Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда

 

t. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА СКЛАДЫВАНИЯ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННЫХ СЕКЦИЙ АВТОПОЕЗДА, содержащее по меньшей мере два исполнительных гидроцйлиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления полорота управляемых колес передней оси, установленный между секциями автопоезда и сопряженный с рулевым валом, управляющим колесами передней оси и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного из них при повороте управляемых колес в одну сторону и другого - при повороте управляемых колес в противоположну сторону, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения управления автопоейдом, оно снабжено двумя перепускными клапанами с регулируемой величиной порога срабатывания, дросселирующими поток жидкости в гидррлиниях от рабочих полостей ис- . полнительных гидроцилиндров к управляемым клапанам и далее к гидробаку, и двумя гидролиниями с обратными кла- . панами, препятствующими перетеканию жидкости из гидробака в рабочие поло сти исполнительных гидроцилиндров,, причем каждая отдельная гидролиния с обратным клапаном подключена параллельно соответствующей гидролинии с перепускным и управляемым клапанами , управляемые клапаны выполнены с электромагнитной системой управления , .под клю1:4енной к источнику питания посредством датчиков направления поворота колес, представляющих собой контактные переключатели, механиЧё5J и связанные с рулевым валом. 2.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что оно снабжено датчиком угла складывания секСО ций, кинематически связанного с запорными элементами перепускных клапанов . 3.Устройство по п. 1,отл.ичаю щ е е с я тем, что кинематическая связь датчика угла складывания секции с запорными элементами перепускных клапанов представляет собой две толкающие штанги переменной длины, оо закрепленные одними концами на запорrvO ных элементах и опирающиеся другими СО концами на плечи двуплечего рычага, i ( установленного на передней секции, I соединенного посредством рычажной I системы с элементом датчика угла складывания , представляющим собой шарнирно закрепленную на задней секции толкающую штангу, причем упомянутый двуплечий рычаг в положении автопоезда , соответствующем направлению прямолинейного движения, закреплен симметрично и перпендикулярно продольной оси симметрии автопоезда.

(Ю (11) i

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТЪ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

l (21 ) 3225655/27-1,1 (22 ) 26. l 2,80 (46) 30,07.83. Бюл. и 28 (31) АИ-439 (32) 28,12 79 (33) ВНР (72 ) Иштван Ратшко, Дьердь Караси, Ене Иади и Йожеф Ивоньи (BHP) (71 ) Аутоипари Кутато Интезет (ВНР) (53 ) 629 .113.014.5(ОЙ3.8) (56 ) 1 . Заявка на патент фРГ

М Р24202037, кл. В 62 0 5/06, 1978 (прототип). (54)(57) 1-. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА СКЛАДЫВАНИЯ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННЫХ СЕКЦИЙ АВТОПОЕЗДА, содержа-щее по меньшей мере два исполнительных гидроцилиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления поворота управляемых колес передней оси, установленный между секциями автопоезда и . сопряженный с рулевым валом; управ.ляющим колесами передней оси и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного иэ них при повороте управляемых колес в одну сторону и другого - при повороте управляемых колес в противоположную сторону, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью .улучшения управления автопоездом, оно снабжено двумя перепускными клапанами с регулируемой величиной порога срабатывания, дросселирующими поток жидкости в гидролиниях от рабочих полостей исполнительных гидроцилиндров к управ ляемым .клапанам и далее к гидробаку, и двумя гидролиниями с обратными кла3(5р В 62 0 13/04 В 62 0 5/06 панами, препятствующими перетеканию жидкости из гидробака в рабочие поло сти исполнительных гидроцилиндров,. причем каждая отдельная гидролиния с обратным клапаном подключена параллельно соответствующей гидролинии с перепускным и управляемым клапанами, управляемые клапаны выполнены с электромагнитной системой управления,,подключенной к источнику питания посредством датчиков направления поворота колес, представляющих собой контактные переключатели, механически связанные с рулевым валом.

2.. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снаб- ф .жено датчиком угла складывания секций, кинематически связанного с запорными элементами перепускных клапанов.

3. Устройство по и. 1, о т л .и ч а -Я ю щ е е с R тем, что кинематическая связь датчика угла складывания секций с эапорными элементами перепускных клапанов представляет собой две толкающие штанги переменной длины, закрепленные одними концами на эапорных элементах и опирающиеся другими концами на плечи двуплечего рычага, установленного на передней секции, соединенного посредством рычажной системы с элементом датчика угла складывания, представляющим собой шарнирно закрепленную на задней секции . толкающую штангу, причем упомянутый двуплечий рычаг в положении автопоезда, соответствующем направлению прямолинейного движения, закреплен симметрично и перпендикулярно продольной оси симметрии автопоеэда.

