Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БЕСКОНТАКТНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОЮ ТОКА, преимушествевно с беспааовой обмоткой якоря, содержащее импульсный регулятор, BI попйенный в виде параллельно соединенных Ы (УЮ1ОВЫХ. каналов с регулирующи-. мн ключами, управляющие входы которых через соотв тствукжоие каналов широт но-импульс ого модулятора-распределителя связаны с выходом уйла сравнения скорости, два входа которого соединены соответственно с задатчиком и датчикш скорости, отличающееся тем, что, с цепью повышения удельных энер)гетических показателей двигателя и регулятора и снижения тюмек в сети и радиопомех , в него введены N .первых сумматоров с суммирукиаими и вычитающими входами Н BTOIXJX сумматоров с двумя суммирующими входами, усилителей, каждый Н силовой канал импульсного ре гулятора выполнен в виде блокирукяцего диода и цепи из последовательно соединенных дросселя я датчика тока, подключенных к выходу регулирующего ключа, а каждый вход широтно-импульсного модулятора-распределителя связан с выход уала сравнения скорости через последовательно соединенные бторой суммато, усилитель и первый сумматор, вычитающий вход которого подключен к выходу соответствукяцего датчика тока, а суммирующие входы первых сумматоров и вторые входы вторых сумматоров объединены между собой. ьэ о со О1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

ЮИЦ О

РЕСПУБЛИН .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

Н А9ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ "1, !!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3255885/24-07 (22) 02.03,81 (46) 30.05.83. Бкд. М 20 (72) И. И. Конев, О.-С. Овсянников, Ю. Н. Розно и А. И. Юрченко (71) Московский ордена Ленина и ордена

Октябрьской .Революции авиационный asститут им. Серго Орджоникидзе (53 ) 62-83:621,313.392(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ж 884000, кц. Н 01.Н 4Т/00, 1980. . 2. Авторское свидетельство СССР

М 892593, кл. Н 02 К 29/02, 1980. (54) (57) УСТРОЙСТВО,ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БЕСКОНТАКТНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГА

maEX ПОСТОЯННО1 О ТОКА, прущественно с беспазовой обмоткой якоря, содержащее имнульоный регулятор, выполненный в виде параллельно соединенных и склонах каналов с регулируихцн-. мн ключами, управлякццие входы которых через соответствующие Й каналов широт.,нс импульсного модулятора-распределителя связаны с тихоходом узла сравнения

„SU„„1020951 А скорости, два входа которого соединены соответственно с задатчиком и датчиком скорости, о т л и ч а ю щ е е с s тем, что, с целью повышения удельных знергетических показателей двигателя и регулятора и снижения помех в сети и радиопомех, в него введены 14 первых сумматоров с суммирукиццми и вычитающими входами, Й вторых сумматоров с двумя суммирующими входами, Я усилителей, каждый 1 силовой канал импульсного ре гулятора выполнен в виде блокирующего диода и пепи из последовательно соединен= ных дросселя и датчика тока, подключенных к выходу регулирующего ключа, а каждый вход широтно-импульсного моду- Е

Ф ля тора-распределителя связан с выходом узла сравнения скорости через последо- . вательно соединенные второй сумматор; С" усилитель и первый сумматор, вычитающий вход которого подключен к выходу соответствующего датчика тока, а суммирующие входы первых сумматоров и вторые входы вторых сумматоров объединены между собой.

1020951

Изобретение относится к эпектротехнике и может найти применение в бесконтактных эпектроприводах постоянного тока.

Известно устройство для управпения 5 бесконтактным двигатепем постоянного тока, содержащее МИ -фаэный коммутатор и совмещенный с ним регулятор, причем регулятор выпопнен многоканальным, а регулирующие элементы коммутируются под совместным воздействием управцения от датчиков положения ротора и от широтноо-импульсного модулятора-распредели тепя pl).

