Радиально-осевое колесо турбины

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.. (19) (1И

3(511 F 01 D 5/04 (p,. -»

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, )-;: — :

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

-й:.л2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ И306РЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3443489/24-06 (22) 24.05.82 (46) 30.09.83. Бюл. 9 36 (72) М.Б, Биржаков, Л.С. Гринкруг, В.В. Литинецкий и S.И. Берман (53) 621.438(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 641130, кл. F 01 D 5/34, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

В 659766, кл. F 01 D 5/34, 1976. (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. И.И. Ка-. линина (54)(57) 1. РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЕ КОЛЕСО

ТУРБИНЫ, содержащее диск с расположенными на нем и сопряженными между собой радиальными и осевыми лопат" нами, хвостовики осевых лопаток установлены в пазах диска, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения экономичности турбины, диск в зоне сопряжения лопаток снабжен радиальными каналами, а хвостовики осевых лопаток или диск — отверстиями, сообщенными;с каналами непосредственно, а с областью низкого давления турбины при помощи регулирующего элемента.

1044797 2. Колесо по и. 1, о т л и ч а-» ю щ е е с я тем, что регулирующий элемент выполнен в виде клапана с приводом.

Изобретение относится к турбиностроению, касается радиально-осевых колес турбины.

Известно радиально-осевое колесо турбины, содержащее диск с расположенными на нем и сопряженными между собой радиальными и осевыми лопатками $1 ).

Недостатком данного колеса является низкая экономичность турбины из-за отрыва пограничного слоя в области перехода потока из радиального направления s осевое. .Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является радиальноосевое колесо турбины, содержащее диск с расположенными на нем и сопря женными между собой радиальными и осевыми лопатками, хвостовики последних из которых установлены в пазах диска, причем диск выполнен из левого и правого полудисков C2 .

Однако и такое выполнение радиально-осевого колеса турбины не обеспечивает высокой экономичности турбины из-за отрыва пограничного слоя в области перехода потока из радиального направления в осевое.

Цель изобретения — повышение экономичности турбины.

Указанная цель достигается тем, что в радиально-осевом колесе турбины, содержащем диск с расположенными на нем и сопряженными между собой радиальными н осевыми лопатками, хвостовики осевых лопаток установлены в пазах диска, диск в зоне сопряжения лопаток снабжен радиальными каналами, а хвостовики осевых лопаток или диск — отверстиями, сообщенными с каналами непосредственно, а с областью низкого давления турбины при помощи регулирующего элемента.

При этом регулирующий элемент может быть выполнен в виде клапана с приводом или в виде сменной пробки с калиброванным отверстием.

На фиг. 1 изображено радиальноосевое колесо турбины с регулирующим элементом, выполненным в виде

3. Колесо по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что регулирующий . элемент выполнен в виде сменной пробки с калиброванным отверстием.

2. клапана с приводом, продольный раз рез, на фиг. 2. — то же с регулирующим элементом, выполненным в виде сменной пробки с калиброванным отверстием.

Радиально-осевое колесо турбины содержит диск 1 с расположенными на нем и сопряженными между собой радиальными и осевыми лопатками 2 и 3 соответственно, хвостовики 4 последних из которых установлены в пазах диска 1. Диск 1 в зоне сопряжения лопаток 2 и 3 снабжен радиаль,ными каналами 5., а хвостовики 4 осевых лопаток 3 снабжены отверстия15 ми 6 или диск 1 — отверстиями 7, сообщенными с каналами 8 непосредственно, а с областью низкого давления турбины при помощи регулирующего элемента. При этом регулирующий

Я элемент может быть выполнен в виде клапана 9 с приводом 10 или в виде сменной. пробки 11 с калиброванным отверстием 12.

При работе радиально-осевого ко25 леса турбины в области сопряжения радиальных и осевых лопаток соответственно 2 и 3 образуется эона отрыва пограничного слоя, в которой ,происходит интенсивное вихреобразо30 ванне. При этом резко возрастают потери в радиально-осевом колесе турбины. При наличии радиальных каналов 5 в зоне отрыва пограничного слоя последний вследствие сообщения

З5 их посредством отверстий б в хвостовиках 4 осевых лопаток 3 или отверстий 7 в дисках 1 и каналов 8 с областью низкого давления турбины отсасывается. При этом отрыв

40 устраняется или уменьшается.

Для подбора наиболее экономичного режима турбины регулируют отсасываемый пограничный слой регулирующим элементом. Регулирование с помощью сменной пробки 11 с калиброванным отверстием 12 производят путем подбора пробок 11 с необходимым диаметром отверстия 12 во время испытаний турбины. Таким образом, предлагаемое выполнение радиально-осевого э0 колеса турбины позволит повысить экономичность турбины.

1044797

Фиг.L

Составитель Н.Фетисова

Техред й.цетелева Корректор A.Èëüèí

Редактор Н.Кешеля

Тирам 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7492/29

Филиал ППП "Патент", r. Увгород, ул. Проектная; 4

Радиально-осевое колесо турбины Радиально-осевое колесо турбины Радиально-осевое колесо турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбостроения, а его объектом является рабочее колесо радиально-осевой ступени турбомашины, преимущественно энергетической стационарной паровой турбины

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, а более конкретно к рабочим колесам турбомашин газотурбинных двигателей
Наверх