Способ получения покрытия

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ.

РЕСПУБЛИН (19) 01)!

15 (я) В 05 0 1 04

Р ." " «"> ". " .

ll ,1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2869730/23-05 (22) "15.01.80 (46) 23.09;83. Бюл. Ю 35 (72) В.Н. Коломийцев ! (53) 678.026(088.8). (5о) 1. Авторское свидетельство СССР

8 596297, кл. В 05 0 1/04, 1979 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЯ. путем осаждения в электростатическомполе на металлическое изделие порош- кообразного полимера и наполнителя

»: . с последующей термообработкой, о тл и ч а ю щ и " c я тем, что, с це-. лью получения покрытия с различным содержанием наполнителя по толщине, в качестве полимера используют политрифторхлорэтилен, а в .качестве наполнителя - .окись хрома и осаждения проводят в электростатическом поле непрерывно увеличивающемся от О, l до 4,0 кВ/см или непрерывно уменьшающемся от 4,0 до 0,1 кВ/см при одно,временном воздействии на него аэродинамической силы.

1 104

Изобретение относится к защите конструкционных материалов от коррозионных разрушений и может быть использовано для получения композицион; ных покрытий, обладающих комплексом повышенных защитных свойств на раз-. личных изделиях, изготовленных из термостойких материалов.

Известен способ получения покрытий путем осаждения в электростатическом поле на металлическое иэделие порош.кообразного полимера при напряженнос:ти электростатического поля 0,151 кВ/см с последующей термообработ"

KoH (l ).

Однако данный способ не предусматривает осаждение порошкообразной композиции и получения композиционного покрытия с требуемым распределением

\ и содержанием в нем компонентов по толщине формируемого слоя.

Цель изобретения ." получение покрытия с различным содержанием наполнителя по толщине.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения покрытия путем осаждения в электростатическом поле на металлическое изделие порошкообразного полимера и наполнителя с последующей термообработкой, в качестве полимера. используют политрифторхлорэтилен, а в качестве наполнителя - окись хрома и осаждение проводят в электростатическом поле непрерывно увеличивающемся от 0,1 до 4,0 кВ/см или непрерывно уменьшающемся от 4,0 до 0,1 кВ/см при одно- .временном воздействии на него аэродинамической силы.

Способ осуществляется следующим образом.

В качестве материалов для получения композиционного покрытия,использован порошкообраэный политри" фторхлорэтилен (Ф-ЗИ ) и окись хрома (Crr2031

Электрофиэические характеристики указанных материалов соответственно раВны: диэлектрическая проницаемость

Е 2,7 и Ен = 9,3, удельное объемное сопротивление у = 10 Ом см и

11

g 10 Ом -см.

8 и н

Иэ этих материалов готовят исходную композицию с 70 вес.3 Ф-ЗИ и

30 вес.3 Сг203 путем перемешивания ее в электростатическом поле напряженностью 2 кВ/см в течение 2-3 мин, Покрытие наносят на малогабаритнук плоскую деталь. Подготовленную порош, 2815 2 кообразную композицию засыпают в камеру для напыления. К ее верхней половине подвешивают деталь. и зазем«! ляют. Внутри камеры, в ее нижней половине, размещают взвихривающую крыльчатку, обеспечивающую создание аэродинамической силы для перевода порош" кообразной композиции в аэродисперсное состояние. Перед напылением крыль10 чатку подключают к отрицательному полюсу источника высокого напряжения.

Крыльчатка выполняет роль зарядного устройства, заряжая частицы компонентов композиции контактным способом, 1 а также в поле коронного разряда, возникающего между острыми кромками лопастей крыльчатки и заземленной деталью.

Расстояние между крыльчаткой и

20 деталью составляет 100 мм.

Нанесение покрытия осуществляют путем одновременного воздействия на композицию аэродинамической силы и электростатического поля, напряженность которого непрерывно (плав" но) увеличивают от О,1 до 4,0 кв/см, а скорость вращения вэвихривающей крыльчатки равняется 100, 300 и

600 м/мин.

Время нанесения покрытия, т.е. время, в течение которого происходило изменение напряженности электростатического поля, постоянно и равно 10, 20, .30 с.

Зависимость процентного содержания

35 окиси хрома в сформированном покрытии от изменения (при увеличении ) .напряженности электростатического по.ля, скорости вращения взвихривающей крыльчатки и времени нанесения покры"

40 тия видна из данных, приведенных в табл. l.

После нанесения на образец. порошкообразного композиционного покрытия его помещают в печь для оплавления

45 при температуре 270+5 C в течение

40 мин, а затем покрытие охлаждают в воде.

После спекания покрытие по всей поверхности детали имеет равномерную толщину и глянцевый вид.

При рассмотрении профиля среды .покрытия под микроскопом Мбй-6 при

50-кратном увеличении отчетливо виден композиционный слой с окичью хрома, примыкающий к поверхности„дета ли, с плавным уменьшением его к на,ружной части покрытия. Верхняя часть слоя практически состоит из чистого фторопласта - ЗИ.

