Динамометрическая гайка

 

ДШАМОМЕГТРЙЧЕСКАЯ ГАЙКА, содержг(щая резьбовой корпус с цилинцpHuecicdfl шейкой, на которой установлен мах1| вйк, связанный с резьбовым корпусом посредством соелинительных эле- ;. ментов,о т л и ч а ю и а я с ятем, что с целью увеличения срока службы путем обеспечения повторного мспользования без з1амены,деталей, соединительные элементы выполнена в виде упругих стержней, на внутренней поверхности маховика выполнена копьцеъая канавка и на том .fee уровне - .тангенциальные сквозные отверстия, а на шейке резьбо-. вбго корпуса - пазы, совмещенные с тангенциальными отверстиями маховика, в которых расположены упомянутые упругие стержни. W с: оо ю ю со ф

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ (21) 3430993/25-27 (22) 27. 04. 82. (46) 30,0 7.83. Бюп, 9 28 (72.) Г i А.1 олубев и В.A. Ñìèðíoâ (S3) 621.882.3(088Л)

:(56) 1, Авторское свидетельство СССР Ф 684181, кл. F 16 В 31/02, 1977.

2. цатент ClgA В, 3191486, кл. 85-i61, 1966, фиг.5 (прототип) .

1 (.54) (57) ДИНАИОМВтРИЧжСКАЯ ГАЙКА, содержйцая резьбовой корпус с цилиндрической шейкой, иа которой устайов лен- маховик, связанный:с резьбовым кор-.

„„SU„„1032236 A

3(Я) F 16 В 37 00 1 6 В 31. 02 пусом посредством соединительных элементов,от л н ч а ю щ а я с атем, что с целью увеличения сроиа службы путем обеспечения повторного использования без -замены, деталей, соедийительные элементы выполненй в виде упругих стержней, на внутренней поверхности маховика. выполнена кольцевая канавка и на том:.же уровне - тангенциальные .сквозные отверстия, а на шейке резьбо; вого корпуса - пазы, совмещенные с тангенциальмымн отверстйями маховика, в которых расположены упомянутые упругие стержни..

1032236

Изобретение относится к машиностро.

:ению и предназначено для ответственных реэьбовых.деталей машин, например фланцевых.

Известны динамометрические гайки, содержащие гайку и контргайку, соединенных кольцевой перемычкой, разрушающейся по достижении крутящим моментом, прикладываемым к контргайке, предельной величины (.1 ).

Недостатком данной конструкции 10 является одноразовость ее применения.

Иэ вестна также динамометрическая гайка, содержащая реэьбовой корпус с цилиндрической шейкой, на которой установлен маховик, имеющий грани под ключ и тарированную связь .с. резьбовым корпусом с .помощью калиброванного штифта, разрушающегося при приложении к маховику предельного 2О крутящего момента (,2).

Однако известная гайка имеет недостатки, заключающиеся в необходимости сверления новых отверстий и замены. штифта при.поВторном применении гайки.

Цель изобретения - увеличение срока службы. путем обеспечения повторнОго использования без замены деталей.

Поставленная цель достигается тем, что в динамометрической гайке, содержащей резьбовой корпус с цилиндрической шейкой, на которой установлен маховик, связанный с реэьбовым корпусом посредством соединительных элементов, соединительные элементы 35 выполнены в виде упругих стержней, на внутренней поверхности маховика выполнена кольцевая канавка и на. том .же уровне - тангенциальные сквозные отверстия, а на шейке резьбового 4р корпуса — пазы, совмещенные с тангенциальными отверстиями маховика, в которых расположены упомянутые упругие стержни.

На фиг.1 показана гайка, продоль- 45 ный разрез; на фнг.2 — разрезЛ-A на фиг.l; на фиг.3 — гайка с двумя канавками в маховике, продольный разрез.

