Безопасное сиденье транспортного средства

 

1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюш.ее автоматический привод, отличающееся тем, что, с целью повышения степени безопасности пользователя путем расширения функциональных возможностей сиденья, оно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемешения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и пбворотно-амортизируюшим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания. , 2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья. 3.Сиденье по п. 2, отличающееся тем, что устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксируюшее устройство одностороннего действия. 4.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации сиденья содержит установленный на спинке последнего роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полу салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма. 5.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод. 6.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что поворотно-амортизирующее устройство связано с установленной в указанных направляющих кареткой, которая кинематически связана с сиденье.м и снабжена взаимодействующим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом . 7.Сиденье по п. 6, отличающееся тем, что поворотно-амортизирующее устройство, выполнено составным из пружин различной жесткости.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(51) В 60 R 2108 В 60 N 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3420199/27-11 (22) 09.04.82 (46) 07.09.83. Бюл. № 33 (72) В. Н. Казанчеев (53) 629.113.042.2 (088.8) (56) 1. Иванов В. Н. Пассивная безопасность автомобиля. М., «Транспорт», . 1979, с. 274, рис. 12.54 (прототип). (54) (57) 1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ

ТРАНСПОРТНОГО. СРЕДСТВА, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюшее автоматический привод, отличающееся тем, что, с целью повышения степени безопасности пользователя путем расширения функциональных возможностей сиденья, оно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемешения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и поворотно-амортизирующим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания.

2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья.

„„SU„„10 97 4 А

3. Сиденье по и. 2, отличающееся тем, что устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксирующее устройство одностороннего действия.

4. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации сиденья содержит установленный на спинке последнего роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полу салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма.

5. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод.

6. Сиденье по и. 1, отличающееся тем, что поворотно-а мортизируюшее устройство уу связано с установленной в указанных на- %Ф Ф правляюших кареткой, которая кинемати- С" чески связана с сиденьем и снабжена взаимодействуюшим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом.

7. Сиденье по и. 6, отличающееся тем, > что поворотно-амортизирующее устройство, выполнено составным из пружин различной жесткости.

1039764

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к устройствам пассивной безопасности транспортного средства, преимущественно автомобиля и может быть использовано для обеспечения безопасности пользователей автомобилем в случае аварийной ситуации при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), проведении испытаний, спортивных соревнований, выполнении каскадерских трюков и т. п.

Наиболее близким по техническому решению к предложенному является безопасное сиденье транспортного средства, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеющее автоматический привод (1).

Устройство опрокидывания известного безопасного сиденья включает в себя смонтированный на бампере металлический брус, который в случае столкновения транспортного средства с препятствием первым соприкасается с ним. Брус при помощи поршневой системы связан с гидравлическими цилиндрами, установленными под передней кромкой подушки сиденья. В момент удара о препятствие брус подается назад, создавая в гидросистеме давление, которое приводит в действие домкраты, опрокидывающие сиденье относительно его шарнирной опоры назад, тем самым предотвращая удар пользователя транспортным средством о внутренние элементы кузова и обеспечивая более благоприятное положение пользователя для восприятия его телом инер- ционной нагрузки при ударе.

Однако известное безопасное сиденье может быть приведено в действие лишь автоматически, т. е. без участия пользователя транспортным средством, а именно в результате непосредственного контакта транспортного средства с препятствием, что ограничивает возможности известного устройства. Так, в случае неизбежного столкновения автомобиля с препятствием, например, при потере им управляемости, безопасное сиденье не позволяет пользователю заблаговременно самостоятельно, вручную, привести его в рабочее положение до столкновения с препятствием.

При опрокидывании известного безопасного сиденья назад серьезной механической помехой, которая может нанести травму пользователю, является руль и его рулевая колонка.

Кроме того, известное безопасное сиденье в момент удара транспортного средства о препятствие фактически лишает пользователя возможности продолжать торможение транспортным средством в течение всего процесса столкновения, так как в процессе опрокидывания сиденья назад исключается возможность контакта ноги водителя с педалью тормозной системы транспортного средства.

Целью изобретения является повышение степени безопасности пользователя путем

5 расширения фчнкциональных возможностей

J сиденья.

Указанная цель достигается тем, что безопасное сиденье транспортного средства, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеющее автоматический привод, дополнительно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и поворотно-амортизирующим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания.

Безопасное сиденье снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья.

Устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксирующее устройство одностороннего действия.

Механизм фиксации сиденья содержит установленный на его спинке роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полус салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма.

Механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод.

Поворотно-амортизирующее устройство связано с установленной в указанных направляющих кареткой, которая кинематически связана с сиденьем и снабжена

4О взаимодействующим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом.

Поворотно-амортизирующее устройство выполнено составным из пружин различной жесткости.

