Антифрикционный материал на основе железа

 

„„Я0„„1044657

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3320956/22-02 (22) 17.07.81 (46) 30.09.83. Бюл. N 36 (72) Ю.Н.Васильев, Г.А.Швецова, . В.Я.Берент и А,B.Ëàâðoâ (71) Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта и Государственный научно-исследовательский институт, конструкционных материалов на основе графита (53) 669.018,24:621,762(088,8) (56) 1. Федорченко И.М. и Пугина Л.И, Композиционные спеченные антифрикционные материалы. Киев, "Наукова думка", 1980, с.242-244.

2, Авторское свидетельство СССР N 888987, кл. С 22 С 33/02, 1980. зы> С 22 С 38/16; С 22 С 33/02 (54)(57) АНТИФРИК1 ИОНН и МАТЕРИАЛ HA.

ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА, содержащий медь и фосфатную добавку, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения износостойкости при работе во влажной среде в интервале температур 100-600 С, он в качестве фосфатной добавки содержит алюмохромфосфаты или хромфосфаты при следующем ,соотношении компонентов, вес.ь:

Медь 13 15

1 Алюмохромфосфаты .или хромфосфаты 0,05-2,0

Железо Остальное

1044657

1

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к антифрикционным материалам на основе

:железа, которые используются для высокотемпературных узлов сухого трения, работающих в широком интервале температур и влажности окружающей среды.

Известен антифрикционный материал на основе железа, содержащий 0,5- 10

20 ь меди (1 ) .

Недоста ток указанного материалаего невысокая износостойкость, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является антифрикционный материал (2 ) на основе железа, имеющий следующий состав, вес.Ф:

Медь 13-15

Ультрафосфаты марганца 0,05-1,5

Железо Остальное

Однако известный материал имеет недостаточную износостойкость при работе и хранении в атмосфере с нормальной и особенно повышенной влажностью. Кроме того, ультрафосфаты марганца, входящие в состав известного материала, обладают низкой гидролитической стойкостью, в результате 30 лего при работе и хранение с нормальной и особенно повышенной влажностью быстро разлагаются с образованием фосфорной кислотьг, ускоряющей коррозию железного каркаса материала, что влечет эа собои снижение его из- 35

НОсостойкости.

Так, например, интенсивность изнашивания известного материала, содержащего 0,5 вес. i Ультрафосфатов марганца, при трении всухую в паре со

40 сталью при скорости скольжения 4 м/с и нагрузке 5 кгс/см после хранения в течение года при нормальных услоо виях составляет при 100 С 9, при

300 С 4, при 600 С 8 мкм/км, в то . время как непосредственно сразу же после приготовления образцов износ о материала составляет при 100 С 2, при 300 С 1, при 600 С 1,5 мкм/км, 50

Таким образом, интенсивность изнашивания известного материала после хранения в течение года при нормальных условиях возрастает в 4-5 раз.

Цель изобретения - повышение изно- 55 состойкости при работе во влажной среде в интервале температур 100600оС.

Указанная цель достигается тем, что антифрикционный материал на основе железа, содержащий медь и фосфатную добавку, в качестве фосфатной добавки содержит алюмохромфосфаты или хромфосфаты при следующем соотношении компонентов, вес.4:

Медь 13-15

Алюмохром- фосфаты или хромфосфаты 0,05-2,0

Железо Остальное

Вводимые в состав предлагаемого материала алюмохромфосфаты (АХФС) или хромфосфаты (ХФС) при нагревании дегидрируются. При отвердевании связующего на поверхности зерен образуются водостойкие стекловидные пленки фосфатов, защищающие металл от окисления и увеличивающие прочность межзеренной связи в материале, в результате чего повышается износостойкость материала.

При введении в спеченный каркас

АХФС или ХФС в количестве менее

0,5 вес.ь пленки получаются недостаточно плотными, а при содержании

АХФС или ХФС более 2 вес. связующее может вызвать усиленную коррозию приповерхностного слоя, что также отрицательно сказывается на износостойкости материала.

Содержание меди в спеченном материале до пропитки фосфатами должно .быть в установленных пределах (13-.

15 вес.Ф,)так как при содержании

12 весД меди и меньше получается, материал с высокой прочностью (20-25 и соответственно низкими механическими свойствами, а при содержании

16 вес, i меди и больше в спеченном материале поры получаются закрытыми и их недостаточно для введения необходимого количества и обеспечения равномерного распределения фосфатов по.сечению образца.