Однако известное устройство имеет тот недостаток, что состоит иэ гй-регупяторов, каждый иэ которых явпяется многоканальным. При работе устройства одновременно коммутируются регупируюшие элементы только одного регулятора, в 20 то время как (yn-1) регуляторов ждут своей очереди (до момента поступпения соответствующего сигнала от датчика по, л ожения ротора ), Все это приводит к тому, что суммарные габариты регуляторов велики. При управлении высокоэффективной. базпазовой электрической машиной с индуктором на основе постоянных магнитов из редкоземельных элементов (например, на основе 30 сппава самарий-кобальт) s отдепьных случаях весь выигрыш по критерию - удельные энергетические показатепи, достигаемый применением способа многоканальНОГО УПРФВПЕЦИЯ (S ОТЛИЧИЕ ОТ ОДНОКаиаПЬа ного управпения),- сводится на нет, в àeHoì коммутаторе за счет допоцнительных комппектов регуляторов, работающих каждый

Наиболее бпиэким по своей технической сущности к предпагаемому и реапизу» юшим известный способ уцравпения бесконтактным эпектродвигатепем постоянно50

ro тока явпяется устройство дпя управления бесконтактным зпектродвигателем постоянного тока, содержащее импупьс-. ный регулятор, выпопненный в виде параллельно соединенных Й сиповых каналов с регулирующими ключами, управпя55 юшие входы которых через соответству- ющие Й каналов широтно-импульсного модулятора-распределитепя связаны с выходом узла сравнения скорости, два входа которого соединены соответственио о ааоатчиком и датчиком окорооти(2), В известном устройстве регулятор позвопяет осуществить регулирование скорости и момента электрической машины. Однако, цоскопьку регулятор выпапнен многоканальным, он обеспечивает регулирование с пониженными помехами в сеть и радиоизпучениями в окружающее пространство при достаточно высоких удельных энергетических показателях.

Необходимость применения многоканального принципа построения силового широтно-импульсного регулятора диктуется потребностью повышения удельных показателей за счет повышения эквивалентной частоты переключения и, следоватепьно, снижения пульсации тока на частоте переключений, в связи с тем, что современная элементная база полупроводниковых перекпючатепей не может обеспечить потребную частоту переключений с. приемлемой собственной энергетикой.

Устройство, реализующее известный способ, позволяет обеспечить высокие энергетические показатели в ограниченном диапазоне регупирования скорости вращения, B следящем приводе диапазон регулирования опредепяется как диапазоном изменения потребной, скорости вращения, так и диапазоном изменения момента нагрузки и потребного динамического момента. Резкое увеличение динамического диапазона регулирования приводит к тому, что в устройстве, реализующем известный способ, при определенных соотношениях скорости и нагрузки существенно ухудшается энергетика как электрической машины, TBK u эпектронного регупятора. Особенно это проявпяется дпя беспазовых эпектрических машин с редкоземельными магнитами> у которых существенно мала эпектрическая постоянная времени и низкое сопротивпение обмотки.

Цепь изобретения - повышение удепьных энергетических показателей двигатепя и регупятора и снижение помех в сети и радиопомех.

Поставленная цепь достигается тем, что в устройство дця управпения бесконтактным эпектродвигатепем постоянного тока, преимущественно с беспазовой обмоткой якоря, содержащее импульсный регупятор, выполненный в виде параппепьно соединенных Я сиповых каналов с регупирующими кцючами, управпяющими ключами, управляющие входы которых через соI

3 1020 ответствующие Й каналов широтно-импульсного модулятора-распределителя связаны с выходом узла сравнения скорости, два входа которого соединены соответственно с эадатчиком и датчиком cKopocTHр вве 5 дены Й первых сумматоров с суммйруюшими и вычи тающими входами, < вторых сумматоров с двумя. суммирующими входами, М усилителей, каждый Я силовой канал импульсного регулятора вы- 10 полнен в виде блокирующего диода и цепи из последовательно соединенных дросселя и датчика тока, подкпюченных к выходу регулирующего ключа, а каждый вход широтно-импульсного модулятора-распредели- 15 теля связан с выходом узла сравнения скорости через последовательно соединенные второй сумматор, усилитель и первый сумматор, вычитающий вход которого подключен к выходу соответствующего датчи- 20 ка тока, а суммирующие входы первых сумматоров и вторые входы вторых сумматоров объединены между собой.

На чертеже представлена функциональная схема устройства для управления.бес-25 контактным двигателем постоянного тока.