32997

Устройство может также встраивать-, 55 ся в шарнирно сочлененные автопоеэда 3, в которых приводимой является задняя ось 10 первой секции 1 или соответственно ось 11 второй секции

1 10

Изобретение относится к транспорт-:. ному машиностроению, а именно к устройствам для ограничения складывания седельного прицепа в ошибочном направлении, Известно устройство для ограничения угла складывания шарнирно сочлененных секций автопроезда,содержащего по меньшей мере два исполнительных гидроцилиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления поворота управляемых колес передней оси, установленный между двумя секциями автопоездов и сопряженный с рулевым валом, управляющим колесами передней оси и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного из них при повороте управляемых колес в одну сторону и другого - при повороте управляемых колес в противоположную сторону (1 1.

Недостатком известного устройства является то, что оно не препятствует самопроизвольному смещению второго шасси при движении в повороте в направлении к внутренней стороне поворота.

Цель изобретения - устранение отмеченного недостатка, а именно улучшение управляемости автоповэда.

Указанная цель достигается тем,,что устройство, содержащее по меньшей мере два исполнительных гидроцилиндра, рабочие полости которых соединены через управляемые клапаны с гидробаком, и блок датчиков направления поворота управляемых колес передней оси, установленный между секциями автопоезда и сопряженный с рулевым валом, управляющим колесами передней оси и упомянутыми управляемыми клапанами с возможностью запирания одного иэ них при повороте управляемых колес в одну сторону и другого -. при повороте управляемых колес в противоположную сторону, снабжено двумя перепускными клапанами с регулируемой величиной порога срабатывания, дросселирующими поток жидкости в гидролиниях от рабочих полостей исполнительных гидроцилиндров к управляемым клапанам и далее к гидробаку, и двумя гидролиниями с обратными кпапанами, препятствующими перетеканию жидкости иэ гидробака в рабочие полости исполнительных гидро5

50 цилиндров, причем каждая отдельная гидролиния с обратным клапаном подключена параллельно соответствующей гидролинии с перепускным и управляемым клапанами, управляемые клапаны выполнены с электромагнитной системой управления, подключенной к источнику питания посредством датчиков направления поворота колес, представляющих собой контактные переключатели, механически связанные с рулевым валом.

Кроме того, оно снабжено датчиком угла складывания секций, кинематически связанного с запорными weментами перепускных клапанов, При этом кинематическая связь датчика угла складывания секций с запорными элементами перепускных клапанов представляет собой две толкающие штанги переменной длины,закрепленные одними своими концами на запорных элементах и опирающиеся другими концами на плечи двуплечего рычага, установленного на передней секции, соединенного посредством рычажной системы с, элементом датчика угла складывания, представляющим собой шарнирно закрепленную на задней секции толкающую штангу, причем упо- мянутый двуплечий рычаг в положении автопоезда, соответствующем направлению прямолинейного движения, закреплен симметрично и перпендикулярно продольной оси симметрии автопоезда, На фиг. 1 схематично изображено : встроенное в сочлененный автопоезд устройство для ограничения угла складывания, вид сверху;на фиг. 2 - гидравлическая и электрическая схема устройства; на фиг. 3- исполнение предлагаемого устройства, снабженное датчиком угла складывания.

Первая секция 1 и вторая секция 2 шарнирно сочлененного автопоезда 3 соединяются шарниром 4, Передние колеса 5 и 6, расположенные на передней оси 7 шарнирно сочлененного автопоезда 3, управляются рулевым валом 8 рулевого управления и закрепленным на нем рулевым колесом 9.

032997 4!

О!

25

35

«40

50

3 1

2. Между первой секцией 1 и второй секцией 2 расположены исполнительные цилиндры 12 и 13, рабочие полости 14 и 15 которых в отдельности подключены к регулируемым вентилям 16 и 17, к которым последовательно подключены соответственно по одному управляемому клапану 18 и 19, подключенные к общему гидробаку 20, Управляемые клапаны 1.8 и 19 посредством связей 21 и 22 подключены к блоку датчиков направления поворота управляе-, мых колес 23, связанному с рулевым валом 8. Параллельно к вентилю 16 и управляемому клапану 18 встроен обратный клапан 24, запирающийся от рабочей полости 14 к гидробаку 20, а параллельно регулируемому вентилю 17 и управляемому клапану 19, встроен обратный клапан 25, запирающийся в направлении от рабочей полости 15 к гидробаку 20.

Чертеж расположения, представленный на фиг, 1, соответствует форме ис полнения устройства для ограничения .угла складывания, представленной на фиг. 3, так как регулируемые вентили 16 и 17 находятся в функциональной связи с датчиками 26 и

Z7 угла складывания.

