширителем импульсов и ключевой пороговой схемой, выход которой подключен к нулевому входу триггера, единичный вход которого подключен к генератору импульсов fl)

Недостатком данного устройства является невозможность определения местоположения обрыва обмотки якоря, так как контроль якоря производится в собранном виде.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для поверки якорей машин постоянного тока, содержащее механизм вращения якоря, генератор тока повышенной частоты, подключенный к электромагниту и электронному блоку контроля, прерыватель, индикатор вида дефекта и два щупа, накладываемых на смежные пластины коллектора проверяемого якоря. Электронный блок контроля состоит из фОрмирователя сигнала, выполненного в виде тиратронного реле и блока сравнения, вы- полненногов виде двух дифференциально включенных трансформаторов, под-,. ключенных в сеточную цепь тиратрон" ного. реле, Первичная обмотка перзого трансформатора подключена к генератору тока повышенной частоты, являющегося источником опорного напряжения, Первичная обмотка второго трансформатора подключена к щупам. Прерыватель вращается оинхронно с якорем и включен в анодную цепь тиратронного реле.

Недостатком известного устройства является невозможность точной фиксации местоположения обнаруженного дефекта обмотки якоря, так как после срабатывания тиратронного реле, в силу инерционности механизма вращения

20 якоря, местоположение дефекта якоря будет смещено относительно щупов.

Кроме того, в известном устройстве необходимо в исходном положении ориентировать испытуемый якорь относительно щупов, что требует либо большого количества подготовительных операций, либо дополнительных ориентирующих устройств. Таким образом, недостатком известного устройства является невысокая точность контроля местоположения дефекта якоря и низкая производительность °

Цель изобретения -повышение точности контроля местоположения дефекта и производительности устройства, Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля якорей коллекторных, электрических машин, содержащее механизм вращения объекта контроля, источник питания, генератор повышенной частоты, выход которого соединен с выводами двух щупов и входом блока сравнения, выход которого соединен с формирователем амплитуды сигнала, индикатор вида дефекта, введены второй блок сравнения, второй формирователь амплитуды сигнала, два блока селекции и задержки, второй индикатор вида дефекта, элемент ИЛИ, блок памяти, причем выходы генератора тока повышенной частоты соединены с входами второго блока сравнения, выход которого сое- динен с входом второго формирователя амплитуды сигнала, выход которого и выход первого формирователя амплитуды сигнала соединены с входами соответствующих блоков селекции и задержки, выходы которых соединены с входами соответствующих индикаторов вида дефекта и с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом блока па4 мяти, соединенного с механизмом вращения объекта контроля, На чертеже изображена электрическая блок-схема устройства..

Устройство содержит механизм 1 вРащения испытуемого якоРя 2, два контактных щупа 3, генератор 4 тока повышенной частоты, блоки 5 и 6 сравнения, причем уровень опорного напряжения в блоке 5 сравнения выше уровня опорного напряжения в блоке б, 55 формирователи 7 и 8 амплитуды сигнала (формирователь 7 преобразует вход.ной сигнал в логический сигнал "1" только при превышении амплитуды вход3 l ного сигнала опорного напряжения блока 5 сравнения, формирователь 8 преобразует входной сигнал в логический сигнал "1" только при амплитуде, меньшей опорного напряжения блока б сравнения), блоки 9 и 10 селекции и задержки {время задержки в блоках 9 и 10 установлено равным удвоенной длительности прохождения под щупами изоляционных промежутков) индикатор 11 вида дефекта, элемент

12 ИЛИ, индикатор 13 вида дефекта, блок 14 памяти местоположения дефекта, который связан (механическим, или электромеханическим путем) с механизмом l вращения, Устройство также содержит блок l5 питания, обес печивающий подачу напряжения на все электронные блоки и механизм вращения, Перед проверкой якорей производят настройку устройства. Включается блок 15 питания, Бездефектный якорь 2 устанавливается на механизм 1 вращения, и на коллектор якоря 2 накладываются щупы 3. Включа ется механизм вращения 1, и якорь 2 начинает вращаться с постоянной yr" ловой скоростью, При вращении якоря 2 на щупал 3 возникает последовательное чередование следующих пакетов импульсов: 1 - импульсы малой длительности с большой амплитудой, возникающие при прохождении под щупами изоляционных промежутков, 2 " импульсы большей-:длительности с амплитудой, пропорциональной числу витков в секциях обмотки якоря, воз" никающие при прохождении под щупами коллекторных пластин, Длительность этих импульсов в 4-5 раз больше предыдущих, так как коллекторные пластины шире изоляционных промежутков. Поступающие в блок 5 сравнения импульсы сравниваются с опорным .напряжением, которое устанавливается таким образом, чтобы на выходе формирователя 7 появился логигический сигнал "1" при прохожде. нии изоляционных промежутков, а при прохождении"коллекторных плас" тин - логический сигнал "0".

