Самовозбуждаемая синхронная машина

 

САМОВОЗБУЖДАЕМАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА, содержащая трехфазную обмотку статора и подключенную к ней через две папы вентилей обмотку возбу5кдения, размещенную на роторе, при этом первый конец об .мотки возбуждения подключен к катодам первой пары-вентилей, аноды которых подключены соответственно к первой и второй фазам обмотки статора , а второй конец обмотки возбуждения подключен к анодам второй пары вентилей, катоды которых подключены соответственно к второй и третьей фазам обмотки статора, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов, катоды первой пары вентилей соединены с третьей фазой обмотки статора, а аноды второй пары вентилей соединены с первой фазой обмотки статора. (Л

Ogl (и) СОЮЗ СОВЕТСНИХ

С

РЕСПУБЛИК

Э(59 H 02 K 19/12,5: . "., Ц1Ж F...1 у

I 1, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3385423/24-07 (22) 21.01.82 (46) 30.08.83. Бюл. Р 32 (72) С.A Безверхий, О.А. Блохина и В.П. Головин (71) Винницкий политехнический институт (53) 621.313.322(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 265245, кл. Н 02 К 19/12, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 782062, кл. Н 02 K 17/26, 1979.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 688964, кл. Н 02 К 19/12, 1977. (54 ) (57) САМОВОЗБУЖДАЕМАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА, содержащая трехфазную обмотку статора и подключенную к ней через две пасы вентилей обмотку возбуждения, размещенную на роторе, при этом первый конец об,мотки возбуждения .подключен к катодам первой пары вентилей, аноды которых подключены соответственно.к первой и второй фазам обмотки статора, а второй конец обмотки возбуждения подключен к анодам второй пары вентилей, катоды которых подключены соответственно к второй и третьей фазам обмотки статора, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов, катоды первой пары вентилей соединены с третьей фазой обмотки статора, а аноды второй пары вентилей соединены с первой фазой обмотки статора.

1039000

25

Изобретение относится к электро технике, а именно к самовозбуждаемым синхронным машинам, и может быть использовано в синхронных электрических машинах общепромышленного применения, а также в трехфазных машинах с фазным ротором.

Известны самовозбуждаемые синхронные машины, содержащие трехфазную симметричную обмотку на статоре, в одну фазу которой включен резистор, и двухфазную обмотку. на роторе, в которую включены вентили (1).

Однако такая машина имеет низкую статическую перегружаемость, обусловленную слабой электромагнитной 15 связью ме,"кду обмотками статора и ротора в синхронном режиме.

Известны также самовозбуждаемые синхронные электрические машины, содержащие трехфазную обмотку на 20 статоре, к которой подключены через трехфазный выпрямительный мост трехфазная обмотка. ротора, а также резистор, подключенный параллельно обмотке ротора (2 3.

Однако такая машина имеет большие размеры, так как содержит шесть вентилей в выпрямительном мосте, а также низкие энергетические показатели (пониженный КПД, обусловленный 30 потерями мощности в резисторе, подключенном к обмотке возбуждения).

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является самовозбуждаемая синхронная машина, содержащая две трехфазные обмотки на статоре, которые питаются от одной трехфазной цепи, причем одна из них соединена звездой, а вторая через трехфазный выпрямительный мост, содержащий неуправляемые вентили, 40 питает обмотку возбуждения, расположен»УЫ на роторе. При питании обмотки возбуждения через трехфазный выпрямитель, содержащий шесть вентилей, компаундирование оказывает- 45 ся черезмерным, однако ограничение величины тока возбуждения достигается выполнением каждой фазы обмотки статора из двух параллельных ветвей и подключением выпрямителя только к одной из ветвей каждой фазы.

Такая машина имеет сложную конст. рукцию и увеличенные габариты, так как обмотка статора выполнена секционированной, а выпрямительный мост содержит большое количество вентилей.

Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение габаритов машины.

Указанная цель достигается тем, что в самовозбуждаемой синхронной машине, содержащей трехфазную обмотку статора и подключенную к ней через две пары вентилей обмотку 65 возбуждения, размещенную »а роторе, при этом первый конец обмотки возбуждения подключен к катодам первой пары вентилей, аноды которых подключены соответственно к первой и второй фазам обмотки статора, а второй конец обмотки возбуждения подключен к анодам второй пары вентилей, катоды которых подключены соответственно к второй и третьей фазам обмотки статора, причем, катоды первой пары вентилей соединены с третьей фазой обмотки статора, а аноды второй пары вентилей соединены с первой фазой обмотки статора.

На чертеже представлена синхронная машина.

К трехфаэной статорной обмотке, содержащей фазы 1-3, подключена через две пары вентилей (4,5 и 6,7) обмотка 8 возбуждения, размещенная на роторе. Входные и выходные зажимы упомянутых пар вентилей шунтированы нормально разомкнутыми контактами

9-11.

Устройство работает следующим образом.

При подключении обмотки статора к трехфазной сети переменного тока и замыкании контактов 9-11 осуществляется синхронный пуск в двигательном режиме работы машины. После окончания пуска контакты 9-11 одновременно размыкаются. По обмотке 8 возбуждения начинает протекать преобразованный ток, а на валу двигателя возникает синхронизирующий момент в результате взаимодействия поля статора с током возбуждения.

Под действием синхронизирующего момента двигатель втягивается в синхронизм. В синхронном режиме работы с увеличением механической нагрузки на валу двигателя ток в обмотке статора возрастает, составляющие этого тока каждой фазы протекают через вентили 4-7 и обмотку 8 возбуждения, в результате ток возбуждения также возрастает, т.е. автоматически обеспечивается компаундирование.

Устойчивая работа предлагаемой машины в режиме двигателя имеет место только при отстающем коэффициенте мощности. При черезмерном компаундировании (опережающий коэффициент мощности) токи статора и ток ротора взаимно усиливают друг друга (положительная обратная связь). Это вызывает колебания ротора, что приводит к выпадению машины из синхрониэма. Для обеспечения устойчивой работы требуется ограничивать ток возбуждения.

B предлагаемой машине ограничение тока возбуждения достигается за

1039000

Составитель Т. Калашникова

Редактор А. Мотыль Техред М.Тепер Корректор В.Гирняк

Заказ 6239/58 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 счет подключения обмотки статора к обмотке возбуждения через две пары вентилей указанным образом, при этом фаэные токи статора замыкаются, частично минуя обмотку возбуждения.

Предлагаемое устройство содержит четыре вентиля, цо сравнению с шестью вентилями в устройстве — прототипе, что ведет к уменьшению габаритов машины, а каждая фаза обмотки ста тора содержит одну ветвь, а не две, 10 как в известном устройстве, что упрощает конструкцию машины.

Предлагаемая машина может быть применена для привода общепромышлен» ных механизмов, требующих постоянства скорости вращения или для механизмов, не требующих регулирования скорости, т.е. взамен асинхронных двигателей, и может быть выполнена на базе серийных синхронных двигателей.

Самовозбуждаемая синхронная машина Самовозбуждаемая синхронная машина Самовозбуждаемая синхронная машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромеханике, а более конкретно к бесконтактным синхронным двигателям

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для создания многоскоростных электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к синхронным машинам

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к двигателям с усовершенствованной обмоткой возбуждения на статоре

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании многоскоростных двигателей

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в многоскоростных электродвигателях для привода вентиляторов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления пуском синхронных двигателей, а более конкретно для синхронизации синхронных двигателей с двойной якорной обмоткой

Изобретение относится к синхронным машинам, а более конкретно к способам и устройствам управления синхронизацией синхронного двигателя с двойной обмоткой на статоре
Наверх