Устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВАЛА, имеющего осевой и радиальный каналы и цапфу в виде винта, входящего в маслосборный стакан с радиальным отверстием для подвода масла и образующего в нем нижнюю и верхнюю полости, причем осевой и радиальный каналы скоммутированы с нижней полостью, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения подачи масла при реверсивном вращении вала, в маслосборном стакане над винтом установлена манжета , взаимодействующая с валом, радиальное отверстие для подвода масла маслосборного стакана выполнен между верхней и нижней полостями, а в вале выполнены дополнительные осевые и радиальные каналы, скоммутированные с верхней полостью маслосборного стакана. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что винт выполнен в виде механически связанного с вертикальным валом стержня с осевым и радиальным каналами, установленного в осевом канале вертикального вала с зазором до радиального отверстия . S

„„SU„„1021864- А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ы5и F 16 N 7/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ .ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

L (21) 3392470/25-08 (22) 08.02.82 (46) 07.06.83. Бюл. № 21, (72) Д. А. Лисков и В. С. Лещев (53) 621.89 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 179142, ил. F 16 N 7/16, 1966. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ

ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ВАЛА, имеющего осевой и радиальный каналы и цапфу в виде винта, входящего в маслосборный стакан с радиальным отверстием для подвода масла и образующего в нем нижнюю и верхнюю полости, причем осевой и радиальный каналы скоммутированы с нижней полостью, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения подачи масла при реверсивном вращении вала, в маслосборном стакане над винтом установлена манжета, взаимодействующая с валом, радиальное отверстие для подвода масла маслосборного стакана выполнено между верхней и нижней полостями, а в вале выполнены дополйительные осевые и радиальные каналы, скоммутированные с верхней полостью маслосборного стакана.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что винт выполнен в виде механически связанного с вертикальным валом стержня с осевым и радиальным каналами, установленного в осевом канале вертикального вала с зазором до радиального отверстия.

1021864

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к устройствам для смазки зубчатых передач в редукторах и коробках скоростей с вертикальным расположением вала, работающих длительное время в тяжелом режиме работы.

Известно устройство для смазкиз зубчатых пе!кдач с вертикальным валом, имеющим осевой и радиальный каналы и цапфу в виде винта, входящего в маслосборный стакан с радиальным отверстием подвода масла и образующего в нем верхнюю и нижнюю полости, причем осевой и радиальный каналы скоммутированы с нижней полостью !1) .

Недостатком известного устройства является то, что оно не может быть применено для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала механизмов, рабог «ктщих в условиях реверсирования врагцения вала.

Целью изооретения является расширение функциональных возможностей путем обесн чения подачи смазки при реверсивном вращении вала. !!ель достигается тем, что в устройстве для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала, имеющего осевой и радиальный каналы и цапфу в виде винта, входящего в маслосборный стакан с радиальным отверстием для подвода масла и образующего в нем нижнюю и верхнюю полости, причем осевой и радиальный каналы скоммутированы с нижней полостью, в маслосборном стакане над винтом установлена манжета, взаимодействующая с валом, радиальное отверстие для подвода масл «м аслосборного стакана выполнено между верхней и нижней полостями, а в валс выполнены дополнительные осевые и радиальные каналы, скоммутированные с верхней полостью маслосборного стакана.

Кроме того, винт выполнен в виде механически связанного с вертикальным валом стержня с осевым и радиальным каналами, установленного в осевом канале вертикального вала с зазором до радиального отверстия.

На фиг. 1 изображена червячная передача с вертикальным расположением червячного вала; на фиг. 2 -- разрез Л вЂ” A на фиг. 1; на фиг. 3 — развертка впадины червяка.

В нижней части корпуса 1 установлен стакан 2, верх которого служит опорой червячного вала 3. Внутри осевого отверстия вала 3 закреплен с помощью штифта 4 стержень.5, имеющий на конце винтовую нарезку 6, которая входит в гладкое маслосборное гнездо стакана 2 и образует в верхней и нижней частях стакана 2 полости 7 и 8.

При этом полость 7 уплотняется с помощью манжеты 9. Для подвода смазки к всасывающей полости в средней части стакана 2 (приходящейся на среднюю часть винтовой нарезки 6 стержня 5) имеются радиальные отверстия 10.

Для подачи смазки в зону контакта колеса 11 стержень 5 имеет осевой канал 12, выходя щий в радиальные отверстия 13 стержня 5.

Верхняя камера 7 переходит в зазор 14 (дополнительный осевой канал) между гладкой цилиндрической поверхностью стержня 5 и осевым отверстием червячного вала 3.

Зазор 14 соединяется с дополнительными радиальными отверстиями 15 червячного вала 3.

При вращении червячного вала 3, а вместе с ним и стержня 5, например, по направлению вращения часовой стрелки смазка по канавкам резьбы винтовой нарезки 6 нагнетается в нижнюю полость 8, откуда через осевой канал !2 и радиальные отверстия 13 центробежной силой подается непосредственно в зону контакта колеса 11.

При изменении направления вращения червячного вала 3 (при вращении против направления вращения часовой стрелки) смазка по канавкам резьбы винтовой нарезки 6 нагнетается в верхнюю полость 7 и через зазор 14 между гладкой цилиндрической поверхностью стержня 5 и осевым отверстием червячного вала 3, далее, через радиальные отверстия !5 аналогичным образом подается на те же смазываемые поверхности, обеспечивая надежную смазку.

Предлагаемое конструктивное исполнение устройства обеспечивает надежную смазку зоны контакта колеса при любом направлении вращения вала, что повышает его универсальность.!

021864

1021864

I l

РедактоР Н. Джуган

Соста ставитель В. Гришков

Заказ 4009/27

Техред И. Верес

Тираж 626

Корректор А. Ференц

ВНИИПИ Государст По дписное по делам изоб ет твенного комитета CCP

Ф ППП «Патент» ты атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала Устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала Устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала Устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено для автономной жидкостной смазки низкооборотньгх вращающихся элементов с горизонтальной осью вращения, например муфт свободного хода, подшипниковых узлов с неподвижной цапфой

Изобретение относится к машиностроению. Устройство для подачи жидкой смазки к узлам зубчатых передач содержит масляный картер, выполненный в корпусе передачи, частично погруженное в него черпаковое колесо, смонтированное на одном из валов передачи, черпаки, закрепленные на его торце и равномерно размещенные по диаметру колеса, а также накопитель для приема масла и систему подвода смазки к трущимся узлам. Каждый черпак выполнен в виде замкнутой емкости, снабженной двумя внутренними поперечными перегородками, размещенными в центральной части ее донной поверхности и образующими сообщающиеся полости. Между перегородками выполнено сливное отверстие, снабженное выпускной трубкой, оппозитно ему в верхней части емкости выполнено отверстие для забора масла из картера. Накопитель для приема масла выполнен в виде желоба с центральной поперечной перегородкой, закрепленного на корпусе параллельно плоскости колеса с возможностью размещения сливного отверстия черпака, находящегося в верхнем положении на колесе над желобом. Система подвода смазки к трущимся поверхностям выполнена в виде распределительных трубок, вмонтированных в днище желоба. В результате обеспечивается смазка нескольких зубчатых зацеплений реверсивного тихоходного черпакового колеса при одновременном исключении инерционных нагрузок. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх