Способ контроля зубчатых колес на зубои шлицешлифовальных станках и устройство для его осуществления

 

1. Способ контрол зубочатых олес на зубои шлицешлифовальных станках. LLl-H заключающийся в том, что измеряют тангенциальное смещение одной из боковых поверхностей зуба в пределах оборота колеса и записывают на диаграммной ленте регистрирующего прибора эти смещения, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности измерения припуска по обеим боковым поверхностям зубьев колеса перед шлифованием , перед измерением зубчатое колесо ориентируют на станке относительно зубообрабатывающего инструмента по одной из его впадин между зубьями , одновременно измеряют тангенциальное смещение правой и левой боковых поверхностей зуба и по взаимному сме-р щению боковых поверхностей на диа- : граммной ленте определяют величину и /Л неравномерность припуска.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (а) G 01 В 5/20

ГОСУДАРСТВЕННЦИ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОИ ЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИИ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

k и

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВМ (21) 3325368/25-28 (22) 04.08.81 (46) 15.07.83. Бюл. 11 26 (72) Э.Н. Перов, В.Ф. Токарев, Е.А. Львов, Ю.В. Лазарев и Е.Н.Рябов (71) Пермский моторостроительный завод им. Я.И. Свердлова и Пермский политехнический институт (53) 531 717.2:621.833(088.8) (56) 1. Тайц Б.А. Точность и койтроль зубчатых колес, М., "Иааиностроение", 1972, с. 244.

2. Там же, с. 258 (прототип). (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

НА ЗУБО- И ВЛИЦЕШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ

И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. .Способ контроля зубочатых колес на зубо- и .шлицешлифовальных станках, v заключающийся в том, что измеряют тангенциальное смещение одной из боковых поверхностей зуба в пределах оборота колеса и записывают на диаграммной ленте регистрирующего прибора эти смещения, о т л и ч а ю щ и и .с я тем, что, с целью повыаения точности измерения припуска по обеим боковым поверхностям зубьев колеса перед шлифованием, перед измерением зубчатое колесо ориентируют на станке относительно зубообрабатывающего инструмента по одной из его впадин между зубья. ми, одновременно измеряют тангенциальное смещение правой и левой боковых поверхностей зуба и по взаимному сме-а щению боковых поверхностей на диа-: граммной ленте определяют величину и неравномерность припуска.

1028999

2. Устройство для контроля зубча", тых колес на зубо- и шлицешлифовальных станках по и. 1, содержащее изме. рительный блок и регистрирующий прибор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено дополнительным изме. рительным блоком, коммутатором, подключенным входами к выходам основного и дополнительного измерительных

Изобретение относится к машино" строению, а именно к .контролю зубча-, тых колес °

Известен способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют тангенциальное смещение одной из боковых поверхностей зуба и строят диаграмму накопленной погрешности шага по колесу P),.

Известно устройство для контроля 10 зубчатых колес, содержащее измерительный блок и регистрирующий прибор.

11ри измерении измерительный блок подводится к зубчатому колесу и измеряет тангенциальное смещение одной 15 иэ боковых поверхностей зуба в пределах оборота колеса..flo результатам . измерения определяют график накоплен- ной по грешно сти ша га Р 1 .

Недостатком указанного способа и устройства для контроля зубчатых колес является то, что по диаграмме накопленной погрешности шага по колесу нельзя проанализировать взаимное 25 расположение погрешностей и величину припуска под зубошлифование по правым и левым боковым поверхностям зубьев.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ контроля зубчатых колес на зубо- и . шлицешлифовальных станках, заключающийся в том, что измеряют тангенциальное смещение одной из боковых по; верхностей зуба в пределах .оборота колеса и записывают на диаграммной ленте регистрирующего прибора эти смещения в виде накопленной погрешности шага 2 J.

Известно устройство для контроля зубчатых колес на зубо" и шлицешлифоблоков, а выходами - к входам регистрирующего прибора, блоком управления, группой конечных выключателей и ко" мандным блоком, выходы которого сое-! динены q входами коммутатора, регист- . рирующего прибора и блока управ-, ления, а вход - с соответствую-:. щими выходами группы конечных выключателей.

2 вальных станках, содержащее измеритель ный блок и регистрирующий прибор(2).

При измерении по показаниям измерительного блока определяют тангенциальное смещение боковой поверхности зуба, Недостатком известного способа и устроиства является невозможность его использования на зубо- и шлицешлифсвальных станках для измерения припуска и его равномерного расположения по обеим боковым сторонам зуба иэ-за отсутствия информации об отклонении обоих профилей, Цель изобретения - повышение точности измерения припуска по обеим боковым поверхностям зубьев колеса перед шлифованием, Укаэанная цель достигается тем, что согласно способу контроля зубчатых колес на зубо- и шлицешлифовальных станках, заключающемся в том, что измеряют тангенциальное смещение одной иэ боковых поверхностей зуба в пределах оборота колеса и записывают на диаграммной ленте регистрирующего прибора эти смещения, перед измерением зубчатое колесо ориентируют на станке относительно зубообрабатывающего инструмента по одной из его впа. дин между зубьями, одновременно измеряют тангенциальное смещение правой и левой боковых поверхностей зуб а и по взаимному смещению боковых поверхностей на диаграммной ленте определяют величину и неравномерность припуска.

Способ может быть осуществлен устройством для контроля зубчатых колес на зубо- и шлицешлифовальных станках, содержащим измерительный блок и регистрирующий прибор, снабженным до10289

3 полнительным измерительным блоком, коммутатором, подключенным входами к выходам основного и дополнительного измерительных блоков, а выходамик входам регистрирующего прибора, бло- > ком управления, группой конечных выклЫателей и командным блоком, выходы которого соединены с входами коммутатора, регистрирующего прибора и блока управления, а вход " с соответствую- 1я щими выходами группы конечных выключателей.