Толщина композиционного покрытия, мкм

Изменение напряженностии кВ/см

Скорость вращения взвихривающей крыльчатки м/мин

Содержание окиси хрома в сформированном покрытии, вес.4

Время напыления композици" онного по» крытия, с

120

100

200

300

600

250

100 20 с

300 21 180

0,1-1,0

260

300

600

160

16 I 00

230

12 300

350

150

100

10

290

300

600

230 100

3 :1042

Для получения композиционного покрытия с преимущественным распределе" ем окиси хрома в наружной части слоя осаждение композиции на поверхность детали осуществляют путем непрерывного (плавного f уменьшения напряженности электростатического поля от 4,0 кВ/см . до О,1 кВ/см при тех же значениях ско- .ростей вращения взвихривающей крыль" . чатки и времени осаждения, которые приведены в табл. 1.

Зависимость процентного содержания окиси хрома в сформированном композиционном покрытии от изменения (при уменьшении ) напряженности электроста;тического поля, скорости вращения взвихриваний крыльчатки и времени на= несения покрытия видна из данных, при" веденных в табл.2. 20

Композиционные покрытия с соответствующим содержанием и распределением . компонентов по толщине сформированно го слоя получают за один технологичес кий цикл.

815 4

Термообработку композиционных покрытий проводят при тех же условиях, которые приведены выше.

При рассмотрении профиля среза ком", позиционного покрытия под микроскопом отчетливо виден слой из чистого ф-ЗИ, примыкающий к подложке, который плавно переходит в слой, состоящий из композиции, представляющей собой наружную часть покрытия.

После спекания покрытие по всей поверхности детали имеет равномерную тол" щину и шероховато.

Таким образом, управляя процессом осаждения подготовленной порошкообраз-, ной композиции при помощи аэродинамической силы и напряженности электростатического поля коронного разряда, непрерывно (плавно)- увеличива" ющейся или. уменьшающейся в момент формирования слоя позволяет за один технологический цикл получить композиционное покрытие с требуемым (для эксплуатации ) процентным содержанием в нем окиси хрома, а также ее распре" делением по толщине слоя.

Таблица 1

1042815

Продолжение табл. 1

300

0,1-2,0

20

320

600

390

280

100:.

300

310

30

600

420

24

100.

13Î

200

10

300

600

290

190

20

0,1-3,0

300

290

330

60О

100

230

300

270

600

370

100

300

100

20

170

200

600

150

100

220

0,1-4,0

300

17

300

600

100

200

ТО

300

220

30

l3 13

300

600

c »

Изменение напряженности, кйlсм

Время напыления компоэици онного по» крытия, с

Скорость вращения взвихривавщей. крыльчатки,м/мин

Содержание, окиси хрома в сфор-. мированном покрытии, . вес.3

Толщина композиционного покрытия, мкм

1042815 .Табли ца 2

150

300

235.24

600

280

23!

210

23

300

1,0-0,1

290

600

100

195

260

300

380

600

180

100

27

265

300

600

320

100

255

350

2,0-0,1

300

420

6ОО.

100

305

300

335

600

450

100

170

300

10

230

600

285

100

220

300

3,0" 0,1

29

600

360

Изменение напряженности, кВ/см

Время нанесения композиционного покрытия, с

Скорость вращения взвихрив ания" крыльчатки,м/мин

Содержание окиси хрома в сформированном покрытии; вес.3

Толщина композиционного покрытия, мкм

1042815

11родолжение табл. 2

265

100

30

300

305

600

400

100 24

300 23

130

$30

240

600 22

190

100

4,0-0,1

250

20

300

340

600

240

100

250

300

18

340

600

Составитель Ф. Вакар

Редактор С. Патрушева Техред Т.Фанта Корректор д. дзятко

Заказ 7188/10 Тираж 689 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11303$ Москва Ж-)5 Раушская наб. д. 4/$ цилиал ЙПП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Изменение напояжен1 ности кВ/см

Время нанесения композици онного понрытия, с

Скорость. вращения взвихривания крыльчатки,м/мин

Содержание окиси хрома в .сформированном покрытии, вес.4

Толщина композиционного покрытия, мкм

Способ получения покрытия Способ получения покрытия Способ получения покрытия Способ получения покрытия Способ получения покрытия Способ получения покрытия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу электростатического окрашивания полимеров

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при изготовлении электрических машин, преимущественно полых деталей асинхронных двигателей

Изобретение относится к технологии нанесения полимерных покрытий на поверхности изделий путем термодинамического осаждения порошка пневмоэлектростатическим напылением на металлические поверхности крупногабаритных конструкций, например, в полевых условиях

Изобретение относится к способам и устройствам для распыления дисперсных материалов, предусматривающих приложение высокого напряжения к массе дисперсного материала

Изобретение относится к области нанесения пленок или покрытий на субстрат

Изобретение относится к способу изготовления тонкостенного изделия, согласно которому многокомпонентный материал 1 на основе полимера, включая пластики и эластомеры, распыляют II в электрическом поле Е в электрически заряженном состоянии на форму 2, после чего изделие непосредственно после отделения его от формы представляет собой, по меньшей мере внешне, полностью готовый продукт

Изобретение относится к технике нанесения покрытий в электростатическом поле и может быть использовано в устройствах электростатического промасливания в черной металлургии

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для повышения износостойкости деталей пары трения сочленения, например, колесо-рельс железнодорожного транспорта

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, а именно к средствам пропитки древесных заготовок защитными составами
Наверх