Термоэлектрический преобразователь для измерения температуры,преимущественно,поверхностей трения
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРЕОБРА ЗРВАТЕЛЬ .ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ содержащий расположенные соосно и разделенные слоем электронзоляции электроды, на торгил которых, размещенные в одной плоскости, нанесена металли 1еская пленка, образующая горячий спай преобразователя, о тличаюшийся тем, что,с целью повышения надежности измерения торцы электродов выполнены со срезом , плоскость которого составляет с их осью 45-85 . (П INO 01 оо as
9Д) G 01 К 7/02;G 01 К l3/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3352317/18-10 (22) 03.11.81 (46) 07.07.83. Бюл. 9 25 (72) В.A.Âîëo÷êîâ (7I) Ленинградское ордена Октябрьской
Революции. высшее инженерное морское училище им. адм. С.О.Макарова
{53) 536. 532 (088. 8) (56) l. Возницкий И.В., Грин A.A., Непомнящий В.Б. Опыт эксплуатации сис тем контроля и диагностики цилиндропоршневой группы двигателя Зульцер
G RD 56, Экспресс-информация., Морской транспорт, сер. Техническая эксплуатация флота, вып.9 (469), М., 1979, с. 13-15.
2. Круглов М,Г., Павлович Л.М., Рыбков A,S. Измерение температур в двигателях внутреннего сгорания. Двигатели внутреннегб сгорания, (НИИИнФОРИТяжмаш) 1975 > 9 21, с. 10 (прототиа) „SU„„1027536 A (54) (57) ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРЕОБРА
ЗОВАТЕЛЬ .ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ содержащий расположенные соосио и разделенные слоем электроизоляции электроды, на торцы которых размещенные в одной плоскости, нанесена металлическая пленка, образующая горячий спай преобразоватЕля, о тл и ч а ю шийся тем,что,с целью повышения надежности измерения торцы электродов выполнены со сре-: зом, плоскость которого составляет с их осью 45-85 .
1027536
Изобретение относится к температурным изМерениям и может быть использовано для контроля температуры поверхностей трения в деталях, подверженных износу контролируемой поверхности, в частности во втулках цилиндров двигателей внутреннего сгорания (ДВС) . !
Лзвестна термопара для определения колебаний температуры рабочей поверхности втулки двигателя, обра- l0 зованная двумя электродами цилиндрической формы, расположенными в корпусе коаксиально и отделенными один от другого электроизоляционным слоем. Горячий спай термопары образует- 15 ся при работе двигателя за счет наволакивания скользящей по контролируемой поверхности деталью (поршневыми кольцами) материала термоэлектродов(1) .
Недостатками термопары является отсутствие гарантированной толщины горячего спая, непрерывности измерений во времени и электрической надежности„ 25
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является термоэлектрический преобразователь для измерения температуры, преимущественно поверхностей трения — втулки цилиндра, содержащий расположенные соосно и разделенные слоем электроизоляции электроды, на торцы которых, размещенные в одной плоскости, нанесена металлическая пленка, образующая горячий спай преобразователя j2)
Однако горячий спай известной термопары может существовать лишь короткое время, так как толщина спая в несколько микрон, определяемая толщи 40 ной нанесенного методом вакуумного напыления пленочного гальванического покрытия, не допускает износа контролируемой поверхности. При установке указанного преобразователя в деталях 45 машин, подверженных износу поверхности, происходит разрушение горячего спая, что снижает надежность измерения, Цель изобретения — повышение надежности измерения.
Поставленная цель достигается тем, что в термоэлектрическом преобразователе для измерения температуры, преимущественно поверхностей трения, содержащем расположенные со-, осно и разделенные слоем электроизо- ляции электроды, на торцы которых, размещенные в одной плоскости, нанесена металлическая пленка, образую" щая горячий спай термопары, торцы электродов выполнены со срезом, плоскость которого составляет с их осью угол 45-85 „
При этом нижний (45 ) и верХний (85О) пределы диапазона углов выбраны из условий соответственно максимального (при сохранении прочности внешнего термоэлектрода) и минималь-. ного износов контролируемой поверхности.
На фиг ° 1 показан предлагаемый преобразователь, общий вид; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1, Термоэлектрический преобразователь содержит стальной стержень-электрод 1, плоский никелевый электрод 2,размещенный в диаметральной прорези внеш.него электрода заподлицо с его торцовой поверхностью и отделенный от него слоем электроизоляции 3„ На торцовую поверхность электродов нанесена никелевая пленка 4, перемычка среза 1 которой образует горячий спай термопары. Торцы электродов выполнены срезанными под углом .
При измерении преобразователь устанавливают в сквозное отверстие заподлицо с контролируемой поверхностью
5. Тепловое воздействие от движущейся по поверхности 5 детали воспринимается в результате контактной теплопередачи срезом Т никелевой пленки, определяющим величину термо-ЭДС поверхностной термопары.
По мере износа поверхности 5 и стального стержня 1 образуется новый срез никелевой пленки, в частности срез П, полученный в результате значительного поверхностного износа, с неизменными геометрическими, физическими и электрическими характеристиками, чем -достигается стабильность показаний термопары на протяжении всего срока службы.
Предлагаемый термоэлектрический преобразователь прост в изготовлении, долговечен и может работать со стандартной измерительной аппаратурой. Благодаря стабильности характеристик горячего спая он обеспечивает надежное и точное измерение температуры поверхностей трения, а именно во втулках цилиндров ДВС, с целью контроля за соотоянием поршневых колец.
Составитель Н.Соловьева
Редактор A.Êóðàõ Техред М.Тепер Корректор A.Ïîâõ
Заказ 4723/44 Тираж 873 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ф
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4