45 На фиг. 1 показано безопасное сиденье перед его срабатыванием; на фиг. 2 то же, при его срабатывании; на фиг. 3— то же, перед столкновением автомобиля с препятствием; на фиг. 4 — то же, после столкновения; на фиг. 5 — салон, кузова автомобиля со стороны багажника; на фиг. 6 — безопасное сиденье; вид сбоку; на фиг. 7 — вид А на фиг. 6; на фиг. 8— сечение Б — Б на фиг. 6; на фиг. 9 — сечение

 — В на фиг. 6; на фиг, 10 — узел I на фиг. 9 на фиг. 11 — сечение à — Г на фиг. 9; на фиг. 12 — узел II на фиг. 9; на фиг. 13— сечение Д вЂ” Д на фиг. 12; на фиг. 14 устройство фиксации сиденья в горизон1039764

Фиг.2 тальном положении; на фиг. 15 — сечение

Š— Е на фиг. 12; на фиг. 16 — сечение

Ж вЂ” Ж на фиг. 6; на фиг. 17 — сечение

3 — 3 на фиг. 16; на фиг. 18 — сечение И вЂ” И на фиг. 16; на фиг. 19 — сечение К вЂ” К на фиг. 16; на фиг. 20 — сечение Л вЂ” Л

5 на фиг. 19; на фиг. 21 — рулевая колонка, общий вид; на фиг. 22 — ки нем атическая связь механизма включения тормозной системы и перемещения рулевой колонки; на фиг. 23 — сечение М вЂ” М на фиг. 21. !О

Устройство содержит установленное в салоне кузова 1 автомобиля 2 сиденье 3, его шарнирную опору 4, устройство опрокидывания сиденья назад, включающее в себя ручной привод 5, кинематически связанный с поворотно-амортизирующиМ- 1 устройством 6, направляющие 7, в которые установлена каретка 8, кинематически связанная с сиденьем 3. На каретке 6 установлен стопорный механизм 8 и механизм фиксации сиденья 3 после его срабатывания. состоящий из установленного на спин- ке сиденья 3 роликового механизма 10, его пружинного привода 11, при этом роликовый механизм 10 выполнен с возможностью взаимодействия с направляющими 7 путем разворота роликов при опрокиды- 25 вании сиденья 3. Ремни 12 безопасности снабжены быстроразъемными замками 13 и установленным на спинке сиденья 3 устройством дополнительной подтяжки рем ней, которое включает в себя толкатель 14, пружину 15, направляющую 16, пускофик- З0 сирующее устройство 17 и связанные с толкателем 14 рычаги 18, при этом поясные лямки 19 ремня 12 безопасности соединены с рычагами 18, а плечевые лямки 20 — с толкателем 14.

Пускофиксирующее устройство 17 включает в себя храповой механизм 21, защелка 22 которого взаимодействует с подвижной подпружиненной втулкой 23. В качестве источника энергии для опрокидывания сиденья 3 используются пружины 4г! различной жесткости: витая пружина 24 и дисковая 25, которые обеспечивают дифференцированное смягчение удара.

Фиксация сиденья в горизонтальном положении обеспечивается устройством, включающим в себя рычаги 26 включения, шарнирно соединенные с чекой 27, удерживающей в исходном положении рычаг 28 сцепления. Для смягчения удара спинки кресла о направляющие 7 установлены резиновые прокладки 29 и 30, а для обеспечения продольного движения сиденья 3 рычаг 28 сцепления снабжен дополнительными роликами 31.

Механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки состоит из рычага 32 включения указанного устройства, на который воздействует через штырь 33 кронштейн 34, пускового устройства 35 с пружиной 36, которое связано с рулем 37, и промежуточной вилки 38, при освобождении которой под действием пружины 39 происходит уборка руля 37, при этом тормозная педаль 40 посредством тяги 41 связана с рулем 37.

Устройство работает следуюцц!м образом.

При создавшейся аварийной ситуации водитель автомобиля 2 включает р; !!!о.! привод 5, при это л сраб !т! !вас!. ус !р истин опрокидывания сиде!!ья 3, назад, в результате чего происхо.!пт 3адейст!!о!!а!!!!е I!()воротно-амортизирук!.!ц го у" гро!;с га и устройства дополнитi, ü!!ÎÉ !!Одтяж!i!! рс. ней 12. При опрокидывании сиденья 3 назад задействуется механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения руля 37 для обеспечения беспрепятственного опрокидывания назад сиденья 3. После опрокидывания сиденья последнее с помощью механизм а фиксации стопорится в опрокинутом положении. В случае, если водитель не успевает заранее привести сиденье в положение благоприятное с точки зрения восприятия нагрузок водителем при столкновении, то устройство опрокидывания сиденья срабатывает автоматически вследствие стоклновения с препятствием.

Устройство позволяет расширить функциональные возможности безопасного сиденья путем обеспечения его срабатывания не только автоматически в результате непосредственного столкновения с препятствием, но и вручную до столкновения, например в случае потери управляемости автомобиля, что в целом повышает пассивную безопасность автомобиля.! 039764,1039764

Nuz.У1039764

Г-Г

1039764

Д Ж

1039764

1039764

М-М

Фиг,Z

400 2. 22

Составитель А. Любин

Редактор Л. Веселовская Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ 6564/16 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий. 113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства Безопасное сиденье транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, в частности к устройствам продольного перемещения сиденья автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам продольного перемещения сиденья транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к сиденьям автомобиля, спинка которых фиксируется в определенном положении

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к автомобильному сиденью с механизмом регулирования давления в поясничной области

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, а более конкретно к устройствам регулирования наклона спинки сидений, предназначенных для операторов локомотивных бригад, и может быть использовано в других областях народного хозяйства, например в строительных дорожных машинах и в автотранспорте

Изобретение относится к способу безопасности удержания пассажиров или водителей аварийного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для обеспечения повышенной безопасности водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия
Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к устройству с подушкой безопасности для автомобильного сиденья в соответствии с ограничительной частью п.1 формулы
Наверх