Гайка содержит резьбовой корпус 1, о имекщий концентричную цилиндрическую шейку 2, в которой выполнены пазы 3 в форме сегментов (лысок), перпендикулярных к оси гайки. Маховик 4 установлен на шейке 2 с воэмож- 55 ностью поворота и имеет наружную поверхность 5 под ключ. В маховике

4 выполнены внутренняя кольцевая канавка 6, охватывающая пазы 3 на шейке

2, и сквозные отверстия 7, пересекающие канавку 6, в которых размещены упругие стержнй 8.

Стержни 8 при соответствующем расйоложении отверстий 7 в маховике

4 и пазов 3 могут быть расположены параллельно друг другу, как показа- 65 но на фиг.2, или под некоторым углом.

Кроме того, по высоте шейки 2 пазы

3 могут располагаться несколькими ярусами, как показано на фиг. 3. В этом случае в маховике 4 дблжно быть выполнено соответствующее коли ество канавок 6, охватывающих пазы 3 (число канавок должно равняться коли честву ярусов, на которых расположены пазы 3 на шейке 2), и .необходимое количество отверстий 7 для размещения в них стержней В. Например, в варианте конструкции, изображенной на . фиг. 3, на маховике 4 выполнено две канавки, а .в отверстиях размещены четыре стержня 8.

Устройство работает следующим образом.

Крут ящий момент, прикладываемый при затяжке гайки к поверхности .5 под ключ на маховике 4, через упругие стержни 8 передается на шейку 2 и резьбовой корпус 1. При этом стержни

8 деформируются и вытесняются цилиндрической поверхностью шейки 2 из пазов 3 в кольцевую канавку 6 маховика 4. После того, как пазы 3 выйдут при повороте маховика 4 иэ соприкосновения со стержнями 8, а последние переместятся в кольцевую канавку 6, дальнейший поворот маховика 4,не приведет к увеличению крутящего момента, передаваемого на резьбовой корпус 1. После окончания затяжки и расположения стержней 8 в канавке

6, маховика 4 может быть снят с резьбового .корпуса 1 любым известиым способом, например посредством резьбового съемныка — винта 9, который вворачивается в верхнюю часть маховика

4 на резьбе 10 с упором в торец резьбового стержня 11. . Регулирование величины передавае-, мого.на резьбовой стержень крутящего момента может, быть осуществлено двумя путями. При выбранных размерах шейки 2, пазов 3, канавки 6, отверстий 7 и стержней 8 может быть для изготовления стержней 8 использован материал с физико-механическими характеристиками, обеспечивающими получение нужного момента. Другой путь заключается в изменение количества стержней 8, одновременно использованных в гайке (при этом возможно размещение стержней 8 по высоте шейки 2 ярусами; практически максимальное количество "стержней может составлять 6-8 шт.) . Возможен комбинированный способ оснащения гайки гибкими стержнями; необходимая величина момента может быть достигнута подбором количества стержней и их материала. Так, налример, стальные стержни могут быть заменены медными, вместо двух стержней (фиг.1) может быть установлен один и т.д.

1032236

Составитель И.Малюга

Редактор П.Макаревич ТехредТ.Фанта . Корректор М.Демчик

Заказ 5370/42 . Тираж 776 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж-35, Раувк кая наб., д.4/5

Филиал ППП Патент ., г.ужгород, ул.Проектная,4

Предлагаемая динамометрическая; гайка дает положительный технический эффект, поскольку сопряжение корпуса и маховика.с пОмощью гибких стержней» например, из отрезков проволоки, обеспечивает возможность при наличии тарировочных данных осуществлять . регулирование крутящего-момента, ne. l

А4 редаваемого на резьбовой стержень.

Эта операция может быть произведена. как в заводских, так и в полевых условиях.

Главное достоинство предлагаемой гайки заключается в воэможности повторйого ее применения без замены деталей.

Динамометрическая гайка Динамометрическая гайка Динамометрическая гайка 

 

Похожие патенты:
Наверх