Устройство содержит полупроводниковый коммутатор 1, соединенный с й-канальным импульсным регулятором 2, Й -канальный блок 3 сравнения тока, каж- Зр дый канал которого выполнен в виде последовательно соединенных первого сумматора 4, согласующего усилителя 5 и второго сумматора 6, выход которого через соответствующий канал M-канального З5 широтно-импульсного модулятора-распределителя 7 подключен к входу одного из каналов импульсного регулятора 2, выход каждого из которых через соответствую. щий датчик 8 тока подключен к первому, 4р входу соответствукицего первого суммато- ра 4, вторые входы сумматоров 4 и 6 соединены с выходом блока 9 сравнения скорости, одключенного к датчику 10 и задатчику 11 скорости вращения ротора 45

12 двигатепя.

Коммутатор 1 состоит из полупроводниковых ключей 13 и демпфирующего конденсатора 14. Выходы 15 коммутатора

1 соединены с секциями 16 обмоток яко-5Р ря двигателя; чувствительные элементы датчика 17 попожения - ротора соединены с управляющими входами ключей 13.

Каждый канал импульсного регулятора 2 содержит управляемый ключ 18, 55 дроссель 19 и блокирующий диод 20.

Бпок 9 сравнения скорости состоит из сумматора 21 и усилителя 22.

951 4

Коммутатор 1 может быть построен по любой схеме, как однопопупериодным, так и двухпопупериодным (мостовым), с любым числом фаэ (секций обмотки электродвигателя). Для бопее конкретного по яснения сущности изобретения на чертеже изображен трехфазный мостовой коммутатор. Его полупроводниковые ключи показаны условно как транзисторы и шунтирующие их -коллектор-эмиттерные nepel ходы обратные диоды. То же самое относится к изображению управляемых ключей

18 регулятора 2, которые условно показаны как транзисторы, Модулятор-распределитель 7. выпопняет функцию-расцреде пения по каналам импульсов управления сдвинутых apyr от друга на временной интервал, кратныйТ/М, где Т - период повторения импульсов, а М вЂ” число каналов, и широтно-импульсно модулированных в соответствии с аналоговыми сигналами, поступающими íà его входы.

Устройство работает следующим образом.

Коммутатор 1 посредством ключей 13 обеспечивает переключение секций 16 обмотки якоря двигателя в соответствии с угловым положением ротора 12 по сигналам, поступающим с датчика 17 положения ротора на управляющие входы ключей 13. При этом алгоритм коммутации может быть любым иэ известных и применяемых в бесконтактных двигателях.

Например, можно дпя данного случаятрехфазной обмотки, соединенной в звездочку" — угол коммутации каждой секции устанавливать в 120 эл. град., а интервал коммутации - в 60 эл. град. Конденсатор 14 необходим для демпфирования переходных процессов при коммутации ключей 13.

B широтно-импульсном модуляторе-распределителе 7 в каждом иэ Й каналов входной аналоговый сигнал сравнивается с линеаризованным сигналом, в результате чего формируется импульс управления с коэффициентом запопиения, равным Q Т, где Ь „-. длительность сформированного импульса, Т вЂ” период повторении линеаризованного сигнала. Сформированный импульс поступает на вход соответствующего канала регулятора 2 и обеспечивает включение кпюча 18 на время длительности импульса управления. Поскольку в модуляторе 7 линеариэованные сигналы сдвинуты относительно друг друга на интервалы времениТ N> то коммутация ключей происходит с соответствующим сдвигом

1020951

so времени с коэффициентом заполнения, определяемым входным аналоговым сигналом данного канала, Коэффициент заполнения может, в зависимости от управляющего воздействия, поступающего с за- 5 датчика 11 скорости меняться от 0 до 1.

Коммутация ключей 18 регулятора 2 происходит на существенно более высокой частоте, чем коммутация ключей 13 коммутатора 1. Эта частота определяешься в зависимости от постоянной времени, Гэ эквивалентной электрической цепи иэ условияТ /-а с 1 (порядка 0,1 и менее).

