Устройство для обмотки сердечников электрических машин

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМОТКИ СЕРДЕЧНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН , содержащее механизм протяжки, включающий две каретки, каждая из которых снабжена приводом возвратно-поступательного перемещения с элементами торможения и направляющими элементами, два барабана и трос, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности, каждая каретка снабжена поворотным столом, а направляющие элементы каждой каретки выполнены в виде двух криволинейных гусениц с тянущей поверхностью из резины, установленных соосно друг другу на поворотном столе , при этом трос попеременно расположен на одном из барабанов. (Л со со to g((g7

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

g(5g Н 02 К 15/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2988666/24-07 (22) 03.10.80 (46) 15.07.83. Бюл. № 26 (72) А. М. Шарашкин, Т. М. Нэмени, 1О. Э. Яунзем, А. В. Тюрин, Л. А. Золотов, Г. А. Бесчастнов и С. С. Мосолов (?1) Научно-исследовательский сектор Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» им. С. Я. Жука (53) 621.318.44 (088.8) (56) 1. Виноградов Н. В. Производство электрических машин, М., «Энергия», 1970, с. 187.

2. Авторское свидетельство СССР № 567182, кл. Н 01 F 41/02, !975.

ÄÄSUÄÄ 1029342 А (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМОТКИ

СЕРДЕЧНИКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее механизм протяжки, включающий две каретки, каждая из которых снабжена приводом возвратно-поступательного перемещения с элементами торможения и направляющими элементами, два барабана и трос, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения производительности, каждая каретка снабжена поворотным столом, а направляющие элементы каждой каретки выполнены в виде двух криволинейных гусениц с тянущей поверхностью из резины, установленных соосно друг другу на поворотном столе, при этом трос попеременно расположен на одном из барабанов.

1029342 элементы каждои каретки выполнены в виде двух криволинейных гусениц с тянущей поверхностью из резины, установленных соосно друг другу на поворотном столе, при этом трос попеременно расположен на одном из барабанов.

На чертеже схематически изображено устройство, общий вид и расположение его частей относительно корпуса статора.

С каждого торца статора 1 генератора расположены соответственно монтажные каретки 2, снабженные электроприводом 3 и тормозной системы 4, с установленными на них двумя криволинейными гусеницами

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления мощных турбогенераторов, для намотки статора мощного высоковольтного генератора, обмотка статора которого выполняется высоковольтным кабелем и может быть использовано в области электромашиностроения.

Известно устройство для намотки статоров электрических машин, в котором провод при помощи обмоточного органа и привода протяжки протягивается в пазу статора электрической машинЬ| в аксиальном направлении и при помощи специальных подхватывающих крючков, установленных с обоих концов статора, во время обратного хода обмоточного органа накладывается на шаблон, формирующий лобовые части обмотки (1) .

Недостатком этого устройства является то, что оно может использоваться только для обмотки статоров малых электрических машин, статор которых вставляется в спе- pg циальную планшайбу, в которой закрепляется при помощи кулачков. Такое закрепление статора для крупных машин практически невозможно. Кроме того, обмоточный орган совершает сложные движения внутри статора, т.е. в его расточке. Это приводит к понижению надежности устройства в целом.

Известно также устройство для обмотки сердечников электрических машин, содержащее механизм протяжки, включающий две каретки, каждая из которых с элементами торможения и направляющими элементами, два барабана и трос (2).

Недостатками этого устройства являются сложность конструкции и низкая производительность

Цель изобретения — упрощение конструк ции и повышение производительности.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для обмотки сердечников электри ческих машин, содержащем механизм протяжки, включающий две каретки, каждая из которых снабжена приводом возвратнопоступательного перемещения с элементами торможения и направляющими элементами два барабана и трос, каждая каретка снабжена поворотным столом, а направляющие 4>