Длительность логических сигналов равна длительности входных импульсов. Поступающие в блок 6 сравнения импульсы сравниваются с опорным напряжением, которое устанавливается таким:образом, чтобы на выходе формирователя о появились логические

018060 4 сигналы "0" как при прохождении изоляционных промежутков, так и при прохождении коллекторных пластин.

Устройство работает следующим образом, Испытуемый якорь 2 устанавливается в механизм 1 вращения и на коллектор якоря 2 накладываются щупы 3.

Включается механизм 1 вращения и, ФФ на щупы 3 подается высокочастотное напряжение от генератора 4. Если в испытуемом якоре 2 имеется обрыв обмотки, то при прохождении дефектной секции под щупами 3 возникает де1s фектный импульс напряжения большой длительности и большой амплитуды, так как в этом случае сопротивление обмотки соизмеримо с сопротивлением изоляционного промежутка. Возникший

2в импульс поступает на блоки селекции и сравнения 5 и 6, но поскольку блок

6 сравнения преобразует сигнаг i с малой амплитудой, то на выходе формирователя 8 будет логический сигнал

2з "0", а на выходе формирователя 7 появится логический сигнал "1" большой длительности, Так как длительность логического сигнала "1" значительно больше времени задержки блока 9, зе то на выходе блока 9 появляется также логический сигнал "!", который поступает на индикатор !1, а после прохождения логического элемента 12 ИЛИ включает блок 14, связанный с мехаИ .низмом вращения. На блоке !4 будет зафиксировано местоположение дефект ной секции обмотки якоря 2, например угол поворота якоря в момент на" хождения дефектной секции под щупами.

Если в испытуемом якоре 2 имеется межвитковое замыкание обмотки, то при прохождении дефектной секции под щупами 3 возникает импульс на45 пряжения большой длительности и малой амплитуды, вследствие того, что сопротивление дефектной секции значительно меньше сопротивления бездеI фектной. Возникший импульс поступает на блоки5 иб сравнения,нотак какблок 5

8 сравненияпреобразует сигналыс большой амплитудой, то на входе формирователя 7 будет логический сигнал "0", а на выходе формирователя 8 появится логический сигнал "1" большой

И длительности. Поскольку длительность логического сигнала "1" значительно больше времени задержки блока

10, то на выходе блока !0 появлаетса

Составитель И.Савенко

Редактор К,Волощук Техред м.Тепер Корректор C. Ыекмар

Ю а аеО

Заказ 3S38/45 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4 5 1 также логический сигнал "1", который поступает на индикатор 13, а после прохождения логического эле.мента 12 ИЛИ включает блок 14, на котором будет зафиксировано местоположение дефектной секции, Использование предлагаемого устройства для контроля якорей коллекторных электрических машин обеспечивает точное определение мвстопо018060 6 ложения наиболее распространенных видов. дефектов в обмотках якорей. независимо от ориентации установки якоря при контроле, Это позволяет

5 встраивать устройство в автоматические линии изготовления и контроля якорей. Кроме того, предлагаемое устройство повышает производительность и качество контроля при 6 замене субъективного контроля вруч-. ную,

Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин Устройство для контроля якорей коллекторных электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерению электрических переменных величин, в частности к способу определения полярности выводов обмоток встроенных трансформаторов тока при монтаже и наладке силовых трансформаторов и автотрансформаторов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в устройствах для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к устройствам для контроля электрических катушек в процессе производства

Изобретение относится к электротехнике, в частности к контролю технического состояния силовых трансформаторов, и может быть использовано при диагностировании повреждений обмоток, вызванных воздействием токов короткого замыкания

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для определения групп соединения обмоток трехфазного трансформатора

Изобретение относится к электрическим измерениям, в частности к измерениям сопротивления постоянному току обмоток силового трехфазного трансформатора, соединенных в звезду и выведенной на корпус нейтралью

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для испытания силовых трансформаторов во время пуско-наладочных и профилактических работ, а также при комплексном их обследовании
Наверх