В беспазовых электрических машинах электрическая постоянная времени секций якоря очень мала, что может потребовать существенного увеличения частоты коммутации (1/Т), сдерживаемого частотными свойствами силовой элементной базы. Увеличению Г способствует включение дрос-$0 ! селей 19, при этом они не вызывают сдвиг тока якоря относительно фазного напряжения, так как включены во внешней цепи по отношению к коммутатору 1.

Едок 9 сравнения скорости формирует аналоговый сигнал в соответствии с разностным сигналом, сформированным из двух сигналов: от задатчика 11 скорости и датчика 10 скорости. Этот сигнал поступает на бцок 3 сравнения тока, со- 30 ответствующим образом (см. ниже) корректируется и далее поступает на соответствующие входы модулятора 7, с выхода которого поступают управляющие импульсы. 35

Если ток в омном иэ каналов в силу ряда причин (влияние формы магнитной индукции, отклонение выходной крутизны канала от среднего значения, внешнее воз-40 мущение в виде кратковременной просадки напряжения питания и т. д.) отклонился от среднего значения, это фиксируется датчиком тока, с выхода которого поступает сигнал, который вычитается иэ 45 сигнала, поступающего от баока сравнения, скорости; раэностный сигнал усиливается и суммируется с основным (от баока сравнения скорости ); далее суммарный сигнал поступает на соответствующий 50 вход модулятора 7. Отрицательная обратная связь по току является по существу условной, гак как работает только при условйи принципиального различия. в параметрах регулятора. Это позволяет проектировать ее с достаточно низким коэффициентом усиления усилителя 5 беэ снижения выходной крутизны каналов регулятора. При отрицательной традиционной обратной связи по току снижения выходной крутизны можно компенсировать увеличением коэффициента усиления усилителя

5 (для сохранения широкого диапазона оп тимальных энергетических режимов), что не всегда целесообразно, так как увеличение коэффициента в цепи обратной связи сдерживается соображениями не- обходимого запаса по устойчивости как к внутренним, так и внешним возмущающим воздействиям.

Схема с двумя сумматорами устанавливает эквивалентную среднюю крутизну в каждом канапе равной 9экв=1,где

R - измерительное сопротивление датчика тока, при условии К с)) 1 и

Rpc. Кос 51)) l, где ; - радиал ная выходная крутизна любого из hl каналов регулирования, Поскольку R>< =R =Ro = " осц., то это соответствует, тому, что все каналы имеют одинаковую крутизну, а сцедовательно, при одинаковом сигнале управления, поступающем от блока сравнения скорости, это соответствует условию выравнивания токов в каждом канале.

Такое выравнивание токов приводит к тому, что, во-первых, существенно уменьшается отклонение от среднего тока, что ведет к - существенному уменьшению итерь как в регуляторе, так и в машине, и способствует повышению удельных энергетических показателей всей системы, не сужая динамического диапазона регулирования во-вторых, .уменьшение пульсаций тока приводит к уменыиению помех в сети и радиопомех, что обеспечивает не только кондиционирование сети, но снижает габариты фильтра регулятора и, в копечном счете, также приводит к повышению удельных энергетических показателей.

Таким образом, введение допоанитепьных средств в многоканальное устройство управления бесконтактным эаектродвигателем постоянного тока позволяет бее су-.

1 жеиия заданного динамического диапазона регулирования повысить удельные энергетические показатели системы регулятор-двигатель a снизить уровень помех в сеть и радиопомех в окружающее пространство.

1020951 ВНИИПИ Заказ 391 3/48 ЧЪграж 687 Подписное

Фнлиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока Устройство для управления бесконтактным электродвигателем постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, для управления трехфазными синхронными и асинхронными двигателями

Изобретение относится к управляемым электроприводам

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, преимущественно для добычи воды, нефти или в других регулируемых электроприводах, в которых электромеханический преобразователь вентильного электродвигателя удален на большое расстояние от инвертора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, преимущественно для добычи воды, нефти или в других регулируемых электроприводах, в которых электромеханический преобразователь вентильного электродвигателя удален на большое расстояние от инвертора

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления двухфазными бесколлекторными двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, в частности, для добычи воды, нефти и т.д

Изобретение относится к способу управления реактивным индукторным двигателем

Изобретение относится к бесколлекторным двигателям постоянного тока
Наверх