5 и 6 разного радиуса кривизны, с автоматически регулируемым нажатием и резиновым покрытием тянущей поверхности. Каретка 2 перемещается по рельсовым путям 7. Барабаны 8 с электроприводом и тросами 9 служат для начальной протяжки кабеля вокруг шаблона 10. В начале монтажа также используется барабан 11 с высоковольтным кабелем 12, к началу которого припаян наконечник 13. Криволинейные гусеницы 5 и 6 укреплены на поворотном столе 14 монтажных кареток 2. При выполнении обмотки статора мощного генератора высоковольтным (в частности многослойным) кабелем, который допускает изгибы только or.ðåäåëåííoão радиуса, появляется возможность непрерывной намотки или всей фазы обмотки статора или ее части (например полуфазы или четверти фазы). При выполнении обычной обмотки статора из жестких стержней такая возможность отсутствует, так как стержни после их изготовления не допускают никаких изгибов. Количество непрерывно обматываемых пазов фазы определяется способом охлаждения кабеля или его типом. Так при применении кабеля с наружным охлаждением или кабеля с поперечно проникаемой для хладагента изоляцией можно наматывать всю фазу обмотки, так как при этом по ее длине не требуется разрывов кабеля для ввода хладагента.

Намотка кабеля 12 с помощью устройства осуществляется путем возвратно-поступательного перемещения монтажных кареток 2. При этом сначала производится затягивание кабеля с помощью криволинейных гусениц 5 и 6 в пазы статора тросом

9, прикрепленным к наконечнику 13, припаянному к центральной жиле начала кабе-. ля 12. При этом трос 9 проходит через пазы статора, отстоящие друг от друга на расстояние, равное шагу обмотки 4, криволинейные гусеницы 5 и 6 обеих монтажных кареток 2 и прикрепляется одним концом к началу кабеля 12, а другим — к одной из лебедок 8. После затягивания кабеля в пазы осуществляется протягивание его вдоль пазов с помощью гусениц 5 и 6 обоих монтажных кареток 2 с одновременным соответствующим перемещением монтажных кареток 2, приводимых в движение автономными электроприводами 3. Это двойное движение необходимо для сохранения целостности кабеля при его протягивании и сохранении радиуса его изгиба.

Технологический процесс состоит их двух последовательно чередующихся циклов протяжки кабеля, необходимых для укладки кабеля в два паза: замены тянущего троса кабеля при неподвижных каретках, заторможенных тормозами 4; протяжки собственно кабеля при выполнении двойного движения кареток и гусениц, при этом каретки

1029342

Составитель В. Пышкина

Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор И. Касарда

Заказ 4997/55 расторможены. Кабель протягивается до тех пор, пока петля, образуемая кабелем, не уменьшается до размеров, близких к размерам дуги лобовой части, после чего дуга лобовой части формируется на шаблоне 10.

Циклы, включающие процесс затяжки кабеля в пазы статора, протягивание его вдоль пазов и формирование дуги лобовых частей обмотки, в дальнейшем повторяются.

При переходе от одной нары пазов к друтой криволинейные гусеницы 5 и 6 обеих кареток 2 поворачиваются на нужный угол с помощью поворотного стола 14. Для уменьшения размеров корзинки лобовых частей обмотки кабель наматывается с минимально допустимым радиусом изгиба. Соблюдение этого радиуса обеспечивается формой шаблона 10 и заданным радиусом кривизны криволинейных гусениц 5 и 6.

Предлагаемое устройство проще по конструкции известного, его использование повышает производительность.

Устройство для обмотки сердечников электрических машин Устройство для обмотки сердечников электрических машин Устройство для обмотки сердечников электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, касается выполнения электрических машин переменного тока и может быть использовано в гребных электродвигателях, двигателях приводов водяных насосов, гидрогенераторах и тому подобных устройствах, особенно размещенных в ограниченных габаритах, например в подводных капсулах

Изобретение относится к электромашиностроению, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности, по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электромашиностроения, может быть использовано при эксплуатации установок с асинхронными однофазными, трехфазными и многоскоростными двигателями и обеспечивает повышенные требования по механической характеристике (зависимость вращающего момента от скольжения), в частности по пусковым моментам и моментам в области больших скольжений, а также по виброшумовым параметрам

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения намоточной машины с функцией выявления наколов, появляющихся на поверхности проволоки во время намотки проволоки вокруг ламинированного сердечника статора при производстве моторов, или уже имеющегося накола, который может быть мгновенно выявлен с целью определения качества мотора

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей выполнения вращающихся электрических машин с осевым охлаждением, которые прежде всего предназначены для работы на электростанциях и производства электроэнергии

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике, а именно к вращающимся электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и тяжелого машиностроения
Наверх