На чертеже изображена функциональная схема устройства.

Устроиство для контроля зубчатых колес на зубо- и шлицешлифовальных станках содержит измерительные блоки

1 и 2, состоящие иэ измерительного наконечника, отсчетного устройства

И датчика линейных перемещений (на

20 чертеже не показаны), соединенных с измерительным наконечником и установленных на каретке. Измерительные блоки 1 и 2 определяют припуски по левой и правой боковым поверхностям зубьев, преобразуя механические перемещения измерительных наконечников через датчики линейных перемещений в электрический сигнал. Выходы измерительных блоков 1 и 2 соединены с входами коммутатора 3. Коммутатор 3 за состоит из двух ключей (на чертеже не показаны), посредством которых поочередно подключают измерительные блоки 1 и 2 к регистрирующему прибору 4, который преобразует электричес-З5 кие сигналы в механические перемеще" ния пера пропорционально величине припуска, так как отсчет производится от нижнего предельного размера впадины (толщины зуба).

Командный блок 5 состоит из счетчика, )двух дешифраторов и. двух элект.ронных таймеров (на чертеже не показаны).

Он выдает команды на коммутатор 3,45 на регистрирующий прибор 4 для перемещения ленты на заданный шаг и на блок 6 управления.

После замера всех зубьев командный блок 5 дает команду на окончание ра- 5О бочего цикла. блок 6 управления по команде с командного блока 5 осуществляет деление на требуемое число угловых ша- гов и подвод (отвод) каретки с из- 55 мерительными блоками 1 и 2, Группа 7 конечных выключателей дает сигналы командному блоку 5 об окончании под99 4 вода (отвода) каретки в зону измерения и делительного поворота зубчатого колеса на один угловой шаг.

Осуществляется способ контроля зубчатых колес на зубо- и шлицешлифоФ вальных станках с использованием устройства:новой конструкции следующим образом. .Зубчатое колесо устанавливается на шпинделе зубо- или шлицешлифовального. станка с последующим закреплением его после ориентации п0 произвольно выбранной впадине относительно инструмента. Устанавливают на станине каретку с основным 1 и дополнительным 2 измерительными блоками. Затем вводят измерительные наконечники основного, 1 и дополнительного 2 измерительных блоков в контакт с боковыми поверхностями зубьев колеса и настраивают отсчетное устройство измерительных блокор 1 и 2 и перо регистрирующего прибора 4 на нулевое положение.

Измерительные наконечники смонтированы на корпусе каретки таким образом, чтобы при измерении они находились в плоскости, перпендикулярной оси колеса, в одной или разных его впадинах, симметрично оси впадИны или зуба колеса.

После установки колеса на станке командный блок 5 дает команду блоку 6 на подвод каретки с измерительными блоками I и 2 в направлении .к оси колеса до упора. После подвода каретки по сигналу конечного выключателя группы 7 через командный блок 5 и ком мутатор 3 датчики измерительных блоков 1 и 2 подключаются к регистрирующему прибору 4. Причем коммутатор 3 подключает датчики к регистрирующему прибору 4 поочередно. Во время снятия показаний с основного измерительного блока включается отметчик регистрирующего прибора 4, фиксирующий измеряемую боковую поверхность зуба. Сигнал с датчиков припуска в регистрирующем приборе 4 преобразуется в линейное перемещение пера. На время подключения датчиков измерительных блоков 1 и 2 к регистрирующему прибору 4, лента последнего перемещается..

В итоге после очередного замера на ленте поочередно прочерчены две го" ризонтальные линии, характеризующие тангенциальное смещение различных боковых поверхностей колеса. длина ко"

Составитель Б, Афонский

Техред И.Гайду. Корректор В. Бутяга

Редактор Л. Авраменко

Заказ 4944/38

Тираж 602 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,w-35, Раушская наб., д 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4

5 10289 торых пропорциональна времени подклю чения датчиков 1и скорости перемещения . ленты, а сиещение от нулевой линиивелйчине припуска на измеренной стороне зуба. После снятия показаний с обоих измерительных блоков по команде командного блока 5 блок 6 управления отводит радиальную каретку от оси колеса до упора. При этои по сигналу с конечного выключателя группы 7 ко- fp мандный блок 5 дает блоку 6 управления команду на делительный поворот зубчатого колеса на заданное число угловых шагов, после чего каретка вновь подводится в зону измерения, и цикл иэиерения повторяется. После

99 6 измерения всех зубьев по команде от командного блока 5 цикл измерения заканчивается. 8 результате измерения на диаграммной ленте регистрирующего прибора 4 вычерчена совмещенная диаграмма припуска по обеим боковым поверхностям зубьев.

С помощью диаграммы припуска можно определить величину припуска на боковой поверхности любого зуба, глубину упрочненного слоя после эубошли" фования, эуб с наибольшим припуском и произвести выравнивание припуска по левой и правой боковыи поверхнос": тям зубьев обрабатываемого колеса.

Способ контроля зубчатых колес на зубои шлицешлифовальных станках и устройство для его осуществления Способ контроля зубчатых колес на зубои шлицешлифовальных станках и устройство для его осуществления Способ контроля зубчатых колес на зубои шлицешлифовальных станках и устройство для его осуществления Способ контроля зубчатых колес на зубои шлицешлифовальных станках и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к центрирующему устройству, в частности, для индикаторного измерительного прибора

Изобретение относится к координатно-измерительной машине для определения пространственных координат на объекте измерения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к профилометрии, топографии

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к профилометрии, топографии
Наверх