Устройство для ограничения угла складывания (фи г. 2 ), не оснащено датчиком угла складывания. Исполнительные цилиндры 12 и 13 шарнирно закреплены на первой секции, их штоки 28 и 29 - на второй секции 2.

Рабочая полость 14 через гидроли нию 30 соединена с регулируемым вентилем 16, который через гидролинию 31 подключен к управляемому клапа ну 18, а последний через гидроли.нию 32 - к гидробаку 20. На седло 33 регулируемого вентиля 16 опирается запорный элемент 34, нагруженный пружиной, Подвижным элементом электромагнита 35 электрогидравлического управляемого клапана 18 является поршень 36 клапана, расположенный в, корпусе 37 клапана. Управляемый кла пан 18 в обесточенном состоянии находится в открытом положении, т.е, он обеспечивает свободное про.текание жидкости между гидролиниями 31 и 32, Параллельно регулируемому вентилю 16 и управляемому клапану 18 через гидролинию 38, входящую в гидробак 20, встроен обратный клапан 24, причем обратный клапан 24 запирается в направлении к гидробаку

20. Электромагнит 35 через связь 21 подключен к подвижному контакту 40, проходящему. в ползунке 41 и образующему вместе с общим контактом 42, закрепленном на рулевом валу 8, датчик направления поворота управляе-. мых колес направо. Общий контакт 42 через проводник 43, выключатель 44, проводник 45 подключен к одному полюсу источника 46 питания, причем другой полюс через проводник 47 подключен к массе.

Электромагнит 35 через проводник

48 таким же образом подключен к массе..

Рабочая полость 15 посредством гидролинии 49 соединена с регулируемым вентилем 17, который через гидролинию 50 подключен к управляемому клапану 19, а последний через гидролинию 51 - к гидробаку 20, На седло .52 регулируемого вентиля 17 опирается запорный элемент 53,нагруженный пружиной ° Подвижным элементом электромагнита 54 управляемого клапана 19 является поршень 55 клапана, расположенный в корпусе 56 клапана. Управляемый клапан 19 в обесточенном состоянии находится в открытом положении, т.е. он обеспечивает свободное протекание жидкости между гидролиниями 50 и 51. Параллельно регулируемому вентилю 17 и управляемому клапану

19 через гидролинию 57,.входящую в гидролинию 49.и гидролинию 58, входящую в гидробак 20, встроен обратный клапан 25, причем обратный клапан

25 запирается в направлении к гидробаку 20. Электромагнит 54 через связь 22 подключен к подвижному контакту 59, проходящему в ползунке 60 и образующему вместе с общим контактом, закрепленным на рулевом валу 8, датчик направления поворота управляемых колес налево, Устройство работает следующим образом.

При движении шарнирно сочлененного автопоезда 3 прямо в среднеи положении рулевого колеса 9 между общим контактоМ 42 и подвижными контактами 40 и 59 имеется воздушный зазор, токовые цепи разомкнуты, электромагниты 35, а также 54 обесточены, и управляемые клапаны 18 и 19 находятся в открытом положении.

10329

При повороте автопоезда 3 налево при вращении рулевого колеса 9 налево общий контакт 42 после превышения установленного пути воздушного зазора приходит в соприкосновение с под- 5 вижным контактом 59, вследствие чего замыкается цепь тока электромагнита

54, находящийся под током электромагнит 54 перемещает поршень 55 клапана в направлении эапирания и тем самым 10 препятствует протеканию жидкости меж-. ду гидропиниями 50 и 51.

Шток 28 поворачиваемого налево,находящегося в движении. шарнирно соч- 1 лененного автопоезда 3 перемещается в направлении сжатия, жидкость из рабочей полости 15 перетекает че.-. рез гидролинию 30 к регулируемому вентилю 16, открывает, противодей- 20 ствуя нагрузке пружины, запорный элемент 34, т.е. приподнимает его от седла 33 вентиля и перетекает через гидролинию 31, через управляемый клапан 18, находящийся в открытом 2s состоянии, и гидропинию 32 в гидробак

20, Одновременно с этим шток 29 перемещается в направлении раэжатия и гидравлическая жидкость перетекает из гидробака 20 через гидропинию 58, об-.30 ратный клапан 25 и гидролинии 57 и 49 для заполнения рабочей полости 15.

Б этом функциональном состоянии устройство для ограничения угла складывания создает усилие, опредепяе35 мое по своей величине запорным элементом 34, нагруженным пружиной, или соответственно регулируемым вентилем

16, зависимое от скорости иэмененив

40 угла складывания и действующее навстречу движению штока 28 в направлении сжатия. Это усилие, действующее навстречу увеличения угла складывания, особенно необходимо в шарнирно

45 сочлененных автопоездах с приводимой осью второго шасси для того, чтобы тяговое усилие не вызывало слишком сильного складывания транспортного средства, Одновременно устройство для ограничения складывания уже заранее блокировано навстречу изменению yrпа складывания, противоположному направлению складывания, соответствующему направлению поворота управляемых колес налево, так как поршень 55 клапана находится в закрытом положении и вследствие этого жидкость не может перетекать из рабо97 Ь чей полости 15 в н аправлении гидробака 20.