Пример. Порошки железа марки

ПЖ2МЗ (ГОСТ 9849-74) и меди марки ПМС-2 (ГОСТ 4260-78) смешивают в необходимой пропорции, уплотняют прокаткой или прессованием и спекают в среде осушенного водорода в течение

1,5 4; при 1150 С. Спеченные пористые заготовки помещают в автоклав. Откачивают из автоклава воздух до остаточного давления 5-10 мм рт.ст., после чего в автоклав подают водный раст, вор АХФС (ТУ 6-18-166-73 ) или ХФС необходимой концентрации.

1044657 ф

О

Пропитка образцов насыщенным вод- ратуры от 20 до 400 C со скоростью ным раствором АХФС (плотность 1,82 r/см) 25 С/ч. Такая термическая обработка о обеспечивает содержание алюмохром- . стабилизирует свойства пропитанного фосфатов в материала ? вес. i. Раз- спеченного материала, в результате бавление насыщенного раствора водой чего получают материал, содержащий же" в 2,; 5; 10; 100 и 1000 раз уменьшает лезо, медь и алюмохромфосфаты или содержание алюмохромфосфатов или хром. хромфосфаты. фосфатов в материале соответственно до 1,4; 0,7; 0,4; 0,15 и 0.05 вес А. В таблице представлены результаты

Время выдержки под слоем раствора. 10 испытаний материала предлагаемого составляет 15-30 мин в зависимости состава в сравнении с известным. от размеров заготовок. Антифрикционные свойства материаПропитанные образцы для обеспече" ла определяют при трении всухую в ния водостойкости подвергают термо- паре со сталью при скорости скольжеобработке в муфельной печи в засыпке 1 ния 4 м/с и нагрузке 5 кгс/см2после из кокса или в атмосфере инертного хранения образцов в течение года при

% газа с постепенным повышением темпе- влажности округ ающей среды 60- 03.

104465У

- Ф л

С!

CD

И1

СЧ

LA

О

LA

CD! О л

LA

CD ао

SO

Z л

Э Э а а .0

11» Ф х а

Э Э

X C

=1

S Э

® 1Ф X о а

М C

OO

LA

О!

Ч О

LA О л

О. О л

LA

LA

О (Ч м

1

1

I О

1 CD л

I

)S

Yl

Е

Э

f5.

I !

g с

С?

Э а

CD

СО

О1 О

CO

LA

О

СЧ л

О (> в

X S

m а

S С<> о

1- й1 иу Э о а

I )

Ф °

S K Ф

u s n.

SSЭ

Э 4) C

I- Ф

Х Х Э

3 I (Ч

1

1 О

О л

Л

I1I а о о

I сЧ

Е л Е

u u о 1Y x () в х

1 а

% К N

CC III K о х m сЧ л сЧ

Сп л

1. СХ

1 II fP

Э !

u s

Ф ? а е. и

5 % I

1 3Е а

I Э с

Э I X

ССГ 1эои аао с сх

1

fg

I- Э и о о х

I

I

I !

О л

CD оо и

Э 1

Ф 1 л

Ф 1 (Q ! и о (\ I

1Л е х

-:г е

S <.Э

-. е

s x

I-. Х (Q IQ

Cg

LA

CD е i и а о е

f3.!

»»

Э III

1- !Е о

Ф !

>s а л х х

I- Э и ц э и

Ф о

6 C

Л «

IC. Э

X S

Х Х

Э Э х т

Э

I- Ф

Я ° S а! Ф

I CL

I . .IQ о!

I 1

I 1

О

1 О 1

I O

1 I

l 1

1 I

О

I О 1 сл

1 1 л — — 4

1 l

1 О 1

1 О I

1 О 1

1 1

» 4

1 1

I CD

О

1 (1 1 ! I

I 1 — I сЧ сЧ CV -Ф ! 1 !

<Ч г! . - !Л о и

ЕГЪ

S ! \ .й

6)

It!I а

О (II

Z

CQ

Э

S а с:

7 1044657 8

Иэ таблицы видно, что испольэо- во влажной среде позволяет создавать вание предлагаемого материала позво- узлы трения, работающие без смазки ляет увеличить износостойкость со- при повышенных температурах и влажпряженных деталей более, чем в два ности окружающей среды, увеличить их

Таким образом, более высокая иэно-. долговечность и расширить диапазон состойкость предлагаемого материала применения

Составитель 3.3алманова

Редактор С.Квятковская Техред В.Лалекорей Корректор Л.Бокшан

Заказ 7465/22 Тираж 627 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Антифрикционный материал на основе железа Антифрикционный материал на основе железа Антифрикционный материал на основе железа Антифрикционный материал на основе железа Антифрикционный материал на основе железа 

 

Похожие патенты:
Наверх