При движении прямо при среднем положении рулевого колеса 9 устройство для ограничения угла складывания препятствует второй секции 2 в соответствии с характеристикой регулиру,емого вентиля 16 или соответственно

17 отклоняться в обоих направпених и таким же образом становится эффективным для борьбы с заносом при торможении.

Таким же образом устройство работает и при повороте управляемых колес направо.

При движении задним ходом с помощью выключателя 44 тока можно привести в нерабочее открытое положение блокировку и управляемые клапаны

18 и 19, Устройство для ограничения угла складывания (фиг.3 ) снабжено блоком, воспринимающим величину и направление угла складывания между первой секцией 1 и второй секцией 2, находящимися в функциональной связи с вентилями 16 и 17 ограничения давления и влияющих на характеристики ограничения давления s зависимости от величины.и скорости изменения угла складывания.

K шарниру 61 второй секции 2 присоединена толкающая штанга 62 датчика угла складывания, присоединенная к одному плечу двуппечего рычага 63, установленного на оси 10 первой секции 1, к другому плечу присоединена, напротив, передаточная штанга

64, шарнирно присоединенная к двуппечему рычагу 65, установленному на шарнире 66 первой секции. На плечо

67 двуплечего рычага 65 опирается своей опорной поверхностью 68 толкающая штанга 69, изменяющаяся по своей длине, проходящая в направляющей

70 и соединенная с запорным элементом 34 регулируемого вентиля 16, который при нагрузке пружиной при нулевом угле, складывания находится в открытом положении. Цилиндрический участок 71 толкающей штанги 69 переменной длины содержит нажимную пружину 72, опирающуюся на тарелку 73 участка 74 штанги и стремящуюся ра3, двинуть толкающую штангу .69 переменной длины в направлении максимальной длины, 8 второй секцией 2 изменяет ся .т аким образом, что толкающая штанга 62 датчика угла перегиба движется s направлении первой секции, в соответствии с чем двуплечий рычаг 63 и плечо 67 повернуто передаточной штангой 64 углового рычага 65 (при пред-ставленном расположении ), поворачи. вается в направлени регулируемого в вентиля 16 и, .сжимая толкаюшую штангу 69 переменной длины, вопреки пружине 72, сдвигает ее, причем толкающая штанга перемещает запорный элемент 34 в направлении седла 33 вентиля и тем самым уменьшает сечение протекания жидкости, Вследствие этого увеличивается дросселирующее воз- действие регулируемого вентиля 16, осуществляемое вопреки протеканию жидкости, так: что устройство создает противоусилие навстречу движе-

we штока 28 в направлении сжатия .и увеличивающееся при увеличении величины угла перегиба.

7 103

На плечо 75 двуплечего рычага 65 опирается своей опорной поверхностью 76 толкающая штанга 77, изменяющаяся по своей длине, проходящая в направляющей 78 и соединенная с запорным элементом 53 регулируемого вентиля. 17, который при нагрузке пружиной при нулевом угле складывания находится 8 открытом положении.Ци-. линдрический участок 79 толкающей 1 штанги 77 переменной длины содержит,нажимную пружину 80, опирающуюся на тарелку 81 участка 82 штанги и стремящуюся раздвинуть толкающую штангу 77 переменной длины в направлении максимальной длины.

Исполнение устройства для огра ничения угла складывания, cíàáæåííoå датчиком угла перегиба, работает аналогично исполнению, представленному на фиг . 2, причем отличие состоит в том, что характеристика orраничения давления запорных элементов 34 или, соответственно, 53 седел 33 или, соответственно, 52 вентиля находится в у5 связи с имеющейся в данный момент величиной угла складывания.

При угле поворота управляемых колес налево при транспортном средстве, находящемся в движении, угол перегиба между первой секцией 1 и

Аналогичным образом устройство работает при повороте управляемых ко-i лес направо.

Предлагаемое устройство обеспечивает улучшение управляемости автопоезда.

1032997

l 032997 032997

Составитель В, Калмыков

Техред А.Бабинец Корректор Л. Бокаан

Редактор Е. Папп

Заказ 5429/60 . Тираж 647 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l3035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 и

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектнная, 4

Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда Устройство для ограничения угла складывания шарнирно- сочлененных секций автопоезда 

 

Похожие патенты:
Наверх